- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы по рассказу М. Шолохова Судьба человека
Урок литературы по рассказу М. Шолохова Судьба человека
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Цой И.В. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
4.12.2015г
Урок 24.
Тема: Авторская концепция в рассказе «Судьба человека»
Цель: рассмотреть авторскую концепцию человека в рассказе «Судьба человека»;
Обучающая: формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, показать роль детали в художественном тексте; обратить внимание на эмоционально-смысловую нагрузку, которую несет образ главного героя;
Развивающая: развивать навыки анализа художественного произведения; расширять словарный запас учащихся, научить их прослеживать биографию героя в хронологическом порядке, используя текст; развивать навыки самостоятельно работать с художественным текстом, умения высказывать и аргументировать свое мнение.
Воспитательная: воспитывать неприятие войны; воспитывать любовь к Родине, уважение к ее нелегкой истории, любовь к родному языку и литературе.
Тип урока: комбинированный урок.
План урока.
-
Орг.момент.
-
Актуализация знаний. Определение сущности авторской концепции.
-
Особенности композиции, роль пейзажных зарисовок.
-
Исповедальность в рассказе. Словарная работа.
-
Роль деталей в рассказе.
-
Словарная работа.
-
Сопоставление с библейской притчей.
-
Индивидуальная работа.
-
Цветовая ассоциация.
-
Буктрейлер по рассказу Шолохова. Индивидуальное задание.
-
Домашнее задание. Уч.стр.129-133; одно стихотворение выучить наизусть.
Ход урока
-
Орг.момент.
-
Беседа
- Перед вами шедевры различных видов искусств: живопись, литература, скульптура, архитектура. Как вы думаете, что движет всеми мастерами, которые их создают? (оставить о себе память, прославить свое имя в истории, …) Наивысшая степень искусства - это творчество, пробуждающее в человеке его лучшие стороны, любое творение мастера, призвано чему-то научить, затронуть струны нашей души. В литературном произведении это достигается через рассмотрение авторской концепции, поэтому тема сегодняшнего урока: «Авторская концепция в рассказе».
-
Композиция рассказа.
- В чем особенность композиции?
- С какой целью автор прибегает к подобной композиции? (Наличие двух рассказчиков позволяет описать трагическую судьбу Андрея Соколова с двух точек зрения: взгляд «изнутри» самого Андрея Соколова и взгляд «со стороны» слушателя, всем сердцем сочувствующего незнакомому шофёру. Андрей Соколов в своём рассказе-исповеди говорит только о своих чувствах и мыслях, а автор дополняет его историю описанием внешнего вида и манеры поведения героя. Таким образом, изображение Андрея Соколова в рассказе получается более полным: сам герой не находит ничего особенного в своей судьбе по причине личной скромности, но автор-рассказчик в случайном собеседнике увидел героическую личность, в которой воплотились лучшие черты человеческого характера)
- Рассказ начинается с экспозиции. Что такое экспозиция? (описательный фрагмент текста). Что описывается в экспозиции? Текст.
- Какие образы символы встречаются в описании природы? Что символизирует весна? (Пробуждение, как природа оживает после зимы, так и люди приходят в себя после страшной войны, которая принесла столько страданий и смертей. Герои сидят на берегу реки и смотрят на текущую воду, которая с давних времён олицетворяла для поэтов изменчивость жизни. Трудная дорога символизирует жизненный путь героя.)
- Необходимо отметить, что рассказ Андрея Соколова является исповедью. Исповедальность вообще присуща русской литературе особенно в творчестве Лермонтова, Толстого, Достоевского.
- Словарная работа. Исповедь - 1. У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние.
2. перен. Откровенное признание в чём-н., рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.
- Что предполагает исповедь? Предельную откровенность и правдивость, раскаяние в своих грехах.
- В чем раскаивается главный герой? (в грубости к жене во время прощания)
- С какой целью автор использует рассказ-исповедь? (он позволяет нам увидеть героя как бы изнутри, мы становимся свидетелями его мыслей и чувств, полностью погружаясь в его мир.
- Какие эпизоды в рассказе героя вас потрясли, заставили о чем-то задуматься? (Д\з)
-
Обратимся к иллюстрациям (изображение разных глаз).
- Какие вы здесь видите глаза, используйте определения, а лучше эпитеты. Глаза отражают характер человека. (Нажимаем на номер - появляется картинка с человеком)
- Не случайно мы заговорили о глазах. Это самая важная деталь в портрете героев. Их описание дает представление не только о внешних признаках, но и внутреннем содержании. Проведем эксперимент, узнайте по описанию глаз своего одноклассника. Кожуханов Нурсаид.
У этого человека удивительные глаза. Может быть они и небольшие, но очень выразительные. Его глаза темно-карего, почти шоколадного цвета цвета всегда излучают удивительное тепло, они по-доброму и наивно смотрят на этот мир. Но очень часто в уголках этих глаз зажигаются веселые искорки, ведь их обладатель никогда не унывает и, слегка щурясь, весело смотрит на вас.
- Какие глаза у главного героя? У Ванюши?
- В описании явно прослеживается … антитеза, но что еще автор пытается донести до читателей? (обретя любовь, герой вновь обретает надежду, веру в жизнь. Чистота, искренность мальчика заставляют героя по-новому посмотреть на этот мир.)
-
Лейтмотив в рассказе.
- Эта деталь тесно связана с еще одним лейтмотивом в рассказе - это слезы-сердце.
- Прочитать цитаты из текста.
-
"Смотришь на нее и отходишь сердцем..? "
-
"Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами".
-
«Когда сердце разжалось и в ушах зашумела кровь, я вспомнил, как тяжело расставалась со мною Ирина на вокзале. Значит, еще тогда подсказало ей бабье сердце, что больше не увидимся мы с ней на этом свете. А я ее тогда оттолкнул».
-
Товарищи-друзья моего Анатолия слезы вытирают, а мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?.."
-
"Ночью то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя".
-
"Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза..."
- Какую роль играет этот лейтмотив слезы-сердце? ("слезы-сердце", очищение, омовение слезами, непреложная вера автора в человека, его нравственное достоинство и любовь, с которыми не совладать никакой самой злосчастной судьбе)
-
Словарная работа.
Разбираем значение слова "судьба" по словарю Ожегова.
-
Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;
-
Доля, участь;
-
История существования кого-чего-нибудь;
-
Будущее, то, что случится
- В каком значении оно использовано в названии рассказа? (Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера.)
- Верите ли вы в судьбу? Может ли человек бороться с ней? А какова авторская позиция?
-
Библейские мотивы в рассказе.
- Ряд литературоведов считает, что в рассказе можно проследить библейские мотивы, в частности с притчей об Иове.
- Что общего между главными героями? (лишились в жизни всего, в какой-то момент каждый из них стал ждать смерти как избавления)
- Какую позицию избрал библейский герой? А герой Шолохова?
Индивидуальное задание. Кожантаева Аружан. Попыталась сравнить и выявить сходства и различия в судьбах этих героев.
- А теперь две точки зрения относительно позиции главного героя: одни литературоведы считают его борцом, который вступает в схватку с жизнью, другие - человеком, который, подобно Иове, принимает все удары судьбы и выживает в нелегких условиях. Какую точку зрения вы поддерживаете?
- Обратимся к тексту.
1) "...сама все вперед клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра" (Иринка).
2) " Стою и качаюсь из стороны в сторону, как тополь в бурю" (Андрей Соколов сразу же
после контузии).
3) "Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром" (Ванюшка).
4) "...две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы..." (Андрей Соколов и Ванюшка).
- Какова авторская концепция? (Андрей Соколов вовсе не предстает борцом, потому что, согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие сравнения использует писатель, описывая героев.)
- Но благодаря чему может выжить человек, что он может противопоставить всем этим ударам судьбы? (вопреки всем невзгодам остаться человеком, сохранить достоинство, любовь, судьба не в силах отнять эти качества, присущие подлинному человеку).
Записать вывод: Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке. Главное, вопреки всем невзгодам, остаться Человеком, сохранить достоинство, любовь, веру.
-
Видеофрагмент. Обратить внимание на последние слова автора и особенно видеоряд. Какой образ-символ заполняет пространство и как он связан с последними строками рассказа.
(река - река жизни, жизнь продолжается у Соколова в Ванюше, которого он вырастит достойным человеком.)
-
Цветовая ассоциация. Результаты соцопроса.
После прочтения рассказа мы провели соцопрос, в результате которого выяснили, с какими двумя цветами у ребят ассоциируется данный рассказ.
97% - черный
Черный - символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он выражает отрицание и отчаяние, обозначает негативное начало. В христианской традиции черный символизирует горе, оплакивание и скорбь.
86% - белый
Белый - это божественный цвет. Символ света, чистоты и истины. Противоречивый цвет: с одной стороны - радость и праздник, с другой - цвет траурных одежд. Сочетающий в себе и жизнь, и смерть.
71% - красный
Красный цвет символизирует кровь, огонь, гнев, войну, революцию, силу и мужество.
-
Буктрейлер. Дамрин Дима. Авторская концепция в пр-ии.
-
Домашнее задание. Уч.стр.129-133; одно стихотворение выучить наизусть.