Рабочая программа по литературе языку 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республика Крым, Джанкойский район, село Мирновка


МОУ «Мирновская школа»




Утверждено


Директор_____________ Павленко Т.Е.

(Подпись руководителя ОО)__________ (Ф.И.О.)


От «___» _____________________ 2015 г.

Приказ от_____________№____


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По учебному предмету

Литература


Уровень образования (класс) Основное общее образование 11 класс


Количество часов ___ часов в год ___ часа в неделю

Учитель: Меметова Ульмес Эдемовна

Программа разработана на основе: федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Авторы С.А. Зинин, В.А. Чалмаев в двух частях.




Количество часов в год: 102

Количество часов в неделю: 3


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Авторы С.А. Зинин, В.А. Чалмаев в двух частях. «Русское слово - учебник», 2014

Количество часов в год: 102

Количество часов в неделю: 3

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений. Разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция дает представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает распределение часов, выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Данная программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.

Содержание программы учебного предмета

Литература XX века

Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века.

Литература первой половины XX века

Обзор русской литературы первой половины XX века

И. А. Бунин Жизнь и творчество (обзор). Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки». «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей. Ответ на проблемный вопрос по произведениям И.А. Бунина . Рассказ «Легкое дыхание»

М. Горький Жизнь и творчество (обзор) «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Сочинение по творчеству М.Горького.

А.И. Куприн Жизнь и творчество.. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX века

В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В. Хлебников. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор. Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.

А. А. Блок Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме. Сочинение по творчеству А.А.Блока

А. А. Ахматова Жизнь и творчество. «Вечер» «Четки». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием»История создания и публикации. Тема исторической памяти. Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.

М. И. Цветаева Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован».

В. В. Маяковский Жизнь и творчество. Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Проблематика, художественное своеобразие.

С. А. Есенин Жизнь и творчество. Стихотворения.. Сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина.

Литература 30-40 -х годов

Литературный процесс 30-х - начала 40-х годов. Обзор

Особенности лирической поэзии 30-40 годов.

Тема коллективизации в литературе 30-40 годов.

О.Мандельштам. Сведения о жизни и творчестве. Трагизм поэтического мышления поэта.

А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый» (обзор). Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.

М. А. Шолохов Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение)

Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

М. А. Булгаков Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита»

Сочинение по творчеству М.А.Булгакова

Б. Л. Пастернак Жизнь и творчество. Стихи. Единство человеческой души и стихии мира в лирике.

А.Платонов «Котлован». Характерные черты времени в повести. «Сокровенный человек». Рассказы Платонова о жизни людей в новых условиях.

Литература периода Великой Отечественной войны

Лирика военных лет. Песенная поэзия. Жанр поэмы в литературной летописи о войне.

Литературный процесс 50-х - начала 80-х годов

А.Твардовский. Творческая биография поэта. Творчество и судьба. Мысли и чувства поэта о вечном долге перед павшими на полях сражений.

Историческая романистика 60-80 годов.

«Городская» проза 50-90 годов

Деревенская проза В.М.Шукшина.«Чудики» - главные герои его рассказов. Колоритность и яркость героев-чудиков. Понимание ими красоты и гармонии жизни. Особенности языка и стиля писателя.

«Тихая лирика» и поэзия Н.Рубцова «Русский огонек», «В горнице», «Тихая моя родина». «Буке». Нерасторжимая связь человека с природой и родиной в стихах Н.Рубцова. Глубокий лиризм, интонационное богатство, особенности ритмики стихотворений.

В.Астафьев «Царь-рыба». Экологические и философские проблемы повести. «Последний поклон». «Пастушка и пастух». «Прокляты и убиты»

В.Г.Распутин Жизнь и творчество. Тема выбора в повести «Живи и помни»

А.И. Солженицин Жизнь и творчество. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича» и романе «Архипелаг Гулаг»

Литература народов РоссииВ.А. Солоухин, Е.И. Носов

Новейшая русская проза и поэзия. Общая характеристика

Поэзия и судьба И.Бродского (1940-1996)

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

Знать /понимать:

  1. Содержание изученных литературных произведений.

  2. Основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX и XX века.

  3. Образную природу словесного искусства.

  4. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.

  5. Основные теоретико-литературные понятия.


Уметь:

  1. Воспроизводить содержание литературного произведения.

  2. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

  3. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.

  4. Определять род и жанр произведения.

  5. Сопоставлять литературные произведения.

  6. Выявлять авторскую позицию.

  7. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

  8. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

  9. Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.

  • Написание изложений с элементами сочинения.

  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.







Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XIX столетия.

3

Писатели-реалисты начала XX века

16

Серебряный век русской поэзии

20

Литература 20-х годов

14

Литература 30-х годов

25

Литература периода Великой Отечественной войны

5

Литература 50 - 80-х годов

18

Заключение

1

ИТОГО:

102




























































Календарно-тематическое планирование уроков по литературе в 11 классе



Тема урока

Количество часов


Тип урока


Виды контроля


Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

Введение. Начало ХХ века: ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры.

1






2

Литература на рубеже ХIХ и ХХ веков. Судьба реализма: историческое место произведений Л.Н. Толстого и А.П. Чехова на рубеже ХIХ и ХХ веков

1






3

А.П. Чехов: преодоление романтических иллюзий и «футлярности» человеческой жизни.

1






4

Творчество И.А. Бунина. «Антоновские яблоки» (1900 г.) - лирическая новелла воспоминаний./ Раздумья о судьбах России. Повесть «Деревня» (1910г)

1






5

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

1






6

Рассказ «Легкое дыхание» (1916 г) - эпитафия ускользающей красоте

1






7

Рассказ «Чистый понедельник» (1944 г) - прощание на пороге монастыря

1


Домашнее сочинение (стр. 56-58)




8

Максим Горький. Путь в литературу. «Макар Чудра» (1892), «Старуха Изергиль» (1895) - романтические рассказы-легенды

1






9

Пьеса «На дне» (1902) - вечный диалог-спор о нравственном восхождении человека.

1






10

Что лучше - истина или сострадание?

1






11

Сатин и Лука - антиподы или родственный души?

1






12

Р.Р Особенности любовного конфликта в пьесе «На дне».

1


Развернутый ответ на вопрос (см. стр.85)




13

А. Куприн

.Жизненный и творческий путь А.И. Куприна.

1






14

Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести А.И. Куприна «Поединок». Обзорно

1






15

Печальная красота неразделенной любви в рассказе «Гранатовый браслет» (1911)

1






16

РР Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет».

1


Сочинение




17

У литературной карты России.

А.П. Чапыгин , В.Я Шишков,

С.Н. Сергеев-Ценский,

1






18

Р.Р Знаете ли вы памятные места в своем регионе, связанные с именем писателей?

1


Доклад




19

ВН.ЧТ. «Жизнь Василия Фивейкого» (1904) - повесть о «горделивом попе»

1






20

Серебряный век русской поэзии. Предшественники символизма.

1






21

Р.Р Творчество К. Д. Бальмонта. Звукопись как основной прием произведений К. Бальмонта.

1






22

В чем смысл конфликта старших и младших символистов?

1






23

А. Блок: первый поэт общенационального значения эпохи Серебряного века. Стихи о Прекрасной Даме» (1904) - любовь как центральный момент становления личности, открытия России

1


наизусть




24

РР «Идеальная «Незнакомка» на пороге «страшного мира».

1


Анализ стихотворения.




25

«Страшный мир! Он для сердца тесен». Стихотворение «На железной дороге» /Цикл «На поле Куликовом» (1908) - трагическое предупреждение «об эпохе «неслыханных перемен»

1






26-27

Поэма «Двенадцать» (1918) - книга бесстрашной искренности перед лицом бури

2


Домашнее сочинение.




28

Иннокентий Анненский - необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Кризис символизма. Акмеизм. Смысл его манифестов.

1






29

Что такое футуризм и кубофутуризм? Творчество Игоря Северянина и В. Хлебникова

1






30

РР Новокрестьянские поэты 1910-х годов. Взаимовлияние символизма и реализма.

1


Развернутый ответ на вопрос (стр. 218)




31

Н.Гумилев. Стихотворения «Жираф» (1908) и «Кенгуру» (1910) как путешествия в глубь души./«Заблудившийся трамвай» (1921) - загадочный полет через разные эпохи, страны, состояния души

1






32

Место Ахматовой в русской поэзии ХХ века. Художественное своеобразие «лирического романа» Ахматовой в книгах «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917)

1


Наизусть




33

Новый лик лирической героини Ахматовой в стихах периода революции

1






34

«Реквием» (1935-1940): скорбная летопись утрат

1






35

ВН.ЧТ. А.Ахматова «Поэма без героя»: мучительный опыт самопознания и оценки всей эпохи

1


Домашнее сочинение





36

Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой. Поэзия Цветаевой - лирический дневник эпохи и история бесконечного сотворения себя

1


Наизусть




37

Тема дома-России в поэзии Цветаевой

1






38

«Короли смеха» из журнала «Сатирикон».Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко.

1






39

Грустный смех Тэффи

1


Творческая работа




40

Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 г., их манифесты, декларации, программы (обзорная лекция)

1






41

Новые голоса: тема Родины и революции в произведениях Д.Фурманова, А. Фадеева, Исаака Бабеля (фрагменты произведений)

1






42

Развитие жанра антиутопии: «Мы» (1920) Е. Замятина / «Чевенгур» (1929) А. Платонова

1






43

Смех М.Зощенко

1






44

ВН.ЧТ. Творчество И.Ильфа и Е.Петрова

1






45

В. Маяковский. Язык ранней лирики В. Маяковского: содружество поэзии и живописи русского авангарда. Лирическое «я» поэта.

1






46

Поэма «Облако в штанах» (1915)

1






47

Влюбленный в замысел Революции

1






48

«Мое, поэтово…»: роль и место художника в мире

1


Наизусть




49

ВН.ЧТ. Поэма «Про это». Тема любви в творчестве Маяковского/»Во весь голос» (1939) - великое самообъяснение и исповедь Маяковского

1






50

С.А. Есенин. Жизненный путь поэта. «Радуница» (1916) - «есенинская Россия. Стихотворения «Выткался на озере алый свет зари…» (1910) и «Песнь о собаке» (1915)

1


Наизусть




51

Тема революции в творчестве Есенина

1






52

Мотивы лирики 1924 - 1925 гг. Поэма «Анна Снегина (1925)

1






53

ВН.ЧТ. Драматические поэмы «Пугачёв» (1921) и «Страна негодяев» (1922-1923) как выражение тревог и ужаса бездорожья

1


Домашнее сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина (выбор)




54

Литературный процесс 30-40 гг. Особенности лирической поэзии. Тема труда в литературе 30-х гг. Тема коллективизации в литературе.

1






55

Творчество Осипа Мандельштама в 30-ые гг

1






56

Эмигрантская «ветвь» русской литературы. Ностальгический реализм И. Бунина и И. Шмелева (знакомство с фрагментами произведений). «Парижская нота» русской поэзии 30-ых гг.

1






57

Историзм А. Толстого. Роман «Петр Первый» (1930-1945): образ Петра и образ России в их драматическом единстве.

1






58

РР Анализ эпизода романа «Петр Первый»

1


Анализ эпизода




59

М.А. Шолохов. Жизненный путь писателя.

1






60

История создания «Тихого Дона» (1928-1940)

1






61

Образы солнца, степного простора, песни в «Тихом Доне»

1






62

Идея дома, святости семейного очага. «Мысль семейная» Натальи Мелеховой.

1






63

Григорий Мелехов «на грани в борьбе двух начал»

1






64

РРХудожественное своеобразие «Тихого Дона»

1






65-66

Р.Р Аксинья и Наталья: две судьбы и два женских типа в «Тихом Доне».

2


Сочинение




67

М.А. Булгаков. Своеобразие жизненного опыта М, Булгакова

1






68

«Мастер и Маргарита» (1929-1940) - повествование-лабиринт. Три «романа в романе» - о Пилате, о Мастере, о дьяволе

1






69

Диалог о добре и зле (Иешуа и Пилат)

1






70

Карнавальный смех Сатаны (деяния Воланда и его свиты)

1






71

Путь Ивана Бездомного - путь обретения дома, Родины.

1






72

Особенности повествовательной ткани романа.

1






73

РРПроблематика романа (круглый стол)

1


Устные сообщения

(стр. 135)




74

Б.Л.Пастернак. Жизненный и творческий путь поэта. Темы и мотивы лирики Б.Пастернака.

1






75

Роман «Доктор Живаго» (1945-1955) - проза поэта. Духовные искания героев романа

1






76

РР Образ Юрия Живаго

1


Характеристика героя




77

А. Платонов. Повесть «Сокровенный человек» (1927)

1






78

А. Платонов. Повесть «Котлован» (1930) - реквием по утопии

1


Развернутый ответ на вопрос

(стр. 178)




79

Литература периода Великой Отечественной войны (1941-1945). Публицистика военного времени

1






80

Мотивы лирики о войне (обзор)

1


Наизусть




81

Проза о войне (обзор)

1






82

А.Т. Твардовский. Страницы биографии. Кредо художника

1






83

ВН. ЧТ. «Душа обязана трудиться». Творчество Н. Заболоцкого

1






84

Литература 50-80 гг. «Громкие» и «тихие» лирики

1






85

«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60-70 гг. Повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой» (1961)

1






86

Новый образ русской деревни и крестьянской души. Рассказ Ю. Казакова «Долгие крики» (1973)/ В. Белов. Повесть «Привычное дело» (1966)

1






87

Театр Вампилова. Пьесы «Старший сын» (1968), «Утиная охота» (1970)

1






88

«Городская проза» (Ю. Трифонов, В. Маканин, А. Битов)

1






89

Исторический роман как древо памяти

1


(лекция)




90

Авторская песня 60-80 гг (музыкально-литературная композиция)

1


Домашнее сочинение (стр.300)




91

В. М. Шукшин. Шукшинские чудики - путь к правде народного характера

1






92

«Музыкальное слово» Николая Рубцова

1






93

Исповедальное слово В. Астафьева (1924-2001). «Царь-рыба» (1976) - горизонты «натурфилософской прозы»

1


Устное сообщение




94

«Правда не бывает выборочной». Повесть «Пастух и пастушка».

1






95

Творческий путь В. Распутина.

1






96

В. Распутин.

Повесть «Живи и помни» (1974) лабиринт психологических сцеплений в душе главной героини.

1






97

Р.Р В чем смысл названия повести В.Распутина «Живи и помни»?

1


Развернутый ответ на вопрос (стр. 378)




98

А.Солженицын (1918-2008). Повесть «Один день Ивана Денисовича» (1959)

1






99

ВН. ЧТ. У литературной карты. В.А. Солоухин (1924-1997)

1






100

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х гг. Общая характеристика переломной эпохи. Вен. Ерофеев. Поэма «Москва-Петушки» (1970)

1






101

Поэзия и судьба И. Бродского

1


Наизусть




102

Заключение

1








Формы и виды контроля знаний, умений, навыков:

Основные виды устных и письменных работ.

Устно:

  • правильное, беглое выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;

  • устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый ( или краткий ) от другого лица, художественный ( с использованием художественных особенностей текста ) небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;

  • развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя

( в том числе групповая, сравнительная );

  • отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;

  • подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев ( воображаемый, на основе прочитанного );

  • создание собственного текста ( сказки, частушки, рассказа, сценки и т.д. );

  • свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений ( в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и т.д. );

  • использование словарей ( орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д.), каталогов.



Письменно:

  • письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы;

  • создание письменного рассказа-характеристики одного из героев(индивидуальная характеристика) или группы героев ( групповая характеристика ), двух героев

( сравнительная характеристика );

  • создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, фильм, спектакль;

  • создание рецензии на прочитанный рассказ, на фильм, спектакль;

  • написание эссе на литературную и свободную тему;

  • интерпретация (истолкование, восприятие, оценка) поэтического текста;

- создание письменного плана будущего сочинения, доклада ( простого и сложного );

- свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 10 классе.



Программа предусматривает следующие виды контроля:

  • Поурочный (промежуточный): беседа, устный и письменный индивидуальный опрос, работа с учебником, с текстом, доклад, сообщение, пересказ, выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение-миниатюра, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов, сочинение на литературную тему.

  • Тематический: тест, контрольная работа, реферат, сочинение.

  • Итоговый (проверяет результаты обучения за полугодие, год): контрольная работа, контрольное сочинение, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, зачёт, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

  • Экзамен (по выбору обучающихся).





Критерии оценивания.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания изученного произведения.

4 Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В связи с этим:

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.

Оценкой«3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно - художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов.Допускается не более двух трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Оценкой«2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.



Оценка сочинений:

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.



Оценка.

Содержание и речь.

Грамотность.

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 - 2 речевых недочета.


Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.


«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 - 4 речевых недочетов.


Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.


«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от тем. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.


Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.


«2»

1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.


Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.


Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.








Учебно-методический комплект

Агеносов В.В. Методическое пособие. Русская литература XX века. 11 класс - М., «Дрофа»

Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе I - II половины XX века - М., «ВАКО»

Учебник: Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века. 11 класс (в 2 ч.) - М., «Русское слово»

Савельева Л.И. Словарь-справочник по литературе - издательство Казанского университета

Лазаренко Г.П. Краткий курс. Русская литература XX века. 11 класс. - М., «Дрофа»

Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики - Брянск, «Курсив»

Малюшкин А.Б. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 10-11 класс - М., «Творческий центр»

Булгакова И.В. Нестандартные уроки русской литературы. 10-11 классы - Ростов-на-Дону, «Феникс»

Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М., «АЙРИС-ПРЕСС»

Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс - М., «Просвещение»

Косивцова Л.И. Литература. 11 класс. Поурочные планы - Волгоград, «Учитель»

Угроватов П.И. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс (в 2-х ч.) - М., «Владос»

Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы - М., «Дрофа»

Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература XIX века. Материалы для подготовки к экзаменам - М., «Русское слово»

Бельская Л.Л. Литературные викторины - М., «Просвещение»

Костылёва Н.Е. Литература. Планируемые результаты обучения по литературе, их оценка в основной и средней (полной)

общеобразовательной школе - Наб. Челны

Безносов Э.Л. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Литература - М., «Дрофа»

Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе - М., «Просвещение»

Шапошникова В.В. «И все души моей излучины…»Методическое пособие по литературному анализу в 11 классе - М., «Московский Лицей»

Обернихина Г.А. Преподавание литературы в 11 классе (в 2-х частях) - М., «Аркти»

Нянковский М.А. Шолохов в школе - М., «Дрофа»

Богданова О.Ю. Бунин в школе - М., «Дрофа»

Болдырева Е.М., Леденёв А.В. Поэзия серебряного века в школе - М., «Дрофа»

Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века - М., «Книжная палата»

Я иду на урок литературы. Современная русская литература. 1970-1990-е годы - М., «Первое сентября»

Произведения писателей и поэтов, изучаемых в 11 классе


© 2010-2022