Занятие кружка «Юнкор» по теме «Учимся секретам юмористического сочинительства»

"Внеурочное занятие в рамках кружка «Юный корреспондент» разработано и проведено учителем русского языка и литературы Сергеевой Л.И. Написание юмористического рассказа -дело непростое. Заставить засмеяться читателя или слушателя не каждому по силам. Но попытаться понять, с помощью каких средств, приемов писателям -юмористам удается это сделать,-на это направлено содержание занятия. На примере текстов художественных произведений М. Зощенко и других писателй построено данное занятие. "Возраст кру...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Занятие кружка « Юнкор»

по теме «Учимся секретам юмористического сочинительства»

разработала и провела учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ

с. Порез Унинского района Кировской области Сергеева Людмила Ивановна.











Тема: «Учимся секретам юмористического сочинительства»

Цель : Создание условий для творческого развития личности учащихся через организацию внеурочных занятий .

Задачи:

1Учить детей использовать речеведческую информацию и коммуникативные умения для создания высказываний юмористического типа

2Развивать связную речь учащихся

3 Способствовать привитию вкуса к самостоятельному творчеству;

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия: творческая мастерская

Технология : развивающая

Планируемый результат: умение понимать и анализировать жанровые особенности юмористического рассказа;

умение создавать свой юмористический рассказ;

желание самостоятельно творить

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная

Методы: иллюстративный, частично-поисковый

Средства обучения: компьютер, схемы, памятки

Ход занятия

1.Организационный момент (1-2 мин.)

Добрый день, ребята! Мы с вами продолжаем заниматься литературным творчеством в рамках нашего кружка юного корреспондента.

2.Целеполагание. (1-2 мин.)

Вы уже умеете писать заметки, путевые, проблемные, портретные очерки, интервью и репортажи, умеете собирать и обрабатывать информацию. Но есть и такие жанры, которых мы еще на занятиях не касались. Сегодня мы будем постигать секреты юмористического сочинительства

Юмористический рассказ - пожалуй, один из наиболее интересных и в тоже время непростых жанров. Казалось бы, что сложно в том, чтобы поведать веселую историю? Однако далеко не всем удается это сделать так, чтобы зацепить читателя, заставить его смеяться.

Вот эти секреты мы и попытаемся узнать на сегодняшнем занятии.

3.Актуализация знаний. (5-6 мин)

-Каких писателей-классиков, писавших юмористические рассказы, вы знаете?(Показ портретов)

-Какие юмористические рассказы вы знаете, читали?

-Над чем они смеются?

-Зачем нужен юмор в жизни?

-Что такое юмор? (Помощь компьютера)

-Вспомните определение рассказа(Помощь компьютера)

-Какова композиция рассказа ? (Завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка)

- С каких слов обычно начинается рассказ? (Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…)

-Какие слова сигнализируют о кульминации? (И вдруг, неожиданно, внезапно)

-Какие слова характерны для развязки? (С тех пор, вот так закончилась эта история, вот такой случай произошел с нами)

Проблемный вопрос:

-Чем отличается юмористический рассказ от обычного повествования? (В основе лежит комическая ситуация или смешное недоразумение)

4.Решение проблемного вопроса.

1)Чтение рассказа М. Зощенко «Собачий нюх»


СОБАЧИЙ НЮХ

У купца Еремея Бабкина спёрли енотовую шубу.

Взвыл купец Еремей Бабкин. Жалко ему, видите ли.

- Шуба-то,- говорит,- больно хороша, граждане. Жалко. Денег не пожалею, а уж найду преступника. Плюну ему в морду.

И вот вызвал Еремей Бабкин уголовную собаку ищейку. Является этакий человек в кепочке, в обмотках, а при нём собака. Этакая даже собачища - коричневая, морда острая и несимпатичная.

Ткнул этот человек собачку свою в следы возле двери, сказал «пс» и отошёл. Понюхала собака воздух, повела по толпе глазом (народ, конечно, собрался) и вдруг к бабке Фёкле, с пятого номера, подходит и нюхает ей подол. Бабка за толпу. Собака за юбку. Бабка в сторону - и собака за ней. Ухватила бабку за юбку и не пущает.

Рухнула бабка на колени перед агентом.

- Да,- говорит,- попалась. Не отпираюсь. И,- говорит,- пять ведёр закваски - это так. И аппарат - это действительно верно. Всё,- говорит,- находится в ванной комнате. Ведите меня в милицию.

Ну, народ, конечно, ахнул.

- А шуба? - спрашивают.

- Про шубу,- говорит,- ничего не знаю и ведать не ведаю, а остальное - это так. Ведите меня, казните.

Ну, увели бабку.

Снова взял агент собачищу свою, снова ткнул её носом в следы, сказал «пс» и отошёл.

Повела собачища глазом, понюхала пустой воздух и вдруг к гражданину управдому подходит.

Побледнел управдом, упал навзничь.

- Вяжите,- говорит,- меня, люди добрые, созначительные граждане. Я,- говорит,- за воду деньги собрал, а те деньги на прихоти свои истратил.

Ну, конечно, жильцы навалились на управдома, стали вязать. А собачища тем временем подходит к гражданину из седьмого номера. И теребит его за штаны.

Побледнел гражданин, свалился перед народом.

- Виноват,- говорит,- виноват. Я,- говорит,- это верно, в трудовой книжке год подчистил. Мне бы,- говорит,- жеребцу, в армии служить и защищать отечество, а я живу в седьмом номере и пользуюсь электрической энергией и другими коммунальными услугами. Хватайте меня!

Растерялся народ.

«Что,- думает,- за такая поразительная собака?»

А купец Еремей Бабкин заморгал очами, глянул вокруг, вынул деньги и подаёт их агенту.

- Уводи,- говорит,- свою собачищу к свиньям собачьим. Пущай,- говорит,- пропадает енотовая шуба. Пёс с ней...

А собачища уж тут. Стоит перед купцом и хвостом вертит.

Растерялся купец Еремей Бабкин, отошёл в сторону, а собака за ним. Подходит к нему и его калоши нюхает.

Заблекотал купец, побледнел.

- Ну,- говорит,- бог правду видит, если так. Я,- говорит,- и есть сукин кот и мазурик. И шуба-то,- говорит,- братцы, не моя. Шубу-то,- говорит,- я у брата своего зажилил. Плачу и рыдаю!

Бросился тут народ врассыпную. А собачище и воздух некогда нюхать, схватила она двоих или троих - кто подвернулся - и держит.

Покаялись эти. Один казённые денежки в карты пропёр, другой супругу свою утюгом тюкнул, третий такое сказал, что и передать неловко.

Разбежался народ. Опустел двор. Остались только собака да агент.

И вот подходит вдруг собака к агенту и хвостом виляет. Побледнел агент, упал перед собакой.

- Кусайте,- говорит,- меня, гражданка. Я,- говорит,- на ваш собачий харч три червонца получаю, а два себе беру...

Чего было дальше - неизвестно. Я от греха поскорее смылся.

2)В чем комизм ситуации? (В неожиданном повороте событий)

3)С помощью каких же средств создается талантливое юмористическое повествование, мы и попробуем разобраться.

4) Работа со схемойЗанятие кружка «Юнкор» по теме «Учимся секретам юмористического сочинительства»


Солнце дарит нам радость, свет. Информационная схема в виде солнышка пусть тоже заставит вас улыбнуться.

-Рассмотрим подробнее каждый лучик..

Одной из самых важных особенностей юмористического рассказа является комический заголовок. Вспомните названия юмористических рассказов. Заголовок-это своего рода ключ к разгадке сюжета.

Ситуация неожиданности (неожиданная быстрая смена событий, неожиданный герой, неожиданные обстоятельства)- рассказ «Собачий нюх»

Ситуация игры

Игра- всегда улыбка, веселое настроение, приписывание себе чьей-то роли. Стихотворение Д.Хармса


Смешные герои Рассказ Драгунского «Слава Ивана Козловского» . Главный герой считает, что хорошее пение-это громкое . «Я хорошо пел, наверное, даже слышно на другой улице»

Авторский голос, оценка. Звучит как голос доброй няни. Он учит плаксивых, ленивых, зазнаек взглянуть на себя со стороны. «Посмотри! Это может случиться и с тобой!» И тут же: «Не переживай! Ситуация, в которую ты попал, обязательно тебя научит!»

Речевые средства комического :

1.Монолог ( пример рассказа) ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

Откровенно говоря, я предпочитаю хворать дома.

Конечно, слов нет, в больнице, может быть, светлей и культурней. И калорийность пищи, может быть, у них более предусмотрена. Но, как говорится, дома и солома едома.

А в больницу меня привезли с брюшным тифом. Домашние думали этим облегчить мои неимоверные страдания.

Но только этим они не достигли цели, поскольку мне попалась какая-то особенная больница, где мне не всё понравилось.

Всё-таки только больного привезли, записывают его в книгу, и вдруг он читает на стене плакат: «Выдача трупов от 3-х до 4-х».

Не знаю, как другие больные, но я прямо закачался на ногах, когда прочёл это воззвание. Главное, у меня высокая температура, и вообще жизнь, может быть, еле теплится в моём организме, может быть, она на волоске висит - и вдруг приходится читать такие слова.

2.Диалог

Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

- Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.

- Девяносто пять. А тебе?

- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, - говорит Мишутка.

- У! А я море мог переплыть!

- Подумаешь - море! Я океан переплывал!

- А я раньше летать умел!

- А ну, полети!

- Сейчас не могу: разучился.

- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

- Врешь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

- Без головы?

- Конечно, без головы. Зачем мне голова?

- Как же ты шел без головы?

- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.

- Почему же ты теперь с головой?

- Другая выросла.

"Ловко придумал!" - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

- Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

- Вот так соврал! - рассмеялся Мишутка.

- Вовсе нет.

- Почему же ты теперь живой?

- Так он же меня потом выплюнул, Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.

- Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.

- Девяносто пять. А тебе?

- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, - говорит Мишутка.

- У! А я море мог переплыть!

- Подумаешь - море! Я океан переплывал!

- А я раньше летать умел!

- А ну, полети!

- Сейчас не могу: разучился.

- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

- Врешь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

- Без головы?

- Конечно, без головы. Зачем мне голова?

- Как же ты шел без головы?

- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.

- Почему же ты теперь с головой?

- Другая выросла.

"Ловко придумал!" - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

- Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

- Вот так соврал! - рассмеялся Мишутка.

- Вовсе нет.

- Почему же ты теперь живой?

- Так он же меня потом выплюнул,

3Экспрессемы (слова и выражения, частицы делают речь яркой ,непосредственной, интересной)

4 Сравнения (они, как ослики, никак не хотели уступать дорогу друг другу; бант на голове у Кнопочки был похож на бабочку, казалось, вот-вот улетит)

5Гиперболизация (преувеличение)

6 Разговорная речь

Сценка по рассказу Зощенко

Дядя (увидел кондуктора). Ну! Серёга! Ты ли это, друг ситный?

Племянник (сконфузился). Сейчас, дядя … билеты додам только.

Дядя (радостно). Ладно. Я обожду. Это он мне родной родственник, Серёга Власов …Я его семь лет не видел (объясняя пассажирам). А я тебя, Серёга, друг ситный два дня ищу. По городу роюсь. А ты вон где! Кондуктором, что ли?

Племянник (тихо). Кондуктором.

Дядя. Так, кондуктором, значит. На трамвайной линии?

Племянник. Кондуктором.

Дядя (радостно). А я сел в трамвай, гляжу - что такое? Обличность будто у кондуктора знакомая. А это ты. Ну, я рад.

Племянник (тихо). Платить, дядя, нужно. Билет взять… Далеко ли вам?

Дядя (счастливо). Заплатил бы! Ей-богу! Сядь я на другой номер - и баста - заплатил бы. Плакали бы мои денежки. Я еду до вокзалу.

Племянник (уныло). Две станции.

Дядя (удивлённо). Ты это чего, правду?

Племянник (тихо). Платить, дядя, надо. Потому как нельзя дарма, без билетов, ехать…

Дядя (обиженно). Ты что же дядю грабишь? Мародёрствуешь? Ты не махай на меня руками (сердито). Я твоих рук не испужался. Не делай ветру перед пассажирами. Что же это, братцы, такое (обращается к публике)? С родного дядю требует.

Племянник (чуть не плача). Вы, товарищ дядя, не сердитесь. Потому как не мой здесь трамвай, а государственный. Народный.

Дядя (сердито). Меня это не касается. Мог бы родного дядю уважить. Не развалится от этого трамвай. Не будет тебе денег.

Племянник (официально). Сойдите, товарищ дядя.

Дядя (всплеснул руками). Не могу тебе, сопляку, заплатить. Лучше пущай сойду. Родного дядю гонишь … Я тебя за это расстрелять могу (яростно).

Работа с текстом

- Рассмотрим особенности языка писателя на примере этого рассказа. Обратимся к тексту. Ведь слово, как и портрет, как и актёрская пластика - это одно из средств создания художественного образа. Оно служит изображению явления, выражению чувства и мысли.

- Лексику какого стиля использует Зощенко, чтобы ярче показать характеры героев? Назовите его признаки. (Разговорный стиль. Признаки: использование диалога, фразеологизмов, эмоционально-экспрессивной лексики, простота изложения).

- Найдём примеры эмоционально-экспрессивной лексики. Обратите внимание на глаголы, словосочетания с глаголами, которые передают изменение чувств героев. Учащиеся составляют таблицу:

дядя

племянник

радостно сказал

сконфузился

засмеялся

тихо ответил

удивился обиженно

уныло сказал

сердито сказал

тоскливо посмотрел

с яростью сказал

официально сказал

На основании таблицы сравнивается поведение героев.

- Что можно о нём сказать? (Оно контрастно) Учитель вместе с ребятами делает вывод, что контрастное поведение - это одно из средств выражения комического.

- Вы увидели в рассказе много смешных необычных слов. Назовите их («додам», «по городу роюсь», «обличность», «испужался», «давеча», «пущай»).

Сегодня мы познакомимся с новым термином. Это просторечие. Попробуем самостоятельно объяснить его значение. А теперь послушаем сообщение о просторечии

Подготовленное сообщение(ученик)

- Вы слышали, что иногда говорят: «Какой вкусный яблок!» (вместо яблоко); «У ей дочка замуж вышла» (вместо у неё); «транвай» (вместо трамвай). Подобного рода особенности речи свойственны людям, не владеющим нормами литературного языка. В русском языкознании принято называть подобные слова термином «просторечие».

Просторечие имеет целый ряд типических особенностей в области лексики, морфологии, фонетики и синтаксиса. Например, к просторечию относятся наречия: «вчерась», «завсегда», «оттудова»; склонение заимствованных существительных, несклоняемых в литературном языке: «в кине», «без пальта», «на пианине»; местоимения: «ихний», «ейный», «у их». Многие слова в просторечии имеют иную фонетическую форму: «транвай», «пинжак», «встренемся», «колидор».

Термин «просторечие» имеет в языкознании и другое значение. Так называют особый тип экспрессивных слов, имеющих стилистическую окраску грубости и употребляемых для большей выразительности (отлупит - «сильно избить», расфуфыриться - «нарядиться сверх меры», морда - грубо о лице человека). (Текст сообщения взят из «Энциклопедического словаря юного филолога», С.243-244)

- С какой целью использует просторечие М. Зощенко? (Просторечие используется для характеристики речи малокультурных персонажей; для характеристики авторской речи)

Сделаем вывод: рассказ делают смешным эмоционально-экспрессивная лексика; контрастное поведение персонажей; использование просторечий.

6.Самостоятельная работа

Сегодня вы попробуете себя в роли начинающего писателя - юмориста. Предложите свой вариант развития действий по данному началу.

Принес я в класс ежа. Никуда его не вытаскиваю. Сидит он в сумке. Никто про него не знает. Вдруг учительница говорит «Что это?»…….

Чтение рассказов.

Ваши рассказы говорят о том, что вы усвоили основные особенности юмористического рассказа. На следующем занятии мы будем сочинять юмористический рассказ по сюжетным картинкам, и те секреты юмористического сочинительства, с которыми мы сегодня знакомились, надеюсь, вам помогут в успешном выполнении задания.

7.Рефлексия.

Обратимся к нашему солнышку. Какие лучики, символизирующие ваше настроение, вы .добавите? Пусть ваше настроение будет таким же лучезарным.

Приложение-презентация

-



© 2010-2022