Самоанализ профессиональной деятельности

 В данной работе представлен самоанализ, самооценка профессиональной деятельности за 4  года, причины выбора темы самообразования, связанные с особенностями работы в условиях малочисленного класса сельской школы, итоги работы по  теме  "Индивидуальная работа на уроках русского языка в малочисленном классе".Помимо этого представлены пути решения данной проблемы: курсы повышения квалификации, результаты успеваемости учащихся, ЕГЭ И ГИА, ОГЭ. Показано личное участие в различных конкурсах как муници...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Боровская СОШ»







Самоанализ профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы

Молоцило Людмилы Николаевны.










п.Боровской

2014-2015


Стремительно меняющаяся жизнь преподносит нам множество различных трудностей и проблем, которые необходимо решать. Темп и постоянно меняющиеся условия бытия заставляют всех нас учиться креативно мыслить, принимать нестандартные решения, развивать свои умственные способности. И, конечно, школьное образование и в, частности, уроки русского языка и литературы способствуют такому всестороннему развитию личности обучающегося. Именно на уроке русского языка или литературы, как ни на одном другом уроке формируется духовное начало школьника. Но тут возникла проблема, с которой я столкнулась в своей повседневной учительской деятельности- организация эффективной работы в малочисленном классе

Проблема кажется на первый взгляд надуманной и парадоксальной: казалось бы,чего проще работать с 5-6, а то и с 3-4 обучающимися. Анализ учебного процесса и его результатов в школе с малочисленным составом обучающихся убеждает в том, что традиционные методические приемы оказываются здесь малоэффективными. Казалось бы, обучать на уроке 6 человек легче, чем 25 учащихся, поэтому и результаты обучения должны быть выше. Однако на практике так бывает далеко не всегда. Работая с 6-10 учениками, необходимо неоднократно спрашивать каждого из них.

Это обычно приводит к перегрузке учащихся, у многих из них формируется постоянная боязнь ошибки, развивается тревожность, накапливается усталость, возрастает вероятность конфликтных ситуаций.

Возникла необходимость преподавание русского языка в таких школах строить на основе систематического изучения индивидуальных особенностей и возможностей учащихся, осуществляется дифференцированный подход в обучении.

Анализируя свою работу, я стремилась показать большую значимость систематической и целенаправленной деятельности по развитию индивидуальной работы на уроках.

Формирование навыков индивидуальной работы обучающихся - одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной индивидуальной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.

Индивидуализация обучения - главная особенность методики преподавания в классах с малой наполняемостью.

Индивидуальная работа на уроке с каждым учеником не только предполагает предупреждение и исправление ошибок, но и дает возможность диагностировать их причины. На уроке в беседе с учеником учителю легко выяснить причину ошибки, установить, что не усвоил ученик.

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только усвоение определенной суммы знаний, нужно ещё и умение эти знания добывать, а для этого необходимо обладать рядом личностных качеств и сформированными нравственными ценностями.

К сожалению, у современных школьников снизился интерес к своей национальной культуре. Школьники не интересуются русской классикой, книгу им заменили компьютер и телевидение, а компьютерный стиль не способствует улучшению устной и письменной речи, привитию интереса к родному языку.

Решить обозначенную проблему возможно лишь при условии организации индивидуальной работы, когда идет активная мыслительная деятельность в процессе приобретения обучающимися знаний и навыков.

Моя работа над опытом длилась с 2011-2012 учебного года по 2013-2014 учебный год.

Мною разработаны уроки с использованием элементов индивидуальной деятельности. Такие уроки учат школьников мыслить, приобретать знания, умения и навыки,учиться наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевать такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью. Методом проб и ошибок приходилось нащупывать какую-то необходимую нить в построении уроков.

В организации индивидуальной работы школьников при изучении русского языка придерживаюсь следующих принципов:

I. Связь индивидуальной работы учащихся с развитием их мышления. Наблюдения за работой учащихся показывают, что в большинстве своем они не задумываются над тем, для чего выполняется ими та или иная работа. А без понимания цели труда невозможно осознание его результатов. Поэтому, вопросы почему? зачем? для чего? занимают основное место при формулировании заданий для индивидуальной работы.

II. Принцип постепенного наращивания трудностей.Усложнение задания целесообразно проводить даже внутри одного вида работы.

III. Принцип разнообразия видов упражнений, направленных на самостоятельное решение обучающимися задач.

IV. Организация индивидуальной работы на базе ужеимеющихся практических знаний и навыков или личного опыта обучающихся.

V. Индивидуальная работа школьников в процессе обучения русского языка опирается на связь преподавания этого предмета с жизнью.

Например, при изучении темы «Имя числительное» одному учащемуся предложено было привести примеры, когда в повседневнойжизни он использует числительные (например, при покупке в магазине), другой ученик должен был рассказать, используя числительные, сколько времени он готовит домашнее задание или выполняет домашние обязанности и т.д.

VI. Использование литературных текстов - как один из наиболее эффективных путей развития речи у детей. (На примере программного произведения обучающиеся готовят различные упражнения, выполняют комплексный анализ текста, подбирают примеры для иллюстрации своих высказываний).

VII.Использование личностно-ориентированного подхода. Индивидуальная работа организуется как индивидуальная работа каждого обучающегося.

Реализация данных принципов на уроках русского языка.

Считаю целесообразным использовать индивидуальную работу учащихся на любых этапах урока русского языка.

  1. Индивидуальная работа в начале урока.

Индивидуальную работу можно начать с индивидуального опроса.

Приведу пример такой работы на этапе повторения.

Урок по теме « Неопределённые местоимения»:

Индивидуальный опрос с применением клише. Используя клише, рассказать о местоимениях.

1.Местоимение-это……часть речи, которая…….. на предметы,……,……., но не называет их. Например, « я», «что» указывает на…, «ваш», «мой» указывает на……., «сколько?» указывает на ….., «когда», « где» указывает на……. Местоимения делятся на 4 группы: местоимения-….., местоимения-……, местоимения-….., местоимения-….

2 . Личные местоимения указывают на…..К личным относятся…….. Это местоимения-…. Местоимения 1-го лица-…….., 2-го лица-……., 3-го лица….

2.Возвратное местоимение- это…. Это местоимение-….. Оно отвечает на вопрос…..?, ……..? Возвратное местоимение не имеет формы …. падежа.

3. Притяжательные местоимения указывают на …….. и отвечают на вопрос ….? Это местоимения-…… К ним относятся ……, ……, ……., …….,…… В значении притяжательных используются …….. местоимения. Например,…….

4. Вопросительные местоимения употребляются в …….предложениях. К ним относятся :…..?......?......?......?

5. Вопросительные местоимения являются относительными , когда употребляются для связи….. предложений в составе….. Например,

Ответы учащихся.

2. Индивидуальная работа при самопроверке.

На некоторых этапах урока( повторение, закрепление знаний) использую приём самопроверки, т.к. любая работа, проверенная самим учеником, принесет большую пользу, поскольку он сразу увидит результат.

Приемы самопроверки для разных учеников разные: одни проверяют записанное по напечатанным текстам, другие - по орфографическому словарю, третьи - с голоса учителя, который четко произносит трудные места в слове или предложении.

2.Индивидуальная работа с учебником.

На уроке по теме «Неопределённые местоимения» обучающиеся после чтения параграфа в учебнике задают вопросы: как образуются неопределённые местоимения? Какие местоимения относятся к неопределённым? Как они изменяются? Работа с учебником развивает индивидуальные возможности учащихся, потому что он становится помощником, советчиком, дает возможность сказать точно и ясно оформить свои мысли, подкрепить их научными сведениями.Научить ученика самостоятельно разбираться в учебнике - это значит воспитать в нем навык осмысленной работы с книгой.

4. Индивидуальная работа при объяснении нового.

Индивидуальная творческая работа. Создание миниатюр. Например, «Как я готовлю уроки» (с использованием наречий: справа, слева, сбоку, сначала, вначале) в 6 кл. или создание миниатюры с использованием односоставных и двусоставных предложений по данному началу ( « С утра подморозило..»). 8 кл.

У доски работают два ученика. Первый образовывает наречия с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за- от написанных на доске прилагательных( далёкий, чёрный, правый, левый, передний, новый и т.д), другой ученик заполняет таблицу правописания наречий с этими приставками, используя данные прилагательные в качестве иллюстрации правила. Остальные учащиеся выполняют упражнения из учебника.

6. Индивидуальная работа при закреплении изученного на уроке.

Конструирование предложений. Например, при изучении темы «Обособленные обстоятельства» в 8 классе была предложена такая работа: составить предложение по схеме =====,-.-.-.-.-,<.; >,-.-.-.-,=====.

Составь предложение используя фразелогические обороты засучив рукава,не покладая рук, спустя рукава,сломя голову и др.

Подготовить схему, таблицу по изученной теме.

Составить монологический рассказ на грамматическую тему. Например, о написании НЕ с местоимениями и наречиями.

Различного рода карточки (подобрать синонимы - наречия; составить предложения со словосочетаниями; вставить пропущенные буквы, объяснить написание)

Использование карточек дидактического материала во время индивидуальной работы не позволяет ученику оставаться пассивным или списывать у рядом сидящего товарища.Выступив однажды, почувствовав поддержку учителя, ученик обретет силу, уверенность в себе.

Данный опыт обобщён мною и представлен на всероссийском уровне на моей странице на Дистанционном образовательном портале « Продлёнка»

Насколько оправдывает себя выбранный мной опыт работы можно увидеть, проследив результаты по представленным ниже таблицам.

Качество знаний и уровень обученности имеет положительную динамику.

Результаты по русскому языку.

Учебный год

2010 - 2011

2011 -2012

2012 - 2013

2013-2014

успеваемость

100%

100%

100%

100%

среднее качество

30%

33%

37,5%

47%

среднее качество по муниципальному образованию

-

42,6%

59,9%

44,2%


Результаты по литературе.

Учебный год

2010 - 2011

2011 -2012

2012 - 2013

2013-2014

успеваемость

100%

100%

100%

100%

среднее качество

55%

58%

59%

61%

среднее качество по муниципальному образованию


58,3%

59,9%

60,5%

Обучающиеся принимают участие и занимают призовые места в общероссийских олимпиадах и международных конкурсах по предмету, успешно сдают ГИА и ОГЭ по русскому языку

Всероссийская олимпиада «Олимпус»- 12 человек, всероссийский конкурс по русскому языку «Альбус»-8 человек, всероссийский конкурс «Мультитест»- 6 человек.

2014г. Дистанционный образовательный портал «Продлёнка».Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку для 5-11 классов Приняло участие 3 человек. Григорьева Наталья (10 кл.)-3 место, Молоцило Сергей (10кл) -3 место.

2014 г. Международный дистанционный конкурс по русскому языку проекта «Новый урок», участие 4 человека Казаков Евгений (7 кл.)- 1место, Меньщикова Марина (7 кл.)-3 место

Таблица с указанием результатов ГИА и ОГЭ по русскому языку:

Учебный год

2011 - 2012

2013-2014

успеваемость

100 %

100 %

качество

85%

50%

средний балл

3,8

3,5

Владею современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяю их в практической профессиональной деятельности.

Технология проблемного

Информационно-коммуникативные технологии;

Технология личностно-ориентированного обучения

Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания .

На уроках русского языка и литературы применяю методику создания проблемных ситуаций, требующих активизации знаний, способ введения ученика в структуру материала через деталь, вопрос, проблему в форме коллективного поиска, раскрепощённого обсуждения, дискуссии. Применяю технологию развивающего обучения с учётом личностно-ориентированного и деятельностного подхода. Использую индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, принимая во внимание психологические и физические возможностей обучающихся. Одним из приоритетных направлений современного образования считаю организацию творческой работы обучающихся. Работаю над выразительностью и культурой речи обучающихся посредством занятий на факультативном курсе «Искусство владеть словом».

В урочной и внеурочной деятельности применяю Интернет-ресурсы.

Умение применять различные методики, формы работы влечёт за собой необходимость повышать свою профессиональную компетентность. За межаттестационный период мною пройдены курсы повышения квалификации, в том числе и дистанционные:


Курсы повышения квалификации, повышение категории, присвоение звания

1

Негосударственное образовательное учреждении дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий «АйТи», тема «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по русскому языку и литературе»

2

ОГАОУ ДПО « Иркутский институт повышения квалификации работников образования», тема « Повышение профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы»

3

Дистанционная образовательная программа доктора педагогических наук В.П.Окулича-Казарина, pedagog21.ru, тема «Проведение уроков в условиях реализации ФГОС

Распространяю собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания


Выступления на семинарах различных уровней, обмен опытом:

Принимала участие в дистанционном конкурса МО «Логос», где заняла 2 место с методической разработкой, приняла активное участие. Муниципальная научно-методической конференции «Организация образовательной деятельности учреждений системы общего образования в рамках реализации стандартов второго поколения». Методическая разработка открытого урока напечатана в сборнике, утверждённым экспертно-методическим советом Отдела образования.

Помимо этого принимаю участие в семинарах муниципального ( 2013 год,семинар районного методического объединения «Современный урок- урок развития творческой индивидуальности личности», открытый урок по теме «Понятие о деепричастии») и регионального уровня.(2013 г. ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», семинар «Лингвистический анализ текста как способ совершенствования коммуникативной компетенции учащихся».

Чтобы профессиональное мастерство росло, необходима и обратная связь с коллегами,

поэтому являюсь посетителем различных образовательных сайтов и сама делюсь опытом своей работы. Веду свою страничку ( Молоцило Людмила Николаевна) на Дистанционном образовательном портале « Продлёнка», где размещаю свои методические разработки и статьи с описанием опыта работы (2013 год. Открытый урок русского языка в 7 классе в рамках семинара муниципального методического объединения, тема «Понятие о деепричастии».

2014 год. Открытый урок русского языка в 7 классе, тема «Понятие о деепричастии».

2014 год. Разработка рабочей программы факультативного курса по русскому языку «Искусство владеть словом» для обучающихся 11 класса.

2014 год. Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса. Публикация в методическом объединении учителей «Логос» (konkurs.com.ru/logos.),/диплом 2-й степени

2014 год. Статья «Описание опыта работы по теме «Индивидуальная работа на уроках русского языка в малочисленном классе». Публикация на Дистанционном образовательном портале «Продлёнка» ([email protected]), свидетельство серия 50864-65911, 12 октября.

Личный вклад в повышение качества образования:

Разработка рабочих программ.

Рабочие программы разработаны мною на основании нормативных документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, программы основного общего образования образовательного учреждения.

Внеурочная деятельность также является неотъемлемой частью моей работы

Ежегодно мною проводятся внеклассные мероприятия по предмету:

Внеклассная работа по предмету

Учебный год

Мероприятие

Тема

Класс

Результат

2011-2012

Литературная гостиная

По страницам произведений В.Г.Распутина

5,7,9

активное участие

2012-2013

Конкурс чтецов

Дорогою добра (стихи о любви и доброте)

5,6,8

призовые места(1- 1 человек, 2- 3 человека,3- 3 человека)

2013-2014

Конкурс по русскому языку

КВН юных филологов

6,7,9,10

1 и 2 командное место

В настоящее время планирую работу по новой теме самообразования «Развитие творческих и аналитических способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы».

План работы по теме самообразования:

Методическая проблема:

«Развитие творческих и аналитических способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы». Срок реализации проблемы - 3 года (до 2017 г.)

Цели:

  • уметь видеть проблемы к прогнозированию, к творческой работе , к опытно-экспериментальной работе, к аналитической деятельности;

  • обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла,

  • развивать творческие способности на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивации к предмету и качества образования,

  • развить учебно-познавательную компетенцию учащихся через совершенствование общих и специальных учебных умений,

  • ознакомить учащихся со способами самостоятельной работы в изучении русского языка, литературы,

  • формировать способность учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.

Задачи:

  1. продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание русского языка, литературы, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания русского языка и литературы,

  2. изучение психологических и возрастных особенностей школьников,

  3. проведение целенаправленной работы с одарёнными детьми,

  4. создание условий:

  • для проявления творческих способностей учащихся на уроках,

  • для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету.

  1. разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках

реализуемой инновации;

Ожидаемые результаты:

  • повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,

  • разработка сценариев внеклассных мероприятий с применением и раскрытием творческого потенциала обучающихся,

  • разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок, направленных на развитие творческого потенциала и аналитических способностей обучающихся;

  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме,

  • доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, в том числе дистанционные.

Формы самообразования:

  • индивидуальная - через индивидуальный план,

  • групповая - через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей русского языка и литературы, а также через участие в жизни школы.

Одним из важных и трудных направлений в работе считаю подготовку к ЕГЭ и ОГЭ, где обучающимся необходимо показать свои знания на достаточно высоком уровне. Подготовка к экзаменам ведётся систематически, ребятам в помощь предлагаются памятки и схемы, рассказывающие, как надо готовиться к тому или иному заданию. В прошлом учебном году девятиклассниками была создана папка в помощь подготовке к ОГЭ. Такая систематическая подготовка не могла не дать определённых результатов: все обучающиеся сдали экзамен без двоек, качество 50%. средний балл 3,5 ( 3,3 по региону).

При осуществлении образовательной деятельности немалую роль играет и организация рабочего места педагога. На протяжении многих лет являюсь заведующим кабинетом русского языка, в котором

стараюсь постоянно обновлять и пополнять дидактические материалы, тесты разных видов, алгоритмы работы по разным темам, систематически обновляются стенды, ведётся паспорт кабинета, имеется расписание занятости кабинета. Учащиеся принимают посильное участие в пополнении материалами: так, например, учащиеся старших классов готовят рефераты по творчеству писателей и поэтов, учениками помладше создаются иллюстрации к литературным произведениям, стихи собственного сочинения.

Сейчас возникла проблема, связанная с подготовкой обучающихся 11 класса к итоговому сочинению, которое является допуском к сдаче ЕГЭ, существует также задача совершенствовать навык написания сочинения и изложения в 9 классе при сдаче ОГЭ, с которой я уже столкнулась в прошлом году. Поэтому наметила себе новую тему для работы по самообразованию: развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы. Необходимо также развивать и личную компетенцию, инфомационную. Создавать свои электронные дидактические материалы: тесты, КИМы и т.д. Цель моей работы в будущем- создавать условия для развития творческого потенциала обучающихся, повышения их мотивации, интереса к предмету.




























© 2010-2022