Урок-повторение по русскому языку на тему Звуки и буквы. Фонетический разбор

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - повторение по русскому языку в 6 классе №9

Тема урока: « Звуки и буквы.

Фонетический разбор слова»


Цель: систематизировать знания, полученные в пятом классе; развивать умение и знание различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; развивать творческие и речевые способности учащихся; прививать любовь к языку.

- ЗНАТЬ: звуки и буквы в речи, их отличие; двойную роль букв е, ё, ю, я, понятия «фонетика», «фонетический разбор».

- УМЕТЬ: выполнять фонетический разбор.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Мобилизующий этап.

1. На доске словосочетания:

Фкусный плоТ, школьный аФтобус, спелая зИмляника, тИжелый рюкзак.

- Определите, какие ошибки допущены в словосочетаниях.

- Что нужно знать, чтобы избежать подобных ошибок? (знать, что некоторые буквы имеют разные звуки, отличные от них)

- Как называется наука, изучающая звуки речи? (Фонетика.)

- Какой вид разбора мы можем здесь применить?

2. - Сформулируйте тему урока.

3. Постановка целей урока.

III. Работа по теме урока

1. Выписать определение «фонетика» стр.18

2. Фонетическая разминка.

Прочитай скороговорку несколько раз, с каждым разом убыстряя темп произношения. Старайся не допускать ошибок. Какие звуки повторяются?

Щёткой чищу и щенка, щекочу ему бока.

3. Назови в словах сначала буквы, затем звуки.

Образец. В слове ель буква е обозначает два звука [й], [ э], буква л обозначает звук [л'] , буква ь не обозначает звука.

Лёд, льёт, звонко, ручей, сосулька.

4. - Мы уже говорили, что не всегда буквы и звуки в слове совпадают. Иногда количество букв и звуков в слове разное. Вспомним, какие буквы порой обозначают два звука (е, ё, ю, я)

Задания на карточках.

Карточка 1.

Спиши слова. В каких словах не совпадает буквенный и звуковой состав? Объясни почему.

Ясно, сжать, беда, восемь, предмет, съел, маяк, стол, веер, своя, год, сзади, якорь, книга.

Карточка 2.

Спиши, подчеркни одной чертой буквы, обозначающие гласные звуки, двумя - согласные. Укажи, сколько в слове гласных звуков, сколько согласных.

Стукнуть, хрустнуть, булькать, звенеть.

5.- Вспомним, как мы оформляем буквы и звуки на письме, чтобы их не перепутать. Какой знак мы поставим, если звук мягкий?

Задание 1.

Коллективно разбираем слово. У доски работает учитель.

вода - [вада'] во - да'

[в] - согл., парн. тв., парн. звон.

[а] - гласн., безударн.

[д] - согл., парн. тв., парн. звон.

[а] - гласн., ударн.

вьюга - [вйу'га]

в [в'] - согл, парн. мяг., парн. звон.

[й'] - согл., непарн. мяг., непарн. звон.

ю [у] - глас., удар.

г [г] - согл., парн. твер., парн. звон.

а [а] - глас, безуд.

Задание 2.

К доске идут 2 ученика.

Приятели¹ жгли костёр, варили в каске похлёбку¹ (Б. Полевой).

п [п] - согласный, глухой парный, твёрдый парный.

р [р'] - согласный, звонкий непарный, мягкий парный.

и [и] - гласный, безударный.

Я [ j ] - согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.

[а́] - гласный, ударный.

т [т'] - согласный, глухой парный, мягкий парный.

е [ь] - гласный, безударный.

л [л'] - согласный, звонкий непарный, мягкий парный.

и [и] - гласный, безударный.

п [п] - согласный, глухой парный, твёрдый парный.

о [а] - гласный, безударный.

х [х] - согласный, глухой непарный, твёрдый

л [л'] - согласный, звонкий непарный, мягкий

ё [о́] - гласный, ударный.

б [п] - согласный, глухой парный, твёрдый парный.

к [к] - согласный, глухой парный, твёрдый парный.

у [у] - гласный, безударный.

6. Повторение орфографии.

- Помните ли вы, в каких случаях в слове употребляется разделительный Ъ, а когда - Ь? (Ь - после мягкого [л], например, бальзам; в середине слова между двумя согласными, если первый согласный мягкий, а второй - твердый (просьба); перед буквами Е, Ё, Ю, Я, и после согласных (вьюга). Ъ ставится между приставкой и корнем, если приставка оканчивается на согласный, а корень начинается буквами Е, Ё, Ю, Я (подъезд); в сложных словах после первого корня двух, трёх, четырех перед Е, Ё, Ю, Я (двухъярусный).)

7. Работа по группам

«Кто больше?»

1группа - записать как можно больше слов, в которых количество букв и звуков совпадает, 2 группа - количество звуков больше чем букв, 3 группа - количество букв больше, чем звуков.

IV. Задание на дом: Выполнить фонетический разбор слов: узкий, протянулась.

Составить синквейн на тему «Фонетика»

Общеобразовательная средняя школа-лицей №4 с ДМЦ



Разработка открытого урока

по русскому языку в 6 классе

на тему «Звуки и буквы. Фонетический разбор»








Составила:

учитель русского языка и литературы

Габдуллина Раушан Советхановна










Талгар 2015



© 2010-2022