Рабочая программа по литературе 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования для 10-11 классов (утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 №1089, Федерального закона об образовании №273-ФЗ от 29.12.2012 и Программы по литературе для 5-11. классов (авторы В.Я. Коровина H.П. Журавлев, В.И. Коровин. И.С.З барский. В.П. Полухина: под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008).

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения. структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы : пояснительную записку, учебно- тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и
рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; критерии оценки ,требования к уровню
подготовки выпускников, календарно- тематическое планирование, контрольно- измерительные материалы, ресурсное обеспечение программы..

Рабочая программа состоит из двух частей:

  • Литература первой половины ХIХ века

  • Литература второй половины ХIХ века.

Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в
связи с русской литературой.

Цели:

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и

самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,

гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям

отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,

основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного

произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные
ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса,
систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет
учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной
литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных
произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры
устной и письменной речи.

Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной
литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого
поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся,
воспитывать любовь и привычку к чтению.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
    определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссиях, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

УМК:

1.В.И.Коровин. Литература 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях.- М., «Просвещение», 2013 г.

2.И.В.Золотарёва, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе 19 века. 10 класс. Москва. «ВАКО». 2007 .

Место предмета в учебном плане образовательного учреждения


Часов в неделю-3

Общее количество часов - 102.

При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведённого времени часы на развитие письменной речи учащихся и на уроки внеклассного чтения.

В курсе литературы для 10 класса ведущей проблемой является взаимосвязь литературы , русского языка и истории.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 10 класса и специфики классного коллектива.

В 10 классе 10учеников. Дети воспитываются в семьях, где родители уделяют им должное внимание. На уроках учащиеся всегда активны, хорошо воспринимают учебный материал . Класс дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать коллективно. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Они критически относятся к своим недостаткам, могут правильно оценить свою работу, а также своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой.

Все обучающиеся в классе - это дети с хорошим уровнем способностей и мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету.

В целом обучающиеся обладают хорошей памятью, воображением, мышлением, темпераментны. Они внимательны, работоспособны, деятельны. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.

Учащиеся 10 класса любознательные, любят читать, умеют размышлять, высказать свою точку зрения. В связи с этим помимо традиционных уроков имеют место уроки- диспуты, уроки- размышления, круглые столы, защита проектов.

Особенности организации учебного процесса по предмету:

В основном уроки литературы провожу в традиционной форме. Имеют место уроки- диспуты, уроки-зачеты в форме тестирования, уроки изучения новой темы, уроки закрепления материала.

Виды контроля:

Промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина.

Итоговый: Сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачёт.













Учебно-тематический план


Наименование
разделов и тем

Всего
часов

В том числе

Контрольные
работы

Примерное
количество часов
на
самостоятельные
работы учащихся

уроки

уроки
развития
речи

1

Введение.

2

2

2

Литература

первой

половины

XIX века

29


Жизнь и

творчество А.

С. Пушкина

11

9

2

Жизнь и

творчество
М. Ю.

Лермонтова

10

8

2

Жизнь и

творчество

Н. В. Гоголя

8

6

2

3

Литература

второй

половины

XIX века

65


Обзор

русской

литературы

второй

половины

XIX века

1

1

Жизнь и

творчество
И.Н.

Гончарова

4

4

Жизнь и

6

6




творчество
А.Н.
Островского




Жизнь и

творчество
И.С.
Тургенева

7

7


4

Зачетная

работа за 1

полугодие

1

1


Жизнь и

творчество

Ф.И. Тютчева

4

4


Жизнь и

творчество А.

А. Фета

2

2


Жизнь и

творчество А.

К. Толстого

1

1


Жизнь и

творчество
Н.А.
Некрасова

8

8


Жизнь и

творчество
М.Е.
Салтыкова-

Щедрина

3

3


Жизнь и

творчество
Л.Н.
Толстого

13

13


Жизнь и

творчество
Ф.М.
Достоевского

7

7





Жизнь и

творчество

Н.С. Лескова

3

3


Жизнь и творчество А.

П. Чехова

6

6


5

Урок контроля

1

1


6

Литература народов России

1

1


7

Обзор зарубежной

литературы II

половины

XIX века

2

2


8

Итоговые уроки

1


Итого

102

94

6

2






ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(102 часа)


Введение
(2 часа)

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы

русской литературы XIX века. Художественные открытия русских писателей-классиков. Литература первой половины XIX века

А.С.Пушкин (11 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», « Свободы сеятель пустынный...»,
«Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал.. »), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье.. »), «... Вновь я посетил...»

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...», «Из
Пиндемонти».

«Вечные» темы в творчестве Пушкина (творчество, общество и человек, свобода и
неизбежность, смысл человеческого бытия, любовь). Особенности пушкинского лирического
героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М.Ю.Лермонтов (10 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва»(«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто пёстрою толпою окружён...», «Валерик», «Сон» («B полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...»

Стихотворения: «K***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...».

Развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Анализ
стихотворений.

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Невский проспект»

Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля
Н.В.Гоголя, своеобразие. Особенности стиля Н.В.Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины

XIX века (1час)

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране.

Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической
литературы. Журналистика и литературная критика. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла
жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования.
Классическая русская литература и её мировое признание.

И.А.Гончаров (4 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава
«Сон Обломова» и её роль в произведении. Система образов. Приём антитезы в романе. Обломов
и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и
нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в
романе. Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов».

А.Н.Островский (8 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта. Изображение «жестоких
нравов» «тёмного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний
конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная
проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы.

Жанровое своеобразие.

НА.Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»1

Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»

И.С.Тургенев (7 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в
России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного
конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы,
родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи.
«Вечные» темы в романе (любовь, природа, искусство).

Полемика вокруг романа. Д.И.Писарев «Базаров» (фрагменты).

Сочинение по роману И.С.Тургенева <<Отцы и дети».

Урок контроля (1 час)

____________________________________________________________________

1Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Н.В.Гоголь (11 часов)

Ф.И.Тютчев (4 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не
понять», «О, как убийственно мы любим.. », «Нам не дано предугадать...», «K.Б.» («Я
встретил вас - и всё былое...»)

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...».
Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы,
мотивы и образы тютчевской лирики. Тема Родины. Человек, природа и история в лирике
Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «Поединок роковой».

А.А.Фет (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шёпот, робкое дыханье...», «Сияла ночь.. »,
«Ещё майская ночь».

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с
землёю...», «Ещё одно забывчивое слово...».

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в
лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики.

Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. Анализ
стихотворений.

Сочинение по поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

Наизусть по выбору 1 стихотворение.

А.К.Толстой (1 час)

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре.. », «Против течения»,
«Государь ты наш батюшка...»

Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях
Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Н.А.Некрасов (8 часов)

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения «В дороге», «Вчерашний день часу в шестом...», «Мы с тобой
бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая
мода.. »), «О Муза! Я у двери гроба...».

«Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны.. ».

Гражданский пафос поэзии Некрасова, её основные темы, идеи и образы. Особенности
некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в
лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого
русского человека. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии (природа, любовь,
смерть). Анализ стихотворений.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, её фольклорная основа.

Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и
«народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл
названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрёны
Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря
святорусского». Фольклорная основа поэмы.

Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.

М.Е.Салтыков-Щедрин (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор)
«История одного города» (обзор)

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая
летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и
«глумовцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала
«Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приёмы сатирического изображения:
сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Л.Н.Толстой (13часов)

Жизнь и творчество (обзор)

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как
центральный композиционный приём. Система образов в романе и нравственная концепция
Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея
Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни».
Изображение светского общества. «Мысль народная>> и «Мысль семейная» в романе. Семейный
уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини
Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды
в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812
года. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской
войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема
национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма.
Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм
прозы Толстого. Приёмы изображения душевного мира героев («диалектика души»). Роль
портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика
романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Анализ эпизода из романа «Война и мир».

Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

Ф.М.Достоевский (7 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и её развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорблённых». Второстепенные персонажи. Приёмы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Н.С.Лесков (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор)

Повесть «Очарованный странник».

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности
(смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого
русского человека. Смысл названия повести.

Рассказ «Тупейный художник».

Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.


А.П.Чехов (6 часов)

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой»

Рассказ «Дом с мезонином».

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Тема пошлости и низменности жизни.
Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и
отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе.

Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский
пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Комедия «Вишнёвый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа
вишнёвого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как
представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани.
Тип героя-«недотёпы». Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст
пьесы. Своеобразие жанра.

Урок контроля (1 час)

Литература народов России.

К.Хетагуров (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А.Некрасова.
Изображение тяжёлой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика
художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Обзор зарубежной литературы второй половины
XIX века (2 часа)

Г.де Мопассан

Жизнь и творчество (обзор)

Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом
уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни.

Мастерство психологического анализа.

Итоговые уроки. (2 часа)


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи про­изводится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе - 1 -1,5 тетрадные страницы, в 6 классе-1,5-2, в 7 классе - 2-2,5, в 8 классе - 2,5-3, в 9 классе - 3-4, в 10 классе - 4-5, в 11 классе - 5-7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая - к русскому языку.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содер­жания изученного произведения.

  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идей­но-эстетического содержания изученного произведения.

  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользо­ваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

  5. Умение анализировать художественное произведение в соот­ветствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

  6. Умение владеть монологической литературной речью; логич­ность и последовательность ответа; беглость, правильность и выра­зительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные зна­ния и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе худо­жественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9-11 кл.); сво­бодное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произ­ведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по­ступки героев и роль основных художественных средств в раскры­тии идейно-эстетического содержания произведения; умение поль­зоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основ­ном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основ­ных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточ­но свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяс­нить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержа­ния произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незна­ние содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть по­ложены следующие главные критерии в пределах программы дан­ного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведе­ния героев исходя из идейно-тематического содержания произведе­ния, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выво­ды и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст со­чинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобрази­тельными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетель­ствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целена­правленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложе­нии мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаружи­вающее хорошее знание литературного материала и других источни­ков по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых не­дочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допу­щены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдель­ные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсут­ствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых оши­бок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».


Рабочая программа по литературе 10 класс



Контрольно- измерительные материалы


Зачётная работа за 1-ое полугодие (контрольное тестирование )

1 вариант

Кого из русских писателей поначитался Кулигин из «Грозы» Островского?

1)Ломоносова, Пушкина. 2) Ломоносова, Державина.

3) Державина, Пушкина. 4) Державина, Карамзина.

2 Кто из героев романа И.А.Гончарова «Обломов» обладает «хрустальной, прозрачной душой»?

1) Захар 2) Штольц 3) Ольга Ильинская 4) Обломов

3 Какой тип героя изображал И.И.Тургенев в романе «Отцы и дети»?

1) Лишний человек 2) Маленький человек 3) Нигилист 4) Разумный эгоист

^ 4 Кто из персонажей драмы А.Н.Островского «Гроза» не принадлежит к «темному царству»?

1) Борис 2) Кабаниха 3) Феклуша 4) Дикой

5 Что такое «обломовщина»?

1) Практицизм в отношении к жизни 2) Апатия и инертность

3) Стяжательство и накопительство 4) Бессмысленное прожектёрство

^ 6 Кому из героев романа И.И.Тургенева «Отцы и дети» соответствует портрет: «…девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами»?

1) Фенечка 2) Кукшина 3) Катя, сестра Одинцовой 4) Княгиня Р.

^ 7 Кто из персонажей драмы А.Н.Островского «Гроза» утверждал, что есть люди с песьими головами, что «огненного змия стали запрягать… для ради скорости»?

1) Кабаниха 2) Феклуша 3) Сумасшедшая барыня 4) Шапкин

^ 8 Кому из героев романа И.А.Гончарова «Обломов» принадлежат слова: «Начинается жизнь: отдайте мне ваше будущее и не думайте ни о чем - я ручаюсь за все»?

1) Ольге Ильинской 2)Тарантьеву 3) Пшеницыной 4) Штольцу

9 Из какого эпизода романа И.И.Тургенева «Отцы и дети» взяты слова «Господский дом был построен в одном стиле с церковью, в том стиле, который известен у нас под именем Александровского; дом этот был также выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом»?

1) Описание усадьбы Одинцовой 2) Описание усадьбы Кирсановых

3) Описание дома Кукшиной 4) Такого эпизода нет

^ 10 Кто о ком сказал в пьесе А.Н.Островского «Гроза» сказал: «Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив!»?

1) Кудряш о Борисе 2) Борис о Кулигине

3) Кудряш о Кулигине 4) Катерина о Борисе

^ 11 Кто в романе И.А.Гончарова «Обломов» является антиподом главного героя?

1) Штольц 2) Захар 3) Тарантьев 4) Пенкин

12 Какая деталь в портрете Базарова, героя романа И.И.Тургенева «Отцы и дети», выявляет род его деятельности?

1) Высокий рост 2) Крупные выпуклости просторного черепа

3) Обнаженная красная рука 4) Улыбка, выражающая самоуверенность и ум

13 Кому из героев романа И.А.Гончарова «Обломов» дается такая характеристика: «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… Он упрямо останавливаля у порога тайны, не обнаруживая ни веры ребенка, ни сомнения фата, а ожидал появления закона, а с ним и ключа к ней»? 1) Захару 2) Тарантьеву 3) Штольцу 4) Судьбинскому

^ 14 Напишите имя персонажа «Грозы», который говорит, что их «семейство врозь расшиблось»

15 Кого в пьесе «Гроза» называют «пронзительным мужиком»?

^ 16 Назовите город, уроженцем которого был Гончаров

17 Как определил сам автор жанр пьесы «Гроза»?

18 Как называется родовое имение Тургенева?

19 Напишите имя, отчество и фамилию Кабанихи

^ 20 Напишите название пьесы, которая принесла известность начинающему драматургу Островскому

21 Дайте развернутый ответ на вопрос: «В чем заключается душевная драма Катерины? (по пьесе Островского «Гроза»)

2 вариант 1 Отрывок из стихотворения какого поэта читает Дикому Кулигин, персонаж пьесы А.Н.Островского «Гроза»?

1) Пушкина 2) Державина 3) Ломоносова 4) Батюшкова

^ 2 Какой вопрос не затрагивается в споре Петра Петровича и Базарова, героев романа И.И.Тургенева «Отцы и дети»?

1) О русском народе 2) Об аристократах и аристократизме

3) О любви 4) Об искусстве

^ Кто из персонажей драмы А.Н.Островского «Гроза» утверждал: «А по-моему,: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»?

Кулигин 2)Борис 3)Кудряш 4)Варвара

4 Чем являлось лежание у главного героя романа И.А.Гончарова «Обломов»?

Случайностью, как у уставшего 2)Необходимостью, как у больного

3)Нормальным состоянием 4)Наслаждением, как у лентяя

5 ^ В каком году происходит действие романа И.И.Тургенева «Отцы и дети»?

1) 1825 г. 2) 1849 г. 3) 1859 г. 4) 1861 г.

6 Кого из персонажей романа И.А.Гончарова «Обломов» характеризуют слова: «Но он все собирался и готовился начать жить, все рисовал в уме узор своей будущности…»?

1)Захар 2)Обломов 3)Тарантьев 4)Штольц

^ 7 Кого А.Н.Островский в драме «Бесприданница» характеризует, как «крупного дель ца последнего времени, пожилого человека, с громадным состоянием»?

1)Кнуров 2)Вожеватов 3)Паратов 4)Карандышев

8 Кому из героев романа И.А.Гончарова «Обломов» принадлежат слова: «Для меня любовь - это все равно, что… жизнь, а жизнь - долг, обязанность, следовательно - любовь тоже долг»?

1)Ольге Ильинской 2)Агафье Пшеницыной 3)Штольцу 4)Обломову

^ 9 Кто из героев пьесы А.Н.Островского «Бесприданница» учится русскому языку у бурлаков, а французскому - у «английского лорда»?

1)Кнуров 2)Вожеватов 3)Паратов 4) Робинзон

^ 10 Кому принадлежат слова? (роман И.А.Гончарова «Обломов») «Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей».

1) Алексеев 2) Штольц 3) Тарантьев 4) Обломов

^ 11 Кто из персонажей А.Н.Островского поет песню на стихи Мерзлякова «Среди долины ровныя»?

1) Борис 2) Кудряш 3) Кулигин 4) Тихон

12 Какая сцена является кульминационной в пьесе Н.А.Островского «Бесприданница»?

1) сцена, в которой Паратов упрекает Ларису в столь быстром забвении

2) сцена обеда в доме Карандышева

3) сцена спора Кнурова и Вожеватова о Ларисе 4) сцена убийства Ларисы

^ 13 Кто из персонажей романа Тургенева «Отцыи дети» утверждал, что «все люди друг на друга похожи как телом, так и душой… небольшие изменения ничего не значат»?

1) Аркадий Кирсанов 2) Базаров 3) Ситников 4) Николай Петрович Кирсанов

^ 14 Напишите имя героя пьесы Островского, которого Добролюбов называл «лучом света в темном царстве»

15 Напишите, как называли Островского современники

16 Какой персонаж романа Тургенева «Отцы и дети» сказал Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вами ручные»?

17На сцене какого театра были поставлены при жизни Островского почти все его пьесы?

18 Какова композиционная роль описания могилы Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»?

19 В каком городе происходит действие пьесы А.Н.Островского «Гроза»?

20 Напишите имя и отчество Обломова.

21 Дайте развернутый ответ на вопрос: Какие принципы Базарова не выдерживают в споре с жизнью?

Урок контроля

Итоговый тест за курс 10 класс Вариант - 1

1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?

А)романтизм В)сентиментализм

Б)классицизм Г)реализм

2.Укажите основоположников «натуральной школы».

А)В.Г.Белинский, И.С.Тургенев В)М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев

Б)А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь Г)В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь

3.Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

А)И.С.Тургенев В)Л.Н.Толстой

Б)А.Н.Островский Г)Ф.М.Достоевский

4.Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:

А)Анна Петровна В)Катерина Львовна

Б)Марфа Игнатьевна Г)Анастасия Семеновна

5.Укажите, какой художественный прием использует А.А.Фет в выделенных словосочетаниях:

«Снова птицы летят издалека//К берегам, расторгающим лед,//Солнце теплое ходит высоко//И душистого ландыша ждет.»

А)олицетворение В)эпитет

Б)инверсия Г)аллегория

6.Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

А)Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей В)И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров

Б)А.Н.Островский, «Гроза»,Катерина Кабанова Г)Н.С.Лесков, «Очарованный странник». Флягин

7.В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?

А)А.Н.Островский «Лес» В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Б)И.С.Тургенев «Отцы и дети» Г)И.А.Гончаров «Обломов»

8.Катерина Измайлова - это героиня:

А)очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Б)пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»

В)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Г)романа И.А.Гончарова «Обломов»

9.Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?

А)А.Н.Островский В)М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)Ф.М.Достоевский Г)Л.Н.Толстой

10.Кто из героев романа «Война и мир» предложил М.Кутузову план партизанской войны?

А)Долохов В)Болконский

Б)Денисов Г)Друбецкой

11.Какому герою «Война и мир» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнется завтра»?

А)князю Андрею В)Наполеону

Б)императору Александру 1 Г)М.И.Кутузову

12.Какого героя романа «Преступление и наказание» Разумихин характеризует следующими словами: «Угрюм, мрачен, надменен и горд»?

А)Порфирия Петровича В)Раскольникова

Б)Зосимова Г)Свидригайлова

13.Укажите, кто из героев романа Толстого «Война и мир» проходит путь исканий.

А)Платон Каратаев В)Пьер Безухов

Б)Федор Долохов Г)Анатоль Курагин

14.Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

А)А.С.Пушкину В)Ф.И.Тютчеву

Б)Н.А.Некрасову Г)М.Ю.Лермонтову

15.К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести, рассказа?

А)лирика В)эпос

Б)драма Г)лиро-эпика

16.Назовите основную черту характера Сони Мармеладовой (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

А)жертвенность В)лицемерие

Б)легкомыслие Г)свободолюбие

17. Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?

А)Л.Н.Толстой В)И.А.Гончаров

Б)А.П.Чехов Г)Ф.М.Достоевский

18.Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве».

А)В.Г.Белинский В)Н.Г.Чернышевский

Б)Н.А.Добролюбов Г)Д.И.Писарев

19.Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».

А)А.С.Пушкин В)Н.А.Некрасов

Б)А.А.Фет Г)М.Ю.Лермонтов

20. Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

А)Ягодное В)Марьино

Б)Заманиловка Г)Отрадное

21.Как был наказан Долохов (Л.Н.Толстой «Война и мир») за шутку с квартальным?

А)выслан из Петербурга В)не был наказан, так как дал взятку

Б)разжалован в рядовые Г) не был наказан, так как имел поддержку среди власть имущих

22.Теория Раскольникова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») - это

А)строгое научное обоснование разделения людей на разряды

Б)разделение людей на разряды в зависимости от их социальной принадлежности, образования

В)разделение людей на разряды: материал и собственно людей

23.Иван Флягин (Н.С.Лесков «Очарованный странник») в своей жизни не был

А)нянькой грудного ребенка В)солдатом

Б)садовником Г)артистом

24.Назовите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль в организации сюжета:

А) «Гроза», «Очарованный странник»

Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»

В) «Кому на Руси жить хорошо», «Человек в футляре»

Г) «Гроза», «Человек в футляре»

Вариант - 2

1.Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление.

А)А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой

В)И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов

Г)Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев

2.В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?

А)Н.А.Некрасов В)А.А.Фет

Б)Ф.И.Тютчев Г)А.К.Толстой

3.Укажите автора и название произведения, в котором дан психологический отчет одного преступления?

А)А.Н.Островский «Гроза» В)Л.Н.Толстой «Живой труп»

Б)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Г)Н.С.Лесков «Леди Макбет…»

4.Какой художественный прием использовал автор в данном отрывке: «Блажен незлобивый поэт,//В ком мало желчи, много чувства://Ему так искренен привет//Друзей спокойного искусства..»

А)аллегория В)антитеза

Б)метафора Г)гипербола

5.Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)гордость и самолюбие В)естественность и нравственность

Б)благородство и доброта Г)щедрость и мужество

6.Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?

А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Ф.М.Достоевский

Б)А.И.Герцен Г) Н.А.Некрасов

7.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?

А)тип «маленького человека» В)самодур

Б)тип «лишнего человека» Г)романтический герой

8.В произведениях какого автора основными художественными приемами являются гипербола, фантастика, гротеск?

А) И.А.Гончаров В) М.Е.Салтыков-Щедрин

Б) Н.А.Некрасов Г)А.П.Чехов

9.Укажите, какую позицию занимает в романе -эпопее «Война и мир» автор.

А)участник происходящих событий

Б)человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события

В)бесстрастный наблюдатель

Г)повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе

10.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

А)Преображенский В)Измайловский

Б)Павлоградский Г)Семеновский

11.Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 в.?

А)лирика В)эпос

Б)драма Г)лиро-эпика

12.Укажите, кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба».

А)И.А.Гончаров В)Л.Н.Толстой

Б)А.П.Чехов Г)Ф.М.Достоевский

13. В произведении какого писателя впервые показан тип «маленького человека»?

А)Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина

Б)Акакий Акакиевич в «Шинели» Н.В.Гоголя

В)Максим Максимыч в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова

Г)капитан Тушин в «Войне и мир» Л.Н.Толстого

14.Агафья Пшеницына - это героиня:

А)романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Б)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Г

В)романа И.А.Гончарова «Обломов»

Г)романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

15.Кто является автором следующих строк «Умом Россию не понять, //Аршином общим не измерить://У ней особенная стать-//В Россию можно только верить»

А)А.С.Пушкин В)Ф.И.Тютчев

Б)Н.А.Некрасов Г)А.А.Фет

16.Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?

А)Соня Мармеладова В)Р.Раскольников

Б)Петр Лужин Г)Лебезятников

17. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас - и все былое…»

А)Н.А.Некрасов В)Ф.И.Тютчев

Б)А.С.Пушкин Г)А.А.Фет

18.Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

А)Савелий В)Матрена Корчагина

Б)Григорий Добросклонов Г)Ермил Гирин

19.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А.П.Чехова.

А)география В)словесность

Б)греческий язык Г)закон Божий

20.В романе «Война и мир» есть положительные герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Один из них - Кутузов, другой - это

А)Пьер Безухов В)Андрей Болконский

Б)Платон Каратаев Г)Василий Денисов

21.Какие просчеты совершил Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») во время убийства старухи?

А)забыл закрыть дверь квартиры В)оставил шляпу на месте преступления

Б)забыл взять орудие преступления Г)испачкался в крови

22.Жанровое определение «роман-эпопея» означает:

А)роман об идейно-нравственных исканиях личности, сопряженных с судьбой нации

Б)роман, в котором не один, а несколько центральных героев, а среди других персонажей есть исторические лица

В)роман, посвященный историческому событию, влияющему на судьбу страны

23.Переломный момент в жизни Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») наступает, когда

А)он осознает себя великим грешником и хочет искупить вину страданием

Б)он отказывается от веры и перестает молиться

В)по его вине погибает человек

24.Не имеет отношения к рассказу «Человек в футляре» А.П.Чехова следующий персонаж

А)Гуров В)Коваленко

Б)Буркин Г)Беликов


Ресурсное обеспечение программы

Литература для учащихся:

1.Коровин В.И. Литература: 10класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. - М.: Просвещение, 2013г.

2.Лебедев Ю.В. Русская литература 19 в. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. - М., «Просвещение» 2004 г.

3.Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост.В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:

Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008

4. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2013г.

5. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

6. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2002

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей it-n.ru/

3. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. openclass.ru/


© 2010-2022