Урок Пунктуация простого осложненного предложения

Цель: обеспечить закрепление пунктуации простого осложненного предложения. Задачи. Образовательные: ·        формирование умения и навыка постановки знаков препинания при вводных словах, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, однородных и неоднородных определениях, обращениях, вводных словах. Развивающая: ·        развитие умственных учебных действий (сравнение, обобщения, систематизация). Воспитательная: ·        воспитание ответственности перед коллективом; ·        воспитание бережного отношения к родному языку.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Урок Пунктуация простого осложненного предложения.Учитель: Василькова И.В.

Место работы: МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа №1».



Пунктуация простого осложненного предложения.

Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11-м классе с использованием информационно-компьютерных технологий.

















Цель: обеспечить закрепление пунктуации простого осложненного предложения.

Задачи.

Образовательные:

  • формирование умения и навыка постановки знаков препинания при вводных словах, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, однородных и неоднородных определениях, обращениях, вводных словах.

Развивающая:

  • развитие умственных учебных действий (сравнение, обобщения, систематизация).

Воспитательная:

  • воспитание ответственности перед коллективом;

  • воспитание бережного отношения к родному языку.



  1. Организационный момент, постановка цели.

Слайд № 1.

Учитель. Ребята! Сегодня мы повторяем пунктуацию простого осложненного предложения. Давайте вначале побеседуем.

  1. Каковы признаки простого предложения?

  2. Предложение распространенное и осложненное - это одно и то же?

Чтобы у вас было ясное представление об этом, посмотрите на таблицу.

Слайд №2 (Таблица).















Простое предложение может быть



вводных слов и предложений

слов, не являющихся членами предложения

сравнительных, уточняющих

обращений

деепричастных

причастных

обособленных оборотов

второстепенных

главных

однородных членов предложения

обстоятельств

дополнений

определений

второстепенных членов предложения

осложнено

при помощи

распространено

при помощи







- Так с какими же пунктограммами мы сегодня встретимся?

Ответы учеников.

Вопрос: Что нужно учитывать при выборе знака препинания?

Ответы учеников.

  1. Актуализация знаний.

Учитель. Да, верно, всегда необходимо «видеть» и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применять пунктуационное правило. Конечно же, надо помнить о том, что знаки препинания выполняют и смыслоразличительную функцию. Перед вами известная шутка:

Слайд №3.

Кисель там варят из резины,

Галоши делают из глины,

Кувшины лепят пирожки…

А чтобы у нас не получался «кисель из резины», будем думать о смысле предлагаемых в заданиях предложений.

Вопрос: Какие из перечисленных пунктограмм вызывают у вас наибольшую трудность?

Ответы учеников.

  1. Закрепление.

  1. Учитель. Предлагаю систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей. Давайте начнем с однородных и неоднородных определений.

Слайд №4 (Таблица).

Определение характеризуют предмет



Да

О, О

Однородные

О О

Неоднородные

Нет

с одной стороны

с разных сторон.

Можно ли найти для них объединяющий признак?





  1. Домой Тихон Ильич ехал в солнечное, жаркое утро…(И.Бунин)

  2. Все серые, карие, синие глазки - смешались, как в поле цветы. (Н.Некрасов)

  3. Стояла темная июльская ночь. (М.Пришвин)

Учитель. Прокомментируйте, пожалуйста, содержание таблицы. Выберите из предложений, написанных на доске, нужные для иллюстрации ваших рассуждений.

Ответы учеников.

  1. Задание: А теперь пишем под диктовку:

Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М. Лермонтов)

Скучные, глухие времена дедушки сменились временем молодых господ. (И.Бунин)

Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И.Бунин)

Слайд №5.

Проверка работы - сверка со слайдом.

Учитель. Ребята, в части А есть задание №21. Прочтите задание к нему. Оно простое, но ошибки в нем встречаются часто. Все дело в том, что люди не видят структуру предложения, забывают о том, что это главная подсказка. Обратимся к таблице:

Слайд №6 (Таблица).

Перед одиночным союзом И, который соединяет

------------, и --------------

О и О

две части сложносочиненного предложения

два однородных члена



Задание: Смотрим на экран, озвучиваем правило.

Ответы учеников.

Самостоятельная работа.

  1. Самостоятельная работа.

Задание: спишите предложения, расставьте запятые, объясните их постановку.

Слайд №7.

Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М.Лермонтов)

Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из его головы. (А.Пушкин)

Ветер пришел на помощь березе и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М. Пришвин)

Ответы учеников по каждому предложению.

Учитель открывает схемы, нарисованные на доске.

Задание: Перед вами схемы, в которых необходимо развить знаки препинания.

О и О и О

и О и О и О

Вопрос: Каким принципом расстановки запятых пользуемся?/ Ставим запятые после каждого однородного члена предложения./

Задание: Проиллюстрируйте схемы примерами и познакомьте с тем, что у вас получилось.

Ответы учеников.

  1. Учитель. Следующую остановку сделаем, ребята, на вводных словах. Давайте вспомним слова, которые не являются вводными и не выделяются запятыми. Назовите их. А теперь посмотрите на экран и убедитесь, что вы ничего не забыли.

Слайд №8.

Как будто, ведь, вряд ли, примерно, вот, кА раз, все-таки, непременно, обязательно, именно, даже, вдруг, как бы, между тем, к тому же, почти, поэтому, словно, буквально.

Учитель. Если вы что-то пропустили, запишите эти слова в тетрадь. Итак, с этими словами все просто: надо их только запомнить. А ведь многие вводные слова могут быть очень коварными. Напомню вам лексическое значение самого термина: вводить - «заставить войти», включи что-то во что-нибудь. Они введены, но с другими членами предложения грамматически не связаны, например:

Слайд №9.

  1. Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?

Тогда как в другом предложении они же связаны и вводными не являются.

  1. Ветер здесь может быть очень сильными.

  1. Устное упражнение.

Учитель. Особый разговор был у нас о слове однако. Кто его помнит?

/Слово однако не выделяется запятой, если стоит в начале предложения./

Задание: Ребята, объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения. (Текст выводится на экран.)

Слайд №10.

Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо.

Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени тускнеет ещё не тускнеет. Оно, заворожив многих художников продолжает согревать нас на их полотнах.

По ходу выполнения задания повторяются правила обособления причастных и деепричастных оборотов, уточняющих членов.

Ответы учеников.

  1. Работа в группах.

Учитель. Теперь я уверена, что вы сможете справиться с заданиями ЕГЭ № 21, 22, 23, 24 из части А.

Задание выполняется по сборникам.

Учитель. Следующее задание будет по типу В5. Текст у всех одинаковый, а вот задания будут различными (по группам).

Текст к заданию:

Краски и звуки осени.

(1)Я изучал осень упорно и долго. (2) Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. (3) Так было и с осенью. (4) Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (5) Это помогло мне пристальнее всмотреться в нее и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.

(6) Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их. Как на холст, на далекие пространства земли и неба.

(7)Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. (8) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. (9) А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. (10) Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. (11) В основных чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. (12) Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. (13) Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. (14) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зеленые на верхушках.

7. Учитель. И в этом задании, как и в предыдущих, надо «видеть» строение предложения, чтобы найти нужную синтаксическую единицу.

Слайд №11.

1. Среди предложений 1 - 5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер. (№5)

2. Среди предложений 6 - 10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер. (№6, 10)

3. Среди предложений 11 - 14 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер. (№11)

Ответы учеников.

  1. Итог.

Учитель. А теперь подведем итоги урока. Сделаем это с помощью рефлексии. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:

Слайд №12.

  1. Чувствую ли я себя готовым к выполнению заданий А21, А22, А23, А24, и В5?

  2. Есть ли необходимость ещё раз повторять этот материал? Если да, то что конкретно я хотел бы повторить в какой форме?

Домашнее задание. Индивидуальное задание. (Тесты ЕГЭ)

© 2010-2022