Урок по русскому языку для 8 класса «Ораторская речь»

"Описание материала: Архив «Ораторская речь», урок русского языка для "8 класса Материал состоит из следующих файлов: конспекта урока (текстовый вариант), памятки «Советы юному оратору», составленной учащимися по материалам сайта РУДН, раздаточного материала (таблица ИНСЕРТ, текст Дмитрия Сергеевича Лихачева). Урок проводится с использованием речевых разминок, заимствованных из курса «Школьная риторика» и методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо: таблица ЗУХ, ИНСЕРТ, синквейн.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка. Тема: «Ораторская речь»

Тюрина С.Н., учитель

МКОУ «Сошниковская средняя школа»

Вичугского муниципального района

Цель: создание условий для формирования умения выделять признаки хорошей ораторской (публичной) речи.

Задачи:

  1. Развивать навыки работы с текстом в технологии РКМЧП.

  2. Познакомить с основными признаками ораторской речи.

  3. Вырабатывать коммуникативные качества учащихся.

Урок проводится с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Ход урока


  1. Оргмомент.

Учитель приветствует учащихся и предлагает им поприветствовать друг друга, выполнив дыхательное упражнение «Вежливый поклон».

Описание упражнения: Исходное положение, стоя: ноги вместе, руки опущены вниз. Вдыхая воздух носом, медленно поднимаемся на носочки, поднимаем руки вверх, а затем складываем ладони на уровне груди, наклоняемся, разводя руки в стороны, на выдохе произносим слово «здравствуйте».

Учащиеся выполняют упражнение, занимают свои места и проверяют готовность к работе.

  1. Актуализация знаний (стадия вызова).

Учитель предлагает учащимся поиграть в игру «Верите ли вы?»

Вопросы для игры:

  1. Верите ли вы, что для того, чтобы выступать со сцены с речью и иметь успех, нужен определенный опыт произнесения речей?

  2. Верите ли вы, что часто выступающему человеку совсем не трудно начинать свое выступление со сцены?

  3. Верите ли вы, что один человек может удержать внимание аудитории численностью 600 человек?

  4. Верите ли вы, что качества говорящего не влияют на успех выступления?

  5. Верите ли вы, что даже неподготовленная речь может иметь успех?

  6. Верите ли вы, что в жизни очень часто необходимо умение выступать перед публикой с речью?

Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель принимает все варианты ответов.

Учитель обращается к учащимся:

- Вы уже, наверное, поняли, о чем пойдет сегодня речь на уроке.

- О каком выступлении? (публичном, массовом, ораторском).

- Сформулируйте тему урока. (Учащиеся формулируют тему, причем их формулировки могут отличатся от той, которая заявлена в КТП. Задача учителя принять детские предложения).

- Скажите, зачем вам нужно изучать ораторскую речь? Где, когда, при каких обстоятельствах вам приходится с ней сталкиваться? (выступления на уроках - доклады, рефераты, устные ответы на уроках, защита проектов, заметка в газету).

- Выполняя домашнее задание, вы уже столкнулись со словом оратор. Каково его значение? (Оратор - тот, кто произносит речь, а так же человек, обладающий даром говорить речи (красноречием).

- Предлагаю проверить правильность ваших предположений в игре, прослушав небольшой текст.

Историю, произошедшую однажды с детским писателем, Вадимом Чирковым. В своей статье «Соперник Марка Твена» он пишет: «Однажды мне пришлось выступать перед огромным, чуть ли не на 600 человек, залом - был какой-то праздник, меня выставляли в качестве свадебного генерала. Зал шумел, радовался друг другу и шуму, а тут перед микрофоном - писатель. Лучше бы певец…

Мысль пришла ко мне в последнюю секунду.

- Был один человек, - сказал я в микрофон, - мальчик 12 лет. Владик Скрябин. Он необычно отвечал на обычные вопросы - так необычно, что те, кто его слушал, забывали обо всем на свете…

Зал стал затихать. Того, кто еще кричал, смеялся или разговаривал, «утишивали».

Его, например спрашивали: «Владь, а что такое звон?»

- Крик предмета, - отвечал он.

- А… погода?

- Импульс природы.

- Владь, а что такое дурак?

- Это колесо, которое застряло.

Зал, замечал я, вытягивал шеи. И я продолжал:

- Владь… - спрашивали его, - а вот что такое… просто дыра?

- Яма воздуха, - отвечал Владик.

- А…а… например, дедушка?

- Учебник для маленького, но он его быстро раздербанит.

Зал одобрительно смеялся, но продолжал уже внимать.

- Владь, а вот скажи, кто такие философы?

- Расширители проблем.

Зал был мой. Вернее, Владика.

- А совесть, Владь, совесть?

- Это когда человек познает себя и то, что он делает.

И тогда моему герою задавали глобальный вопрос: «Владик, а что такое атомная бомба?»

- Гриб, - отвечал он. - На том свете.

И все же, и все же задавался еще один вопрос:

- Где ты всего этого набрался, Владька?

- Ну, это же всем ясно.

С последним зал соглашается особенно охотно и долго хлопает - Владьке Скрябину и мне, хотя я не пел и не плясал».

Учитель задает вопрос:

- Так что же необходимо для успешного выступления с речью? Для ответа на вопрос можете воспользоваться теми выводами, которые вы сделали сейчас и знаниями, полученными в ходе выполнения домашнего задания.

Учащиеся называют качества, а учитель записывает их на доске в табличке ЗУХ, в графе «Знаем».

Учитель задает вопрос, помогающий перейти от стадии вызова к стадии осмысления:

- Как вы считаете, все ли качества мы обозначили? (Заполняем табличку ЗУХ в графе «Хотим узнать»).

3. Наблюдение над текстовым материалом (стадия осмысления).

Среди исследователей русского языка ярко выделяется личность Дмитрия Сергеевича Лихачева. Особое внимание Дмитрий Сергеевич уделял речи человека. Он считал, что по речи человека можно судить о его культуре, образованности. В одной из своих статей он называет признаки хорошей публичной речи. Давайте попробуем их выделить. Работу с текстом проводим, используя пометки (на доске отображены):

V - это было известно и до чтения;

+ - это я узнал во время прочтения текста;

- - это противоречит тому, что я думал;

? - непонятно, хотелось бы знать об этом больше.

После прочтения текста возвращаемся к первоначальному списку знаний, учащиеся заполняют маркировочную табличку, для того чтобы можно было осуществить стадию рефлексии.

Знал (а)

V

Новое для меня

+

Думал(а) иначе

-

Непонятно, хочу узнать

?





Думаю, что вы немного устали. Предлагаю передышку. Выполним несколько дыхательных упражнений: «Речевое дыхание», «Стеклодув», «Счет», «Сильный ветер». Тем более что от дыхания тоже зависит успех выступления.

После разминки полученные учащимися знания учитель предлагает изложить в виде памятки «Советы юному оратору». Оформляем в тетрадях и на доске (по возможности). На этом этапе можно провести еще одну речевую разминку с интонационными упражнениями.

  1. Подведение итога (стадия рефлексии).

Учитель предлагает подумать, какие из первоначальных предположений подтвердились, а какие оказались ложными, а может быть представили дальнейший интерес. Заполняются графы таблицы ЗУХ («Узнали», «Хотим узнать») Учащиеся могут задать вопросы, возникшие в ходе выступления. На часть вопросов можно ответить на уроке, другие вопросы будут освещены в ходе предстоящих уроков риторики, посвященных подготовленной и неподготовленной устной речи. Для подведения окончательного итога учитель просит ребят составить синквейн об ораторской речи. Желающие могут зачитать получившиеся синквейны.

Правила написания синквейна таковы:

  • На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

  • На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

  • На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

  • На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

  • Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Учитель благодарит за работу, оценивает успехи учащихся.


  1. Задание на дом.

Упр. 201 - перспективное (подготовить рабочие материалы к урокам риторики).

Упр . 202 - на следующий урок (подготовиться к словарному диктанту).

Литература:

1. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. - М: Дрофа, 2009.

2. Л.Е.Лопатина, В.В. Лопатин «Русский толковый словарь», Москва «Русский язык» 1998.

3. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. Учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов. и др. - М: Просвещение, 2006.

4. Чирков В. Соперник Марка Твена// Библиотека в школе - 2009 -

№ 4 - С. 37 - 39.

5. Материалы образовательных порталов РУДН и Грамота.Ру.

© 2010-2022