- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по теме: «Синтаксис простого предложения»
Конспект урока по теме: «Синтаксис простого предложения»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чалмаева В.С. |
Дата | 02.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Синтаксис простого предложения. Повторение.
Цели:
- обобщение и систематизация знаний учащихся
простого предложения;
Оборудование: карточки индивидуальными заданиями, слайд с правилами.
План урока.
-
Организация урока.
-
Закрепление изученного на прошлых уроках. Проверка домашнего задания.
Сегодня мы с вами повторим синтаксис простого предложения.
- Давайте вспомним о синтаксисе
Синтаксис - это …
Основные синтаксические единицы - это ….
Словосочетанием называется …
Грамматической основой предложения является …
По цели высказывания предложения бывают: …
Простые предложения по строению грамматической основы делятся …
По наличию второстепенных членов предложения могут быть …
Задания по тексту «Дыхание осени»:
- найти грамматическую основу во всех предложениях;
- указать словосочетания со связью согласование, управление и примыкание (по 3 примера по тексту)
Текст.
Очень быстро пробежало жаркое лето, и теперь лесные участки, лужайки, ручейки и пруды подчинены сентябрю. По утрам уже прохладно, а днем греющее солнышко еще напоминает о летнем тепле. После долгой изнурительной работы отдыхают поля, собран урожай в садах. Теперь везде все наполнено прохладой осенних месяцев. Часто на небе появляются серые тучки, моросит
нескончаемый дождик. Погрузившись в думы, стоит тоскливый
безмолвный лес. Скоро на деревьях не останется ни одного листика, ветки не будут защищены от бездушных дождей и морозов.
Вот кленовый листочек не спеша вальсирует в воздухе. Перед долгими зимними сновидениями грустно поскрипывает дуб. Вокруг одетого в мох трухлявого пенька расположились стройные опята. Их тут очень много, все они так и хотят попасть в корзинку.
Мы видим, как высоко в небе на прощанье кружатся журавли. Они направляются в теплые края и грустно курлычут о том, что пришла осень.
III. Синтаксис простого предложения. Повторение.
1. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? Работа по карточкам.
1. «Что вам угодно, батюшка?» - спросила она.
2. Всюду была тишина: в доме, во дворе, и в саду.
3. В дождливую, сырую погоду лучше носить не кожаную, а резиновую обувь.
1. Подошел котенок к миске с молоком и ткнулся в нее мордочкой.
2. Мензурка - это цилиндрический или расширяющий кверху, конический сосуд.
3. Что ты, осень, рано в гости к нам пришла?
2. Индивидуальная работа по карточкам.
Сделайте синтаксический разбор предложений.
На окне моем изморозь вяжет сноп непахнущих зимних цветов (М.Светлов).
Пироги из дрожжевого теста выглядели очень аппетитно.
Я горько заплакал и громко произнес имя моей любимой.
Ты едешь в Оренбург служить под его начальством.
На закате солнце кажется огромным красным шаром.
Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
3. Прочитайте стихотворения. Найдите грамматическую основу и однородные члены. На доске работают два ученика.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крышке,
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью.
( М. Исаковский.)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
( И. А. Бунин)
4. Работа группами.
Укажите простые предложения (знаки препинания не проставлены).
а). Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
б). Иван - царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком.
в). Исчезают последние клочки снега и на свет выходит зеленая листва.
г). Я всегда просыпаюсь часа в два ночи до зари и встречаю рассвет.
а). Осенние листья темнеют и теряют свои яркие краски.
б). Только кое - где вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.
в). На берегу стоит бобровая хатка и напоминает она стог сена.
г). В лугах печально кричали ночные птицы белая звезда переливалась над рекою.
5. По схемам составить предложения.
IV. Подведение итога.
Домашнее задание. Упражнение 218. Придумать рассказ по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!».