Литературная карта Крыма (научно-исследовательская работа)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

Номинация (русская литература)



«ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА КРЫМА»

(проект)



ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение………………………………………………………….…………. 3

Краткая история Крыма……………………………………………..……… 4

Глава 1. Крымская тема в русской литературе XIX века ...........................6

А.С. Пушкин …………….……………………………………..........…….... 6

П.А. Вяземский ................................................................................................8

А. Мицкевич ....................................................................................................9

Н.В. Гоголь .......................................................................................................9

Л.Н. Толстой ...................................................................................................10

М. Горький .......................................................................................................12

А.П. Чехов ........................................................................................................13

Глава 2. Крым в русской литературе XX века…………………………….. 14

А.И. Куприн .....................................................................................................14

М. Волошин ....................................................................................................14

К.Г. Паустовский .............................................................................................15

И.С. Шмелев ....................................................................................................16

Глава 3. Великая Отечественная война 1941 - 1945 годов. .........................17

Заключение………………………………………………………………..… 18

Практический раздел……………………………………………………….. Список использованных ресурсов…………………………………………

Приложение……………………………………………………………….…



Введение.

Актуальность:

Крым всегда был исторически и культурно связан с Россией. Здесь, в Крыму находятся такие символы русской славы, как Федюхины высоты, Малахов курган, Сапун-гора, которые напоминают нам о трагических моментах истории нашего Отечества. Мы не имеем права забывать о доблести русских солдат, погибших при обороне Севастополя в Крымской войне и в Великой Отечественной войне. Мы должны больше узнать об этом крае, о его истории и культуре, о его значении для русских людей.

Моя исследовательская работа посвящена литературе о Крыме. Я считаю, что в литературных произведениях русских писателей о Крыме можно понять его культурное значение.

Создание литературной карты Крыма - это изучение русской литературы и жизни ее создателей в Крыму.

Цели работы:

  • Изучить историю Крыма и через историю Крыма лучше понять историю России.

  • Познакомиться с творчеством писателей, живших в Крыму.

  • Познакомиться с литературными произведениями, связанными с Крымом.

  • Узнать больше о памятниках и музеях, посвященных писателям.

Задачи:

  • Познакомиться с литературными произведениями о Крыме.

  • Составить литературную карту Крыма, нанеся на нее объекты, связанные с пребыванием русских писателей на полуострове.

  • Понять, что значил Крым для русского человека, почему именно этот полуостров был так притягателен для русских писателей.



Краткая история Крыма

Крым - земля, хранящая тайны тысячилетий. Самые первые сведения о Крыме содержатся в повествованиях греков и римлян. В греческих античных поэмах есть упоминания о таврах и киммерианах - обитателях древней Тавриды, как называли Крым греки. Начиная с V века до нашей эры, древние греки начали образовывать свои колонии на южном берегу Крыма. Одним из самых известных греческих городов в Тавриде был Херсонес.

Народы, населявшие Крым с древности были неоднородны. Здесь можно найти следы многих культур: греческой, римской, мусульманской. Жили здесь и наши предки - славяне. Уже в IX веке наряду с греческим названием Херсонеса в ходу было и славянское название этого города - Корсунь. Именно так город называется в русских летописях. Как много древних легенд связано с этим городом у русских. Это, например, легенда о том, что в Корсуни учил христианству апостол Андрей Первозванный. В «Повести временных лет» есть такие строки: "А Днепр впадает в Понтийское море тремя устьями; это море именуемо Русским, - по берегам его учил святой Андрей, брат Петра". С Корсунью связана история о пребывании в 861 году в Крыму славянских просветителей и создателей славянской азбуки и единого письменного славянского языка - Кирилла и Мефодия. В древнем сочинении о жизни Кирилла есть знаменитый фрагмент о его встрече в Херсонесе с человеком, говорившем на русском языке, и передавшем Кириллу манускрипт, написанный по-русски. Много лет ученые из разных стран по-разному трактовали эти слова, не признавая саму возможность наличия в середине IX века письменности у русов. Однако, в русской исторической традиции сомнений в "русскости" манускрипта, переданного Кириллу в 861 году в Корсуни, никогда не возникало.

В IX веке в византийских письменных источниках появляются сведения о походах грозных русов на Константинополь. "Повесть временных лет" описывает славный поход князя Олега на Константинополь в 907 году, итогом которого стало заключение мирного русско-византийского договора, чрезвычайно выгодного для Руси. А в 945 году уже князем Игорем был заключен второй русско-византийский договор, который содержал пункты о так называемой "Корсуньской стране": русский князь не должен был захватывать византийские города в Крыму, но в случае его военных действий на территории Крыма с любым другим народом греки обязывались оказать русскому князю военную помощь.

В X веке произошло важнейшее для нашей истории и культуры событие - крещение князя Владимира. В 988 году в Херсонесе князь Владимир принял святое крещение, а также обручился с византийской царевной Анной, а затем и женился на ней. На месте крещения князя Владимира в последствии была заложена русская церковь.

В X веке территории Восточного Крыма и Таманского полуострова русскими было образовано Тмутараканское княжество, которое просуществовало до XII века, пока на эти земли не вторглись половцы, а за ними полчища татаро-монголов.

Российским Крым стал в XVIII веке при императрице Екатерине Великой.

19 апреля 1783 года императрица Екатерина II подписала Манифест о присоединении Крыма к Российской империи. В этом же году был основан город Севастополь. В 1784 году на присоединённой территории была образована Таврическая область Российской империи. Присоединению Крыма предшествовала шестилетняя русско-турецкая война, ее итогом стал договор 1774 года, по которому Османская империя отказалась от претензий на полуостров.

Вот как писал о присоединении Крыма к России сто лет спустя Василий Христофорович Кондараки в своей книге "В Память столетия Крыма. Исторические картины Тавриды":

"...8 апреля этого года исполнится ровно сто лет с того знаменитого дня, когда мудрая императрица Екатерина II приказала принять Таврический полуостров под скипетр Российской державы. С тех пор наше господство в нем не прерывалось ни на минуту и страна эта действительно сделалась лучшею жемчужиною в Российской короне..."

Вскоре после этого события в Крым потянулись российские путешественники. Таврида воспринималась как экзотический край, "скифская страна", сведения о ней черпались из "Географии" древнегреческого историка и географа Страбона. Многие российские литераторы побывали в Крыму в конце XVIII начале XIX веков. В 1800 году, в Москве, была издана книга русского чиновника и литератора Павла Ивановича Сумарокова, которая называлась "Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году". Это была одна из первых книг-путеводителей о Крыме, написанных русскими.

Начав свое исследование по теме «Литературная карта Крыма», я узнал много нового. По мере того, как я читал литературу о Крыме, некоторые вещи заставляли меня обращаться к историческим источникам. Постепенно я узнавал все больше и больше об истории этого края, о его значении для России - как стратегическом, так и культурном.

Я приглашаю вас отправиться в литературное путешествие по Крыму и хочу расскать о русских писателях, чья жизнь и творчество были связаны с Крымом.



Глава 1. Крымская тема в русской литературе XIX века



Александр Сергеевич Пушкин

Давайте начнем это путешествие строчками из поэмы Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин":

"...Прекрасны вы, брега Тавриды,

Когда вас видишь с корабля

При свете утренней Киприды,

Как вас впервой увидел я;

Вы мне предстали в блеске брачном:

На небе синем и прозрачном

Сияли груды ваших гор,

Долин, деревьев, сел узор

Разостлан был передо мною..."

В Крым Александр Сергеевич Пушкин приехал летом 1820 года во время своей южной ссылки. Он посетил Керчь, Феодосию, Гурзуф, Симферополь и Бахчисарай. Пушкин специально ездил в Бахчисарай, который был до 1783 года столицей Крымского ханства, чтобы полюбоваться на ханский дворец. Его впечатления вылились в несколько стихотворений о Тавриде и знаменитую поэму "Бахчисарайский фонтан".

Поэма "Бахчисарайский фонтан" переносит нас во времена правления крымских ханов. Пушкин красочно описывает восточную природу:

"...Настала ночь; покрылись тенью

Тавриды сладостной поля;

Вдали, под тихой лавров сенью

Я слышу пенье соловья;

За хором звезд луна восходит;

Она с безоблачных небес

На долы, на холмы, на лес

Сиянье томное наводит..."

Поэма рассказывает о любви крымского хана Гирея к польской княжне Марии. Пушкин описывает хана жестоким, грозным для своих врагов, безжалостным. Он совершает набеги на соседние страны - "...На Русь ли вновь идет войною, несет ли Польше свой закон...". В одном из таких набегов была захвачена в плен юная польская княжна Мария.

Поэт ярко описывает красоту ханского дворца и жизнь гарема, он называет гарем "хранительной темницей" и сравнивает его с теплицей, в которой выращивают "аравийские цветы". И вот в гареме появляется Мария. Автор пишет, что она "недавно милою красой цвела в стране родной". Отец любил ее и "звал отрадою своей". Пушкин говорит, что "много юношей по ней в страданье тайном изнывали". Но она становится пленницей хана. Мария не желает оставаться во дворце и хочет умереть. И умирает, а безутешный от тоски и горя хан "в память горестной Марии воздвигнул мраморный фонтан", который стал называться "фонтаном слез".

Такую красочную картину создал наш великий поэт А.С. Пушкин. А ведь когда он в 1820 году посетил Крым, то, как он писал в письме своему брату, увидел только груды камней, а в Бахчисарае заброшенный ханский дворец. Но воображение дорисовало все остальное.

Поэт создал прекрасную поэму, благодаря которой мы переносимся в далекие времена правления гиреев. Это великолепное произведение до сих пор поражает наше воображение.

В память о пребывании Александра Сергеевича в Гурзуфе открыт Музей поэта, а на восточном побережье Гурзуфа, есть скалистый выступ, который называется "Пушкинский". На нем установлена мемориальная доска.

Петр Андреевич Вяземский

Поэма Пушкина "Бахчисарайский фонтан" вышла в печать в марте 1824 года. Издателем поэмы стал ближайший друг Пушкина - князь Петр Андреевич Вяземский, русский поэт и литературный критик, ветеран Отечественной войны 1812 года. "Язвительный поэт, остряк замысловатый" - так называл его Пушкин в одном из своих стихотворных посланий. Вяземский считал "Бахчисарайский фонтан" одним из лучших произведений Александра Сергеевича. В 1867 году в свите императрицы Марии Александровны Петр Андреевич совершил большое путешествие по Крыму и Молдавии. Он побывал в Мисхоре, Кореизе, Гаспре и, конечно же, написал о Крыме цикл стихотворений, пронизанных чувством восхищения южной природой Крыма.

Вспомнил Петр Андреевич и своего друга Александра Сергеевича Пушкина, посвятив ему строчки из своего стихотворения "Бахчисарай":

Он передал нам вещим словом

Все впечатления свои,

Все, что прозрел он за покровом,

Который скрыл былые дни.

Тень и его здесь грустно бродит,

И он, наш Данте молодой,

И нас по царству теней водит,

Даруя образ им живой.

Под плеск фонтана сладкозвучный

Здесь плачется его напев.

И он - сопутник неразлучный

Младых бахчисарайских дев.



Адам Мицкевич

Продолжая рассказ о Крыме, хочу сказать еще об одном поэте. Спустя 5 лет после пушкинского посещения Крыма, в 1825 году в Крым приехал Адам Мицкевич. Там он написал свои знаменитые "Крымские сонеты". Также как и Пушкин, Мицкевич был вдохновлен видом ханского дворца в Бахчисарае. В своем стихотворении "Бахчисарай" поэт называет дворец "троном славы, храмом любви". Мицкевич описывает запустение в дворце:

"...В чертоги вторгшийся сквозь окна галерей,

Захватывает плющ, карабкаясь на своды,

Творенья рук людских во имя прав природы..."

Как поляк, Мицкевич, конечно же, не мог обойти своим вниманием легенду о любви Гирея и польской княжны. Он пишет стихотворение "Гробница Потоцкой", в котором он обращается к польской княжне, называя ее "розой юной", а дворец "сказочным садом" и "краем весны" и сожалеет о судьбе юной княжны.

В Бахчисарайском ханском дворце побывали в разные годы многие русские поэты и писатели: в 1825 году - А.С. Грибоедов, в 1837 году - В.А. Жуковский, посещали дворец Максим Горький, Л.Н. Толстой, А.П.Чехов.

Николай Васильевич Гоголь

Во времена правления крымских ханов большая территория Крыма представляла собой дикую степь. Очень красивое описание крымской степи можно найти в знаменитой повести Николая Васильевича Гоголя "Тарас Бульба":

"...Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею....Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие, и лиловые волошки, желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности..."

Гоголь был в Крыму только один раз - летом 1835 года он приехал в небольшой крымский курорт Саки, как он писал "для здоровья и для того, чтобы повидать его". Поездка в Крым вдохновила Гоголя, о чем он писал в своем письме Василию Андреевичу Жуковскому в июле 1835 года: "...Сюжетов и планов нагромоздилось во время езды ужасное множество, так что если бы не жаркое лето, то много бы изошло теперь у меня бумаги и перьев..." .

В память о Николае Васильевиче Гоголе в Саках установлен его памятник.

Лев Николаевич Толстой

И вот в этом прекрасном уголке природы в 1853 году началась Крымская война. Против Российской империи в этой войне выступили Британская, Французская, Османская империи и Сардинское королевство. Особенно напряженными боевые действия были в Крыму. Император Александр II очень боялся потерять Крым, он утверждал, что потеряв Крым, вернуть его России будет "слишком затруднительно или даже невозможно". Севастополь в течение года находился в осаде. Именно в это трагическое время в город приехал молодой Лев Николаевич Толстой. Он служил на Кавказе, но из чувства патриотизма попросил перевода сначала в действующую Дунайскую армию, а затем в Крымскую армию. Так он оказался в осажденном Севастополе. Вот как он пишет об этом городе в рассказе "Севастополь в декабре месяце":

"...Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникли в душу вашу чувства какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах..."

Толстой рассказывает об ужасах войны, героизме защитников Севастополя и простых людей, терпевших трудности и опасности в осажденном городе. Описывает, как выглядел город во время осады, как тяжела была жизнь военного человека. Война представлена жестокой, разрушающей и опустошающей. Рассказ переносит читателя на поле боя, сражение описано настолько реалистично, что кажется, будто читатель сам был участником этих событий.

Толстой много пишет о людях, живущих в Севастополе, они стремятся помочь защитникам города, не отчаиваются и верят в свою победу. Каждый из них готов сражаться за свою родину, за свой родной город: "Вглядитесь в лица, в осанки и в движения этих людей: в каждой морщине этого загорелого скуластого лица, в каждой мышце, в ширине этих плеч, в толщине этих ног, обутых в громандные сапоги, в каждом движении, спокойном, твердом, неторопливом, видны эти главные черты, составляющие силу русского, - простоты и упрямства..." - пишет Л.Н. Толстой.

Не страшась опасности, защитники Севастополя храбро отстаивают город. Лев Николаевич прославляет героизм русских людей, готовых отдать жизнь за Родину: "Корнилов, объезжая войска, говорил: "Умрем, ребята, а не отдадим Севастополя", - и наши русские, неспособные к фразерству, отвечали: "Умрем! Ура!"

Толстой видел этих людей и общался с ними. Вместе эти люди могли одержать победу над любым врагом потому, что они знали, что защищают свою Родину, свой дом. Они не могли допустить того, чтобы враги убивали их соотечественников, жгли их дома, разрушали русские города. Они часто бросались в бой из последних сил, раненные, у них была цель - не допустить на свою землю ни одного захватчика. Они любили свою Россию, свой родной город настолько, что считали просто невозможным, что враги могут вторгнуться на их землю и победить, разрушив все, что они любят. Поэтому они сражались так стойко, так храбро:

"...Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа, - и эту невозможность видели вы не в этом множестве траверсов, брустверов, хитросплетенных траншей, мин и орудий, одних на других, из которых вы ничего не поняли, но видели ее в глазах, речах, приемах, в том, что называется духом защитников Севастополя..." - пишет Толстой.

Лев Толстой и сам был таким человеком. Он был готов поехать в место, где ведутся боевые действия. Находясь в обстреливаемом городе, он записывал все, что видел, все, что слышал от каких-либо людей. Быть может, он хотел рассказать России о героях, которые рисковали собой, погибали во имя Родины. Об этих страшных событиях он написал "Севастопольские рассказы". За храбрость и стойкость, проявленные Толстым, он был награжден орденом.

Благодаря мужеству защитников Севастополя России неимоверными усилиями удалось отстоять Крым. Оборона Севастополя стала кульминацией Крымской войны.

В память о героизме защитников города был создан музей "Панорама «Оборона Севастополя".

Лев Николаевич приезжал в Крым еще дважды. Последний раз, в 1901-1902 годах на лечение в Гаспру. Во дворце "Гаспра" сохраняется мемориальная комната Толстого, которую писатель занимал во время своего отдыха в Крыму.

В 1901-1902 годах в Ялте жили Максим Горький и Антон Павлович Чехов. Нередко Горький и Чехов встречались вместе у Льва Николаевича Толстого в Гаспре.

Максим Горький

Максим Горький впервые приехал в Крым в 1891 году во время своих странствий по России в поисках работы и новых впечатлений. В центральных губерниях России был голод, и в Тавриду в поисках заработка устремились тысячи голодающих и безработных. Именно об этих людях и напишет свои первые рассказы Максим Горький. Судьба самого Горького была нелегкой, он рано остался сиротой и вынужден был с детства самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. Горький брался за любую работу. В Симферополе он таскал кирпичи и подвозил песок на строительстве кафедрального собора, в Феодосии участвовал в строительстве морского порта, в Бахчисарае тяжело работал в поле. А вокруг - прекрасная природа Крыма. Впечатления крымской жизни вылились в несколько рассказов. Среди них поэтический рассказ "Песня о Соколе", прославляющий человескую храбрость. "Песнь о Соколе" Горький создал на основе притчи, которую ему рассказал старый крымский чабан Надыр-Рагим-оглы. Это случилось в Алуште, у подножия горы Чатыр-Даг, где писатель провел ночь возле костра старого чабана. Вот как Горький описывает свое настроение, когда он сидит у костра, а рядом "море - огромное, лениво вздыхающее у берега" : "все кажется призрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать."

Горький много раз приежал в Крым. В 1897 году он, приехав в Крым на лечение, осматривал развалины древнего Херсонеса и написал о нем очень интересный очерк "Херсонес Таврический". Он много читал о древнем городе и видимо, его поразили рассказы и истории о Херсонесе. Ведь древний Херсонес славился своим богатством, развитой культурой и торговыми отношениями. Но к сожалению, к концу XIX века от былого величия Херсонеса не осталось и следа.

Горький так описывает открывшееся ему зрелище:

"...На утесе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, - вот все, что осталось от Херсонеса Таврического - города, в который по словам Страбона, "многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почетными гостями..."

На страницах своего очерка Горький пишет об истории древнего города, о том, кто такие были херсониты, откуда они пришли в Крым, об их богах и героях, об их легендах, о том, как процветал этот город и как он терял свое величие, о том, как рвали его на куски печенеги и половцы, генуэзцы, литовцы и турки. "...Жизнь создается так медленно и трудно, а разрушается так быстро и легко...Зачем это?" - задается вопросом Горький.

Памятники писателю установлены в Приморском парке в Ялте и в Алуште. В Симферополе именем Горького назван старейший театр Крыма - Крымский академический русский драматический театр имени А.М. Горького.

Антон Павлович Чехов

Антон Павлович Чехов приехал в Крым в конце 1898 года, он был неизлечимо болен и провел в Ялте последние шесть лет своей жизни. Там были написаны такие произведения, как "Случай из практики", "Душечка" "Дама с собачкой", "Три сестры", "Вишневый сад" и другие. В доме, в котором Чехов провел последние годы жизни, сейчас располагается дом-музей А.П. Чехова. В гости к Чехову приезжали многие известные писатели. Очень близок к Чехову в ялтинский период был писатель Иван Алексеевич Бунин. Чехов любил Бунина и ценил его талант. В числе гостей Чехова бывали Куприн, Мамин-Сибиряк, Станиславский, Шаляпин, Рахманинов, Васнецов, Короленко и многие другие.

Глава 2. Крым в русской литературе XX века

Александр Иванович Куприн

Любил Крым и Александр Иванович Куприн. Впервые он приехал в Крым в 1900 году. Именно в Крыму он познакомился с Чеховым, Горьким, Толстым, встречался с Буниным. С этого времени он стал посещать Крым регулярно, и объездил почти весь полуостров, был в Севастополе, Симферополе, Мисхоре, Алуште, Алупке, Гурзуфе, Ялте и в Балаклаве. О Крыме одно из самых известных произведений писателя - "Белый пудель". Тяжелая жизнь бродячих артистов, полная несправедливости и невзгод, показана Куприным на фоне роскошной южной природы Алупки. Еще одно произведение Куприна, связанное с Крымом, а именно с Балаклавой, называется "Листригоны". Почему Куприн дал своему рассказу такое название? Листригоны - великаны-людоеды в греческой мифологии. В поэме Гомера "Одиссея" листригоны бросают со скал огромные камни, уничтожая корабли Одиссея и его спутникв. До сих пор среди исследователей творчества Гомера идут споры, описывал ли он в своей "Одиссее" именно Крым. Но видимо Александр Иванович считал, что Одиссей именно в Балаклавской бухте Черного моря встретился с чудовищами-листригонами, закидавшими его корабли камнями.

Максимилиан Волошин

Странствия гомеровского Одиссея и чудесная природа Крыма были источником вдохновения и для русского поэта Максимилиана Волошина, чье детство прошло в Севастополе и в Коктебеле. С 1907 года он постоянно жил в Коктебеле, здесь он написал известный цикл стихов под названием "Киммерийские сумерки", в который вошло стихотворение "Одиссей в Киммерии

В доме Волошина в Коктебеле бывали многие знаменитые поэты Серебряного века. Летом 1909 года у Волошина гостил Николай Гумилев, а в мае 1911 года в гости к Волошину приехала Марина Цветаева.

В 1984 году в Коктебеле, в доме, в котором жил Волошин, открылся Дом-музей Максимилиана Волошина. А в 2000 году на базе этого музея был создан Коктебельский эколого-культурный заповедник "Киммерия М.А. Волошина". В него вошли несколько музеев. Это литературно-мемориальный музей писателя-романтика Александра Степановича Грина в Старом Крыму, который расположился в скромном одноэтажном домике , где писатель прожил пять лет - с 1924 по 1929 год. Здесь он написал свои лучшие произведения: «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Дорога никуда», «Джесси и Моргиана», множество рассказов.

В стенах этого музея демонстрировались книги, картины, фотографии, докумены, связанные с крымским периодом жизни и творчества Марины Цветаевой. А в 2009 году открылся музей сестер Цветаевых в Феодосии, где в 1913-1914 годах, Марина и Анастасия Цветаевы, вместе со своими семьями провели несколько месяцев. Марина Цветаева была очень дружна с Максимилианом Волошиным, можно сказать, что именно он открыл для сестер Цветаевых Крым. В Феодосии Марина Цветаева написала одно из лучших своих лирических стихотворений "Над Феодосией угас...":

Над Феодосией угас

Навеки этот день весенний,

И всюду удлиняет тени

Прелестный предвечерний час.


Константин Георгиевич Паустовский


Тесно связаны с Крымом судьба и творчество Константина Паустовского, писатель подолгу жил в Крыму. Он был поклонником творчества А.С. Грина и в Старый Крым он приехал специально - увидеть город, в котором творил Александр Степанович и поклониться его могиле. Паустовский объехал почти весь Крым, крымские мотивы присутствуют во многих его произведениях.

Рассказ Паустовского "Один день" снова переносит нас в Бахчисарай. Но это уже не Пушкинский Бахчисарай, в котором правили жестокие Гиреи, Паустовский дает такое описание городу: "Городок был тесен, вымощен стертыми плитами. Журчала в фонтанах вода". Бахчисарайский "фонтан слез" он описывает таким: "Знаменитый "Фонтан слез" в Бахчисарайском дворце тоже не походил на фонтан. Его медленные капли падали как слезы, из одной раковины в другую, чуть звеня." Фонтан не вызвал у Паустовского восхищения. И вот из Бахчисарая поездом Паустовский прибывает в Севастополь: "Мне пришлось видеть много городов, но лучшего города, чем Севастополь, я не знаю" - пишет он.

В Старом Крыму есть дом-музей К.Г. Паустовского, открывшийся в 2006 году.

Иван Сергеевич Шмелев

В начале XX века в России происходит революция. Император Николай II был обманут приближенными и расстрелян.

О трагической странице в истории Крыма, связанной с разрушительной гражданской войной, о противостоянии Белого движения и Красной Армии в Алуште пишет Иван Сергеевич Шмелев в своей повести "Солнце мертвых". Впервые Иван Сергеевич Шмелев побывал в Алуште в 1907 г. В 1917 году он купил в Алуште участок земли. Здесь он пережил все ужасы гражданской войны.

Писатель сожалеет о прошлом и рассказывет о страшном голоде в Крыму. Цветущий полуостров был превращен в разрушенный, населенный враждующими людьми. Этим людям нечего есть, от безысходности они варят еду из листьев растений, дети едят кошек и собак. Шмелев пишет о том, что революция принесла не радость и свободу, а беды, смерть, голод и разрушения. Шмелев назвал свой рассказ "Солнце мертвых", потому что его сына, белого офицера, в Крыму расстреляли большевики, а сам он был вынужден уехать в Германию.

В память об Иване Сергеевиче Шмелеве в Алуште открылся Литературный музей И.С.Шмелёва - единственный в СНГ музей, повествующий о самобытном русском писателе, одном из ярких представителей русского зарубежья.

С Крымом связано творчество и других советских поэтов и писателей. Много стихов крымской тематики написал Владимир Маяковский, который объездил весь Крым с концертами и лекциями.

В Алуште находится Алуштинский литературно-мемориальный музей С.Н.Сергеева-Ценского, это дом, в котором в течение 1906-1958 гг. жил писатель. В нем С.Н.Сергеев-Ценский написал романы-эпопеи "Преображение России", "Севастопольская страда", а также много других романов, повестей, стихотворений и басен. Дом был свидетелем многих интересных встреч С.Н.Сергеева-Ценского А.Куприным, И.Шмелевым, М.Горьким, К.Чуковским, С.Маршаком и другими писателями.



Глава 3. Великая Отечественная война в Крыму в произведениях советских писателей.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Уже осенью 1941 года немецкие войска ворвались в Крым. Фашисты бросили на захват Севастополя основные силы 11 армии генерала Манштейна. Оборона города длилась долгие 250 дней и стала символом мужества и героизма русских солдат. Об обороне Севастополя писал детский писатель Сергей Алексеев. Он создал цикл рассказов о героях Севастополя.

Так же о подвигах краснофлотцев, защищавших родной город написан потрясающий по силе рассказ Андрея Платонова "Одухотворенные люди". Это рассказ о небольшом сражении под Севастополем. Русские моряки атакуют немецкие рубежи, позади них Севастополь. В результате боя из всего подразделения в живых остаются пятеро краснофлотцев, которые знают, что противник пойдет на штурм Севастополя и получают задание не пропустить врага к городу. Они не боятся погибнуть, как говорит их командир: "...Что ж! Если мы погибнем, другие люди родятся, и не хуже нас. Была бы Родина, родное место, где могут рождаться люди..."

Краснофлотцы вступают в неравный бой с танками врага. Они дерутся "как спокон веку дрались русские - до последнего человека, а последний человек до последней капли крови и до последнего дыхания!" Уничтожив несколько вражеских танков, они теряют двух своих товарищей - один убит, другой тяжело ранен. У них больше нет патронов, остались только три гранаты. Дрожа от горя и ярости, они говорят друг другу: "Пошли на смерть! Лучше ее теперь нет жизни! - и подвязав по одной гранате к поясу, краснофлотцы бросаются под танки, совершив подвиг. Об этом подвиге и пишет Платонов, называя моряков "одухотворенными людьми". И танки останавливаются и идут обратно, потому что "...боя со всемогущими людьми, взрывающими самих себя, чтобы погубить своего врага, они принять не умели".

Произведения писателей были основаны на реальных событиях, происходивших в Крыму во время войны. Все мы знаем о подвиге героев ДЗОТа № 11 под Севастополем в декабре 1941 года. В ДЗОТе находились десять курсантов. Их одновременно атаковали несколько немецких батарей. Против краснофлотцев была брошена немецкая бронетехника, которую они встречали связками гранат. Их бомбили немецкие истребители с воздуха. Но краснофлотцы наотрез отказались покинуть ДЗОТ. Все они погибли, ценой своей жизни задержав врага. Когда немцы были отброшены назад, в развалинах ДЗОТа нашли записку краснофлотца Алексея Калюжного: «Родина моя! Земля русская! Я, сын Ленинского Комсомола, его воспитанник, дрался так, как подсказывало мне сердце… Истреблял гадов, пока в груди моей билось сердце. Я умираю, но знаю, что мы победим… Моряки-черноморцы! Деритесь крепче, уничтожайте фашистских бешеных собак. Клятву воина я сдержал… Калюжный». И советские солдаты дрались за свою Родину.

Весной 1944 года началась Крымская наступательная операция советских войск. За 35 суток напряженных боев советские войска при содействии Черноморского флота, авиации и партизан разгромили крымскую группировку противника и полностью освободили Крым 12 мая 1944 года.

Памятником подвигу советских воинов, освободивших Севастополь от фашистов является диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», которая находится в шести километрах к востоку от Севастополя, на вершине Сапун-горы.

В 2014 году в Крыму прошли торжественные мероприятия, посвященные 70-летию освобождения полуострова от гитлеровских захватчиков.

Таким образом, мы видим, как литературные произведения отражают всю историю Крыма, и его романтические черты и трагические страницы его истории.

Заключение

Исторические события всегда находят отражение в литературных произведениях. Ведь литературные произведения описывают общественную жизнь в какой то промежуток времени, и это описание зависит от мировоззрения автора. Читая литературные произведения разных авторов о Крыме, мы сталкиваемся с их мнениями, чувствами, переживаниями об этом крае. И это помогает нам лучше понять и исторические события и значение Крыма для нашей страны.

Создание литературной карты Крыма - это изучение истории и географии Крыма, литературы о Крыме и вместе с этим биографий и мировоззрения писателей и современников исторических событий. Из этого складывается общая картина жизни в Крыму на протяжении нескольких столетий.

К сожалению, невозможно в одной работе рассказать обо всех русских писателях, живших и работавших в Крыму и обо всех литературных произведениях, связанных с Крымом. Давайте же продолжим изучать замечательную русскую литературу, каждый раз открывая для себя все новые интересные страницы из жизни нашей Родины.



© 2010-2022