Рабочая программа по литературе по учебнику В. Коровиной (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа


по литературе для 7 класса (базовый уровень)

Составитель:_Марамыгина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы

I (первой ) _квалификационной категории


  1. Пояснительная записка

Предлагаемая программа представляет содержание курса изучения литературы в 7 классе, в основе которого обязательный минимум содержания для основного общего образования по литературе. Данная программа составлена на основании Федерального компонента Государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», Федерального базисного учебного плана стандарта, утверждённого приказом Минобразования России от 9 марта 2004г. №1312» и Локального нормативного акта «Положение о рабочей программе учителя», утверждённого 08.06.2015г.

Программа рассчитана на изучение литературы в 7 классе в течение 68 часов учебного времени, т.е. 2 урока в неделю и не предполагает углублённого изучения тем. За основу взята Программа общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной для 5 - 11 классов.- М.: Просвещение, 2008 г.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Общая характеристика учебного предмета. Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Программа 7 класса предлагает юному читателю осознать, что такое искусство слова, язык, текст, жанр, образ, композиция, сюжет; даются сведения об отличии стиха от прозы, представления о типах речи. Данная программа предназначена для 7 «Б» класса, в котором учатся дети среднего уровня, поэтому в программу не включены зачётные работы, большее внимание уделяется чтению произведений в классе, обучению пересказу текста и краткому анализу текста. Включены письменные работы.

Ориентиром для составления рабочей программы является учебник - хрестоматия под редакцией под редакцией Коровиной В.Я. в 2-х частях.- М.: Просвещение, 2010 г.

В программе предусмотрено только общее количество часов на год, поэтому распределение часов по разделам и темам сделано самим учителем на основании

* Приложения № 3 к Программе по литературе "Варианты примерного тематического планирования уроков литературы в 5-11 классах"

(7 класс) (стр. 122-133).

Примерная программа ориентирована на следующие цели: " Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции."

Эти цели обуславливают следующие задачи:

  • формировать начальное представление о специфике литературы в ряде других искусств, потребность в самостоятельном чтении художественных произведений;

  • развивать устную и письменную речь учащихся;

  • осваивать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • грамотного использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний

Темы уроков соответствуют базисному содержанию образования.

На уроки внеклассного чтения отведено 12 часов. Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности.

На уроки развития речи - 5 часов, из них сочинений - 2.

В течение учебного года осуществляется контроль за знаниями учащихся: контрольных работ - 3.

Произведения для заучивания наизусть:

М. В.Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

А. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И. С. Ту р г е н е в. Русский язык.

Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

В. А. Жуковский. Приход весны. А. К. То л с т о й. «Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. В и н о ку р о в. Москвичи).

С. А. Есенин. «Топи да болота...».

Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...».

Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).

А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие...».


  1. Учебно - тематический план

раздела

Наименование раздела

общее количество часов

контроль

практические

(развитие речи/ внеклассное чтение)

проверочные работы

самостоятельные работы

контрольные работы


1.

Введение. Изображение человека в художественной литературе.



1



2.

Устное народное творчество.


4


1



0/1


3.

Из древнерусской литературы.


3



1

1



4.

Из русской литературы 18 в.


4





1/1


5.

Из русской литературы 19 в.


30


1


1


1


2/7


6.

Из русской литературы 20 в.


21


1


1


1


1/3


7.

Из литературы народов России


1






8.

Из зарубежной литературы.


4



Итого:


68



3


3

3


5/12



  1. Содержание учебного предмета

68 часов

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основного общего образования усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:

- названо имя писателя с указанием конкретных произведений;

- названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);

- предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).

Русский фольклор

Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных - по одной сказке).

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ.

Одна былина по выбору (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).

Древнерусская литература

"Слово о полку Игореве" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении).

Три произведения разных жанров по выбору.

Русская литература XVIII века

М.В. Ломоносов

Одно стихотворение по выбору.

Д.И. Фонвизин

Комедия "Недоросль".

Г.Р. Державин

Два произведения по выбору.

А.Н. РАДИЩЕВ

"ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ" (ОБЗОР).

Н.М. Карамзин

Повесть "Бедная Лиза".

Русская литература XIX века

И.А. Крылов

Четыре басни по выбору.

В.А. Жуковский

Баллада "Светлана".

Одна баллада по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Два лирических стихотворения по выбору.

А.С. Грибоедов

Комедия "Горе от ума".

А.С. Пушкин

Стихотворения: "К Чаадаеву", "Песнь о вещем Олеге", "К морю", "Няне", "К***" ("Я помню чудное мгновенье..."), "19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор..."), "Пророк", "Зимняя дорога", "Анчар", "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил: любовь еще, быть может...", "Зимнее утро", "Бесы", "Туча", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", а также три стихотворения по выбору.

"Повести Белкина".

ПОВЕСТЬ "ПИКОВАЯ ДАМА"

"МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ" (ОДНА ТРАГЕДИЯ ПО ВЫБОРУ)

Романы: "ДУБРОВСКИЙ", "Капитанская дочка"

Роман в стихах "Евгений Онегин"

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: "Парус", "Смерть Поэта", "Бородино", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Дума", "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал..."), "Три пальмы", "Молитва" ("В минуту жизни трудную..."), "И скучно и грустно", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Родина", "Пророк", а также три стихотворения по выбору.

Поэмы: "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", "Мцыри" .

Роман "Герой нашего времени"

ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ

Е.А. БАРАТЫНСКИЙ, К.Н. БАТЮШКОВ, А.А. ДЕЛЬВИГ, Д.В. ДАВЫДОВ, А.В. КОЛЬЦОВ, Н.М. ЯЗЫКОВ.

СТИХОТВОРЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ (ТОЛЬКО ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ).

Н.В. Гоголь

Повести: "ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ" (ОДНА ПОВЕСТЬ ПО ВЫБОРУ), "ТАРАС БУЛЬБА", "Шинель"

Комедия "Ревизор".

Поэма "Мертвые души" (первый том)

А.Н. Островский

Одна пьеса по выбору

И.С. Тургенев

"ЗАПИСКИ ОХОТНИКА" (ДВА РАССКАЗА ПО ВЫБОРУ).

"СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ" (ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ).

Одна повесть по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Ф.И. Тютчев

Стихотворения: "С поляны коршун поднялся...", "Есть в осени первоначальной...", а также три стихотворения по выбору.

А.А. Фет

Стихотворения: "Вечер", "Учись у них - у дуба, у березы...", а также три стихотворения по выбору.

А.К. ТОЛСТОЙ

ТРИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.

Н.А. Некрасов

Стихотворения: "КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ", "Железная дорога", а также два стихотворения по выбору.

ОДНА ПОЭМА ПО ВЫБОРУ.

Н.С. ЛЕСКОВ

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Три сказки по выбору.

Ф.М. Достоевский

Одна повесть по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Л.Н. Толстой

Одна повесть по выбору.

Один рассказ по выбору.

В.М. ГАРШИН

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

А.П. Чехов

Рассказы: "Смерть чиновника", "Хамелеон", а также 2 рассказа по выбору.

В.Г. КОРОЛЕНКО

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

Русская литература XX века

И.А. Бунин

Два рассказа по выбору.

А.И. КУПРИН

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

М. ГОРЬКИЙ

ДВА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.

А.А. Блок

Три стихотворения по выбору.

В.В. Маяковский

Три стихотворения по выбору.

С.А. Есенин

Три стихотворения по выбору.

А.А. АХМАТОВА

ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.

Б.Л. ПАСТЕРНАК

ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.

М.А. БУЛГАКОВ

ПОВЕСТЬ "СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ".

М.М. ЗОЩЕНКО

ДВА РАССКАЗА ПО ВЫБОРУ.

А.П. ПЛАТОНОВ

ОДИН РАССКАЗ ПО ВЫБОРУ.

А.С. ГРИН

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

ОДИН РАССКАЗ ПО ВЫБОРУ.

М.М. ПРИШВИН

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.

А.Т. Твардовский

Поэма "Василий Теркин" (три главы по выбору).

М.А. Шолохов

Рассказ "Судьба человека".

В.М. Шукшин

Два рассказа по выбору.

А.И. Солженицын

Рассказ "Матренин двор" (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).

Рассказ "Как жаль" (только для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения).

Русская проза второй половины XX века

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г.

Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов.

Произведения не менее трех авторов по выбору.

Русская поэзия второй половины XX века

И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов.

Стихотворения не менее трех авторов по выбору.

Литература народов России <*>

--------------------------------

<*> Предлагаемый список произведений является примерным и может варьироваться в разных субъектах Российской Федерации.

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС НАРОДОВ РОССИИ: "ГЭСЭР", "ДЖАНГАР", "КАЛЕВАЛА", "МААДАЙ-КАРА", "МЕГЕ БАЯН-ТООЛАЙ", "НАРТЫ", "ОЛОНХО", "УРАЛ-БАТЫР".

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ ВО ФРАГМЕНТАХ.

Г. АЙГИ, Р. ГАМЗАТОВ, С. ДАНИЛОВ, М. ДЖАЛИЛЬ, Н. ДОМОЖАКОВ, М. КАРИМ, Д. КУГУЛЬТИНОВ, К. КУЛИЕВ, Ю. РЫТХЭУ, Г. ТУКАЙ, К. ХЕТАГУРОВ, Ю. ШЕСТАЛОВ.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ДВУХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ.

Зарубежная литература

Гомер

"Илиада", "Одиссея" (фрагменты).

АНТИЧНАЯ ЛИРИКА

ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.

ДАНТЕ

"БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ" (ФРАГМЕНТЫ).

М. СЕРВАНТЕС

РОМАН "ДОН КИХОТ" (ФРАГМЕНТЫ).

У. Шекспир

Трагедии: "Ромео и Джульетта", "Гамлет"

ДВА СОНЕТА ПО ВЫБОРУ.

Ж.Б. Мольер

Одна комедия по выбору.

И.В. Гете

"Фауст" (фрагменты).

Ф. ШИЛЛЕР

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

Э.Т.А. ГОФМАН

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

ДЖ.Г. БАЙРОН

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

П. МЕРИМЕ

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

Э.А. ПО

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

О. ГЕНРИ

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

Д. ЛОНДОН

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ.

А. СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

СКАЗКА "МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ".

Х.К. АНДЕРСЕН, Р. БЕРНС, У. БЛЕЙК, Р. БРЭДБЕРИ, Ж. ВЕРН, Ф. ВИЙОН, Г. ГЕЙНЕ, У. ГОЛДИНГ, В. ГЮГО, Д. ДЕФО, А.К. ДОЙЛ, Р. КИПЛИНГ, Л. КЭРРОЛЛ, Ф. КУПЕР, ДЖ. СВИФТ, ДЖ. СЭЛИНДЖЕР, В. СКОТТ, Р.Л. СТИВЕНСОН, М. ТВЕН, Э. ХЕМИНГУЭЙ.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ.

Основные историко-литературные сведения

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Литература и другие виды искусства. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. Тема детства в русской

Русский фольклор

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора.

Древнерусская литература

Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

Русская литература XVIII века

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия. Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру "частного" человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы "человек и природа". Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

Русская литература XIX века

Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе и <литературе других народов России>. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

Проблема личности и общества. Тема "маленького человека" и ее развитие. Образ "героя времени". Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе и <литературе других народов России>, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.

Русская классическая литература в оценке русских критиков (И.А. Гончаров о Грибоедове, В.Г. Белинский о Пушкине).

Роль литературы в формировании русского языка.

Мировое значение русской литературы.

Русская литература XX века

Классические традиции и новые течения в русской литературе конца XIX - начала XX вв.

Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе и <литературе других народов России>. Русская литература советского времени. Проблема героя. Тема Родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе и <литературе других народов России>. Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).

Обращение писателей второй половины XX в. к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров.

Литература народов России

Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости. <Национальное своеобразие героических эпосов народов России, обусловленное особенностями исторической и духовной жизни каждого народа.

Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира.> Общее и национально-специфическое в литературе народов России. Контактные связи русских писателей с писателями - представителями других литератур народов России.

Зарубежная литература

Взаимодействие зарубежной, русской литературы и <литературы других народов России>, отражение в них "вечных" проблем бытия.

Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и действительности.

Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе XX в. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях.

Основные теоретико-литературные понятия

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Фольклор. Жанры фольклора.

Литературные роды и жанры.

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями являются:

Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.

Общее и национально-специфическое в литературе.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Выразительное чтение.

Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

Заучивание наизусть стихотворных текстов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Анализ и интерпретация произведений.

Составление планов и написание отзывов о произведениях.

Написание изложений с элементами сочинения.

Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


























  1. Учебная программа

№ учебной недели

Название раздела, темы урока, номер урока по порядку, номер урока в разделе


Обязательный минимум содержания



контроль



обучающийся

должен знать

обучающийся

должен уметь


1

Раздел 1. Введение (1 ч)

1.1.Изображение человека в художественной литературе.

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека.

Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства

Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного



2




Раздел 2. Тема «Устное народное творчество» (4 часа)

2.1.Былина «Вольга и Микула Селянинович»

3.2. Былина «Садко»

4.3. Вн/чт Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»


Былины. Народное представление о героическом. Фольклор. Жанры фольклора.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, гипербола

Проверочная работа № 1

Что такое былина? Отличие былины от сказки. Киевский цикл былин, Новгородский цикл былин



характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств

3

5.4. Пословицы и поговорки.

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ.

Жанры фольклора.

Народная мудрость пословиц и поговорок. изученные теоретико-литературные понятия

Отличать пословицу от поговорки






Раздел 3. Тема «Из древнерусской литературы»

(3 часа)

6.1. «Поучения Владимира Мономаха»


Истоки и начало древнерусской литературы, поучительный характер.

Многообразие жанров древнерусской литературы ( поучение).

Самостоятельная работа№1


содержание изученных произведений;

Выразительно читать произведения

выражать свое отношение к прочитанному

4

7.2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, Многообразие жанров древнерусской литературы (житие, поучение).

содержание изученных литературных произведений;

выражать свое отношение к прочитанному;


8.3. Контрольная работа по разделам «УНТ, древнерусская литература»

Контрольная работа № 1


5




Раздел 4. Тема «Из русской литературы 18 века» ( 4 часа)

9.1.М.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол…»

10.2. М.Ломоносов «К статуе Петра Великого».


М.В. Ломоносов

Одно стихотворение по выбору.


Что такое ода?

содержание изученных литературных произведений

Выразительно читать оду,

заучивать наизусть отрывок из «Оды…»,

соблюдая нормы литературного произношения

6

11.3. Р.р. Г. Державин Стихи. Обучение выразительному чтению.

Г.Р. Державин

Два произведения по выбору.

Стихотворения Державина

«Признание», «На птичку», «Река времён»

Выразительно читать стихотворения

12.4. Вн/чт. Оды М. Ломоносова

Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства.

Содержание прочитанных од

Отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.




7





8




Раздел 5. Тема «Из русской литературы 19 века»

(30 часов)

13.1. А.С.Пушкин «Медный всадник» (вступление)

14.2. .С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)

15.3. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»


А.С. Пушкин

Стихотворения: "Песнь о вещем Олеге", а также три стихотворения по выбору.

Влияние поворотных событий русской истории на русскую литературу


содержание изученных литературных произведений;

Что такое драма, трагедия?

Что такое баллада? изученные теоретико-литературные понятия

заучивать наизусть отрывок из поэмы « Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге»



9




16.4. А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

17.5 Вн\чт. А.С.Пушкин «Повести Белкина»

"Повести Белкина".

Тема «маленького человека» в литературе.

Литературные роды и жанры.

содержание изученных литературных произведений;

что такое повесть?,

Отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.



10








18.6. М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова…»

19.7. Картины быта 16 века в «Песне…»


М.Ю. Лермонтов

Поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция


содержание изученных литературных произведений;

Что такое лирика?


Выразительно читать текст, заучивать наизусть отрывок из поэмы «Песня…», стихотворение по выбору







11



12













13

20.8. Стихотворения М.Ю.Лермонтова.

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения: "Когда волнуется желтеющая нива», "Молитва",

Проверочная работа № 2

Стихотворения «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива», «Ангел»

изученные теоретико-литературные понятия

Выразительно читать стихотворения, заучивать наизусть (по выбору)

21.9. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

22.10. Прославление боевого товарищества.

23.11. Героизм Тараса и его друзей.

24.12. Сопоставление Остапа и Андрия.



Н.В. Гоголь

Повесть "ТАРАС БУЛЬБА"

лирическое отступление; система образов. Художественный образ.

содержание изученного литературного произведения

изученные теоретико-литературные понятия

Роды литературы: эпос

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

Выражать свое отношение к прочитанному; наизусть отрывок из повести «Тарас Бульба»(Речь о товариществе)

25.13. Р.р. Сочинение по повести Н.Гоголя «Тарас Бульба».

Написание сочинений по литературным произведениям

содержание изученного литературного произведения

писать сочинение по литературному произведению

26.14. Вн/чт. Н.В.Гоголь «Миргород».

Н.В. Гоголь

содержание изученного литературного произведения

Выражать свое отношение к прочитанному;

14




27.15. И.С.Тургенев «Бирюк».

И.С. Тургенев


содержание изученных литературных произведений

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям



15

28.16. И.С.Тургенев «Близнецы», «Два богача»

29.17. Р.р. И.С.Тургенев «Русский язык». Обучение выразительному чтению прозы.

И.С.Тургенев

"СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ" (ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ).

Стихотворения в прозе

заучивать наизусть «Русский язык»


30.18. Вн/чт. И.С.Тургенев «Записки охотника».

И.С.Тургенев

"ЗАПИСКИ ОХОТНИКА"

содержание изученных литературных произведений

Выражать свое отношение к прочитанному

16

31.19. Н.А.Некрасов «Русские женщины».



Н.А. Некрасов

ОДНА ПОЭМА ПО ВЫБОРУ. Образ русской женщины и проблема женского счастья.

Литературные роды и жанры


Самостоятельная работа№2

содержание изученных литературных произведений


Выразительно читать произведения,

в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;


32.20. Н.А.Некрасов «Размышление у парадного подъезда»

Н.А. Некрасов

стихотворение по выбору.

Основы стихосложения: стихотворный размер

Трехсложные размеры стиха

изученные теоретико-литературные понятия

Выразительно читать произведения,

17

33.21.А.К.Толстой «Василий Шабанов»

34.22.Вн/чт. А.К.Толстой «Князь Михайло Репнин», «Илья Муромец»

А.К. ТОЛСТОЙ

ТРИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.

содержание изученных литературных произведений

Выражать свое отношение к прочитанному;

18

35.23. М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

36.24. Вн/чт. М.Е.Салтыков- Щедрин. Сказки.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Три сказки по выбору.

Аллегория.

Влияние поворотных событий русской истории (отмена крепостного права)

Что такое сатира и юмор? Гротеск, иносказание, эзопов язык,

Сказки «Дикий помещик», «Премудрый пескарь»

владеть различными видами пересказа (выборочный пересказ)

19

37.25. Л.Н.Толстой «Детство» (главы).

38.26. Вн/чт. Л.Н.Толстой «Детство».

Л.Н. Толстой

Одна повесть по выбору.

автобиографическое произведение

Главы из повести «Детство»: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman»

владеть различными видами пересказа (подробный)

20

39.27. А.П.Чехов «Хамелеон».

40.28. Вн/чт. Смех и слёзы в рассказах А.Чехова.

А.П. Чехов

Рассказы: "Хамелеон", а также 2 рассказа по выбору.

Стадия развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог

содержание изученных литературных произведений:

«Злоумышленник», «Смерть чиновника»

Пересказывать содержание кратко

21

41.29 «Край ты мой, родимый край!» (стихи о родной природе)

Лирический герой

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение


содержание изученных литературных произведений:

А.Толстой «Край ты мой, родимый край», Жуковский «Приход весны», Бунин «Родина»

Выявлять функциональную роль метафор, сравнений в тексте

Заучивать наизусть стихотворения по выбору


42.30. Контрольная работа по разделу «Литература 19 века».

Контрольная работа № 2



22

Раздел 6. Тема «Из русской литературы 20 века» (21 час)

43.1. И.Бунин «Цифры».

И.А. Бунин

Рассказ по выбору.


содержание изученного литературного произведения

Отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.


23





44.2. М.Горький «Детство».

45.3.Алёша и окружающие его люди.

46.4. Характеры героев и изображение быта.

М. ГОРЬКИЙ

ДВА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.

образ автора,

автор-повествователь, литературный герой,

Проверочная работа № 3

содержание изученных литературных произведений

изученные теоретико-литературные понятия

Выразительно читать прозу

воспринимать и анализировать художественный текст;

24





47.5 М.Горький «Данко».

48.6. Вн/чт. М.Горький «Старуха Изергиль».

М. ГОРЬКИЙ

ДВА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.

Что такое легенда?


выражать свое отношение к прочитанному

25

49.7 Р.р. Сочинение по произведениям М.Горького

Написание сочинений по литературным произведениям

содержание изученных литературных произведений

Писать

сочинение по литературному произведению


50.8.В.Маяковский «Необычайное приключение…», «Хорошее отношение к лошадям».

В.В. Маяковский

стихотворения по выбору.

ритм, рифма, строфа. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: гипербола

образную природу словесного искусства;

изученные теоретико-литературные понятия

выразительно читать произведения ,в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы

26

51.9. Л.Андреев Кусака».


содержание изученного литературного произведения

Пересказывать содержание подробно


27

52.10. А.Платонов «Юшка»

53.11. Вн/чт. А.Платонов «В прекрасном и яростном мире»

А.П. ПЛАТОНОВ

ОДИН РАССКАЗ ПО ВЫБОРУ.

Проблема героя. Язык художественного произведения.

содержание изученных литературных произведений

изученные теоретико-литературные понятия

строить устные высказывания в связи с изученным произведением;


54.12. Б.Л.Пастернак Стихотворения

Б.Л. ПАСТЕРНАК

ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.

содержание изученных литературных произведений: «Никого не будет в доме…», «Июль»

Что такое лирика?

Анализировать стихотворный текст

28

55.13. Вн/чт. На дорогах войны. Час мужества.



Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (Великая Отечественная война).


А. Ахматова. «Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины .», стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова

Выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;


56.14. А.Твардовский. Размышление поэта о взаимосвязи человека и природы.

А.Т. Твардовский

Лирический герой

Содержание стихов «Июль-макушка лета», «Снега потемнеют»

Выразительно читать стихотворения, заучивать наизусть

29

57.15. Ф.Абрамов «О чём плачут лошади».

Русская проза второй половины XX века

Ф.А. Абрамов

Система образов, образ автора

Самостоятельная работа№3

Литературные традиции.

изученные теоретико-литературные понятия

воспринимать и анализировать художественный текст;


58.16.Е.Носов «Кукла», Ю.Казаков «Тихое утро».

Русская проза второй половины XX века. Ю.П.Казаков, Е.И.Носов

содержание изученных литературных произведений

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям

30

59.17. Д.Лихачёв «Земля родная».

Обращение писателей второй половины 20 века к острым проблемам современности.

Что такое публицистика, мемуары?

Выражать свое отношение к прочитанному.


60.18.М.Зощенко «Беда». Смеяться или плакать.

М.М. ЗОЩЕНКО

ДВА РАССКАЗА ПО ВЫБОРУ.

Сатира, юмор.

Рассказ «Аристократка»

Выражать свое отношение к прочитанному

31

61.19. "Тихая моя родина…" Стихи о природе поэтов 20 века.

62.20. Песни на стихи поэтов 20 века. И.Гофф, Б.Окуджава, А.Вертинский

Русская поэзия второй половины XX века. Тема Родины.

Стихотворения не менее трех авторов по выбору

Лирика, лирический герой, основы стихосложения (размер, ритм, рифма, строфа)

содержание изученных литературных произведений:

В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов

изученные теоретико-литературные понятия

Выразительно читать стихотворения, в том числе заучивать наизусть(Есенин«Топи да болота»

Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...».

Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» )

32

63. 21.Контрольная работа по разделу «Литература 20 века».

Контрольная работа № 3


Раздел 7. Тема «Из литературы народов России» ( 1 час)

64.1.Расул Гамзатов

Литература народов России. Р. ГАМЗАТОВ.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ВЫБОРУ.

Общее и национально-специфическое в литературе народов России

Стихотворения «Земля как будто стала шире», из цикла «Восьмистишия»

Выразительно читать произведения




33




Раздел 8. Тема «Из зарубежной литературы»

(4 часа)

65.1. Д.Г.Байрон «Ты кончил жизни путь герой!..»


ДЖ.Г. БАЙРОН

ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПО ВЫБОРУ. .Романтизм в зарубежной литературе.


содержание изученных литературных произведений

Выражать свое отношение к прочитанному



34

66.2. Роберт Бёрнс «Честная бедность».

67.3. О.Генри «Дары волхвов».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ ТРЕХ АВТОРОВ ПО ВЫБОРУ. Реализм в зарубежной литературе. Реальное и фантастическое.


содержание изученных литературных произведений

Выражать свое отношение к прочитанному

68.4 Японские хокку (трёхстишия).

Мацуо Басё,

Кобаяси Исса

Выразительно читать произведения





  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- изученные теоретико-литературные понятия;

Уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


.


  1. Контрольно - измерительные материалы

Проверочные, самостоятельные, контрольные работы разработаны самим учителем в соответствии со стандартом и на на основании книг:

  • И.Золотарева, С.Аникина. Поурочные разработки по литературе для 7 класса. -М.: ВАКО, 2010 г.

  • Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе, 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2003.

контроль

тема

источники

Проверочная работа №1

Былина «Садко»

metodsovet.su/load/liter/did_mater/samostojatelnaja_rabota_poslovicy_i_pogovorki/72-1-0-6212

Проверочная работа №2

Стихотворения М.Ю.Лермонтова

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе, 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2003.

Проверочная работа №3

Характеры героев и изображение быта.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе, 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2003.

контроль

тема

источники

Самостоятельная работа №1

«Поучения Владимира Мономаха»

do.gendocs.ru/docs/index-373279.html

Самостоятельная работа №2

Н.А.Некрасов «Русские женщины».

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе, 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2003.

Самостоятельная работа №3

Ф.Абрамов «О чём плачут лошади».

rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

контроль

тема

источники

Контрольная работа №1

по разделам «УНТ, древнерусская литература»

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе, 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2003

klassika.ru

Контрольная работа №2

по разделу «Литература 19 века».

it-n.ru/

Контрольная работа №3

по разделу «Литература 20 века».

nsportal.ru/shkola/literatura/library/viktoriny-nebolshoy-pismennyy-opros-po-materialu-izuchennogo-proizvedeniya








  1. Учебно-методическое обеспечение

Список для обучающихся


  1. Рекомендованная литература (основная)

  1. Коровина В.Я. Литература. Учебник - хрестоматия для 7 класса. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2010 г.


  1. Рекомендованная литература (дополнительная)

  1. Энциклопедия для детей. В 2-х частях. - М.: Аванта +, 2000 г.

Список для учителя

  1. Рекомендованная литература (основная)

  1. Коровина В.Я. Литература. Учебник - хрестоматия для 7 класса. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2010 г.


  1. Рекомендованная литература (дополнительная)

1. И.Золотарева, С.Аникина. Поурочные разработки по литературе для 7 класса. -М.: ВАКО, 2010 г.

2. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе, 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2003.


  1. Перечень используемых средств обучения (мультимедийные презентации, обучающие программы, электронные учебные пособия)

  1. Сеть творческих учителей it-n.ru/

  2. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

  3. pogovorka.com. - Пословицы и поговорки

  4. klassika.ru - Библиотека классической русской литературы

  5. nsportal.ru/shkola/literatura/library/viktoriny-nebolshoy-pismennyy-opros-po-materialu-izuchennogo-proizvedeniya

  6. do.gendocs.ru/docs/index-373279.html







К уроку 8. Контрольная работа №1 по разделам «УНТ, древнерусская литература»

1 вариант

  1. Фольклор-это….

  2. Выпишите жанры устного народного творчества: роман, былина, сказка, загадка, рассказ, закличка, потешка, лирическое стихотворение, басня, пословица, трагедия, поговорка.

  3. Что такое пословица?

  4. Разбейте пословицы на тематические группы

1. Для всякого дела ум нужен.

2.Общими силами скалы ворочают.

3.Дерево дорого плодами, а человек -делами.

  1. Гипербола- это….

  2. На каком инструменте играл Садко?

  3. Из какого произведения отрывок?

Тут оратай-оратаюшко
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.

8. Что не свойственно литературе как виду искусства?

а) художественный образ; б) художественный вымысел;

в) условность и жизнеподобие г) деление на значимые и незначимые виды

9. На чём писались древние рукописные книги?

а) на бересте б) на бумаге в) на глиняных дощечках г) на пергаменте

10.Что из себя представляет летопись?

а) сказки о Древней Руси б) рассказ о событиях, которые происходили в Древней Руси и имели большое значение для потомков в) былины г) жития святых

11. Кто создавал произведения древнерусской литературы?

а) государственные деятели и полководцы б) знатные и богатые люди

в) грамотные люди г) служители церквей или монастырей

12. Почему книгу называют "самым великим чудом на свете"?

а) дорого стоит б) красочная, красивая в) имеет дорогой переплёт и отделку

г) она рассказывает о необычных приключениях, исторических событиях, странах

13. Из перечисленных жанров выберите те, которые относятся к произведениям древнерусской литературы и выпишите их:

Хождение(описание путешествий), загадка, рассказ, житие, летопись, роман, поучение, послание, воинские и бытовые повести, пословица.

14. Какой временной период соответствует древнерусской литературе?

2 вариант

  1. Былины-это…

  2. Что такое поговорка?

  3. Какие два цикла былин вам известны?

  4. Из какой былины приведенные ниже строки:

Садился на бел-горюч камень

И начал играть в гусельки яровчаты.

  1. Эпитет - это…

  2. Разбейте пословицы на тематические группы

  1. Дерево дорого плодами, а человек -делами.

  2. Умный человек подобен роднику.

  3. Легко сломать, а сделать трудно.


  1. Выберите правильные высказывания

Для былин новгородского цикла характерно:

а)герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович;

б)тема торговли и путешествий;

в)герои: Садко, В.Буслаев;

г)тема защиты русских земель;

д)место действия-Новгород;

е)место действия-Киев


8. Кто автор "Повести временных лет"?

а) Иван б) Нестор в) Протопоп Аввакум г) Варфоломей

9. Кто был первым летописцем на Руси?

а) Иван б) Нестор в) Никон Великий г) Иван Грозный

10. Укажите верное определение легенды:

а) основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об исторических или вымышленных лицах, событиях;

б) жанр русского фольклора, эпическая песня героического характера, повествующая о подвигах богатырей;

в) иносказательный рассказ с нравоучением;

г) занимательный рассказ о необыкновенных событиях

11. Укажите верное определение сказки:

а) основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об исторических или вымышленных лицах, событиях;

б) жанр русского фольклора, эпическая песня героического характера, повествующая о подвигах богатырей;

в) иносказательный рассказ с нравоучением;

г) занимательный рассказ о необыкновенных событиях

12. Какой русский князь ввёл христианство на Руси?

а) Владимир Красное Солнышко б) Ярослав Мудрый в) Владимир Мономах

13. Из перечисленных жанров выберите те, которые относятся к произведениям древнерусской литературы и выпишите их:

Хождение(описание путешествий), загадка, рассказ, житие, летопись, роман, поучение, послание, воинские и бытовые повести, пословица.

14. О каком памятнике древнерусской литературы идет речь?

«Древнейшее сочинение по русской истории. Это целая энциклопедия жизни нашего государства IX-XI столетий, была создана в период расцвета Киевской Руси»

Ответы

1 вариант

  1. Искусство, созданное народом.

  2. былина, сказка, загадка, закличка, потешка, пословица, поговорка.

  3. Пословица - краткое, народное, образное изречение, имеющий поучительный смысл.

  4. 1. Для всякого дела ум нужен. (знание)

2.Общими силами скалы ворочают. (дружба)

3.Дерево дорого плодами, а человек -делами. (труд)

  1. Сильное преувеличение.

  2. Гусли

  3. «Вольга и Микула Селянинович»

  4. Г

  5. Г

  6. Б

  7. Г

  8. Г

  9. Хождение(описание путешествий), житие, летопись, поучение, послание, воинские и бытовые повести

  10. 10-17 века

2 вариант



  1. Жанр фольклора о богатырях и исторических событиях.

  2. Поговорка - это яркое, меткое народное выражение.

  3. Киевский, Новгородский

  4. «Садко»

  5. Яркое, образное определение предмета

  6. Дерево дорого плодами, а человек -делами. (труд)

Умный человек подобен роднику.(знание)

Легко сломать, а сделать трудно.(труд)

  1. Б, в, д

  2. Б

  3. В

  4. А

  5. Г

  6. А

  7. Хождение(описание путешествий), житие, летопись, поучение, послание, воинские и бытовые повести

  8. Повесть временных лет.

Критерии оценивания:

«5» - 12-14 баллов

«4» - 10-11 баллов

«3» - 7-9 баллов

«2» - менее 7 баллов




К уроку 42. Контрольная работа №2 по разделу «Литература 19 века».

1 вариант

1. Указать, из каких произведений взяты приведённые фрагменты.

А)

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный призрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу...

Б)

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлёвской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучи серые разгоняючи,

Заря алая подымается.

В)

Позором, ужасом, трудом

Этапного пути

Я вас старался напугать.

Не испугались вы!

И хоть бы мне не удержать

На плечах головы,

Я не могу, я не хочу

Тиранить больше вас...

Варианты ответов:

«Русские женщины»:_____

«Медный всадник»:________

«Песня про купца Калашникова»:______

2. Из какой поэмы взят приведённый отрывок?

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, на топи блат

Вознёсся пышно, горделиво.

Варианты ответов:

A. «Полтава»

Б. «Медный всадник»

B. «Песня про купца Калашникова»

3.Соотнести названия литературных произведений с их авторами.

«Медный всадник»

«Песня про купца Калашникова»

«Русские женщины»

М.Ю.Лермонтов

Н.А.Некрасов

А.С.Пушкин

4. Выбрать произведение, которое можно отнести к жанру рассказа.

A. Г.Р.Державин «На птичку»

Б. Н.А.Некрасов «Русские женщины»

B. А.С.Пушкин «Борис Годунов»
Г. И.С.Тургенев «Бирюк»

5. Связать описание литературных героев с художественными произведениями.

А

В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит

на земле сам виновник скандала. В слезящихся глазах его выражение

тоски и ужаса.

Б

... Взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы

стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно

подползать друг к другу. И в одно мгновение ока остервенелись.

Полетели клочья, раздался визг и оханье...

Варианты ответов:

«Хамелеон»: _____

«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» _____

6. За что бился в кулачном бою купец Калашников в произведении Лермонтова «Песня про.. .купца Калашникова»?

1) хотел показать свою удаль перед царём

2) за младших братьев

3) за честь семьи 4)за родину

7. Назовите город, имя которого в поэме «Медный всадник» заменено Пушкиным перифразом: «И перед младшею столицей Померкла старая Москва», «Люблю тебя, Петра творенье...».

8. Тема повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»:

а) героическая борьба русского и украинского народов с польской шляхтой

б) история семьи Тараса Бульбы

в) быт и нравы Запорожской Сечи

9. Не является автобиографическим произведение:

а) М.Горького «Детство»

б) Л.Н. Толстого «Детство»
в) И.А. Бунина «Лапти»

10. Какой выход придумали генералы в сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», чтобы с голода не умереть?

А) все время спать б) научиться работать

В) найти мужика г) поймать зверя

11. Из чего мужик в сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» сделал силки для птиц?

А) из собственных волос Б) из рубахи

в) из лески г) из лаптей

12. Как генералы в сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» вернулись домой?

А) заснули и проснулись дома Б) их спасли случайно

В) мужик построил судно

13.На какой улице и в каком городе жили генералы в сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?:

А) на Подьяческой в Санкт-Петербурге б) на Смольной в Вятке

в) на Литейной в Тюмени

14. Какой из двух генералов был поумнее в сказке Салтыкова- Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

А) кто был учителем каллиграфии б) кто не был учителем

в) кто был учителем географии

15. Как генералы мужика при себе удерживали в сказке Салтыкова- Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

А) цепью приковали Б) веревочкой привязали

в) он остался сам г) смирительную рубашку одели

16. Чем генералы наградили мужика в сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

А) бутылкой водки Б) медалью

В) плетьми г) рюмкой водки и пятаком

17. Какого цвета пятно было на спине у собаки в рассказе Чехова «Хамелеон»?

18. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина в рассказе Чехова «Хамелеон»?

19. Кто такой Прохор в рассказе Чехова «Хамелеон»?

20. Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя в рассказе Чехова «Хамелеон»?

Вариант 2

1.Кому из героев соответствует каждое из приведённых описаний?
А

... Был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из

своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия.

Б

Покорно, как ребёнок, слез он с коня и остановился ни жив ни мёртв перед Тарасом (...) бледен как полотно был...; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чьё-то имя... как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под

сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

В

... выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мёртвой толпы отдалёнными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, - ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнуло лицо его...

Варианты ответов:

Остап: _____

Андрий:____

Тарас Бульба:_____

2. Соотнести художественные произведения с именами литературных героев.

Калашников и Кирибеевич

Борис Годунов, Григорий

Княгиня М.Волконская и генерал

Олег, кудесник

«Русские женщины»

«Песнь о Вещем Олеге»

«Песня про купца Калашникова»

«Борис Годунов»

3. Какие из приведённых произведений можно отнести к автобиографическим?

A. И.С.Тургенев «Бирюк»
Б. Л.Н. Толстой «Детство»

B. И.А. Бунин «Лапти»

4. Каким предстаёт в «Песне... про купца Калашникова...» М.Ю. Лермонтова царь Иван Васильевич?

1) жестоким, бессердечным властителем

2) добрым царём-батюшкой

3) справедливым и мудрым правителем

5. Установите соответствие между названиями произведений А.С. Пушкина и жанром: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.

НАЗВАНИЕ ПРОИЗВГДГНИЯ ЖАНР

а) «Песнь о вещем Олеге» 1) повесть

б) «Станционный смотритель» 2) баллада

в) «Борис Годунов» 3) драма

6. Жанр произведения Н.А. Некрасова «Русские женщины»:

а) ода б) элегия в) поэма

7. Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» связан с тем, что

а) Очумелов то снимает, то надевает шинель

б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску

в) автор хотел рассмешить читателей нелепым названием

8. Смысл жизни Тараса Бульбы состоит в:
а) воспитании достойных сыновей

б) защите родной земли

в) поддержании традиций Запорожской Сечи

9.Как в сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» два генерала оказались на необитаемом острове?

А) в результате кораблекрушения

б) по щучьему велению, по моему хотению

в) с помощью волшебника г) прилетели на ковре- самолете

10.В чем мужик в сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» варил суп?
А) в котелке б) в пригоршне

в) в кокосовой скорлупке г) в чане

11. Какую газету читали генералы на необитаемом острове в сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?

A) «Московскую правду»

б) «Московские ведомости»

B) «Вестник Москвы»

12. Как генералы в сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» отыскали на острове мужика?
А) по следам на песке Б) по звукам балалайки

в) по запаху мякинного хлеба

13. Кем мужик в сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» работал в Петербурге?

А) поваром Б) кузнецом

В) маляром г) извозчиком

14. В каком виде два генерала в сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» оказались на необитаемом острове?:

А) в мундирах б) в ночных рубашках

в) в шубах и валенках г) голые

15. Какой предмет проглотил один из генералов в сказке Салтыкова- Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» за неимением ужина?

А) пуговицу б)орден

в) туфли г) галстук

16.Что нес городовой в решете в рассказе Чехова «Хамелеон»?

17.Какова фамилия полицейского надзирателя в рассказе Чехова «Хамелеон»?

18. Какова фамилия городового в рассказе Чехова «Хамелеон»?

19. Установи соответствие:

Тургенев «Размышления у парадного подъезда»

Л.Толстой «Станционный смотритель»

Пушкин «Детство»

Некрасов «Бирюк»

20. Кто из этих героев «лишний» и почему:
Остап, Андрий, Тарас, княгиня Трубецкая

Ответы

1 вариант

  1. «Русские женщины» - в

«Медный всадник» - а

«Песня про купца» - б

  1. Б

  2. «Медный всадник» - Пушкин

«Песня про купца» - Лермонтов

«Русские женщины» - Некрасов

  1. Г

  2. «хамелеон» - а

«Повесть о том..» - б

  1. 3

  2. Петербург

  3. А

  4. В

  5. В

  6. А

  7. В

  8. А

  9. А

  10. Б

  11. Г

  12. Жёлтое

  13. За палец

  14. Генеральский повар

  15. шинель

2 вариант

  1. Остап - в

Андрий - б

Тарас - а

  1. Калашников и Кирибеевич - «Песня…»

Борис Годунов, Григорий- «Борис Годунов»

Княгиня М.Волконская и генерал

Олег, кудесник - «Песнь о вещем Олеге»

  1. Б

  2. 1

  3. «Песнь о вещем Олеге» - баллада

«Станционный смотритель» - повесть

«Борис Годунов» - драма

  1. В

  2. Б

  3. Б

  4. Б

  5. Б

  6. Б

  7. В

  8. В

  9. Б

  10. Б

  11. Крыжовник

  12. Очумелов

  13. Елдырин

  14. Тургенев - «Бирюк»

Л.Толстой - «Детство»

Пушкин _ «Станционный смотритель»

Некрасов - «Размышление у парадного…»

  1. Княгиня Трубецкая

Критерии оценивания:

«5» - 17-20 баллов

«4» - 14 - 16 баллов

«3»- 10-13 баллов

«2» - менее 10 балловК уроку 63 . Контрольная работа №3 по разделу «Литература 20 века».

1 вариант

  1. Назовите фамилии писателей:

Иван Алексеевич, Владимир Владимирович, Андрей Платонович, Юрий Павлович.

  1. Найдите «лишнее», объясните свой выбор:

Акулина Ивановна, Алёша, дядя Яков, Данко, Цыганок.

  1. Объясните значение слова «омут». В каком произведении оно встречается?

  2. О ком идёт речь:

Родился в семье лесничего в небольшом грузинском селе, после смерти отца мать и две сестры писателя переехали в Москву. Сам он стал заниматься революционной деятельностью и был арестован, освобождён, далее - пишет стихотворения, ездит по стране, работает над плакатами в окнах РОСТА.

  1. Назовите писателя. Годы его жизни 1910-1971

  2. Назовите произведение и автора:

Этот герой побеждает зло добром, после себя оставил девушку-сироту, которую он выучил. Глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы.

  1. Вставьте вместо точек слова:

……………… «Необычайное приключение»

Е.Носов………………………………………….

Ф.Абрамов………………………………………

………………………….. «Кусака»

  1. Подберите рифму к слову «друг» и сочините 4 стихотворные строки.

  2. Какое произведение из литературы 20 века больше всего запомнилось и почему?



2 вариант

  1. Назовите фамилии писателей:

Евгений Иванович, Александр Трифонович, Фёдор Александрович, Алексей Максимович

  1. Найдите «лишнее», объясните свой выбор:

Акимыч, Володя, Яшка

  1. Объясните значение слова «нахлебник». В каком произведении оно встречается?

  2. О ком идёт речь:

Родился на Смоленщине в семье кузнеца. Зимними вечерами в детстве в семье вслух читали книги. Стал писать стихи очень рано, ещё не зная алфавита. Став старше, начал отправлять свои стихи в газеты. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом.

  1. Назовите писателя. Годы его жизни 1993 - 1930

  2. Назовите произведение и автора:

Герой произведения разозлился на своего спутника, который пошёл на рыбалку в ботинках, спас своего спутника, потому что ничего на свете не было ему милее этого бедного лица.

  1. Вставьте вместо точек слова:

И.Бунин……………………….

……………………… «Юшка»

……………………… «Тихое утро»

Д.Лихачёв………………………….

  1. Подберите рифму к слову «класс» и сочините 4 стихотворные строки.

  2. Какое произведение из литературы 20 века больше всего запомнилось и почему?

Ответы

1 вариант

  1. Бунин, Маяковский, Платонов, Казаков

  2. Данко

  3. Омут - самое глубокое и тёмное место в реке. «Тихое утро» Ю.Казаков

  4. В.Маяковский

  5. А.Т.Твардовский

  6. А.Платонов «Юшка»

7. Маяковский «Необычайное прикл.»

Е.Носов «Кукла»

Ф.Абрамов «О чём плачут лошади»

Л.Андреев «Кусака»

8.

9.

2 вариант

  1. Носов, Твардовский, Абрамов, Горький

  2. Акимыч

  3. Нахлебник - человек, который живёт на квартире и обедает бесплатно. «Детство» Горький

  4. А.Т.Твардовский

  5. В Маяковский

  6. «Тихое утро» Ю.Казаков

  7. И.Бунин «Цифры»

А.Платонов «Юшка»

Ю.Казаков «Тихое утро»

Д.Лихачёв «Земля родная»

8.

9.

Критерии оценивания:

«5» - 8-9 баллов

«4» - 6-7 баллов

«3»- 5 баллов

«2» - 0-4 балла

© 2010-2022