Доклад из опыта работы. «Роль методического объединения в развитии творческих инициатив учителя и учеников»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»

Яшалтинский район Республика Калмыкия

с. Ульяновское, ул. Школьная, 6







Доклад из опыта работы.

Роль методического объединения

в развитии творческих инициатив

учителя и учеников.

















Руководитель ШМО

МБОУ «Ульяновская СОШ»

Киосева Е.Н.



ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

Роль методического объединения в развитии творческих инициатив

учителя и учеников.



Одно из главных назначений работы школьного методического объединения - быть проводником новых знаний о современных образовательных технологиях, ориентированных на деятельность по модернизации образования. Система творческого взаимодействия педагогов в рамках деятельности методического объединения способствует накоплению знаний, росту социальной и профессиональной активности, позволяет более эффективно решать текущие и перспективные задачи, стоящие перед школой.

В течение девяти лет являюсь руководителем школьного методического объединения учителей русского языка и литературы.

Методическое объединение - это системная работа группы учителей, направляющая свое творчество на повышение, развитие профессиональной компетенции. Успех работы определяется не только итогами обученности учащихся, но и желанием всех членов объединения увлеченно решать любые проблемы.

Как руководитель ШМО, я должна организовать внутри объединения контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса для обнаружения и исправления недостатков, своевременной помощи учителю в совершенствовании образовательной и методической подготовки. Главной целью является стимулирование у каждого педагога творческого отношения к труду, развития потребности в использовании педагогической и психологической науки, лучшего опыта. Большое значение, на мой взгляд, следует придать пополнению творческих знаний, расширению кругозора, совершенствованию педагогического и методического мастерства учителей. Во многом это определяется высокой организацией методической работы в нашем общеобразовательном учреждении.

Основные направления работы МО учителей - предметников гуманитарного цикла:

  • диагностика педагогических умений, самоподготовки кадров к современным требованиям образовательного процесса;

  • организация исследовательской деятельности учащихся;

  • подготовка к участию в различных педагогических сообществах, конкурсах;

  • помощь в организации подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ; проведение промежуточной аттестации по предметам;

  • консультации педагогов по имеющимся вопросам методики преподавания.

Эффективность учебно-воспитательной работы учителя определяется, прежде всего, её основным объективным результатом - качеством ЗУН учащихся. Проверка и анализ этого результата - одно из важнейших звеньев внутришкольного анализа, контроля. Проверка имеет самые разнообразные формы: посещение уроков, письменные проверочные работы, тестирование, зачёты, контрольные работы, экзаменационные работы. По всем видам контроля ведётся систематический мониторинг.

Задачи работы методического объединения:

  • совершенствование, обогащение знаний педагогов (имеются в виду знания, различные по содержанию: предметные, частнометодические, дидактические, воспитательные, психологические, этические, общекультурные);

  • развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы;

  • развитие мотивов профессиональной творческой деятельности учителя (речь идёт о развитии важнейших мотивов педагогического творчества, любви к детям, увлечённости предметом, потребности в самореализации и т.д.);

  • развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность и т.д.;

  • развитие культуры эмоций и волевых проявлений учителя, саморегуляции деятельности;

  • развитие готовности к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой.

Вся информация о работе методического объединения собрана в папке, которая содержит следующие разделы:

  • банк данных об учителях методического объединения;

  • мониторинг качества обучения по предметам историко-филологического цикла;

  • выполнение программы;

  • повышение квалификации и педагогического мастерства;

  • результативность работы, достижения учащихся;

  • обобщение опыта;

  • диагностика;

  • отчёты учителей по триместрам и за год;

  • справки, отчёты и т.п.

Содержимое индивидуального банка данных даёт богатейший материал и самому педагогу. Поэтому в нашем методическом объединении не возникает проблемы по сбору необходимой информации во время подготовки к аттестации и при создании личного портфолио педагога.

Наиболее эффективным и важнейшим из методических мероприятий являются заседания МО, которые проводятся 4 раза в год. Основная цель - коллективное обсуждение вопросов организации и хода учебно-воспитательного процесса, работы учителей и учащихся по освоению преподаваемых учебных предметов. На заседаниях методических объединений обсуждаются вопросы совершенствования структуры, содержания и методики проведения учебных занятий, повышения эффективности учебного процесса, повышения квалификации и др.

Среди других видов работы МО можно обозначить следующие:

  1. Обсуждение современных новейших методик;

  2. Теоретические семинары;

  3. Обсуждение и оценка учебных пособий;

  4. Обсуждение передового педагогического опыта;

  5. Отчеты по самообразованию;

  6. Участие в работе педагогических советов.

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит название саморазвития. Саморазвитием педагога можно и нужно управлять, т.к. уровень профессионализма не только личное дело учителя. Профессиональное саморазвитие - это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку, а значит и ориентированная на повышение качества образования. Поэтому большое внимание стали уделять работе над темами по самообразованию.

Каждый учитель в нашем методическом объединении разрабатывает свою методическую тему. По содержанию и значимости они разные: от освоения методов и форм работы до внедрения новых образовательных технологий. В этом направлении также важна роль методического объединения: не допустить разброда, сориентировать и направить педагогов на решение общешкольных задач; в конечном результате - на повышении качества образования. Работа над методической темой обязательно результативна: это или обобщение опыта, или создание методических рекомендаций по разрабатываемой теме, или подборка дидактического материала, выступление с творческим отчётом во время аттестации. Безусловно, каждый педагог, выбирая индивидуальный стиль, находит и свои ориентиры в профессиональной деятельности.

Наше методическое объединение добивается значительных успехов по многим показателям методической, учебно-воспитательной и внеклассной работы. Работая в одном коллективе, выполняя общие функции, имея единый объект воздействия, - ученика, - мы с коллегами успешно решаем общие задачи.

© 2010-2022