Открытый урок по русскому языку «В лабиринте слов»

На уроке использованы активные методы обучения с использованием коммуникативно- диалоговой технологии. Они позволяют сформировать регулятивные УУД: эмоциональное состояние, оценить ее влияние на настроение и обучение человека. В течение урока учащиеся активно обменивались информацией. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают.  Идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться. Цели: Расширить представления об употреблении в речи антонимов.Задачи: Работать  над св...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку «В лабиринте слов» (работа в парах, игровые технологии)

Сарсенова Айгуль Максутовна - учитель русского языка и литературы

На уроке использованы активные методы обучения с использованием коммуникативно- диалоговой технологии. Они позволяют сформировать регулятивные УУД: эмоциональное состояние, оценить ее влияние на настроение и обучение человека. В течение урока учащиеся активно обменивались информацией. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают. Идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться.

Тема: Антонимы (Слова-спорщики )

Цели: Расширить представления об употреблении в речи антонимов.

Задачи: Работать над связной речью учащихся.

Прививать любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал для учащихся(карточки с заданиями и текстами)

  2. Набор карточек для учителя с антонимами

  3. Динамическая картина на доске

Орг. момент

Работа над новым материалом

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в страну слов и нам предстоит побродить по её лабиринтам. Работать будем в парах.

- Но для начала давайте проведём небольшую разминку.

- О чём же пойдёт речь сегодня на уроке?

- Прежде чем ответить на этот вопрос, помогите разрешить спор между отцом и сыном.

Вьётся синяя река,

Убегает к морю.

Говорит отец:

Мелка!

Глубока! - я спорю.

Так мелка иль глубока?

Как же быть нам с нею?

До колен отцу река,

Ну а мне - по шею.

- Кто же прав? (Ответы учащихся)

- Оказывается оба правы, каждый по своему.

- В русском языке есть слова с противоположным значением, их ещё называют слова спорщики.

- Как вы думаете почему их так называют? (Ответы)

Тема нашего урока - Слова с противоположным значением - антонимы (Вывешивается на доске).

У каждого из вас на столе есть задания, которые мы вы выполним на уроке. Для этого понадобиться предельное внимание.

Задание № 1

Прочитайте стихотворение про себя, и постарайтесь найти слова с противоположным значением.

№ 1 Прочитай. Найди и подчеркни антонимы.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только конь сказал,

Что низко.

А мышонок - высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А Улитка - далеко.

А Телёнок - озабочен

Тем, что яблоко

Мало.

А цыплёнок - тем,

Что очень

Велико и тяжело

А котёнку всё равно:

Кислое - зачем оно

- Что вы!

Шепчет Червячок, -

Сладкий у него бочок.

- Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка, Телёнок и Цыплёнок и Червячок?

-Почему каждый из них сказал о яблоке по- своему?

- Можно ли к слово яблоко подобрать антоним ?

- Назовите другие слова к которым нельзя подобрать антоним ?

(Физминутка)

-Употребление антонимов делает нашу речь более выразительной.

- Для выполнения следующего задания нам предстоит пройти по лабиринтам.

-Я буду называть слова, а вы должны подобрать к ним подходящие антонимы.

- Из первых букв каждого антонима можно будет прочитать слова. ( на доске открываются два лабиринта, с закрытыми буквами, по мере выполнения задания буквы открываются)

грязный- чистый

искусственный- естественный

трусливый- смелый

мягкий- твёрдый

грубый- нежный

замкнутый- открытый

слабый- сильный

светлый- тёмный

ь

широкий- узкий

твёрдый- мягкий

старый- новый

скучный- интересный

бесполезный- ценный

неряшливый- аккуратный

обратили внимание на то, что к некоторым словам можно было подобрать несколько антонимов?

  • Надо сказать, что когда слово имеет несколько значений, то к нему можно подобрать несколько антонимов.

  • Внимательно прочитайте и выполните задание.

Задание № 2

№ 2 Вставьте пропущенное слово.

Мелкий пруд … пруд

Мелкий дождь … дождь.

Свежий хлеб … хлеб.

Свежий огурец … огурец.

Свободный стул … стул.

Свободная обувь … обувь.

Сладкое яблоко … яблоко.

Сладкое лекарство… лекарство.

Весёлая переменка

- Ответьте , пожалуйста, на вопросы.

  1. Какое молоко даёт чёрная корова? (белое)

  2. Если взять сухой берёзовый листик и бросить в чистую дождевую воду, какой он будет? (мокрый)

Попробуйте подобрать рифму.

Ручейку говорила река:

- Ты узок, а я….(глубока).

Ты мелок, а я…!

Об одном позабыла река -

Что она началась с … (ручейка)

А теперь отгадайте загадку

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять.

Выполним задание № 3

№ 3 Вставьте пропущенные слова в пословицы

Больше думай, … говори.

Большому уму и в … голове не тесно.

Будет день - будет и … .

Будет зима - будет и … .

В мороз заснуть легко, проснуться …

Век долог, да час … .

Где сорняк цветёт, там хлеб … .

Горькая правда лучше … лжи.

Добро помни, а зло … .

Дождик вымочит, а красное солнышко … .

Новых друзей наживай, а … не теряй.

Ученье - свет, а не ученье - … .

Знай больше, говори … .

Лучшая вещь новая, лучший друг - … .

(Физминутка)

Давайте сделаем вывод что же такое антонимы (Ответы учащихся)
Прочитайте памятку

Узелки на память
Антонимы - это слова с противоположным значением, например: весёлый - грустный, чёрный - белый.
Не все слова имеют антонимы. Их нет, например, у слов: стена, стол, ваза и многих других.
Антонимы разнообразят нашу речь, делают наш язык ярким и выразительным. Антонимы используются для того, чтобы подчеркнуть противоположность.

Рефлексия

Прочитайте притчу. Притча - это короткий поучительный рассказ.

Задание № 4. Подчеркните антонимы.

Равнодушный
(притча)

Ни много ни мало лет тому назад, ни далеко ни близко отсюда жил в одном царстве - государстве странный мальчик. Никогда в жизни он не смеялся и не плакал, не огорчался и не радовался, ни с кем не враждовал и ни с кем не дружил. Был он ко всему безразличным и равнодушным. И вот однажды взяла мама его за руку и отвела на высокую гору, где жили Добрый и Злой Волшебники. И упросила мать, чтобы её сыну характер изменили: от равнодушия избавили.
Будь по-твоему, - говорят Чародеи, - только пусть он сам выберет, каким хочет стать: смелым или трусом, настойчивым или безвольным.
Думал- думал равнодушный мальчик, а потом и говорит равнодушно:
А всё равно мне!
Так и остался равнодушный - равнодушным.
Кто из вас понял в чём заключается главная мысль? (ответы учащихся)
ИТОГ УРОКА
-Подводя итог нашего урока, ещё раз хочется сказать, что русский язык один из самых красивых языков. И такие слова как антонимы делают нашу речь разнообразной и обогащают её. (Ученица читает стихотворение)


Вот тараторка для ребят:
Когда молчат , не говорят.
Когда стоят на том же месте,
Не совершают путешествий.
Что далеко, не очень близко.
Что высоко, не слишком низко.
Нельзя приехать, не уехав,
И грызть орех, коль нет орехов.
Никто сидеть не может стоя,
Лить из порожнего в пустое.
Нельзя писать на белом- мелом,

И называть безделье делом.



© 2010-2022