Исследовательская работа: Макмёрфи и Печорин ( ( по страницам романов К. Кизи «Полёт над кукушкиным гнездом » и М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени.)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Сальского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сальска



Исследовательская работа

Макмёрфи и Печорин ( по страницам романов К. Кизи « Полёт над кукушкиным гнездом » и М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени.


Работу выполнила ученица 10 «А» класса

Ермоленко Диана Андреевна

Руководитель:

Протянова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы


Сальск, 2015 г

Оглавление:

Оглавление: 2

Краткая аннотация исследовательской работы 2

Введение 3

1. Историческая действительность 60-х годов ХХ века в США и 40-х годов ХIХ века в России. 5

1.1 Америка в 60-е годы ХХ века 5

1.2 Россия в 40-е годы ХIХ века 6

2. Краткое содержание романов «Полёт над кукушкиным гнездом» и « Герой нашего времени» 8

2.1. К. Кизи « Полёт над кукушкиным гнездом» 8

2.2.М.Ю. Лермонтов « Герой нашего времени» 9

3. Сопоставительный анализ образов главных героев Р. П. Макмёрфи и Г. А. Печорина 11

4 . Заключение 19

Списки используемой литературы: 20















Краткая аннотация исследовательской работы

Название работы: Макмёрфи и Печорин ( по страницам романов К. Кизи «Полёт над кукушкиным гнездом» и М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени»)

Цели исследования:

  1. Охватить общественные явления 40-х годов XIX века в России и 60-х годов XX века в США.

  2. Показать сходство исторических эпох, в которые были созданы романы М.Ю. Лермонтова и К. Кизи.

  3. Выявить внутреннее сходство главных героев романов К. Кизи и М. Ю. Лермонтова.

  4. Способствовать закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями, навыками.

Задачи исследования:

  1. Формировать лингвистическую компетенцию читателя;

  2. Стимулировать развитие художественного мировоззрения читателя;

  3. Воспитывать любовь к художественной литературе.

Объект: романы К. Кизи «Полёт над кукушкиным гнездом» и М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Предмет: главные герои в романах, Макмёрфи и Печорин.

Методы исследования: эмпирический, метод синтеза и анализа.

Гипотеза: Можно ли на основе социальных явлений сопоставить образы литературных героев, созданных в разных странах и историко-культурных эпохах?

Практическая значимость работы: полученные результаты могут быть использованы на уроках, а также на факультативных занятиях и спецкурсах по литературе.





Введение

Города, страны и континенты, народы, языки и религии, культура.

Шесть миллиардов населения земли. Нас много, и все мы разные. Нас разделяют расстояния и присущий каждому народу свой особенный колорит или, как поясняет культурология, менталитет.

Но несмотря на огромную разницу в национальных и культурных особенностях, страны и континенты протягивают друг другу руку дружбы и взаимопонимания . Мы ищем сходство взглядов, общность идей и стремлений, проводим параллель между событиями и их последствиями, совместно определяем общую стратегию мирного существования. Мы - единое целое. Мы - дети одной Земли.

Одним из способов познания друг друга является изучение шедевров искусства как особого способа познания и отражения действительности, одну из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры, как человека, так и всего человечества.

В данной работе я провела параллель между исторической действительностью 40-х годов ХIХ века в России и 60- х годов ХХ века в США, отобразившихся в произведениях К. Кизи и М. Ю. Лермонтова, герои которых стали символами своего времени. Я исследовала образы этих героев, нашла их внутреннее сходство, увидела общее стремление авторов отобразить не только пороки своего времени, но и найти ответ на вечный вопрос о цели человеческого бытия.

Удивительным оказалось то, что время, разделив К. Кизи и М. Ю. Лермонтова, являвшихся представителями разных стран и народов, носителями разных культур и религий, представителями разных социальных кругов, объединило образы их главных героев , Р. П. Макмёрфи и Г. А. Печорина, придав им сходство взглядов, идей, стремлений.

Попытки объединить данных героев в критической литературе не существует, поэтому я обратилась к различным научным и художественным интерпретациям романов (литературоведческим работам по биографии и творчеству писателей, критическим статьям по каждому роману отдельно, кинофильмам, спектаклям), которые помогли мне создать собственную читательскую интерпретацию общности образов. Я опиралась на тексты романов К. Кизи "Пролетая над кукушкиным гнездом" и М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени», работу со словарями ( Большой культурологический словарь и Толковый русский словарь, литературоведческие и критические статьи по творчеству авторов), статьи кинокритика Сергея Кудрявцева "3500 кинорецензий" и мои собственные мысли.



1. Историческая действительность 60-х годов ХХ века в США и 40-х годов ХIХ века в России.

1.1 Америка в 60-е годы ХХ века

Важнейшей особенностью развития США с начала 60-х годов стал мощный подъем массового демократического движения против расизма, за гражданские права черного населения, против роста милитаризма и агрессивной внешней политики правительства. Массовые движения протеста, в которых принимали активное участие представители прогрессивной общественности, в значительной мере способствовали изменению политического климата в стране, пробили брешь в душной атмосфере конформизма. Растерянность перед лицом происходящих в мире перемен, методологическая несостоятельность, неспособность постичь глубинные причины подъема революционных, национально-освободительных, демократических движений во всем мире и в самих США, провалов американской внешней политики, а также, не в последнюю очередь, субъективистское толкование последствий научно-технической революции - все это повлияло на общее состояние буржуазной историографии США. Бурный всплеск массовых движений социального протеста в США буквально потряс хваленое «гармоничное» общество в 60-х годах…
Поэтому в 60-х годах буржуазная историческая мысль США выдвигает взамен новую схему - схему «конфликта», который был призван содействовать процессу «социальной интеграции». Согласно новой модели США уже не изображаются как явление «исключительное». Их отличие от СССР трактуется не как принципиальная несовместимость («свободный мир» в противовес «тоталитаризму»), а как временный перевес по уровню технико-экономических показателей.

Важнейшее явление в развитии американской историографии 60-х годов, когда страну охватил «дух мятежа» ,- становление радикальной историографии, представители которой, сформировавшись в лоне движения «новых левых», заявили об отходе от апологетических концепций предыдущего десятилетия как по вопросам внутренней, так и внешней политики США. По инициативе Вильямса с 1959 г. начал издаваться журнал «Стадиз он зе лефт», в котором, помимо его собственных , печатались статьи Г. Колко, Л. Гарднера , С. Линда и других молодых историков, содержавшие резкую критику апологетической историографии как по вопросам внутренней , так и внешней политики США.
« Восхваление «амеpиканской системы»»,- писали радикальные историки [Историография США, т. 3, стр. 346], привело к тому, что иcторики -либералы и консерваторы не сумели разглядеть происходящие на их глазах общественно-политические процессы, не увидели зарождение таких явлений, как «негритянская революция», «бунт» молодежи и другие массовые движения протеста 60-х годов

1.2 Россия в 40-е годы ХIХ века

В России первой половины XIX века исторический процесс обусловливался, прежде всего, кризисом феодально-крепостнических отношений, нарастающим постепенно и достигшим особой напряженности в 30 - 50 годах ХIХ века. Обострение социальных противоречий выражалось в стихийных выступлениях угнетенных слоев населения. Поражение царизма в Крымской войне 1853 - 1856 гг. вызвало острое недовольство не только народных масс, но и так называемого образованного общества.

Правление Николая I началось картечными выстрелами на Сенатской площади, арестами передовых представителей дворянского общества.

Стремление самодержавия как можно дольше сохранить старый строй отразилось, прежде всего, в усилении карательных функций государства, в частности в создании Николаем I печально знаменитых Корпуса жандармов и III Отделения, главная функция которых состояла в борьбе с освободительным движением .

Июльская революция в 1830г. во Франции и польское восстание в 1830 - 1831гг. - все это события, которые заново всколыхнули русское общество .

Утверждению социалистических идей в России способствовал М.В. Буташевич-Петрашевский, воспитанник Царскосельского лицея, служивший переводчиком на петербургской таможне.

В его квартире стала собираться передовая молодежь - чиновники, офицеры, студенты, литераторы. Они читали книги, некоторые из которых были запрещены в России, обсуждали их и делали попытки приложить их к российской действительности.

Направление кружка Петрашевского было социалистическим. Глава кружка, как позднее отмечала следственная комиссия, «доводил посетителей своих до того, что они если и не все делались социалистами, то уже получали на многое новые взгляды и убеждения и оставляли собрания его более или менее потрясенными в своих верованиях и наклонными к преступному направлению».

Петрашевцы отвергали казенный патриотизм, порицали страну, где жизнь и воздух «отравлены рабством и деспотизмом». Особую ненависть вызывал Николай I - «не человек, а изверг». Петрашевцы критиковали все: правительство и бюрократический аппарат, законодательство и судебную систему. Они полагали, что «Россию по справедливости называют классической страной взяточничества». Главным злом русской жизни они считали крепостное право. Отмена крепостного права виделась ими как мера, на которую обязано пойти само правительство.

С 1831 по 1850 год шел довольно быстрый процесс демократизации, стали распространяться социалистические идеи, но еще без сколько-нибудь серьезных попыток их применения к российской действительности, начали складываться основные черты предреформенного российского либерализма, происходит довольно быстрое освоение и распространение идей утопического социализма, энергично разрабатываются вопросы , связанные с применением этих идей в России , наблюдается одновременное развитие либеральной идеологии в двух ее ответвлениях - западническом и славянофильском. [«История России XVIII - XIX веков» под редакцией академика РАН Л.В. Милова, 22, стр. с 329 по 350.]

Обобщая полученные сведения , можно сделать вывод о том, что 60-е годы ХХ века в США ознаменовались подъёмом массового движения против расизма, против роста милитаризма и агрессивной внешней политики правительства, становлением левого радикального движения, заявившего об отходе от прежней политики правящих кругов. Представители прогрессивной общественности принимали активное участие в массовых движениях протеста.

В России первой половины XIX века исторический процесс обусловливался, прежде всего, кризисом феодально-крепостнических отношений, нарастающим постепенно и достигшим особой напряженности в 30 - 50 годах ХIХ века. Обострение социальных противоречий выражалось в стихийных выступлениях угнетенных слоев населения. Утверждаются социалистические идеи.

Таким образом, можно сказать, что сходство политической и общественной ситуации в обеих странах несомненно. Общее прослеживается в массовых движениях протеста, в которых принимали активное участие представители прогрессивной общественности, в зарождении новых общественных движений, к формированию « духа мятежа» и « бунта молодёжи».







2. Краткое содержание романов «Полёт над кукушкиным гнездом» и « Герой нашего времени»

2.1. К. Кизи « Полёт над кукушкиным гнездом»

Заголовком книги К. Кизи, а также её эпиграфом послужили две последние строчки детской считалки: "…one flew east, one flew west. One flew over the cuckoo's nest."

Действие происходит в психиатрической больнице в городе Сейлем (Орегон). Повествование идёт от лица рассказчика Вождя Бромдена, одного из пациентов. Одним из главных героев является свободолюбивый пациент Рэндл Патрик Макмёрфи, переведённый в психиатрическую больницу из тюрьмы. Предполагается, что он симулировал психическое расстройство только для того, чтобы избежать каторжных работ. Другие пациенты представлены в романе, возможно, не как душевнобольные, а как нормальные люди, отвергнутые больным обществом. Макмёрфи противостоит старшая сестра - немолодая женщина, работающая в отделении больницы :

Старшая сестра усердно укрепляет свою власть над пациентами и персоналом отделения. Бунтарь и индивидуалист Макмёрфи принимается рушить устроенный ею порядок и оказывает значительное влияние на других пациентов, научив одних наслаждаться жизнью и освобождив от хронических комплексов, а других, забитых и переломанных системой больных доведя до самоубийства. Будучи не в состоянии держать ситуацию под прежним контролем, старшая сестра выводит Макмёрфи из себя и, пользуясь случаем, отправляет его на лоботомию. Жизнь Макмёрфи прерывается, но другие пациенты становятся смелее, увереннее в себе и вскоре освобождаются от власти старшей сестры.





2.2.М.Ю. Лермонтов « Герой нашего времени»

Роман был написан в 1840 году. Состоит из нескольких частей. Повествование ведется от первого лица , штабс -капитана Максима Максимыча. Автор находится на Северном Кавказе, где и происходят основные события.

Бэла.

Автор знакомится с Максимом Максимычем - штабс-капитаном, ветераном Кавказской войны. Он рассказывает историю, действительно, произошедшую в его жизни. Штабс-капитан находился со своей ротой в Чечне. Однажды в крепости появляется Григорий Александрович Печорин - гвардеец, сосланный на Кавказ за провинность. Печорин проявляет интерес к дочери местного князя Бэле и решает похитить девушку с помощью ее брата Азамата. Азамат за помощь получает от Печорина коня удальца Казбича. Тот в отместку сам похищает Бэлу и в ходе погони убивает ее.

Максим Максимыч.

Автор задерживается во Владикавказе и становится свидетелем встречи между Печориным и Максимом Максимычем. Автор приходит к выводу, что Печорин схож с типичным портретом героя времени. Случайным образом в руки автора попадает дневник Печорина. Далее основное повествование идет из записей дневника.

Тамань.

Печорин приезжает в Тамань и устраивается на постой в весьма подозрительном доме. Незрячий жилец ведет себя не как слепой. Ночью Печорин следит за ним. На берегу моря вместе со слепым оказывается женщина, они ждут некоего Янко. Тайна разрешается достаточно просто. Все трое занимаются контрабандой. Печорин раскрывает себя. Девушка, чтобы убрать свидетеля их тайны, замышляет его убить. План не срабатывает. Девушка и Янко решают покинуть Тамань, оставив слепого мальчика. Трехдневное приключение Печорина заканчивается.

Княжна Мери.

Печорин проводит зиму в Ставрополе, там он знакомится с доктором Вернером и юнкером Грушницким. В мае они отправляются в Пятигорск. Среди курортного общества выделяется княжна Мери. Печорин решает поухаживать за княжной, несмотря на влюбленность в ее Грушницкого. Ему удается добиться расположения Мери, а Грушницкий в ярости. В Пятигорске появляется прошлая возлюбленная Печорина - Вера. Они начинают тайно встречаться, несмотря на замужество Веры и влюбленность в Печорина Мери. Грушницкий распускает слухи о том, что Печорин проводит свидания с княжной. Результатом становится дуэль, на которой Печорин убивает Грушницкого. Муж Веры, что-то заподозрив, увозит ее из Пятигорска. Печорин в смятении. Он признается Мери, что ухаживал за ней от скуки и уезжает.

Фаталист.

В заключительной главе Печорин поневоле становится палачом. В доме начальника гарнизона собирается офицерская компания для игры в карты. Поручик Вулич предлагает поучаствовать в опасной игре с судьбой. Вулич решает стрелять в себя, а присутствовавшим предлагает делать ставки на результат. Печорин заявляет: «Вы нынче умрете». Но все выстрелы дают осечку или промах. Вулич уходит с полными карманами золотых. Но на улице его зарубает шашкой пьяный казак. Предсказание Печорина сбывается.












3. Сопоставительный анализ образов главных героев Р. П. Макмёрфи и Г. А. Печорина

Постараемся сравнить и объединить образы двух литературных персонажей: Макмёрфи и Печорина. Конечно, гораздо легче сравнивать героев одного произведения или, в крайнем случае, писателя. Но говорить о персонажах, созданных Кизи и Лермонтовым, так же трудно, как и интересно.

Эти гениальные художники создали образы героев, характерных своему времени. Макмёрфи - американец ирландского происхождения, с буйным нравом и кипучей энергией, персонаж второй половины ХХ столетия.

Печорин - русский дворянин, офицер сороковых годов XIX века.

Но если в начале они являются совершенно разными, то поразительно одинаковы в конце произведений!

Каждый из героев появляется неожиданным образом для остальных действующих лиц…

«Сегодня замки гремят чудно, это не обычный посетитель. Голос сопровождающего, раздраженный и нетерпеливый: «Новый больной, идите, распишитесь». И черные подходят.

Новенький…

И хотя ничего не видать, чувствую, что это необычный новенький. Не слышу, чтобы он испуганно пробирался по стеночке, а когда ему говорят о душе, не подчиняется с робким, тихим «да», а сразу отвечает зычным смелым голосом, что он и так довольно чистый, спасибо, черт возьми.

- С добрым утром, ребята.

«… рыжий, с длинными рыжими баками и всклокоченными, давно не стриженными кудрями, выбивающимися из-под шапки, и весь он широкий, челюсть широкая, и плечи, и грудь, и широкая зубастая улыбка, и твердость в нем другая,- твердость бейсбольного мяча под обшарпанной кожей. Поперек носа и через скулу у него рубец - кто-то хорошо ему заделал в драке, - и швы еще не сняты. Он стоит и ждет, но никто даже не подумал ему отвечать, и тогда он начинает смеяться. Всем невдомек, почему он смеется: ничего смешного не произошло. А смеется не так, как этот, по связям с общественностью, - громко, свободно смеется, весело оскалясь, и смех расходится кругами, шире, шире, по всему отделению, плещет в стены».[ К. Кизи, « Полёт над кукушкиным гнездом». стр. 4]

Появление Макмёрфи в отделении психиатрической клиники громогласно и фантастически нереально. Впервые здесь появляется больной, который не совсем больной. Но очень даже розовощёкий, крепкий и вызывающе наглый ирландец.

Печорин появился в крепости незаметно, но тоже неожиданно: « в полной форме, тоненький и бледненький. » Максим Максимыч вспоминает его так:

"Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными... его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера... С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза...Ну и памятен этот год: наделал он мне хлопот, не тем будет помянут.» [ М. Ю.Лермонтов « Герой нашего времени» стр.494]

В психиатрическое отделение Макмёрфи попал из исправительной колонии, сознательно спровоцировав драку, чтобы его признали психически не здоровым, и он смог бы с комфортом отбыть своё наказание.

Печорина на Кавказ перевели из-за дуэли, и, по его словам, это самое счастливое время его жизни. Печорин ищет душевного комфорта, ему нужно лекарство от скуки.

И Макмёрфи и Печорин ошиблись.

Первый попадает не просто в психиатрическую клинику. Он попадает «в Комбинат», как называет отделение Вождь Бромден, от лица которого ведётся повествование.

Все больные пользуются одинаковыми правами: их прекрасно кормят, водят на прогулки и содержат в чистоте. Многие из них живут здесь добровольно, понимая, что не могут жить в обществе, но они отдают себе отчет в том, что их "свободный выбор" - лишь иллюзия свободы, что их жизнь - подобие жизни. Но это плата за комфорт и отсутствие забот. Непомерная плата, как выясняется по ходу действия, ибо здесь ежедневно и ежечасно совершается духовное убийство.

Людей сначала унижают, растаптывают: всё подчинено в отделении железному распорядку дня, вечно грохочущее радио, неусыпный надзор за больными и групповые "терапевтические" обсуждения интимных сторон жизни каждого из пациентов. Наконец, этому служит сама угроза применения радикальных средств "вправления мозгов" - электрошока и лоботомии. Их применяют только к тем, кто не поддается и продолжает "выламываться из системы", таким, как главный герой романа Макмерфи. Всего этого достаточно, чтобы держать людей в "кроличьем" состоянии. Это и есть Комбинат, утверждает Кизи , взгляните, американцы, и замрите от ужаса!

Печорин не случайно попадает на Кавказ. Здесь десятилетиями проливается кровь горцев, борющихся за свою независимость, и русских солдат и офицеров, которых зачастую ссылают как неблагонадёжных в надежде на скорую смерть последних от чеченской пули.

Так, по мнению исследователя И. Нетбая, "... в России 1839 года, когда, кажется, уже окончательно не подлежат реставрации мечты о свободе, равенстве, братстве, которые основательно захоронены под обломками французской революции и расстреляны в декабре 1825 года на Сенатской площади, когда иссяк живительный источник, в свое время питавший бойкую и жизнерадостную музу Пушкина, новое время неизбежно рождало новые образы.

И эти образы были не самые жизнеутверждающие..." [И.Н.Нетбай «История России, С.324].

Все эти обстоятельства и стали причиной того, что на свет появился Григорий Александрович Печорин.

Это личность сильная, критически мыслящая и в высшей степени разумная, но направляющая свой ум и знания не на благо людям, и в конце концов трансформирующаяся в антигероя, носителя зла.

« Герой Нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии », - пишет М. Ю.Лермонтов в своём предисловии к роману.

Макмёрфи олицетворяет силу и движение к свободе. Он возбуждает в других пациентах желание вырваться из "гнезда" и прокладывать свой путь. Но система настолько приучила их нуждаться в своей опеке, что те не представляют жизни на свободе, жизнь за стенами поликлиники кажется им недоброжелательной и даже опасной : « Мистер Макмерфи... Друг мой... Я не курица, я кролик. Врач - кролик. Вот Чесвик - кролик, Билли Биббит - кролик. Все мы тут кролики разных возрастов и категорий и скачем - прыг-скок - по стране Уолта Диснея. Только поймите меня правильно, мы здесь не потому, что мы кролики - кроликами мы были бы повсюду, - мы здесь потому, что не можем приспособиться к нашему кроличьему положению. Нам нужен хороший волчище вроде сестры , чтобы знали свое место»,- говорит один из героев романа.

Но Макмёрфи не согласен мириться с системой, он не чувствует себя кроликом. Он подбивает пациентов голосовать против сестры Гнусен, которая олицетворяет систему Комбината, и заключает пари, что сможет сломать грозную хозяйку отделения. Первым Макмёрфи поддерживает Чесвик .

- Я не боюсь! - Говорит Чесвик.

- Ты, может, и нет, браток, а остальным страшно даже рот открыть и засмеяться.

Пари заключено, но Макмёрфи предупреждает: «Очень просто. Ничего тут нет благородного и сложного. Я люблю играть. И люблю выигрывать. И думаю, что тут я выиграю. Между прочим, я потому еще сюда устроился, что мне нужны были свежие лопухи. Скажу вам: раньше чем наладиться сюда, я кое-что узнал про вашу лавочку. Чуть ли не половина из вас получает пособие, три-четыре сотни в месяц, и деньги только пылятся, истратить их не на что. Я решил этим попользоваться и, может быть, немного скрасить жизнь и себе и вам. Морочить вас не буду. Я игрок и проигрывать не привык».

Он получал удовольствие неделю, а потом узнал, почему старшая сестра так уверена в своих картах. Спасатель, работавший в бассейне объяснил, что выйти из клиники Макмёрфи сможет только, если позволит мисс Гнусен.»

И он оставляет свой замысел в отношении сестры отделения:

«На другой день он всех удивил: встал рано и отмыл уборную до блеска, а потом по просьбе санитаров занялся полом в коридоре. Всех удивил, кроме старшей сестры - она словно бы не увидела тут ничего удивительного».

Вот только Чесвик не смог дальше продолжать жить в Комбинате, ценой его свободы стала смерть:

«Но как только мы подошли к бассейну, он сказал: а все-таки хотелось бы что-нибудь сделать - и нырнул в воду. И почему-то пальцы у него застряли в решетке, закрывавшей спускную трубу на дне бассейна, и ни здоровый спасатель, ни Макмерфи, ни оба черных санитара не могли его отцепить, а к тому времени, когда достали отвертку, отвернули решетку и вытащили Чесвика, все еще сжимавшего решетку короткими синевато-розовыми пальцами, он уже был утопленником. »[ К. Кизи стр. 124]

Печорин так же, как и Макмёрфи вторгается в чужие судьбы со своей сугубо независимой личностной меркой, требуя и от других такого же подхода, он как бы провоцирует дремлющие в них до поры до времени глубинные конфликты между социально-видовым и личностно-человеческим началом, что становится для него источником страданий и жизненных катастроф.

Например, в новелле « Фаталист» на вечеринке офицеры рассуждают о мусульманском поверье, будто судьба человека написана на небесах. Серб, поручик Вулич, страстный игрок и бретёр, предлагает собранию « испробовать на себе, может ли человек располагать своей жизнью. Что им движет, неизвестно, ему нужно произвести эффект, заставить «окаменеть».

Все отказываются участвовать в эксперименте, Печорин же принимает вызов. « Шутя…», но при этом высыпая на стол « два десятка червонцев». Печорин «вздумал испытать судьбу» и стал невольным палачом Вулича, которого в эту же ночь зарубит пьяный казак.

Но оба героя задаются одинаковыми вопросами бытия. Они видят и понимают пороки системы и мучительно пытаются вырваться из неё.

Макмёрфи восстаёт против Комбината, Печорин - против « водяного общества». Героям необходима свобода, и они каждый развязывает свою войну и собирает её жатву.

Но как мизерна эта война, и как жалок ее результат: Макмёрфи- смерть Чесвика, Биббита, судьба доктора. Печорин- жестоко изломанная девичья судьба, жизнь Бэлы, Грушницкого , Вулича.

Печорин - эгоцентрист. Он сам говорит о себе: "...я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы". [Лермонтов М. Ю., стр.540]

А Макмёрфи, такой же эгоцентрист, объясняет:

«Почему это я должен бросаться вперед всех, когда вы начинаете ныть, что спальню запирают и держат сигареты у сестры? Я сперва не понял, чего вы кинулись ко мне все равно как к спасителю. А потом случайно узнал, что от сестер очень сильно зависит, кого выпустить, а кого нет. И очень быстро раскусил вас. Я сказал: «У, эти скользкие ребята прикупили меня, навьючили на меня свою поклажу. Надо же, обдурили самого Р. П.Макмерфи». - Он задирает подбородок и с ухмылкой смотрит на весь наш ряд. - Вы поймите меня, ребята, не хочу вас обидеть, но на чёрт мне это нужно? Я не меньше вашего хочу отсюда выйти. Мне задираться со старой стервятницей так же опасно, как вам.»

Но, узнав, что лишь немногие больные помещены в отделение принудительно, пережив смерть Чесвика, вновь устраивает бунт в отделении, не желая смириться с поражением.

Он «с громким вздохом шлепнул себя руками по коленям и, упершись в них, поднялся из кресла. Потянулся, зевнул, опять почесал нос и, поддергивая на ходу брюки большими пальцами, зашагал к стеклянной будке, возле которой сидела сестра. Какую бы глупость он ни задумал, удерживать его было поздно, и я просто ждал - вместе с остальными. Он шел широким шагом, слишком широким, и большие пальцы его снова были в карманах брюк. Железо на его каблуках высекало молнии из плитки. Он снова был лесоруб, удалой игрок, здоровенный рыжий драчливый ирландец, телевизионный ковбой, который шагает посреди улицы навстречу врагу.

Сестра испугалась до смерти, но он остановился, не доходя до нее. Он остановился перед ее окном и медленно, басовито, с растяжкой сказал, что, пожалуй, ему бы сейчас пригодились сигареты, которое он купил сегодня утром, а потом сунул руку сквозь стекло.

Стекло расплескалось, как вода, и сестра зажала ладонями уши».[ К.Кизи, стр. 141]

Макмёрфи испытал Комбинат на прочность. Иллюзорное стекло, разделяющее мир на сильных и слабых не выдержало.

Печорин тоже испытывает судьбу: он принимает решение взять живым разбушевавшегося казака-убийцу. Он до мелочей рассчитывает свои действия. Он как истинный герой « приложив глаза к щели, следил за действиями казака, не ожидавшего нападения, - и вдруг оторвал ставень и бросился в окно вниз головой. Выстрел раздался у меня над самым ухом, пуля сорвала эполет. Но дым помешал моему противнику найти шашку, лежавшую возле него. Я схватил его за руки, казаки ворвались, не прошло и трёх минут, как преступник был связан и отведён под конвоем».

Печорин и Макмёрфи проживают три минуты жизни, наполненных высоким смыслом самоотвержения во имя других людей.

И Макмёрфи, и Печорин - обладатели двойственной натуры. Первый зачастую вызывает сомнение у Бромдена, второй заставляет биться над загадкой своей души Максим Максимыча :

«Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его",- говорит Печорин.

И это действительно так: один Печорин похищает Бэлу, причиняет страдания Вере, а другой - осуждает себя за это, нередко раскаивается и даже плачет, когда убеждается, что безвозвратно утеряны надежды на истинное блаженство в общении с дорогим и близким человеком - достаточно вспомнить расстройство героя, не успевшего догнать отъезжающей Веры: "Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать ее уже в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! - одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ей руку... Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!" [М.Ю.Лермонтов, стр.576].

Бромден , вспоминая, Макмёрфи: «И между прочим, он так старался показать нам смешную сторону вещей, что я даже засомневался: а видит ли он вообще другую сторону, может ли понять, что это такое - обугленный смех у тебя в сердцевине?»

Макмёрфи обманывается сам и обманывает других в надежде в одиночку противостоять Комбинату :

«Макмерфи хохочет. Все дальше и дальше отваливаясь на крышу кабины, оглашает смехом море - смеется над девушкой, над нами, над Джорджем, над тем, что я сосу окровавленный палец, над капитаном, который остался на пирсе, и над велосипедистом, и над заправщиками, и над пятью тысячами домов, и над старшей сестрой, над всеми делами. Он знает: надо смеяться над тем, что тебя мучит, иначе не сохранишь равновесия, иначе мир сведет тебя с ума. Он знает, что у жизни есть мучительная сторона; он знает, что палец у меня болит, что грудь у его подруги отбита, что доктор лишился очков, но не позволяет боли заслонить комедию, так же как комедии не позволяет заслонить боль.»

И тут же : «У нас не хватало трех жилетов, и начались споры, кто будут те трое, которые поплывут через опасную отмель без них. Выпало Билли Биббиту, Хардингу и Джорджу, который все равно не хотел надевать жилет по причине грязи. Все удивлялись, что Билли тоже вызвался, - как только обнаружилась нехватка, он сразу снял жилет и надел его на девушку; но еще больше мы удивились тому, что Макмерфи не захотел быть в числе героев; пока мы препирались, он стоял спиной к кабине, амортизировал ногами, чтобы меньше качало, смотрел на нас и не говорил ни слова. Только смотрел и улыбался». [ К. Кизи, стр. 304]

Это Макмёрфи устраивает вечеринку в отделении, в результате которой погибнет Билли Биббит, так и не обретя крылья свободы, предлагаемые Макмёрфи.

Подводя итог данной главе, задаёмся вопросом: « Так в чём же сходство героев Лермонтова и Кизи»?

Часто говорят: тот, кто мыслит, судит, страдает. И вполне реален Печорин, который испытывает равнодушие, ищет выхода их этого состояния в светских приключениях, с удовольствием срывает "едва распустившийся цветок", чтобы, вдоволь надышавшись его ароматом, бросить его на дороге, и реален Макмёрфи, независимый нрав которого становится причиной краха карьеры доктора и гибели двух людей в отделении.

Можно сделать вывод о том, что все отрицательное в героях обусловлено обществом, передовая молодёжь которого задыхается в условиях социального кризиса.

Но свобода предполагает, прежде всего, сознательный выбор линии жизни, сферы и видов деятельности, выбор со знанием дела. Человек свободен тогда, когда он осуществляет этот выбор самостоятельно, без принуждения со стороны внешних сил, без навязывания ему чужих мнений, при условии знания им законов реального мира, в том числе и истории.

Свобода помимо этих важнейших условий предполагает разумную организацию экономики, политической и духовной жизни. Свобода означает, что личность обладает возможностями выбора линии поведения в различных ситуациях, образа действий, больше того, своего места в жизни и т.д. Проще говоря, свобода есть тогда, когда человек выступает не просто в качестве пассивного объекта, но как активный субъект, не только самостоятельно и при том сознательно действующий, но и готовый отвечать за свои действия.

Человек рожден свободным. Однако на протяжении всей жизни ему диктуют правила, вынуждают подчиняться законам, пренебрегают его собственными желаниями - делают таким, каким он был бы полезным системе.

Макмерфи и Печорин несогласны подчиниться системе. Они олицетворяют силу и движение к свободе. Они восстают против системы, заставляя других следовать за собой, и как ни парадоксально, превращаются в конце концов в свою собственную систему, лишая тем самым окружающих свободы выбора:

«Над его головой висит на бечевке бумажная летучая мышь со дня всех святых;

Он перерезал себе горло. - Она подождала, что он ответит. Макмэрфи не поднял головы. - Билли открыл стол доктора, нашел там инструменты и перерезал себе горло. Бедный, несчастный, непонятый мальчик убил себя. Он и сейчас сидит в кресле доктора с перерезанным горлом.

Она опять подождала. Но Макмэрфи все равно не поднял головы.

Сперва Чарльз Чесвик, а теперь Уильям Биббит! Надеюсь, вы , наконец, удовлетворены. Играете человеческими жизнями... Играете на человеческие жизни... Как будто считаете себя богом!

Мы не могли остановить его, потому что сами принуждали это делать. Не сестра, а наша нужда заставляла его медленно подняться из кресла, заставляла упереть большие руки в кожаные подлокотники, вытолкнуть себя вверх, встать и стоять - как ожившего мертвеца в кинофильмах, которому посылают приказы сорок хозяев. Это мы неделями не давали ему передышки, заставляли его стоять, хотя давно не держат ноги, неделями заставляли подмигивать, ухмыляться, и ржать и разыгрывать свой номер, хотя все его веселье давно испеклось между двумя электродами.

Мы заставили его встать, поддернуть черные трусы, как будто это были ковбойские брюки из конской кожи, пальцем сдвинуть на затылок шапочку, как будто это был четырехведерный «стетсон», и все - медленными, заученными движениями, а когда он пошел по комнате, стало слышно, как железо в его босых пятках высекает искры из плитки. [К. Кизи « Полёт над гнездом кукушки», стр.150]

Макмёрфи погиб, но не бессмысленно. Он показал путь к свободе другим:

«В Канаду я, может быть, и правда отправлюсь, но по дороге, наверно, заеду на Колумбию. Покручусь вокруг Портленда, у реки худ и у даллз-сити - вдруг встречу наших из поселка, таких, кто еще не спился. Хотелось бы посмотреть, что они делают с тех пор, как правительство захотело купить у них право быть индейцами. Я слышал даже, что некоторые из племени стали строить свои хилые деревянные мостки на гидроэлектрической плотине и острожат рыбу в водосливе. Дорого бы дал, чтоб на это посмотреть. А больше всего охота посмотреть наши места возле ущелья, вспомнить, как они выглядят, я там долго не был», - пишет Бромден.

Печорин умер в Персии. И смерть главного героя делает возможным опубликовать журнал Печорина, в котором « я убедился в искренности того, кто беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. История души человеческой, хотя бы и самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. Исповедь Руссо имеет уже тот недостаток, что он читал её своим друзьям ». [М. Ю. Лермонтов, стр.348]

Печорину характерна «двойственность души» , которая не редкость для « лучшей дворянской молодежи 30-х годов, не сумевшей преодолеть своих пороков и эгоизма в эпоху безвременья ," - пишет Щеблыкин И. П. [Щеблыкин И.П. Лермонтов. Жизнь и творчество, стр. 35]

И эта же двойственность характерна для американской молодёжи 60-х двадцатого столетия в эпоху реакции.

И в "Герое нашего времени", и в « Полёте над кукушкиным гнездом» как в реалистических произведениях, значительно усилена социальная мотивированность всех поступков и ощущений центрального персонажа. Страдания Печорина и уязвлённое самолюбие Макмёрфи, их раздвоенность во многом предопределены пороками общественной среды, а также условиями социального сословия.

Таким образом, проанализировав образы главных героев романов « Полёт над кукушкиным гнездом» и « Герой нашего времени», я пришла к выводу, что Макмёрфи и Печорин, несмотря на огромную временную, географическую и культурную разницу между их создателями, имеют внутреннее сходство взглядов, суждений, стремлений и жизненных целей. Это прослеживается на том, что оба этих героя не способны настраиваться в унисон с настроением других, эгоистичны к окружающим, свободны от дружбы, которая стесняет их. Они ни к кому не имеют настоящей привязанности; каждую влекущую к себе жизненную ситуацию стремятся довести до конфликта.

Но и Печорин и Макмёрфи - жертвы общественности и социальной среды, и жизнь главных героев убеждает нас в том, что свободная воля человека оборачивается индивидуализмом. Там, где отдельная личность по своему собственному произволу вершит судьбы других людей, там нет, и не может быть равенства и подлинного счастья.


4 . Заключение

Подобно многочисленным громким событиям, связанным с именем и М. Ю. Лермонтова и К. Кизи , их романы "Пролетая над гнездом кукушки" (1962 год) и « Герой нашего времени» ( 1840 год) произвели много шума в литературной жизни Америки и России.

Кен Кизи был признан талантливейшим писателем, а роман стал одним из главных произведений для битников и хиппи.

М. Ю. Лермонтов создаёт роман, относящийся к числу книг, которые, пройдя через столетия, сохраняют свою притягательную силу и продолжают волновать умы и сердца многих поколений.

"Над кукушкиным, гнездом" - это грубое и опустошающе честное изображение границ между здравомыслием и безумием. "Если кто-нибудь захочет ощутить пульс нашего времени, пусть читает Кизи. И если все будет хорошо и не изменится порядок вещей, его будут читать и в следующем веке", - писали в газете "Лос-Анджелес таймс".

Действительно, и в наши дни книга продолжает жить и не теряет своей сумасшедшей популярности.

В. Г. Белинский увидел в романе М. Ю. Лермонтова «глубокое чувство действительности, верный инстинкт истины», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества». По мнению критика, «роман должен возбудить всеобщее внимание, весь интерес нашей публики», так как «в основной идее романа... лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке».

Из-за ограниченных рамок данного исследования невозможно раскрыть все вопросы, связанные с личностями героев , но я в попыталась рассмотреть актуальную проблему различных аспектов изучения литературных героев, принадлежащих разным культурам и системам мировоззрения и доказать, что подобный анализ интересен и возможен.

Сопоставляя образы этих героев, я выявила характерные черты «героев времени» (30-40-е годы XIX века и 60-е годы XX века) и нашла ответ на вопрос, в чём близки Макмёрфи и Печорин .

Таким образом, по моему мнению, внутреннее сходство героев доказано.

В данной исследовательской работе я раскрыла выбранную мной тему и выполнила поставленные перед собой задачи.



Списки используемой литературы:

1. Альбеткова Р.И. Художественное время и художественное пространство в романе Лермонтова "Герой нашего времени"//Русская словесность. - 1999. - №3. - C.42-48.

2. Андроников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки. - М.: Художественная литература, 1977.

3. Архипов В.А. М.Ю. Лермонтов. - М.: Московский рабочий, 1965.

4. Афанасьев В.В. Лермонтов. - М.: Молодая гвардия, 1991.

5. Бахтин М. Эпос и роман//Вопросы литературы. - 1970. - №1. - C.119-120.

6. Белинский В.Г. Герой нашего времени //Избранные статьи. - М.: Детская литература, 1978. - С.40-59.

7. Виноградов И. Философский роман М.Ю. Лермонтова. - М.: Просвещение, 1969.

8. Висковатов П.А. М.Ю. Лермонтов: Жизнь и творчество. - М.: Современник, 1987.

9. Влащенко В. Лермонтов в русской критике//Литература. - 2000. - №25.

10. Вырыпаев П.А. Лермонтов. Новые материалы к биографии. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1976.

11. "Герой нашего времени"//Лермонтовская энциклопедия/Гл. ред. В.А. Мануйлов. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - С.108.

12. Интернет ресурсы: ru.wikipedia.org;

absolutology.org.ru; kinopoisk.ru; polit.ru

13. Историография США/Гл.редактор И.С. Щеблыкин.- М.: Прсвещение,1985.-стр.104.

13. Кен Кизи "Пролетая над кукушкиным гнездом"./М.: Амфора, 2004г.

14. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени//Сочинения в двух томах. Том второй. - М.: Правда, 1990. - С.455-590.

15.С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова "Толковый словарь русского языка".М.: Просвещение,стр.199.

16. Сергей Кудрявцев "3500 кинорецензий"М.: Просвещение, 2004год

17. Щеблыкин И.П. Лермонтов. Жизнь и творчество. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990.



© 2010-2022