- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Мягкий знак после шипящих на конце наречий (7 класс)
Мягкий знак после шипящих на конце наречий (7 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Володина М.В. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Володиной М.В.
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Цели:
1). Изучить правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи; выработать умение находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.
2). Воспитывать любовь к родному языку.
3). Развивать способности использовать полученные знания в устной и письменной речи, использовать ранее полученные знания при усвоении нового материала.
Методические приемы: слово учителя, беседа, работа с таблицами, выполнение упражнений.
Оборудование: учебник М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, доска, таблица
Ход урока:
-
Орг.момент..
-
Актуализация опорных знаний.
Репродуктивная беседа: На предыдущих занятиях вы подробно изучали такую часть речи, как наречие. Вспомните, что же такое наречие, что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, какую роль в предложении выполняет. ( Наречие - самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы как? когда? где? куда? зачем? с какой целью? в какой степени? и др. Наречия не изменяются. В предложении чаще всего бывают обстоятельствами.)
Слово учителя: Ребята, прочитайте предложение, написанное на доске: « Лошади шарахнулись и рванули вскач(?)» найдите здесь наречие. Как вы думаете, почему на конце наречия стоит вопросительный знак? А значит, чему мы должны научиться на уроке? (правилу написания мягкого знака на конце наречий) Запишем тему урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Сегодня нам предстоит выяснить, в каких случаях на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак. Но сначала вспомним, в каких случаях мягкий знак пишется после шипящих в других частях речи. И для этого сейчас запишем небольшой словарный диктант. Задание: записать под диктовку, определить часть речи и выделить орфограммы:( ученик у доски, остальные в тетрадях)
Помощь в решении задач, молодой врач, золотая рожь, стеречь дом, много груш, верный товарищ, богатырь могуч, спрячь, камыш, ходишь в школу, ветер свеж, из печи калач горяч, солнечный луч, отрежь хлеба.
Теперь на основе этого упражнения заполним таблицу «Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи». Таблица начерчена на доске заранее.
Часть речи
Ь пишется
Ь не пишется
Существительное
Прилагательное
Глагол
Наречие
Заполнение таблицы: вместе с ребятами
Часть речи
Ь пишется
Ь не пишется
Существительное
Ж.р. 3 скл (молодежь, рожь, ночь)
М.р. 2 скл (врач, плащ)
Мн.ч. Р.п. (луж, туч)
Прилагательное
-
В кратких прил. (пахуч, горяч, хорош)
Глагол
Н.ф. ( беречь)
Повелит наклон. ( отрежь)
2л. ед.ч (ходишь, видишь)
-
Наречие
???
???
оставим место в таблице. заполним её чуть позже
3). Изучение нового материла
а) формулировка гипотезы:
Ребята, давайте попробуем увидеть закономерность в написании мягкого знака после шипящих в конце наречий, а для этого я вам предлагаю проанализировать следующие словосочетания: упасть навзничь, распахнуть окно настежь, хочется невтерпеж.( Предположения ребят).
А теперь сверимся с учебником.(Просим одного из учеников прочесть правило с. 122).
«После букв ш и ч на конце наречий пишется мягкий знак. После буквы ж мягкий знак пишется только в слове настежь.»
Вернемся к нашей таблице и заполним её.
Наречие
После ш и ч ( вскачь, сплошь)+ настежь
После ж (уж, замуж, невтерпеж)
Кроме: Настежь
Первичное закрепление. Слова без пропусков записаны на доске, необходимо объяснить, почему написали так, а не иначе. Ребята отвечают поочередно.
Задание на доске
Выполненное задание
Вскачь, замуж, точь-в-точь, прочь, настежь, навзничь, невтерпеж, сплошь
Вскачь (ь пишется, т.к. после ч), замуж (после ж ь не пишется), точь-в-точь(ь пишется, т.к. после ч), прочь(ь пишется, т.к. после ч), настежь(искл по правилу из учебника), навзничь(ь пишется, т.к. после ч), невтерпеж(после ж ь не пишется), сплошь (после ш пишется ь)
Вторичное закрепление.
Выполним упр. 264 с.122( прочитать стихотворение Я. Козловского «Исключение из правил» Сформулировать на основе стихотворения правило о мягком знаке после шипящих на конце наречий)(+ ответы ребят и комментарий учителя :Ребята, это правило можно запомнить очень простым способом. В русском языке существует только 3 наречия, в которых не пишется мягкий знак после шипящих: уж, замуж, невтерпеж. Во всех остальных мягкий знак пишется. Можете отметить это в тетрадях для таблиц.
Выполним упражнение № 263 с. 122( ученик у доски, остальные в тетрадях)
Под диктовку учителя ребята записывают предложения, вставляют мягкий знак, где это требуются, объясняют свой выбор(несколько учеников выполняют у доски, остальные в тетрадях)
-
Опечалился Иван-царевич() и отвечает:
- Как тебя замуж( ) возьму? Меня люди засмеют! (Русская народная сказка «Царевна-лягушка» ).
2. Еще земли печален вид,
А воздух уж( ) (нареч.) весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ф. И. Тютчев
3. С горы вскачь(нареч), а в гору хоть плачь(гл, повел накл).
4. Ищешь вчерашний день, а он уж (нар) прошел.
5. Для дорогого гостя и ворота настежь (нареч).
-
Дополнительно:
Подберите синонимы-наречия, оканчивающиеся на шипящие. Как их следует писать?
Очень быстро - вскачь.
Уйти в сторону - прочь.
Распахнуть - настежь.
Ударить с размаху - наотмашь.
Упасть вверх лицом - навзничь.
Открыть до конца - настежь.
Отсутствие терпения - невтерпёж.
Густо засыпать - сплошь.
-
Составьте свои предложения с наречиями на шипящий.
Подведение итогов
На занятии мы повторили правила написания мягкого знака после шипящих на конце различных частей речи. Познакомились с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Заполнили таблицу, иллюстрирующую употребления мягкого знака на конце слов после шипящих. Закрепили знания в ходе выполнения письменных упражнений.
Домашнее задание: Выучить правило стр.122, выполнить упражнение 265 с. 123