Статья на тему Мастерство учителя – проявление творческой активности личности педагога

Мастерство учителя – проявление творческой активности личности педагога. Творчество - это высший компонент в структуре личности и одна из наиболее содержательных форм психической активности человека. Ученые рассматривают творчество как наиболее содержательную форму психической активности и как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности.   Творческая активность педагога - это стремление к преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процес...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым









Мастерство учителя - проявление творческой активности личности педагога.









Подготовил: Безбородова Ю.Ю.

учитель химии









2015 г.

Мастерство учителя - проявление творческой активности личности педагога.

Творчество - высший компонент в структуре личности и одна из наиболее содержательных форм психической активности человека. Ученые рассматривают творчество как наиболее содержательную форму психической активности, как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности.

Творческая активность педагога - это стремление к преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям, способствующим развитию личности. Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности, охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую.

Каковы же источники и условия творчества педагога?

Источниками творчества могут быть:

• анализ учебно-воспитательного процесса, выявление проблем;

• изучение опыта коллег;

• чтение научной литературы;

• картотека интересных фактов, высказываний;

• вопросы детей, которые педагог записывает и анализирует;

• общение с коллегами, друзьями, воспитанниками;

• система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются;

Условиями творчества могут быть:

• нравственно - психологический климат коллектива (атмосфера доброжелательности, уважение к личному мнению, творческому поиску каждого педагога) ;

• стимулирование к нестандартным решениям. Например: организация конкурсов творческих работ, проведение дней и недель творчества в ДОУ, организация методических выставок и др. ;

• обогащение общей культуры, кругозора педагогов, повышение уровня информированности (новинки в методической и научной литературе, статьи в педагогических источниках) ;

• наличие свободного времени для пополнения интеллектуального багажа;

• материальная обеспеченность, материальная база;

• свобода критики, проведение творческих дискуссий;

• использование потребности педагога в самовыражении и самоутверждении;

• влияние личности руководителя учреждения;

• изучение и внедрение учебно-воспитательных программ, направленных на повышение проф. мастерства педагогов и уровня развития воспитанников.

Каждый из педагогов нашей школы работает по своему направлению и имеет свои интересные наработки, свою творческую лабораторию. Порой, одна проблема объединяет несколько человек, тогда есть место творческому объединению, в котором каждый педагог может проявить свои способности.

Опыт творческой педагогической деятельности - возникновение замысла, его переработка и преобразование в идею, обнаружение способа воплощения замысла и идеи - приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т. п.) и является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога.

Педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество (как отмечает А. К. Маркова, автор книги "Психология труда учителя") - это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач, либо для себя и для других (создание новых оригинальных подходов, отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт) .

В последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики".

Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности.

К качествам такого педагога относятся:

• нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности) ;

• педагогический такт;

• способность к сочувствию, сопереживанию;

• артистизм;

• развитое чувство юмора;

• умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы;

• создание проблемных ситуаций;

• умение побуждать вопросы детей;

• поощрение воспитателем детского воображения;

• знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя.

Итак, что же такое, педагогическое творчество? Это процесс, начинающийся от усвоения того, что было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта, к изменению, преобразованию существующего опыта. "Путь от приспособления и педагогической ситуации до ее преобразования и составляет динамику творчества педагога" (А. К. Маркова) .

Ступеньками к творчеству служат такие способности человека как:

• умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть, соединять точный расчет с фантазией и догадкой;

• научная интуиция;

• гибкость и нестандартность мышления;

• готовность памяти выдать в нужную минуту необходимую информацию;

• видеть проблемы и противоречия;

• легкость генерирования идей.

Хочется отметить прямую зависимость: уровень педагогического мастерства зависит от личной заинтересованности и воли педагога, степени его участия в творческом процессе. Творческая деятельность способствует развитию личности педагога, его самопознанию, творческой реализации.

С каждым годом растет количество педагогов, использующих на практике современные технологии и методики, в том числе и компьютерные. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. В нашей школе информационно-компьютерные технологии используются в работе с педагогами, родителями и учащимися, при оформлении наглядного материала для педагогов и родителей, при проведении педсоветов, круглых столов, семинаров. При помощи информационно-компьютерных технологий педагоги имеют возможность проявлять свое творчество, создавая презентации к проводимым занятиям, беседам и другим мероприятиям, заменяя обычный наглядный материал его компьютерным проецированием на экран.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Данный вид деятельности способствует лучшему восприятию программного материала, активизирует познавательную деятельность школьников, повышает заинтересованность детей к изучаемому, усиливает усвоение материала. Я считаю, что для развития творческой деятельности педагогов на современном этапе применение компьютера в образовательном учреждении возможно и необходимо.

5


© 2010-2022