Урок по русскому языку для 5 класса «Однозначные и многозначные слова»

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока  русского языка по ФГОС для 5 класса по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова«Цель урока: осознание и осмысление новой учебной информации,расширение словарного запаса, совершенствование навыков анализа текста, развитие творческих способностей учащихся.Цель урока достигается разнообразными формами работы .Дети работают в командах по 6 человек. Выполняют задания по орфографии. Пишут графический диктант и и...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС

Краснова Наталия Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «МБЛ» г.Саратов

Урок русского языка, 5 класс

Тема урока: Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

Цели урока: Осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Однозначные и многозначные слова», развитие умения правильно употреблять многозначные слова в своей речи, расширение словарного запаса. Совершенствовать навыки анализа текста, развивать творческие особенности учащихся, прививать любовь к родному языку, развивать универсальные учебные действия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент. Цель этапа: Настроить на работу, создать условия для совершенствования коммуникативных умений.

Разделить класс на 4 группы. Проверить готовность к уроку.

Познакомить с листами оценки работы.

Приготовиться к уроку. Познакомиться с листами оценки своей деятельности

Регулятивные: самоконтроль. Прогнозирование оценки.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и товарищами по команде.

2. Актуализация знаний .Цель этапа: Организовать актуализацию изученных способов действий для проблемного изложения нового материала. Совместно сформулировать тему урока.

Проверочная работа по теме «Лексика».

  1. Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка в его историческом развитии?

  2. Можно ли сказать, что лексическое значение слова является главным?

  3. Что включает в себя грамматическое значение слова?

  4. Какие слова называют многозначными?

  5. На чем основаны переносные значения?

Как называются слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях?

Ребята, я хочу поделиться с вами секретом. Вы любите секреты?

Тайну слова открыл в своем стихотворении Арсений Тарковский.

Прочитайте внимательно и ответьте на вопрос: что такое слово?

( оболочка ,пленка, звук) Что за розовая точка бьется и светит в каждом слове? ( лексическое значение слова)

Работа в группах .Задание: по толковому словарю определить значение слов

1 группа: слово оболочка

2 группа: слово пленка

3 группа: слово звук

4 группа: слово точка

Установить: многозначное или однозначное слово. Записать в тетрадь вывод по образцу.

Сформулировать тему урока.

Записывают в тетрадях число и

выполняют проверочную работу. Записывают в тетради ответы. Осуществляют взаимопроверку.

Читают и комментируют стихотворение.

Работают с толковым словарем .Выполняют поставленную задачу: Определяют значение слов.

Делают выводы.

Формулируют тему урока и записывают в тетрадь.

Определяют цели урока.

Записывают вывод по образцу.

Слово ПЛЕНКА многозначное, так как

имеет….

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и товарищами.

Личностные: развитие интеллектуальных, творческих способностей.

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

3. Орфографическая разминка. Цель этапа: Повторить изученные орфограммы. Написать графический диктант.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Из вставленных букв составьте слово.

Слова для работы: разл…жили, сне…,

к…стер, серебря…ый, л…ет.

Организация взаимопроверки.

Вспоминают правила написания слов с чередованием в корне(лож//лаг), непроверяемые гласные и согласные в корне, правописание суффиксов прилагательных, разделительный Ь.

При правильно выполненном задании из букв составляется слово ОГОНЬ.

Проверяют и оценивают свою работу и работу соседа .Заполняют оценочный лист.

Познавательные: использование знаков ,символов, общих схем решения. Выполнение логических операций: анализ, классификация.

Регулятивные: самооценка, взаимоконтроль.

Коммуникативные: работа в парах.

Личностные: овладение языком как средством общения.

4. Проблемное объяснение нового материала .Цель этапа: Через работу с художественными текстами выявить многозначность слова ОГОНЬ. Выявить роль контекста в определении значения слова.

Организовать работу в группах.

Задание: Назвать произведение и его автора. Определить значение слова ОГОНЬ. При затруднении обратиться к толковому словарю.

Организовать беседу по содержанию текстов .Объяснить выбор данных отрывков.

Читают и анализируют тексты.

Вспоминают художественные произведения и их авторов. Сопоставляют значения слова ОГОНЬ.

Делают выводы и обобщения.

Познавательные: умение характеризовать явление через признаки в системе .Определять значение слова в определенном тексте.

Коммуникативные: сотрудничать с членами команды.

Регулятивные: умение подводить итоги, делать выводы.

Личностные: эстетическое развитие мотивации.

5 Первичное закрепление. Цель этапа: Организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действий.

Зафиксировать затруднения при выполнении.

Загадывает загадку. Организует беседу

Проводит музыкальную игру « Угадай мелодию»

Подводит к выводу о разных значениях слова ОГОНЬ в песнях.

Прослушивают музыкальные фрагменты. Определяют тему музыкального произведения.

Устанавливают из контекста значение слова ОГОНЬ. Делают выводы и обобщения.

Познавательные: выполнение логических операций: опознавание, сопоставление, сравнение.

Коммуникативные: совершенствовать умение слушать и слышать.

Регулятивные: обрабатывать информацию. Осуществлять самоконтроль.

Личностные: формирование нравственной позиции.

6 Закрепление навыков на практике. Цель этапа: Продолжить работу со словом ОГОНЬ. Выяснить: в каких значениях ОГОНЬ изучается в истории, географии, астрологии, архитектуре.

Игра « Кто больше?»

1-я и 2-я группы подбирают однокоренные слова к слову ОГОНЬ

3-я и 4-я группы записывают профессии, связанные с огнем. Подводит итог игры.

Беседа по плану:

1 огонь в истории

2 огонь в географии

3 огонь в астрологии

4 огонь в архитектуре

5 НЕВЕРОЯТНО, но факт ( необычное использование огня)

6 огонь - символ олимпиады

Работают в группах.

Слушают, отвечают, дополняют, задают вопросы.

Определяют, что слова, называющие профессию, однозначные.

Анализируют, сопоставляют слово и его значение.

Обобщают, делают вывод: огонь изучается во многих науках, но в разных значениях.( огонь - стихия, огонь -свет)

Познавательные: извлечение и преобразование информации, анализ слова на метапредметном уровне.

Коммуникативные: активно участвовать в беседе, развивать навыки монологической речи.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль

Личностные: формирование эстетических чувств.

7 Итог урока. Цель этапа: Организовать фиксацию нового материала, изученного на уроке. Составление кластера к слову ОГОНЬ.

Рефлексия.

Какую задачу ставили?

Удалось ли ее решить?

Что понравилось?

Оцените свою работу на уроке:

1 работал активно - неактивно

2работой доволен - не доволен

3 материал понятен - не понятен

Творческая работа: написать мини - сочинение « Чем меня удивило слово ОГОНЬ?» Домашнее задание: дописать работу, нарисовать картинки к разным значениям слова ОГОНЬ.

Формируют конечный результат своей работы на уроке.

Уточняют понятие многозначности.

Составляют кластер.

Сравнивают работу своей команды с другими.

Оценивают: выявляют сходства и отличия.

Выставляют оценку за урок.

Познавательные: сравнение и оценивание.

Регулятивные: самоконтроль.



© 2010-2022