- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тренинг на тему: «Применение стратегий критического мышления в групповой работе с учетом проведения SWOT-анализа»
Тренинг на тему: «Применение стратегий критического мышления в групповой работе с учетом проведения SWOT-анализа»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аккушкарова Г.М. |
Дата | 28.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЖАМБЫЛСКИЙ РАЙОН
СШ села МЫНБАЕВА
Тренинг
на тему:
«Применение стратегий критического мышления
в групповой работе с учетом проведения SWOT-анализа»
Подготовила учитель 1 уровня
Аккушкарова Г.М.
2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Наименование занятия
Применение стратегий критического мышления в групповой работе с учетом проведения SWOT-анализа.
Общие цели
Вынести суждение о критическом мышлении, презентовать его основные аспекты,сконструировать урок по ТРКМ, прийти к заключению о необходимости систематизации стратегий в зависимости от этапа урока
Ожидаемые результаты
Расставят приоритеты о значении информации в КМ, систематизируют приемы и стратегии в соответствии с этапами урока, придут к заключению о необходимости систематически в процессе обучения использовать ТРКМ и провести мониторинг стратегий
Ключевые идеи
критическое мышление, стратегии КМ,
Материалы и оборудование
маркеры, флипчарты, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, презентация, видеоролики. Анкеты.
Этапы занятия
Действия коуча и действия участников коучинга
Приветствие
Коуч сообщает тему, цели коучинга
Налаживание эмоционального настроя.
Игра «Молекулы. Атом». Деление на группы по молекулам.
Просмотр видеоролика.
Вызов
Объявление темы коучинга.
Стратегия «Корзина идей»
-
Какие стратегии критического мышления вы знаете? (Участники пишут стратегии КМ на стикерах и приклеивают на корзину).
Стратегия «Мозговой штурм».
Приложение № 1 Анкета:
-
Какие из них вы применяете на своих уроках?
-
Как часто вы их применяете?
-
Какие вы можете назвать предварительные результаты их применения?
Притча о маленьком мальчике
Однажды маленький мальчик пришел в большую школу. И на первом же уроке учительница сказала: "Дети, сейчас мы будем рисовать цветы". Маленький мальчик очень любил рисовать цветы и тут же принялся за дело, но учительница остановила его. "Подожди, сказала она. - Я же еще не объяснила, какой цветок мы будем рисовать и как это надо делать". И добавила: "Мы будем рисовать … красный цветочек с зеленым стебельком".
А на следующем уроке учительница сказала: "Сегодня мы будем заниматься лепкой".
"Хорошо!" - подумал мальчик, он любил лепку
Он умел делать различные штучки из глины: змей, снеговиков, слонов и мышей, машины и грузовики. Маленький мальчик тут же принялся за дело, но учительница остановила его: "Подожди! Я еще не сказала, какой мы будем лепить цветок и как это надо делать. Сейчас, дети, мы будем лепить … красный цветок с зеленым стебельком…"
А потом случилось так, что маленький мальчик перешел в другую школу. В первый же день учительница сказала: "Сегодня мы будем рисовать".
"Ура!" - подумал маленький мальчик
И начал ждать, когда учительница скажет, как делать.
Но учительница ничего не сказала,
Она просто прогуливалась по классу.. А потом подошла к маленькому мальчику и спросила: "А почему ты ничего не рисуешь?" А он ответил: "Но вы же еще не объявили, какой надо рисовать цветок и как это надо делать". А учительница сказала: "Рисуй такой цветок, какой тебе нравится".
И тогда маленький мальчик нарисовал … красный цветок с зеленым стебельком.
Вывод: Представления о мире в нас уже внедрены (например, какая-то отдельная передача (по ТВ), рассылки, статьи в газете - это не так страшно, а страшна массированная атака в течение нескольких лет и даже десятков лет, как это делается в школе, в ВУЗе, на работе. Что же делать? Как научиться мыслить критически и более адекватно воспринимать мир? Для этого любую мысль, любой шаблон следует проверять на практике, а практика - это критерий истины!
-
Что такое «Критическое мышление»?
Возьмем для примера помидор. Покупая его в магазине,
многие изучают его внешний вид: спелый ли плод, или, наоборот, не перезрел ли?!
А надо обращать внимание на то, где этот товар произведен.
Второй пример, вот вам одноразовый стакан , для чего вы можете его применить помимо как сосуда для питья?
Стратегия ассоциации ( Стакан идет по кругу и каждый находит для него применение. Ответы участников)
Это и называется критическим мышлением.
-
Традиционное обучение основывается на принципе
«преподаватель - учащийся». В данном случае на уроке успевают выступить и показать свои знания лишь несколько учеников, а используя критическое мышление в групповой работе активно участвует каждый учащийся.
Рефлексия
Для чего необходимы стратегии критического мышления в групповой работе ? (Стратегии критического мышления необходимы, чтобы человек мог не только овладеть нужной информацией, но и мог рассмотреть ее с разных точек зрения, осмыслить и применить). А для этого необходим SWOT-анализ.
Стратегия углов. Положительные и отрицательные стороны применения стратегий КМ в групповой работе. Аудитория делится на две группы и называют одна группа положительные стороны, а вторая - отрицательные.
Разминка
Задачи на развитие логики. Приложение № 2
Теоретический материал
Что такое SWOT-анализ. Обзор (Презентация).
Работа в группах
Задание: сделать внешние стороны SWOT- анализа . Спикеры защищают работы. Обсуждение данных SWOT- анализа
Рефлексия
Cтратегия «Туннель решений»
Рефлексия коучинг-сессии
Анкетирование участников. Приложение № 3.
Просмотр видео современной притчи «Самое ценное» .
Выводы.
В результате проведенного коучинг- занятия можно говорить о важности применения стратегий критического мышления в групповой работе в учебном процессе и значимости их применения в повышении эффективности обучения. Для этого необходимо учитывать следующие особенности построения учебного процесса:
1. При планировании учебного процесса (отдельного урока) и после проведения его обязательно проводить SWOT-анализ для выявления недостатков и для их последующего устранения.
2. Использование активных методов обучения должно стать одним из наиболее перспективных путей совершенствования учебного процесса. Данные методы приводят к появлению интенсивного и устойчивого интереса, эмоциональной включенности и формированию положительной мотивации при работе в группах.
3. Создание коллаборативной среды и комфортной атмосферы способствует совместной деятельности и обеспечивает повышение уровня мотивации учащихся в группе и эффективность обучения в целом. Учитывать особенности обучающегося, его взаимодействие с др. учениками и т. д.