Второстепенные члены предложения. Определение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Второстепенные члены предложения.

Определение.

Цели урока:

- совместно с учащимися открыть новые знания- признаки определения - одного из второстепенных членов предложения.

- разработать алгоритм нахождения определения в предложении;

- начать развитие умения находить определения в предложении, ставить к ним вопросы;

- начать развитие умения графически обозначать определения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Класс украшен иллюстрациями на тему "Осень в лесу", осенними листьями.

Эпиграф Тебе, Природа, присягаем

Среди лесов, лугов, болот

И ревностно оберегаем

Все, что в тебе живет.

В. Боков.

I I. Повторение изученного материала.

Оформление тетрадей. Дата, классная работа.

- Что сейчас мы изучаем? (Второстепенные члены предложения)

(на доске)

Тихо я бреду одна по саду,
Под ногами желтый лист хрустит.
Осень льет предзимнюю прохладу,
О прошедшем лете говорит.

- О чем это стихотворение?

- А какое сейчас время года? (Осень).

Задания:

1.Сделать синтаксический разбор предложений.

2.Обозначить изученные орфограммы.

3.Разобрать по составу слово "предзимнюю"

Ребята, сегодня мы проводим необычный урок - урок - путешествие в осенний лес.

Вы все любите путешествовать по осеннему лесу? Мы отправляемся туда прямо сейчас.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Осень».

Класс оформлен празднично. На стене и доске плакаты, на полу осенние листья.

III. Введение в тему, запись темы.

(В класс входит ученица в костюме осени и на фоне музыки П.И. Чайковского "Времена года" читает стихотворение Ольги Чуминой "Царевна-осень".)

- Ребята, кто к нам сегодня пришел в гости?

- А какой она вам запомнилась?

- Вот на сегодняшнем уроке мы будем не только открывать новые знания, но и любоваться последними днями уходящей осени.

Стихотворение читает ученица.

Играет красками природа,

Опять осенняя пора,

И в небе облачные воды

Клубят незримые ветра!

Вот осень золотом взмахнула

Да бриллиантами дождя

И листья с плечика стряхнула,

Себя в порядок приводя!

Ребята, у вас на столах лежат задания, выполните их. (Определения осени)

- Какие вы задавали вопросы?

- Что они обозначают?

- Как бы вы назвали слова, которые обозначают признак предмета? Определяют этот признак? (Определение).

Учащиеся самостоятельно формулируют вывод.

- Попробуйте самостоятельно сделать вывод, что же такое определение.

- Значит, какое новое слово мы допишем в тему урока?

Целеполагание.

- А каковы, на ваш взгляд, цели урока?

Анализ определения по учебнику.

- Давайте сравним ответ учащегося с формулировкой определения в учебнике с.86.

- Есть ли в тексте новая для вас информация?

- А я хочу вам предложить для запоминания шуточное зарифмованное правило А.И.Косоговского.

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой- ответы просты.
Лишь не хватает волнистой черты.

- Так как мы будем подчеркивать определение?

Физминутка.

- Я вижу, вы немного устали, проведем разминку. Я буду называть словосочетание. Если в нем есть дополнение, все приседаем; если определение - хлопаем.

Видеть снег, пушистые снежинки, сильный мороз, кататься на санках, наряжать елку, красивые шары.

Потянулись все, вдох-выдох.

Словарная работа.

- Я читаю загадки, вы их отгадываете и называете определения.

(После каждой отгадки показывается иллюстрация).

Целью вашей работы будет выработка алгоритма нахождения определения.

- Для того чтобы вывести алгоритм, вы должны последовательно выполнить задания, которые даны к тексту. (Тексты у каждого на парте)

Красив, наряден русский лес ранней осенью. Кругом золотые берёзы. Ярким костром горят рябины. Словно груды малахита, зеленеют молодые дубки. Весёлым многоцветьем радуют клёны, осины. Жёлтым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья.

Найди в тексте определения. По каким признакам ты их будешь искать?

Выпиши определения со словами, к которым они присоединяются.

Какими частями речи выражены определения?

Графически обозначь связь определений.

Образец записи:

Проверка выполненных работ.

Задание:- послушайте внимательно предложения;

-как вы думаете, без каких слов мы не смогли бы увидеть осенние картины так, как их описали поэты?

-какими средствами художественной выразительности представлены эти слова?

-что такое эпитет?

Эпитет- это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.

1.Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

(Ф.И. Тютчев)

2. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над солнечной поляной.

(И. Бунин)

Итог урока. Рефлексия.

- Какую новую информацию получили, работая на уроке?

- Чему научились?

- Что было самым трудным?

- Что было самым интересным?

- Назовите ключевые слова темы.

VIII. Домашнее задание.

Упражнение 189 или 186 (IIч.) на выбор (по заданию)

У вас есть смайлики, поднимите тот, который покажет ваше настроение на сегодняшнем уроке. Молодцы! Спасибо за урок!



© 2010-2022