Уроки связной речи. 9 класс. (Материалы к рабочей программе по русскому языку)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9 КЛАСС

УРОКИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ


Сентябрь

Сочинение повествовательного характера с опорой на личные впечатления от экскурсии по городу «Осень пришла в Челябинск» с предварительной отработкой сюжета, словаря.

Осень пришла в Челябинск

План наблюдений на экскурсии:

1. Небо, солнце (облака, тучи, цвет).

2. Деревья, кустарники, другие растения.

3. Птицы.

4. Животные.

5. Краски осени.

6. Настроение.

Пример 1

Осень пришла в наш город. В первый день осени все школьники Челябинска пошли учиться в школу. Дни становятся всё короче и короче. Пожелтели листья на деревьях и кустарниках, пожухла трава на газонах возле дома и в скверах. С каждым порывом ветра листья, кружась, падают на землю всё больше и больше. Они мягко шуршат под ногами прохожих. Птицы скоро улетят на юг. Исчезли грачи и стрижи. Синички и воробьи утепляют свои гнезда.

Прошёл первый месяц осени. На небе ещё светит тёплое солнышко. Но всё чаще хмурится небо. И вот уже тучи стали заволакивать небо. Началась пора холодных и проливных дождей. А после дождя стоят большие лужи, по которым можно пускать кораблики из бумаги и из листьев. А из опавших листьев можно построить кучи и прыгать в них с горки. Всё-таки мне нравится золотистая и холодная осень.

И вдруг устанавливаются тёплые и ясные дни. В воздухе летит серебряная паутинка. Настаёт время, которое называется «бабье лето». Все горожане радуются последним тёплым денькам. Впереди Челябинск ждёт холодная уральская зима. Ведь у каждого времени года своё расписание.


Октябрь

Изложение текста (с элементами описания) с предварительной отработкой всех его элементов. Использование образных элементов языка «Кусок хлеба» (По Р.Перескокову)

Кусок хлеба

Мне было девять лет, когда началась война… Опустели полки магазинов, а возле хлебных лавочек, как гигантские змеи, росли очереди. Появились хлебные карточки, по ним выдавалось триста граммов черного, непропеченного хлеба на человека.

Обычно в магазин выкупать хлеб ходил я. Мать просила меня:

- Сынок, ради всего святого, не потеряй карточки! В них теперь вся наша жизнь.

И я берег их, как мог.

Но однажды вдруг потерял эти драгоценные бумажки. Я перерыл всё в доме, осмотрел комнаты, дорожку в саду, вывернул все карманы. Карточка исчезли. Я ревел от горя. Голод ожидал и меня, и мать, и мою маленькую сестрёнку.

Не помню, как я оказался в маленьком деревянном ларьке возле хлебозавода. Увидев моё зареванное, опухшее от слёз лицо, продавщица всё поняла. Она отрезала и подала мне кусок свежего, ещё горячего хлеба. Радость захлестнула меня. Горячие слёзы снова хлынули из моих глаз. Я подумал, что есть ещё на свете добрые люди.

Я прибежал домой, разрезал кусок на три части и сразу же съел свой кусочек. Остальные два кусочка оставил матери и сестрёнке.

С тех пор прошло уже много лет, однако такого вкусного хлеба я никогда больше в жизни не ел.

( По Р. Перескокову)

  1. Сколько лет было мальчику, когда началась война? (Мальчику было ….. лет, когда…)

  2. Сколько граммов хлеба выдавали по хлебным карточкам? (По хлебным карточкам выдавали …)

  3. О чем просила мальчика мать? ( Мать просила мальчика, чтобы он…)

  4. Какое несчастье однажды произошло с мальчиком? ( Однажды мальчик потерял…)

  5. Что он сделал, чтобы найти хлебные карточки? ( Он перерыл…, осмотрел…, вывернул…)

  6. Почему мальчик ревел от горя? ( Мальчик ревел от горя, потому что…)

  7. Кто пожалел мальчика и подал ему кусок свежего еще горячего хлеба?

  8. О чем подумал мальчик? ( Он полумал о том, что……)

  9. Как он поступил с оставшимися кусочками хлеба? (Мальчик разрезал кусок на….)

  10. Почему мальчик на всю жизнь запомнил вкус этого хлеба? (Мальчик на всю жизнь запомнил вкус этого хлеба, потому что…)

Рин Перескоков. Кусок хлеба./

Литературно - публицистический альманах «Синегорье».

Челябинск: Изд - во «Автограф», 1995, с. 216


Ноябрь

Деловое письмо. Автобиография. (По данному плану)

Автобиография (образец)

Я, Иванов Дмитрий Петрович, родился 26 августа 1995 года в городе Челябинске.

Мои родители:

Мать - Иванова Мария Федоровна, 1972 года рождения, работает продавцом в киоске «Роспечати»

Отец - Иванов Петр Иванович, 1970 года рождения, инвалид 1 группы, нетрудоспособен

В 20.. году я поступил в школу № 72 в 1 класс.

В настоящее время учусь в 9 классе. Овладеваю профессией слесаря.

Мой адрес регистрации: г. Челябинск, Комсомольский пр., д.68, кв.55.

20.11.11

Иванов Д.

План автобиографии

1. Фамилия, имя, отчество

2. Дата и место рождения.

3. Родители, место их работы.

4. Время учебы в школе.

5. Полученная профессия.

6. Домашний адрес.

7. Дата и подпись.

Декабрь

Сочинение творческого характера «Мой лучший друг»

Сочинение может быть написано в форме письма к другу по переписке и содержать сведения о характере, интересах и привязанностях адресата.

Мой лучший друг.

( Задание: записать текст в форме письма другу)

Пример 1.

Я хочу рассказать о моем друге Сергее. Ему пятнадцать лет. Он обычный нескладный подросток, с вечно торчащими вихрами и ссадинами на руках. Примечательные у него только глаза: они большие, круглые, широко открытые, серого цвета. Когда я смотрю на Сергея, мне кажется, что он удивлен всем, что видит, поэтому хочет все понять и узнать. Сергей - спортсмен-пловец. У него второй взрослый разряд по вольному стилю, но он никогда этим не гордится. А только изредка пользуется: иногда спорит с ребятами, что первым доплывет до другого берега пруда, или скажет, что дольше всех просидит под водой. Но это не главное в его характере.

Он в прошлом году спас меня, после этого мы особенно сдружились. Я плохо плаваю, но никогда в этом не признавался никому. Сергей предложил плыть к острову посреди реки. Все поплыли, а я почему-то испугался и стал молча тонуть. Сергей увидел и вытащил меня. Потом он занимался со мной, теперь я «сносно плаваю», как отмечает мой друг.

Нo и я помогаю Сергею в учебе, когда он отстает или чего-нибудь не понимает. Он часто уезжает на соревнования, подолгу бывает на сборах, много пропускает учебных занятий. Сергей сообразительный, когда я ему объясняю трудный материал, он быстро «схватывает» и хорошо все усваивает.

В свободное время мы любим с другом поиграть в футбол или хоккей, почитать интересную книгу, просто обменяться мнениями об интересном фильме.

Мы дорожим нашей дружбой.

Пример 2.

Моя подруга.

У меня есть хорошая подруга. Её зовут Вероника. Мы с Вероникой дружим с раннего детства, потому что живем в одном доме. Она старательна и терпелива, поэтому в школе получает в хорошие отметки. Самые любимые уроки моей подруги - литература и русский язык. Из увлечений Вероники я бы отметила волейбол, баскетбол и пионербол. Помимо шитья Вера любит смотреть телевизор. Ей нравятся научно-популярные фильмы о животных и тайнах нашей планеты. Еще Вероника любит шить себе костюмы и платья, потому что занимается в юношеской студии моделирования одежды. У Вероники есть котенок, которого зовут Пушок. Вероника любит с ним играть. Еще моя подруга красиво рисует.

Вероника - красивая девушка. У нее большие карие глаза и длинные светлые волосы до пояса. Волосы Вероники - предмет зависти всех ее подруг. Вероника очень аккуратна, все ее вещи лежат на своих местах, тетради и учебники в обложках, чтобы не терлись и не пачкались. И дома у нее всегда порядок, потому что Вероника не боится труда и с радостью помогает своей маме убирать и готовить. Бывало, что мы с моею подругой и ссорились,но в итоге мы все-таки вместе. Люблю её, как саму себя. Одевается Вероника со вкусом и умеет даже самый простой наряд украсить ремешком, сумочкой или подходящим по цвету платком, шарфиком. После окончания школы Вероника собирается учиться на дизайнера, чтобы самой моделировать костюмы для театра и кино. Но самое главное то, что Вероника - отличная подруга, а значит, никогда не подведет и не оставит меня в беде. Вот такая у меня подруга!

Январь

Деловое письмо с предварительным изучением формы и правил написания. Заявление.

Заявление (форма)

Кому?____________________________


От кого?__________________________



Название деловой бумаги (форма)

_______________________________ .


Прошу____________________________________________________________

________________________________________________________________ .

Число

_________

Подпись

________________

Февраль

Описание картины с изображением пейзажа. Составление плана описания, подбор образных средств языка.

Описание картины Б.Яковлева «На Урале»

На картине Яковлева «На Урале» мы видим Уральские горы. Вдали горы сплошь покрыты лесами. А вблизи на склонах редко растут деревья, похожие на усталых путников.

На переднем плане картины расположен рудник, где добывают горную руду. Он находится на дне котловины. Внизу стоят старые деревянные здания, чёрные от копоти и дыма. Наверх идет рельсовый путь. По нему движется паровоз, который везет полные платформы с рудой.

Рабочих на картине не видно. Они работают под землей, добывают руду. Но вся картина наполнена движением: гудит паровоз, клубится дым, стучат колеса.


Март

Изложение текста (с элементами описания) с предварительной отработкой всех его элементов. Использование образных элементов языка.

Слепой заяц

В конце октября я охотился на зайцев. В нескольких километрах от Челябинска было поле, засаженное капустой. Капусту давно убрали, но местами еще лежали ворохи зеленого капустного листа, кочерыжки. Сюда часто забегали зайцы.

Не прошел я и сотни метров, как трава впереди зашевелилась, из-за кочки выскочил заяц и неуклюже запрыгал от меня. Заяц, делая странные прыжки, с разгону ударился об пенек и остановился. Я бросился к нему. Прижав к себе косого обеими руками, я осмотрел пленника. Заяц оказался слепым! Веки обоих глаз были словно склеены. Беляк был очень худой, мелко дрожал и временами делал попытки вырваться.

Что же делать? Отпустить косого - пропадет.

Дома я занялся слепцом. С помощью сына я очистил с век беляка засохший гной и грязь, промыл глаза. Наш слепец прозрел! Он удивленно таращил глаза, перестал верещать. На ночь мы поместили зайца в сарай, дали ему капустных листьев, моркови. Утром сынишка отнес его в школу в живой уголок.

Апрель

Сочинение творческого характера с привлечением сведений из прочитанных книг и описанием характера героя на материале уроков чтения М.Шолохова «Судьба человека»

Материал к сочинению «Образ воина в рассказе Михаила Шолохова "Судьба человека"»

В конце 56 г. М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ "Судьба человека". Это рассказ о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу Родине.

Андрей Соколов - скромный труженик, отец большого семейства - жил, работал и был счастлив, но грянула война. Соколов, как и тысячи других, ушел на фронт. И тут все беды войны нахлынули на него: был контужен и попал в плен, кочевал из одного концлагеря в другой, пытался бежать, но был пойман. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но русская гордость и человеческое достоинство помогали находить в себе мужество и всегда оставаться человеком. Когда комендант лагеря вызвал Андрея к себе и грозил лично расстрелять его, Соколов не потерял человеческое лицо. Андрей, не стал пить за победу Германии, а сказал, что думал. И за это даже садист-комендант, лично бивший пленных каждое утро, зауважал его и отпустил, наградив хлебом и салом. Этот подарок был разделен поровну между всеми пленными.

Позже Андрей все-таки находит возможность бежать, прихватив с собой инженера в чине майора, которого возил на машине. Но Шолохов нам показывает героизм русского человека не только в борьбе с врагом. Страшное горе постигло Андрея Соколова еще до конца войны: от бомбы, попавшей в дом, погибли жена и две дочери, а сына подстрелил снайпер уже в Берлине в самый день Победы, 9 мая 1945г. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела потеря родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу 5 лет, у которого война отняла родителей.

Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу и, благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. Соколов говорит: "Ночью - то погладишь его сонного, волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становиться легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя". Всей логикой своего рассказа Шолохов доказал, что его герой не может быть сломлен жизнью, потому что в нем есть то, что сломать нельзя: человеческое достоинство, любовь к жизни, Родине, к людям, доброта, помогающая жить, бороться, трудиться.

Андрей Соколов прежде всего думает об обязанностях перед близкими, товарищами, Родиной, человечеством. Это для него не подвиг, а естественная потребность. И таких простых чудесных людей много. Именно они и выиграли войну, и восстановили разрушенную страну, чтобы жизнь продолжалась дальше и была лучше, счастливее. Поэтому Андрей Соколов близок, понятен и дорог нам всегда.

Русскому человеку были навязаны ужасы Второй Мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа "Судьба человека". Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова, в основном, не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Вдали от Родины Андрей Соколов пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое мужество, до конца оставался человеком.

Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни "для себя": семью, любовь, счастье. Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела воронка от немецкой авиабомбы. История не может предъявить Андрею Соколову счета. Он выполнил перед нею все человеческие обязательства. Но вот она перед ним за его личную жизнь - в долгу, и Соколов осознает это. Он говорит своему случайному собеседнику: "Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: "За что же ты, жизнь, меня так покалечила?" Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!".

Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумою. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил сиротскую душу и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни.

Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы. Смысл названия рассказа в том, что человек, несмотря на все тяготы и невзгоды, все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!


Май

Деловое письмо с предварительным изучением формы и правил написания. Доверенность. Расписка.

Доверенность (образец)

Я, Иванов Дмитрий Петрович, доверяю Попову Кириллу Алексеевичу получить почтовый перевод в сумме 1 000 (одной тысячи) рублей.

10.05.12

Иванов Д.П.

Подпись верна.

Главврач больницы № 9 Сидоров В.А.

Название деловой бумаги (форма)

_______________________________ .


Я,(ФИО)___________________________________________________________

___________________________________________________________________.

Число

_________

Подпись

________________


Расписка (образец)

Я, Иванов Дмитрий Петрович, взял в долг у Попова Кирилла Алексеевича 1000 (одну тысячу) рублей.

Обязуюсь вернуть долг в течение месяца, до 10.06.12.

10.05.12

Иванов Д.П.


Название деловой бумаги (форма)

_______________________________ .

Я,(ФИО)___________________________________________________________

________________________________________________________________ .

Число

_________

Подпись

________________


Задание. Прочитайте текст. Исправьте допущенные неточности. Запишите верный вариант.

Расписка

Я, Сидорова Мария, получила деньги от учителя на покупку цветов для кабинета истории.

Сидорова

Дополнительные материалы

Сочинение-повествование по картине известного художника. Предварительная отработка плана и словаря к каждому пункту плана.

Сочинение-повествование по картине Н.Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском».


Сочинение творческого характера «Расскажи о себе»

Сочинение может быть написано в форме письма к другу по переписке и содержать сведения о характере, интересах и привязанностях пишущего.


Описание характера героя на материале уроков чтения с предварительной отработкой этого материала.

Описание характера героя на материале уроков чтения Куприна «Тапёр»

Составление автобиографии по данному плану.


Изложение научного текста или статьи учебника географии, естествознания.

Статья из журнала «Уральский следопыт»

В 2011 году исполнилось 310 лет с момента получения первого чугуна на Урале. По воле Петра I было положено начало большой уральской металлургии. Это ведущая отрасль народного хозяйства Урала.

Развитие уральской металлургии базировалось на большом количестве месторождений железных руд и обилии лесов для выжига древесного угля.

Более трехсот лет Урал был основной базой металлургии России. В это время практически все виды вооружения и гражданской продукции в стране производились из уральского металла. Россия паха и жала, копала и рубила железом Урала.

В годы Великой Отечественной войны из уральской стали изготовлялись все средства борьбы с врагом, начиная от саперной лопаты и кончая танками.

В настоящее время на долю Урала приходится четвертая часть производства черных металлов.

Сочинение с элементами рассуждения на материале уроков труда. Предварительная отработка плана и словаря.

Трудом красив и славен человек.

Всё, что создано на земле, создано трудом человека. Много рабочих профессий на свете. Какую выбрать? Кем стать?

В школе я овладеваю профессией штукатура-маляра. Наша учительница немало потрудилась, пока мы научились правильно и быстро штукатурить стены, аккуратно белить, клеить обои. Больше всего мне нравится выкладывать плитку. После школы я продолжу обучение по данной профессии уже в училище, где закреплю полученные знания.

Я думаю, что смогу стать хорошим специалистом. Ведь эта работа всегда нужна и важна. Мне нравится видеть, как старое помещение после ремонта превращается в новую комнату. И всё хвалят нас за то, что мы смогли это сделать.



© 2010-2022