- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытй урок: Художественное своеобразие творчества С. Есенина
Открытй урок: Художественное своеобразие творчества С. Есенина
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Переверзева И.П. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Ростовской области
профессиональное училище № 38
План
проведения открытого урока
по учебной дисциплине «Литература»
Тема: С.А. Есенин. Раздел: Литература 20-х годов.
Тема урока: Художественное своеобразие творчества С. А. Есенина.
Разработала преподаватель первой категории И. П. Переверзева.
Рассмотрено и рекомендовано на заседании Утверждаю:
методической комиссии зам. директора
общеобразовательных дисциплин по методической работе ПУ № 38
Протокол № ___ от «___»___________20__г. _______________/В. И. Симбирская
Председатель МК _____________/Л. В. Райтаровская
Разработал: преподаватель русского языка и литературы 1 категории ____________/Переверзева Ирина Петровна
План
проведения открытого урока
по учебной дисциплине «Литература»
Тема № 2: С.А. Есенин Раздел № 3: Литература 20-х годов.
Тема урока № 1: Художественное своеобразие творчества С. А. Есенина.
Цели урока:
Дидактическая цель: формирование интереса к художественному миру С. А. Есенина; неравнодушного отношения к поэтическому слову.
Обучающий аспект:
-
создать условия для исследования художественных особенностей лирики С. А. Есенина
-
определение смыслового значения понятия «художественное своеобразие»
-
формирование навыка анализа лирического произведения, выражать свое мнение в развернутых аргументированных устных высказываниях
-
овладение важными общеучебными умениями и УУД (формулировать цели деятельности, находить и обрабатывать необходимую информацию)
-
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании
Развивающий аспект:
-
создать условия для формирования эстетического представления о русском слове
-
воспитывать культуру речи обучающихся; умения грамотно, четко и точно выражать свои мысли
-
развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)
-
содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, навыка групповой самоорганизации
-
создать условия для совершенствования умений проводить анализ литературного текста, для развития мышления
-
последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст
-
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного
Воспитывающий аспект:
-
создать условия для формирования интереса к чтению, как средству познания человеческих чувств и мыслей
-
воспитывать культуру чувств: любовь к прекрасному, к Родине
-
способствовать развитию культуры общения, культуры взаимоотношений при работе в группах
-
создать условия для вовлечения обучающихся в активную деятельность
-
продолжить формирование у обучающихся позитивного отношения к учебной деятельности
Методическая цель: формирование способности обучающихся к самореализации.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: проблемно-исследовательский
Образовательные технологии:
-
словесный - беседа, обмен информацией, ответы на вопросы
-
наглядный - фотографии С. А. Есенина
-
ИКТ - мультимедийная презентация
-
практический - работа с текстом художественного произведения
-
проблемно-поисковый - исследовательский
-
коммуникативный - диалог, монолог, работа в творческих группах, работа в парах
-
ролевой - анализ конкретной ситуации
-
стимулирования - словесное поощрение
Планируемые образовательные результаты:
-
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе
-
умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы по теме урока
-
умение анализировать лирическое произведение с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, создавать устные монологические высказывания, уметь вести диалог
-
определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения
-
формулирование собственного отношения к поэзии С. А. Есенина, ее оценка
Интеграция литературы с:
-
Историей: «Россия в начале 20 века»
-
Русским языком: «Лексика. Стилистика»
Материально-техническое обеспечение:
-
ПК с лицензионным программным обеспечением
-
мультимедийный проектор
-
презентация по теме: «Художественное своеобразие творчества С. Есенина»
-
аудиозапись чтения стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»
-
фрагмент аудиозаписи романса на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»
-
технологическая карта урока
Ход урока:
-
Организационный этап 1 мин
-
Мотивация учебной деятельности
обучающихся. Постановка цели и темы урока 4 мин
-
Актуализация знаний 5 мин
-
Первичное усвоение новых знаний 5 мин
Постановка целей и задач урока
-
Первичная проверка понимания 23 мин
-
Первичное закрепление 4 мин
-
Информация о домашнем задании 2 мин
-
Рефлексия 1 мин
ЭТАПЫ УРОКА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
-
Организационный этап
Слайд 1 (презентация к уроку)
Приветствует обучающихся, проверяет присутствующих на уроке, их готовность к уроку.
Здравствуйте, ребята! Сведения об отсутствующих предоставлены. Все готовы к работе, начнем урок.
Приветствуют преподавателя. Рапорт с указанием отсутствующих на уроке.
-
Мотивация учебной деятельности обучающихся
Слайд 2
(на фоне музыки текст стихотворения)
Слайд 3 (портрет Есенина, вопросы на восприятие его поэзии)
Слайд 4
(тема и цель урока)
Создает эмоциональный настрой на восприятие материала.
В этом имени - слово «есень»
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы и синь-рассвет,
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты.
- Как вы думаете, черты какого русского поэта мы видим в данном отрывке из стихотворения Николая Брауна?
Конечно, Сергей Есенин… Это имя, как и его творчество, знакомо многим.
- Как вы относитесь к его поэзии?
- Какие его произведения вам нравятся больше всего и почему?
Сам поэт сказал о себе: «Я сердцем никогда не лгу». И действительно, все его произведения очень искренни, в них звенит, радуется, тоскует, мечется, ходит по мукам сама русская душа.
Озвучивает тему и цель урока.
Сегодня нам предстоит встреча с Сергеем Есениным.
Раскрыть особенности творческого метода поэта, своеобразие приемов в его поэзии, богатство лирического содержания стихотворений - такова цель нашего урока по теме «Художественное своеобразие творчества С. Есенина».
Результаты вашей работы будут отражены в технологических картах, по ним же будет оценена работа на уроке.
Запишите тему в карту урока.
Слушают преподавателя.
Включаются в учебную деятельность.
Высказывают свое мнение.
- Русского поэта - Сергея Есенина.
Высказывают свое мнение.
Предполагаемый ответ:
- Мне нравится любовная лирика Есенина, которая полна драматизма. И в то же время она нежная, яркая и напевная.
- На меня произвел впечатление цикл «Персидские мотивы», стихи которого окрашены в восточный колорит. Поэт создал воображаемую страну, страну мечтаний, поэтому каждое стихотворение воспринимается как что-то необыкновенное.
- А мне нравятся произведения Есенина о Родине, в основе которых - народно-поэтические образы. Примечательно, что в это понятие поэт включает и деревенскую жизнь, и описание природы, и стихи о животных. Это стихи человека, любящего все живое.
Слушают преподавателя, записывают тему урока в технологическую карту.
-
Актуализация знаний
Слайд 5
(д/з)
Слайд 6
(вопросы)
Слайд 7 (о жизни поэта)
Слайд 8
(вопросы)
Слайд 9
(основные темы и мотивы)
Слайд 10
(вопросы)
Слайд 11 (тема урока)
Организует проверку выполнения домашнего задания.
Каким было ваше домашнее задание?
Какие страницы жизни поэта произвели на вас наибольшее впечатление?
- Кротость и бунтарство, ранимость и дерзость - эта двойственность натуры выразилась в есенинской лирике.
- Какие основные темы и мотивы лирики Есенина вы выделите? Запишите их в карту, задание №1, работаете в течение 2х минут.
Назовите основные темы и мотивы поэзии Есенина.
- Верно. Его творчество сочетает в себе множество мотивов, образов, тем, идей.
- Что вы можете сказать о роли С. Есенина в развитии русской поэзии?
Подводит итог выполнения домашней работы.
- Действительно, судьба поэта сложная и интересная; множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Его творческий путь охватывает полтора десятилетия. Однако он необычайно насыщен художественными поисками и экспериментами.
Отвечают на вопросы.
Предполагаемые ответы:
- Знакомство с жизнью и творчеством поэта, основными темами и мотивами его лирики, стихотворением «Не жалею, не зову, не плачу…».
- Есенин прошел «трудный путь». Войдя в литературу в 1914 году (а из уроков истории мы знаем, что это был сложный и противоречивый период), он вместе со своей страной пережил войны и революции, которые наложили свой отпечаток на его творчество (сначала восторженно принял революцию, но оказалось, что патриархальная Россия ему ближе, и он разочаровался в результатах революции).
- Он - выходец из крестьянской семьи, человек, большую часть жизни прожил в городе, в эмоционально и духовно чуждом ему мире.
- За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная работа.
Он хорошо знал русскую классику, изучал народное искусство, собрал и записал четыре тысячи частушек, осмыслил основы народной поэтической культуры, считая ее вершиной творчества.
- Но в целом творчество Есенина, как и его частная жизнь, полны противоречий и мучительных исканий. Его личность была соткана из противоречий: он всегда стремился к духовному покою, согласию с собой и людьми и одновременно был склонен к мятежности, страстности, не знающей границ.
Записывают в технологическую карту свои наблюдения.
- Тема Родины и природы, любви, быстротечности человеческого бытия.
Восточные и космические мотивы, мотив странничества.
- Творчество Есенина - одна из ярких страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле.
- Поэт сумел запечатлеть свое трагическое время, наиболее остро отразив разлад, надежды, отчаяния, противоречия и заблуждения эпохи. Именно в этом состоит историческая заслуга Есенина.
- Есенин во многом предвосхитил художественные открытия мировой литературы XX века: синтез разнообразных жанров в лирике, поэме и драме, тяготение к иносказанию, притче.
- Поэт пришел со своим пониманием поэтического слова, стремился к неоднозначности поэтического образа, при этом тяготел к стройности и простоте.
- В своем творчестве он наиболее полно отразил различные лики своей любимой Руси - Русь бесприютную, Русь советскую, Русь уходящую, и самые разные стороны национального характера и русской души. Это и определяет роль Есенина, поэта не только национального, но и мирового значения.
-
Первичное усвоение новых знаний Постановка цели и задач урока
Слайд 12
(вопрос/определение)
Слайд 13
(вопрос/схема)
Слайд 14
(проблемный вопрос)
Слайд 15
(цели урока)
Слайд 16
(задачи)
Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.
Формулирует вопросы.
Об этом мы сегодня и будем говорить. Итак, художественные особенности. Как вы понимаете это словосочетание?
Верно.
В чем, как оно проявляется?
Правильно.
Озвучивает проблемный вопрос и цели урока.
Так в чем же заключается художественное своеобразие поэзии Есенина? - так звучит основной вопрос нашего урока.
Как нам найти на него ответ?
Вы правильно сформулировали цели нашего урока.
Мы проведем небольшую исследовательскую работу - проанализируем стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», вдумаемся в смысл текста, раскроем особенности творчества поэта; продолжим формировать навыки анализа художественного текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности; воспитывать читательскую культуру.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-
Проанализировать стихотворение по плану.
-
Представить результаты анализа в виде устного сообщения с цитированием стихотворных строк.
Отвечают на вопросы.
Предполагаемые ответы:
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ - неповторимые черты и свойства того или иного литературного произведения, придающие ему индивидуальность и непохожесть на другие произведения.
- Художественное своеобразие часто проявляется в индивидуально-авторской трактовке общих тем, мотивов, проблем и т.п.
- В наибольшей же степени художественное своеобразие произведения выявляется в образной форме, в системе индивидуальных средств, приемов. - Художественное своеобразие проявляется в способах создания образа, способах выражения авторской позиции, в неповторимых композиционных особенностях, в характере изображенного мира, в организации художественной речи.
Слушают преподавателя.
Отвечают на вопрос.
Предполагаемые ответы:
Обратиться к стихотворениям поэта. Проанализировать его лирические произведения, выделить художественные приемы, характерные для его творчества.
Первичная проверка понимания
Слайд 17
(цель для групп/схема)
Слайд 18
(текст стихотворения/аудиозапись)
Слайд 19 (результаты исследований в таблице)
Слайд 20 (опережающее задание)
Формулирует задачи для работы в творческих группах, парах.
- Продолжим работу в творческих группах и парах.
- Цель работы: выделить/отметить характерные черты поэзии Есенина.
- Анализ лирического текста требует владения определенными навыками. Как правило, для этого необходимо усвоить схему анализа.
Создание вами исследовательского текста о стихотворении будет основываться на раскрытии 4х направлений.
Дает задание каждой группе и паре.
- Результаты вашей работы будут отражены в технологических картах в таблице, которую вы заполните поэтапно, задание № 2.
Аналитическая работа с поэтическим текстом, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…»:
Выразительное чтение стихотворения.
Анализ поэтического текста по предложенному плану.
Аналитическая беседа.
- Работаем в группах в течение 5 минут.
Контролирует выполнение работы.
Презентация результатов работы.
Время. Прежде чем вы представите результаты своих исследований и запишите основные положения в соответствующие рабочие поля карты, послушаем выразительное чтение стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» в исполнении артиста.
1-я пара
- Как вы поняли смысл этого замечательного стихотворения?
2-я пара
- Какие картины изобразил поэт и в чем состоит особенность построения стихотворения?
3-я пара
Какие образы вы увидели в этом стихотворении?
1-я группа
- С помощью каких средств достигаются внутреннее единство и целостность стихотворения?
- Какие изобразительно-выразительные и лексико-морфологические средства использует поэт, их значение?
2-я группа
Какова роль в стихотворении интонационно-синтаксических фигур?
- Сформулируйте и запишите вывод в карту, задание № 3: какое место занимает данное стихотворение в творчестве Есенина?
- На какие размышления навели вас лирические откровения поэта-Есенина?
- Результаты исследований представлены в таблице.
Подводит обучающихся к выводу.
- Подведем итоги исследования поэтического текста: какие художественные приемы произвели на вас наибольшее впечатление, запомнились вам?
Сформулируйте и запишите их в карту, задание № 4, работаем в течение 2х минут.
Опережающее задание.
- Поможет дополнить наши выводы обучающийся, который подготовил индивидуальное сообщение: «Художественное своеобразие поэзии С. Есенина». Какие еще черты присущи лирике Есенина?
- Внимательно слушаем и дополняем ваши записи в задании № 4.
Работают в группах, в парах.
Работают с текстом, высказывают свои предположения, приводят примеры, объясняют свой выбор, анализируют художественные средства, высказывают свое мнение, формулируют выводы наблюдений.
Анализируют стихотворение, формулируют выводы наблюдений.
Презентация результатов работы.
Аналитическая работа с текстом стихотворения.
Слушают выступления, записывают основные положения.
Отвечают на вопросы.
Предполагаемые ответы:
- Это стихотворение имеет философское содержание - размышление о жизни и предчувствие смерти. Ведущая тема - предназначение человека, его зрелый взгляд на прожитую жизнь, ее осмысление. Развивает поэт и традиционные для своего творчества мотивы: прощания с юностью, быстротечного хода времени, мотив осени жизни, увядания и предчувствия конца, мотив пути, странничества. Лирический герой пытается решить для себя проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил. И автор выводит свое решение, которое представляет основную идею стихотворения - необходимость смирения перед неизбежностью: «Все мы, все мы в этом мире тленны…» Но это смирение не угнетающее. Это приятие мира во всем его многообразии. И такое восприятие очень характерно для есенинской лирики. Как и исповедальный характер, свойственный философской лирике. Общий настрой произведения - умиротворение, монотонность, неспешность; повествование спокойно и размеренно, способствует размышлениям читателя.
- Содержание стихотворения конкретно и в то же время условно. Мы видим поэтические детали реального земного мира (белых яблонь дым, страна березового ситца, весенней гулкой ранью). И в то же время в нем присутствует символический образ розового коня (символизирует весну, радость, молодую жизнь, не воплотившиеся мечты).
Стихотворение рассказывает о том, что молодость прошла, что каждый в определенный момент подходит к порогу, где надо расстаться с прежней жизнью и по-новому отнестись к себе и миру. Это прощание с богатой на чувства и события бурной молодостью, которую поэт сравнивает с цветением яблонь. Это воспевание всего прекрасного, что было в жизни: трепетного биения сердца, душевной свежести, буйства глаз и половодья чувств, вольного общения с природой - страной березового ситца, ощущения свободы (дух бродяжий).
В основе композиции лежит принцип антитезы прошлого, настоящего и будущего. Эта антитеза присутствует в каждой строфе. Произведение построено на постепенном раскрытии темы и идеи, с кульминационным звучанием в строках - «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?» - и развязкой в последней строфе. Два природных образа - белых яблонь дым - и - кленовая листьев медь - образуют в стихотворении кольцо. Кольцевая композиция подчеркнута и в развитии мотивов - смирения (не жалею, не зову, не плачу - будь же ты вовек благословенна), неизбежности конца (все пройдет - все мы в этом мире тленны). Таким образом, мы можем говорить, что такая композиция оправдывается его философской направленностью.
- Стихотворение необычайно экспрессивно, наполнено различными образами. Прежде всего, образ Родины - он неотделим от мировосприятия поэта, а потому мы встречаем традиционные образы берез, кленов. Значителен образ розового коня, который несет символический смысл. Это мечты лирического героя о прекрасном, несбыточном идеале. Образ природы и человека - увяданья золотом охваченный я не буду больше молодым. Человек в восприятии поэта - часть мира природы, потому жизнь человека подвержена тем же мудрым законам природы.
Лирический герой стихотворения - это сам Поэт (не случайно Есенин указывал, что его поэзия автобиографична). Он размышляет о жизни и смерти и в финале примиряется со временем. От безысходности переходит к покою и умиротворению, к примирению с природой и жизнью.
Можем сказать, что стихотворение представляет собой сплетение различных образов: аллегоричных (дух бродяжий), символичных (розовый конь), более конкретных (березы, яблони, сердце). Это помогает передать эмоциональное сочетание трепетного восприятия окружающего мира, философских метаний, обращения к личным чувствам каждого.
- Поэт использует различные средства художественной выразительности.
Стихотворению свойственна метафоричность: (увяданья золото, страна березового ситца, пламень уст, буйство глаз, половодье чувств, листьев медь), которая отражает целостное восприятие мира лирическим героем. Приблизиться к поэтическому восприятию нам помогают и сравнения (сердце, тронутое холодком, как с белых яблонь дым, словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне). Яркие эпитеты органично входят в состав метафор и сравнений (с белых яблонь, веселой гулкой ранью, дух бродяжий, утраченная свежесть, на розовом коне). Богатство эмоций отразилось в употреблении слов разной стилистической окраски: мы встречаем просторечные слова - шляться, рань, буйство - и высокую, книжную лексику - увяданье, тленны, благословенно, а также церковнославянскую форму инфинитива - процвесть. Используются в стихотворении и приемы звукописи: в строках - тленны, тихо льется с кленов листьев медь - ассонанс (звуки - э, и) и аллитерация (звуки - л, м, н) - для передачи монотонности, мягкости, текучести. Стихотворение представляет широкую цветовую гамму: белый дым яблонь, золото увяданья, медь листьев. Предполагает цвет и пламень уст и березовый ситец. Эти цвета очень традиционны для творчества Есенина. Цветовая гамма способствует передаче настроений, придает живописную одухотворенность.
- Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются риторические восклицания, вопросы, частые обращения (ты теперь не так уж станешь биться, сердце; дух бродяжий, жизнь моя).
В строке - не жалею, не зову, не плачу - автор применяет градацию - троекратное повторение отрицания, усиливающее взволнованность речи. Для передачи смысла использована антитеза (весенних яблонь и осеннего золота увядания). Использует прием параллелизма - буйство глаз и половодье чувств - который создает образы природы для лучшего восприятия состояния героя. Напевность, лиричность стихотворения подчеркивается рефренами - повторами (ты все реже, реже; все мы, все мы). Стихотворение очень музыкально, что вообще характерно для лирики Есенина. Эта музыкальность, напевность достигается неспешным, размеренным звучанием пятистопного хорея и довольно точными рифмами.
- В системе философских произведений поэта оно играет значительную роль, так как ярко отражает мировоззрение поэта. Особое значение оно имеет и для всего творчества, потому что в целом в есенинской лирике гораздо больше внимания уделяется теме родины и теме любви. Поэтому каждое философское стихотворение Есенина заслуживает особого внимания.
Записывают в технологическую карту свои наблюдения.
Слушают выступление, записывают тезисы выступления по вопросу: особенности поэзии Есенина.
-
Первичное закрепление
Слайд 21 (проблемный вопрос/художественные особенности)
(аудиозапись романса)
Слайд 22 (тема/цели урока)
Возврат к теме и целям урока.
- Итак, вернемся к основному вопросу нашего урока: в чем заключается художественное своеобразие поэзии Есенина?
- Какие особенности вы запомнили? Назовите их.
- Говоря о музыкальности произведений поэта, нельзя не заметить, что многие стихотворения Есенина стали любимыми романсами.
Послушаем отрывок романса на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» в исполнении Вики Цыгановой.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.
- Молодцы. Подведем итог нашей работы. Цели и задачи, поставленные нами, выполнены? Тема раскрыта?
Отвечают на вопросы, формулируют и записывают выводы.
Предполагаемые ответы:
- глубокий лиризм
- необычайная образность
- зрительность впечатлений
- цветопись
- принцип пейзажной живописи
- народно-песенная основа
- метафоричность
- принцип психологического параллелизма
- афористичность языка
- ассоциативность
- синтаксическая стройность и простота
- автобиографичность
- диалектичность
- музыкальность (песенность)
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Выполнены. Раскрыта.
-
Информация о домашнем задании
Слайд 23
(д/з)
Информирует о домашнем задании.
- Запишите домашнее задание:
Выразительное чтение наизусть стихотворений С. Есенина о Родине, с элементами анализа.
- Мы завершаем наш урок. Сдайте технологические карты урока.
Я благодарю вас за работу и хочу отметить вашу активность оценками.
Оценивает работу на уроке.
Слушают преподавателя.
Записывают домашнее задание.
-
Рефлексия
Слайд 24
(вопросы рефлексии)
Слайд 25
(спасибо)
Осуществляет рефлексию.
- Что нового открыли для себя на уроке?
- Что было интересным?
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.