Статья Организация работы с текстом на занятиях филологического профиля

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Баранова Наталья Евгеньевна преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории КГАПОУ «Пермский торгово-технологический колледж» г. Перми В настоящее время в целях оптимизации процесса усвоения студентами колледжа необходимых знаний в области языка и культуры речи, овладения программным материалом, формирования общих компетенций большое значение придаётся работе с текстом. Для успешной организац...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

СО СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖА

НА ЗАНЯТИЯХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Баранова Наталья Евгеньевна

преподаватель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

КГАПОУ «Пермский торгово-технологический колледж» г. Перми

В настоящее время в целях оптимизации процесса усвоения студентами колледжа необходимых знаний в области языка и культуры речи, овладения программным материалом, формирования общих компетенций большое значение придаётся работе с текстом. Для успешной организации педагогической технологии формирования оптимальной работы с текстом необходимо продумать и чётко организовать работу с текстовым материалом.

Существуют различные виды работы с текстом, рассмотрим формы и методы работы с тексом, применяемые в своей педагогической практике.

  • Работа в группах.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Преимущества группового обучения: свобода и активность, оригинальность и творческий подход, самостоятельность, критическое мышление, общение и совместная работа, действия соответственно ситуации, жизненные задачи, оценка своей работы и других. Групповая текстовая работа формирует общие компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Организация работы в группе требует большой подготовки учителя: продумать разделение студентов на группы, подобрать каждой группе задания, обдумать оценивание участников. Студенты, работая группами: составляют план произведения, выделяют тезисы, подбирают цитаты для аргументов, читают по ролям, анализируют эпизоды, читают отрывки и отвечает на вопросы по ним. Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, одна группа подбирает слова для описания героев, другая - для изображения места действия. Всё это даёт самое главное - внимательное отношение к тексту, необходимость вдумываться в изучаемое произведение, а значит, осуществляется формирование текстовой компетенции.

  • Ситуативные упражнения.

Ситуативные задания ставят студентов в определённые речевые условия, стимулируют их языковую работу предлагаемой ситуацией.

Преимущества ситуативных упражнений: повышение практической направленности занятий, подготовка к эффективному речевому общению. Ситуативная текстовая работа формирует общие компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Задания к ситуативному упражнению содержит перечень основных условий, от которых зависит характер высказывания, включая наиболее значимые из них - цель общения и адресат речи.

Такие упражнения служат для совершенствования языковой, текстовой и культурологической компетенции учащихся.

  • Коммуникативно-дидактические упражнения

Они содействуют развитию устной речи, формированию практических навыков и внимательного отношения к тексту.

Преимущества коммуникативно-дидактических упражнений: активизируют интеллектуальную и речевую студентов. Коммуникативно-дидактическая текстовая работа формирует общие компетенции: ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Эти упражнения подразумевают редактирование готового текста с целью выявления и устранения ошибок.

Пример коммуникативно-дидактических упражнений:

«Диктор» - прочитайте текст орфоэпически правильно.

«Редактор»- исправьте речевые ошибки в тексте.

«Переводчик» - замените иноязычное слово русским.

Безусловно, эта форма организации речевой деятельности способствует развитию языковой компетенции.

  • «Ваше мнение»

Это групповая деятельность организованная учителем для высказывания участников по теме обсуждаемого текста.

Преимущества «Вашего мнения»: самостоятельность суждения, формирование умения аргументировать свою точку зрения. Данная текстовая работа формирует общие компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Данный вид работы целесообразно проводить после прочтения всего текста, чтобы сосредоточить внимание учащихся на ключевых моментах, если текст сложен для понимания. В результате такой работы получается тезисный план изучаемого текста, в котором отражена проблематика произведения и авторская позиция.

  • Дидактическая игра «Собери пазлы»

Игра направлена на овладение основными понятиями и категориями текста.

Преимущества «Собери пазлы»: студентам интересно, все вовлечены в деятельность, вдумчивая работа с текстом. Данная текстовая работа формирует общие компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Игра может иметь несколько вариантов:

  • составить логически и по смыслу текст, опираясь на карточки, в которых представлены фрагменты разных текстов;

  • собрать текст по образцу - список микротем по порядку; даны и другие карточки с разбросанными фрагментами текста, на основе которых необходимо составить связный текст по заданному образцу;

  • найти соответствие между микротемой и фрагментами текста, которые представлены на разных карточках;

  • составить текст из предложений, расположенных в неупорядоченном состоянии.

Данный вид работы устремлен на усвоение основных понятий и категорий текста: смысловая целостность, делимость на смысловые части, композиционное и стилевое единство. Безусловно, это невозможно без внимательного изучения текста и вдумчивой работы с ним.

Таким образом, правильно организованная работа с текстом помогает быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку обучающихся, а главное - способствует формированию общих компетенций, языкового чутья и грамотной речи.

Литература:

  1. Инфантова Г. Г. Реализация категории связности в устном тексте//Текст. Структура и семантика. Т. 1. М., 2001.

  2. Мухина О. Д. Формирование у младших школьников умения совершенствовать текст : дис. канд. пед. наук.- Рязань, 2005.

  3. Петровская А. Ю. Формирование речемыслительной культуры младших школьников на базе алгоритмов текстовых действий, автореф. дис. канд. пед. наук.- Майкоп, 2007.151

  4. Савенков А. И.: Методика исследовательского обучения младшего школьника. Издательство «Учебная литература», Дом «Фёдоров», 2008.

  5. Шуваева А. В. Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом : на материале 2 класса : дис. канд. пед. наук,- Рязань, 2002.



© 2010-2022