Организация исследовательской деятельности учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСК, РЕШЕНИЯ»















Тезисы доклада

«Организация исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении»






















Доклад подготовила

Председатель НОУ

МБОУ «СОШ № 83»

г.Северск

Томской области

Здоровец Е.Л.




Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н.Колмогоров

Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению

Любому обществу нужны одаренные дети, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Современное развитие гуманитарного образования предусматривает последовательный процесс развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентации, которые могли бы позволить ученику активно функционировать в качестве полноправного члена общества, гражданина своей страны. Тенденции последнего десятилетия в развитии образования отчетливо свидетельствуют о серьезных изменениях прежде всего содержательной стороны. Это наглядно проявляется в отходе от принципов так называемого "научного рационализма", как стиля мышления, когда знание в узкой предметной специализации рассматривалось как самоценность.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Уже в начальной школе учитель встречает таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.

Современной школе потребовались такие методы обучения, которые

  • формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

  • развивают общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

  • приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализуют принцип связи обучения с жизнью.

Говоря о происходящих изменениях в гуманитарном образовании, следует иметь в виду прежде всего перемены концептуального характера. В этой связи представляется возможным выделить 3 приоритетных направления:

  • ориентация на целостное восприятие современной социокультурной среды;

  • гуманизация как способ формирования представлений о непреходящем значении человеческих ценностей, взаимосвязи мировых событий и процессов, происходящих на уровне природы и общества;

  • информатизация, которая может выступать в качестве инструмента сохранения и развития интеллектуального потенциала общества.

Цели исследовательской деятельности можно сформулировать следующим образом:

  1. выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;

  2. развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе;

  3. развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, обладающей гуманистическим видением окружающего мира.

Исходя из поставленных целей, можно сформулировать задачи:

  1. формирование научных взглядов;

  2. пропаганда знаний об окружающем мире;

  3. знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;

  4. участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, города олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах;

Если мы хотим, чтобы выпускники наших школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять начальному образованию детей.
Начав развивать в детях навыки научно-исследовательской работы уже в первых-четвертых классах, можно заметить, насколько эти учащиеся в будущем самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. А это значит, что работать с такими детьми будет не только легче, но увлекательнее и приятнее. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, одно из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Одним из направлений проектной и исследовательской деятельности можно считать создание в образовательном учреждении Научного общества учащихся (НОУ).

Главная задача этого общества - дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

Технология организации исследовательской работы в НОУ:

Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, каждый элемент которой призван решать четкие задачи. Исходя из практического опыта деятельности, целесообразно выделить 6 этапов:

1. Факт выявления учеников желающих работать в НОУ.

2. Утверждение на заседаниях методических объединений темы исследований

(в технологии исследовательской работы учащегося практика утверждения темы может играть ключевую роль. Во-первых, учащиеся осознают значимость выполняемой работы, во-вторых, происходит стирание неких граней между учеником и учителями, возникает атмосфера сотрудничества, в-третьих, имея информацию о тематике разрабатываемых проектов, учитель может использовать их в дальнейшем в качестве учебно-методического сопровождения отдельных тем, предусмотренных программой, в-четвёртых, ситуация обсуждения исследовательских тем на заседаниях методических объединений способствует росту профессиональной компетентности педагогов, стимулируя развитие их собственной научно-исследовательской деятельности.)

3. Представление собранного материала на заседании соответствующей секции.

4. По мере завершения исследовательской работы осуществляется ее независимая экспертиза, проводимая в рамках Экспертного Совета. Рецензенты и оппоненты из числа учащихся, учителей, представителей науки дают предварительную оценку проделанной работе.

5. В ходе реализации пятого этапа учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классах, а также на секционных заседаниях НОУ, проводимых в рамках Ученических чтений.

6. Итогом исследовательской работы станет проводимая в конце учебного года конференция учащихся.

Работа в НОУ имеет для учащихся практическое значение:

  • школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы;

  • появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в сборниках ;

  • есть возможность представить свои работы для участия в городских и международных конференциях и семинарах;

Проекты и материалы, представленные в ходе Ученических чтений, научно-практической конференции становятся составной частью научно-методического обеспечения кабинетов школы. С ними можно познакомиться в Ученическом фонде школьной библиотеки.

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранит существование и самого общества.


© 2010-2022