Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.Конспект урока по русскому языку.

Тема урока: «Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения».

Класс: 10 «А».

Учитель: Габбасова Э.Р.

Цель: создать условия для овладения умениями начинать, поддерживать, заканчивать разговор, привлекать внимание; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

Задачи:

Образовательные: учить применять необходимые для данной ситуации общения этикетные слова и выражения.

Коррекционно-развивающие: развивать и корректировать мышление на основе построения высказываний, умения задавать уточняющие вопросы, формулировки простых выводов.

Воспитательные: воспитывать в детях любовь к вежливым словам, к нормам речевого этикета.

Оборудование: презентация, карточки для групповой и самостоятельной работы

Оборудование: презентация, схемы, карточки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, садитесь.

-Какое сегодня число? (Двенадцатое октября).

-Верно, спасибо.

  1. Актуализация знаний.

- Что мы сейчас делали? (общались)

- Что мы использовали при общении? (речь)

- Для чего нужна человеку речь?

- Какая бывает речь? (устная и письменная)

- Зачем человеку нужна устная речь? письменная речь?

- Что красит нашу речь? (красивые, добрые, вежливые слова)

  1. Слово учителя:

А) ознакомление с темой и целью урока.

- Ребята, как вы считаете, человека, который знает волшебные слова можно назвать вежливым? (Нет, нужно ими пользоваться).

- Тема нашего урока: «Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения».

-Открываем тетради, запишите число, классная работа.

Б) знакомство с лексическим значением слова.

- Что такое вежливость?

- Ве́жливость - нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям. (слайд 2).

  1. Слово учителя о приветствии:

-Наш урок мы начали с приветствия. Приветствие - важный знак речевого общения….

  1. Чтение стихотворения В.Солоухина «Здравствуйте!»

Была когда-то добрая традиция у русских людей: приветствовать каждого, даже незнакомого человека. Слова-приветствия, как и любые другие, - это не пустые звуки. Не случайно в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля «здравствуйте» и «здоровье» помещены в одной словарной статье. Здороваться означает желать человеку самого главного - здоровья. Этот прекрасный русский обычай и лег в основу стихотворения В. Солоухина.

-чтение отрывка стихотворения ученицей (читает Иневаткина Кристина):

Здравствуйте!

Мне навстречу попалась крестьянка,

Пожилая,

Вся в платках (даже сзади крест-накрест).

Пропуская ее по тропинке, я в сторону резко шагнул,

По колено увязнув в снегу.

- Здравствуйте!-

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте!-

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Здравствуйте!- был ведь когда-то обычай такой.

Мы его в городах потеряли,

Потому что нельзя ж перекланяться всем,

Кто ходит по улице Горького,

В ГУМе толпится

И даже кто вместе с тобой приходит в театр, на спектакль.

- Здравствуйте!-

Был ведь, был ведь прекрасный обычай у русских

Поклониться друг другу при встрече

(Хотя бы совсем незнакомы)

И «здравствуйте» тихо сказать.


  1. Работа со схемами (на доске схема):

кому

о ком, о чем

Кто говорит где

когда

почему

зачем

- Действительно, разговор и манера общения могут значительно изменяться в зависимости от: личности собеседников, места общения, темы беседы, времени, мотива и целей.

- Стоит изменить только один компонент речевой ситуации, как меняется и речевая формула.

Посмотрите на другую схему:

Кому приятелю Привет! Салют!

Учителю Здравствуйте!

Личность собеседников в первую очередь влияет на форму обращения: ты или вы. Форма ты указывает на неформальный характер общения,

Вы - на уважение и большую формальность в разговоре.

Цель прощание пока, до свидания

Благодарность спасибо

Извинение простите, пожалуйста

Вечером Добрый вечер!

Когда Поздно вечером Спокойной ночи!

Днем Добрый день!

  1. Стихотворение «Добрые слова» читает ученица (Юлдашева Алина):

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу:

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед,

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

(О.Дриз)

-Значит, есть формулы приветствия, которые следуют употреблять в различных ситуациях в зависимости от времени суток. И не только… Взгляните на эту таблицу.


  1. ФИЗМИНУТКА (под песню «Про вежливые слова выполняют за учителем физические упражнения)


  1. Работа по таблице: (слайд 3)

Формулы

Употребление

Здравствуйте!

В любой ситуации

Доброе утро!

Приветствие утром

Добрый день!

Приветствие днем

Добрый вечер!

Приветствие вечером

Привет!

Непринужденное, дружеское, употребляется хорошо знакомыми людьми, чаще среди молодежи

Здорово!

Дружеское, грубовато-сниженное

Я Вас приветствую!

Мое почтение!

Официальное, употребляют люди старшего поколения


  1. Словарный диктант (слайд 4):

Доброе утро, добрый вечер, добрый день, спокойной ночи, спасибо, пожалуйста, до свидания, извините….(записывают в тетради)


  1. Речевые ситуации: (слайд 5)

А) мальчик звонит заболевшему другу

Б) девочка ошиблась номером.

Вывод: помните, ребята, о том, что доброжелательная улыбка, интонация, мимика тоже играют важную роль при общении.

8. Работа в группах (слайд 6-9):

- В русском языке есть слова-приветствия, слова-прощания, слова-извинения…


  1. Работа над письменным речевым этикетом: (слайд 10-12)

А) знакомство с особыми словесными выражениями.

Б) письменное поздравление друзей или родных.


  1. Самостоятельная работа. (1 столбик-Заец Максим, 2 - Юлдашева Алина, 3 столбик- Иневаткина Кристина)


  1. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».

Вывод: Говорить людям приятное - самому приятно.


  1. Домашнее задание.

- Ребята, думаю вас теперь можно назвать знатоками культуры поведения.

- Ребята, как вы считаете все ли ученики нашей школы помнят о правилах вежливости? А мы можем им помочь вспомнить их. Ваши предложения. Предлагаю создать свою памятку под названием «Правила вежливости». Это задание на дом.

Анализ изречения В.Кодухова:

«Слово - одежда твоих мыслей. Пусть слова твои будут всегда красивыми и ясными, а мысли добрыми и разумными».

- Пусть эти слова станут для вас напутствием в дальнейшей вашей жизни.

- Урок окончен, до свидания.

РЕЗЕРВ.

Внимательно посмотрите, прочитайте текст. Впишите в пустые клетки пропущенные буквы. Сейчас мы узнаем, что говорит вежливый человек, когда обращается к кому-нибудь с просьбой. И ещё мы узнаем, какие слова говорит вежливый человек, когда благодарит кого-то, обидел кого-то, приветствует или прощается.

Слова-карточки (для каждого ученика).

Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.

Вежливый человек, когда приветствует кого-то, говорит:

д

а

с

в

е

р

т

д


е

у


д


й

д

ь

д


й

в

ч

Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.

Вежливый человек в ответ на извинение говорит:

н


о

с

ш

о

Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.

Вежливый человек, когда прощается, говорит:

д

с


я

о

д

о

в


п


й

в

о

д



Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.

Вежливый человек, когда благодарен, говорит:

а


ю

а

о

Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.

Вежливый человек, когда обращается с просьбой, говорит:

б

д

ь

е

д

ы

ж

й

а

Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.

Вежливый человек, случайно обидев кого-то, говорит:

и

е

Ответы (для проверки):

Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.

Вежливый человек, когда приветствует кого-то, говорит:

з

д

р

а

в

с

т

в

у

й

т

е

п

р

и

в

е

т

д

о

б

р

о

е

у

т

р

о

д

о

б

р

ы

й

д

е

н

ь

д

о

б

р

ы

й

в

е

ч

е

р

Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.

Вежливый человек в ответ на извинение говорит:

н

и

ч

е

г

о

с

т

р

а

ш

н

о

г

о

Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.

Вежливый человек, когда прощается, говорит:

д

о

с

в

и

д

а

н

и

я

п

о

к

а

д

о

в

с

т

р

е

ч

и

п

р

о

щ

а

й

т

е

в

с

е

г

о

д

о

б

р

о

г

о

Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.

Вежливый человек, когда благодарен, говорит:

б

л

а

г

о

д

а

р

ю

с

п

а

с

и

б

о

Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.

Вежливый человек, когда обращается с просьбой, говорит:

б

у

д

ь

т

е

д

о

б

р

ы

п

о

ж

а

л

у

й

с

т

а

Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.

Вежливый человек, случайно обидев кого-то, говорит:

и

з

в

и

н

и

т

е





Приложение.

Здравствуйте!

Мне навстречу попалась крестьянка,

Пожилая,

Вся в платках (даже сзади крест-накрест).

Пропуская ее по тропинке, я в сторону резко шагнул,

По колено увязнув в снегу.

- Здравствуйте!-

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте!-

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Здравствуйте!- был ведь когда-то обычай такой.

Мы его в городах потеряли,

Потому что нельзя ж перекланяться всем,

Кто ходит по улице Горького,

В ГУМе толпится

И даже кто вместе с тобой приходит в театр, на спектакль.

- Здравствуйте!-

Был ведь, был ведь прекрасный обычай у русских

Поклониться друг другу при встрече

(Хотя бы совсем незнакомы)

И «здравствуйте» тихо сказать.

Добрые слова.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу:

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед,

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.


© 2010-2022