Урок литературы на тему Дети и война в стихотворении А. Т. Твардовского Рассказ танкиста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы

Класс: 5

Тема: Дети и война в стихотворении

А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

Учитель Шашкова Т.А.


Цель урока: чтение и анализ стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

Задачи урока:

Образовательные:

- помочь учащимся осмыслить роль детей в Великой Отечественной войне;

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма;


Развивающие:

- развивать навыки анализа лирического произведения.


Оборудование урока: Записи песен военных лет и песен о войне. На доске портрет Твардовского, репродукция картины Ю.Непринцева «Вот солдаты идут...», словарь стихотворения, план анализа лирического произведения. В течение урока учащиеся заполняют листы индивидуальной работы.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя «Великая Отечественная война 1941-1945 годов в
истории России». (на фоне музыки)

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

Война, начатая фашистской Германией 22 июня 1941 года, принесла неис­числимые бедствия десяткам миллионов людей нашей страны: отняла жизни, превра­тила в руины города и села. Весь народ поднялся на защиту Родины, на разгром нена­вистного врага. В боях солдаты проявляли чудеса героизма: их матери, жены и дети, заменив мужчин, ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу. Страна жила одной мыслью, одним девизом: «Все для фронта! Все для победы!».

У людей, прошедших жернова войны, никогда не утихнет боль души за тех, кто не вернулся из боя, сгорел в пожарах, был расстрелян или сожжен в печах фашист­ских концлагерей.

Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Так написал поэт. Так живут вот уже 60 с лишним лет все русские люди. А что мы с вами знаем о войне?

2. Творческая работа - мини-сочинения учащихся «Что я знаю о войне?» (сочи­нения пишутся на листах индивидуальной ра­боты). Подведение итогов этой работы - чтение 1-2 работ.

3. Рассказ учителя о поэте А.Т. Твардовском.

Да, мы с вами знаем о войне из книг, учебников истории, рассказов ветеранов. А вот поэт, о котором мы сегодня будем вести речь, чье стихотворение прочитаем, прошел всю войну сам, видел все ее ужасы, пережил не одну потерю. Я говорю об Александре Трифоновиче Твардовском.

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине. Отец поэта работал сельским кузнецом. Будущий поэт хорошо закончил среднюю школу, затем педагогический институт, позже Московский институт философии, ли­тературы и истории.

С 1941 по 1945 год работал военным корреспондентом. Он много писал о вой­не, создал знаменитую поэму «Василий Теркин». После войны руководил журналом «Новый мир». Статьи и заметки Твардовского о литературе были и остаются приме­ром писательского мастерства.

После рассказа учителя учащиеся на листах индивидуальной работы восста­навливают услышанный материал .

4. Выразительное чтение учителем или заранее подготовившимся учащимся стихотворения Твардовского «Рассказ танки­ста».


5. Словарная работа. (В материалах учебника дано задание по работе с отдельными словами и словосочетаниями стихотворения)


6. Анализ стихотворения по плану (записан на доске):

1) К какому роду литературы относится это произведение? (эпос, лирика, драма).

2) Назовите тему стихотворения (О чем оно?).

3) Выделите основную мысль текста (Идею).

4) Определите особенности организации текста:

-Количество строф.

-Стихотворный размер.

-Образный речевой строй (слова, употребленные в переносном значении, метафоры, эпитеты)

Итоги анализа ученики самостоятельно фиксируют на листах индивидуальной работы .

7. Работа по репродукции картины Ю. Непринцева «Вот солдаты идут.»

(с.151, учебник).Ученики самостоятельно рассматривают картину и фиксируют результаты наблюдений на рабочих листах, после чего зачитываются варианты выполненных заданий.Учитель дополняет работу учащихся вопросами:какие краски выбрал художник, какое настроение передает автор, какие чувства вызвала у вас эта картина.



8. Подведение итогов урока . Сдать листы индивидуальной работы.

(Если учащиеся приготовили к уроку иллюстрации, то можно спросить их , что они отразили на них, как их иллюстрации связаны с темой сегодняшнего урока)


9. Д/З - подготовить выразительное чтение стихотворения Твардовского, пользу­ясь памяткой «Как выразительно читать стихотворение».



ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕНИЦЫ 5 КЛАССА

I. Подготовка рисунка к уроку (подчеркнуть).

Я подготовила рисунок (да нет)

II. Мини-сочинение «Что я знаю о войне?».

1.

2.

3.


4____________________________________________________________

5.

III. Восстановление рассказа учителя о поэте Твардовском.


Александр Трифонович Твардовский родился в году на Смолен-
щине. Отец поэта работал . Будущий поэт хорошо закон-

чил , затем педагогический , позже Мо-
сковский институт философии, литературы и .

С 1941 по 1945 год Александр Твардовский работал военным

. Он много писал о войне, создал знаменитую

поэму . После войны руководил

«Новый мир». Статьи и заметки Твардовского о были и остаются

примером писательского мастерства.

IV. Анализ стихотворения.

  1. К какому роду литературы относится это произведение?

  2. Назовите тему стихотворения

  3. Выделите основную мысль текста (Идею)

  4. Определите особенности организации текста:

A) Количество строф

Б) Стихотворный размер

B) Образный речевой строй (слова в переносного значения, метафоры,
эпитеты)

V. Работа над репродукцией картины Ю. Непринцева «Вот солдаты
идут...» .

  1. Расскажите, что вы видите на картине

  2. В стихотворении Твардовского найдите строки, больше всего подходящие к изображенному на картине (выпишите их)

  1. Сравните описание войны на картине Непринцева и воспоминания Твардов-
    ского о войне (ниже).

«Вряд ли я когда в жизни был так взволнован чем-либо подобным. Закат стоял над дорогой, широкой, укатанной, зимней, степной дорогой на выезде из деревни.

На необычайном, малиновом крае неба вставали густые синие и черные дымы
деревни. И все было так непередаваемо... значительно - степь, Россия, война, - что
сжималось сердце, и словно нечем было дышать».


© 2010-2022