Программа предпрофильной подготовки «Умеете ли вы общаться?

Авторская программа предпрофильной подготовки «Умеете ли вы общаться?«предназначена для учителей, работающих в 9 классах. От смысла - к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи - такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях по речевому общению. Особенностью данной программы является ее нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печат...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Авторская программа предпрофильной подготовки

по русскому языку в 9 классе:

« Умеете ли вы общаться?»

Составитель:

учитель русского языка Никольской средней образовательной школы

ЗИМА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА.





НИКОЛЬСКОЕ - 2009.

Пояснительная записка.

Суть человеческого общения заключается прежде всего в передаче и восприятии смысла, поэтому программа с таким названием предусматривает изучение возможностей русского языка более точно передавать смысловую сторону высказывания в разных ситуациях общения.

От смысла- к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи- такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях по речевому общению. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения.

Особенностью данной программы является и ее нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь ( умение слушать) и печатное слово ( умение читать); грамотно , точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать).

Свободное и умелое использование средств языка в речи требует от человека не только хорошего знания лингвистических законов, владения основными речевыми умениями, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему программа уделяет большое внимание развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

Программа «Умеете ли вы общаться?» рассчитана на 34 часа. Из них 12 учебных часов отводиться на самостоятельную и практическую работу учащихся.








Содержание курса.

  1. класс.

( 34 часа)

Язык - средство общения. ( 7 часов)

Язык, его основные единицы. Происхождение языка.

Вопрос об искусственных языках. 2 часа.

Речевое общение, единство двух его сторон (передача

и восприятие смысла).Формы общения (устная и письменная). 3 часа.

Преимущества языка сравнительно с неязыковыми средствами

общения (жесты, сигналы, коды, символы и т.п.).

Способы общения животных. 2 часа.

Р е ч е в о й э т и к е т ( 3 часа).

Речевой этикет как правила речевого общения.

Культура поведения, культура речи и речевой этикет. 1 час.

Речевая ситуация и употребление этикетных формул

обращения, приветствия, прощания, извинения, просьбы,

благодарности, поздравления, приглашения и др. 1 час.

Жесты и мимика; использование их в общении. 1 час.

Р о л ь о р ф о э п и и и и н т о н а ц и и

в у с т н о м о б щ е н и и . ( 12 часов)

Роль орфоэпии в устном общении между людьми.

Основные орфоэпические нормы русского литературного

языка. Ударение, его смыслоразличительная роль. 3 часа.

Отклонения от произносительных норм и их причины.

Допустимые варианты произношения и ударения в

современном русском литературном языке. Исторические

изменения в произношении и ударении. 3 часа.

Орфоэпические словари и справочники, работа с ними. 2 часа.

Интонация, ее основные элементы (логическое ударение,

пауза, мелодика, темп и тон речи).

Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. 2 часа.

Взаимодействие интонации со смысловой, грамматической

и пунктуационной сторонами речи.

Интонация и орфография. 2 часа.

Р о л ь о р ф о г р а ф и и и п у н к т у а ц и и

в п и с ь м е н н о м о б щ е н и и. ( 12 часов).

Устное и письменное общение между людьми.

Возникновение и развитие письма как средства общения. 1 час.

Роль орфографии в письменном общении. Возможности

орфографии для более точной передачи смысловой

стороны речи. 1 час.

Разделы русской орфографии и принципы написания. 1 час.

Звуко- буквенные орфограммы и морфологический принцип

написания. Роль смыслового и грамматического анализа

при выборе слитного, дефисного и раздельного написания. 1 час

Смысловой анализ при выборе строчной и прописной буквы. 1 час.

Основные правила графического сокращения слов и

Использование этих правил в практике современного письма. 1 час.

Некоторые сведения из истории русской пунктуации.

Роль пунктуации в письменном общении. 1 час

Смысловая роль знаков препинания. Структура предложения

и пунктуация. Интонация и пунктуация. 1 час.

Употребление знаков препинания в конце предложений. 1 час.

Знаки препинания внутри простого предложения.

Знаки препинания между частями сложного предложения. 1 час.

Способы оформления на письме прямой речи. Цитирование. 1 час.

Справочники по русскому правописанию, работа с ними. 1 час.

Основные знания и умения:

Учащиеся должны знать:

  • основные единицы языка;

  • формы общения;

  • правила речевого этикета;

  • основные орфоэпические нормы русского литературного языка;

  • орфоэпические словари и справочники;

  • роль орфографии в письменном общении;

  • звуко- буквенные орфограммы и принципы написания;

  • правила употребления знаков препинания в предложениях;

  • справочники по русскому правописанию;

  • способы оформления на письме прямой речи.

Учащиеся должны уметь:


  • использовать разные формы общения;

  • употреблять этикетные формулы обращения, приветствия, прощания, просьбы, благодарности, поздравления, приглашения и др.

  • основные орфоэпические нормы русского литературного языка;

  • правила постановки ударения в словах и его смыслоразличительную роль;

  • причины отклонения от произносительных норм и допустимые варианты произношения и ударения в современном русском литературном языке;

  • работать с орфоэпическими и орфографическими словарями и справочниками;

  • использовать основные элементы интонации;

  • использовать письмо как средство общения между людьми;

  • правильно писать слова;

  • правильно употреблять знаки препинания в конце и внутри предложения;

  • оформлять на письме прямую речь разными способами;

  • пользоваться основными правилами цитирования.








Л и т е р а т у р а д л я у ч и т е л я .

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М.,1984.

Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации .- М., 1983.

Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо .- М., 1975.

Григорян Л.Т. Экспериментальные материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пунктуация. - М., 1976.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.

Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи .- М., 1970.

Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. - М., 1986.

Львова С. И. Язык в речевом общении: Кн. для учителя . - М., 1991. Русский язык. Энциклопедия. М.,1979.

Бельчиков Ю.А. «Язык- это путь цивилизации и культуры». - Русский язык в школе. № 6, 1996.

Белунова Н.И. «Комфорт речевого общения». - Русский язык в школе.

№ 5, 1996.

Бирюкова Т.Г. Речевые возможности старшеклассников: «чувство коммуникативной целесообразности .» - Русский язык в школе. № 2, 2000.

Якушкин В.В. Гипотезы о происхождении языка. -М ., 1985.

Л и т е р а т у р а д л я у ч а щ и х с я.

Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. Факультативный курс.-

М., 1974.

Гольдин В. Е. Речь и этикет. -М., 1983.

ГореловИ.Н. и др. Умеете ли вы общаться? - М., 1991.

Граник Г.Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. -М.,1986.

Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры. - М.,1986.

Они И.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Л., 1991.

Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М., 1991.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. -М., 1989.

Фолсом Ф. Книга о языке. Человек разумный - человек говорящий. -

М., 1977.

Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов- на - Дону., 1998.


© 2010-2022