Практико – ориентированный метапредметный модуль. Тема: «Знак и символ в русском языке» Учитель Четина Е. В. Урок № 1. Тема: Что такое символ?

В наше время детям приходится  очень тяжело. Дело в том, что сейчас очень большой поток информации, информационное пространство очень расширилось. Телевидение, электронные носители буквально заполонили нашу жизнь. Это реальность, с которой нужно считаться .Большой поток информации из разных источников надо осмыслить и  переработать в схему  , таблицу, создать некий алгоритм, который учащиеся смогут прочитать и восстановить правило.   Результат познания этих объектов не сообщается ученику в качестве готового материала для усвоения, а добывается каждым учащимся по-своему в ходе организованной эвристической деятельности. В рамках  модуля «Знак и символ в русском языке» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что хотят сделать. Мышление осуществляется на схемах. Но схему того объекта построить непросто. Далеко не всякое графическое изображение или рисунок является схемой. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов. За этими разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших текстов учебного материала. ... Знак является тем ключиком, который позволяет осваивать содержание естественно-научного и гуманитарных предметов; понимать собеседника и добиваться встречного понимания; Содержание, которое присваивается при помощи знака, не дано в некоторой форме, его надо еще уметь интеллектуально «узреть», «увидеть». К сожалению, способность интеллектуально видеть, понимать содержание, стоящее за знаком, и оформлять свое содержание в знаке не рождается вместе с человеком и не появляется в нем естественным образом. Этому надо учиться.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практико – ориентированный метапредметный модуль. Тема: «Знак и символ в русском языке» Учитель Четина Е.В. Урок № 1. Тема: Что такое символ?Практико – ориентированный метапредметный модуль. Тема: «Знак и символ в русском языке» Учитель Четина Е.В. Урок № 1. Тема: Что такое символ?

Практико - ориентированный метапредметный модуль.

Тема: «Знак и символ в русском языке»

Учитель Четина Е.В.

Урок № 1.

Тема: Что такое символ?

Цель урока:

1. Развитие метапредметных компетенций через работу с понятием «символ».

Ожидаемый результат:

1. Обучающиеся понимают, что такое символ.

2. Умеют работать с разными видами информации (словарная статья, текст)

3. Умение работать в группе.

Ход урока.

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучаемого

Ожидаемый результат

Примечание

1.

Мотивационный

Картина Врубеля «Демон сидящий». Что этот образ символизирует? А почему вам сложно ответить на этот вопрос? Что такое символ?

Сформулирован проблемный вопрос урока.

Слайд: картина Врубеля «Демон сидящий». Приложение1.

2.

Деятельностный.

  1. организует работу со словарными статьями понятия «символ».





  1. Для чего нужна символика?

А) Какую роль она играет?

Б) Какая вам известна символика?

В)Где она может использоваться?

3. Организация работы с государственной символикой :

А) герб России.

Б) герб Пермского края,

В) герб г. Чайковский,

Г) герб школы,

Д) герб класса (творческая группа0

Работа с текстами. Выявляют, что общего в понятии «символ» в словарных статьях разных словарей.



Отвечают на поставленные вопросы.





Работа в группах. Презентуют всему классу свой текст. Рассказывают, что символизирует.

Умение работать со словарями. Знают, что такое символ.





Символика помогает правильно считывать информацию с разных источников: картина, карта, фото.

Умение работать в группе, договариваться, определять роли, презентовать текст.

Запись в тетради: СИМВОЛ - То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь - с. мира. Якорь - с. надежды. Приложение 2.

Приложение 3.





Приложение 4.

3.

Рефлексия.

Что нового узнали на уроке? Где ещё может использоваться символика?

Приложение 5.

4.

ДОМАШНЯЯ РАБОТА.

Создать семейный герб и презентовать его.

Защитить герб семьи: рассказать, что символизирует, почему выбраны именно эти образы и цвета. Составить текст (можно не прописывать)

Приложение 5..

Викторина.

  1. Что такое герб? (Символ государства, города, рода…)

  2. Очертания какого старинного вооружения напоминает герб? (щит)

  3. Где и когда появились первые гербы?

  4. Кто такой герольд?

  5. Где в средневековье помещались изображения герба? (на щите рыцаря и флаге)

  6. Где может изображаться герб в настоящее время? (на официальных документах России, в кабинетах директоров, руководящих лиц, на знамёнах и печатях, в паспорте, денежных знаках, на знамёнах, свидетельстве о рождении, аттестате, вузовском дипломе, правительственных наградах).

  7. Что такое гербовые платья?

  8. Зачем нужен девиз?

  9. Как читать герб?

  10. Как составляют композицию герба?

  11. Как подбирают цветовую гамму герба?

  12. Что такое геральдика?

  13. Попробуйте объяснить значение гербов некоторых городов. Это будет сделать несложно, так как смысл каждого герба заложен в его изображении.

- На гербе г. Тулы изображено оружие. Почему? Какой знаменитый мастер жил в Туле?
- На гербе Екатеринбурга изображены печь для выплавки металла и наземная часть горной шахты. (Екатеринбург - центр российской горной промышленности и выплавки металла со времён Петра Великого).

  1. Откуда к нам пришёл двуглавый орёл? (Из Византии.)

  2. До какого года двуглавый орёл существовал на российском гербе?

(До 1918 г., после чего он был заменён советской символикой. Теперь российский герб восстановлен, но не в первоначальном виде в декабре 2000 г. По византийской традиции орёл был золотым и крылья опущены вниз, а с 17 века крылья были подняты и при Петре I цвет орла изменён на чёрный.)

"Я - русский человек".

Люблю на Кремль глядеть я в час вечерний.
Он в пять лучей над миром засверкал.
Люблю я Волги вольное теченье,
Люблю сибирских рек задумчивое пенье,
Люблю, красавец мой, люблю тебя, Урал.
Я - русский человек, и русская природа
Любовна мне, и я её пою.
Я - русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на Родину свою.

Приложение 3.

Зачем государству нужна символика?

(Государственные символы вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов во время чемпионатов мира или Олимпийских игр, и перед началом состязаний слушаем гимн, то все испытываем чувство гордости за свою страну.

В этом есть и преемственность поколений, ведь герб уже несколько столетий существует на Руси и несёт тот же смысл.

Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится своей символикой, видит в ней глубокий смысл и верит в её предназначение.)

Приложение 4.

Герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

В средние века в Европе появилось новое искусство и новая наука - геральдика. Эта наука занималась составлением гербов.

История возникновения российского герба?

(Выступления учеников, получивших опережающее задание)

1-й ученик (читает стихотворение "Герб России").

У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад - на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый, он и гордый.
Он - России дух свободный.
(В. Степанов)

В геральдике (науке о гербах) символы нашего герба имеют следующее значение:

А) красный цвет - неустрашимость, великодушие, любовь, огонь;
Б) золото - сила, богатство, могущество, справедливость;
В) орел - власть, прозорливость, великодушие;
Г) двуглавый орел - охрана своих владений на западе и на востоке, в Европе и Азии;
Д) короны на гербе являются не только символами монархии (это значение они имели в царской России), сейчас их можно трактовать как символы трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной;
Е) скипетр - это символ защиты суверенитета;
Ж) держава - символ единства, целостности государства;
З) на груди орла - древнейший герб Москвы, всадник, поражающий змея, - это символ победы добра над злом.

2-й ученик. Использование герба не может быть произвольным. Он помещается на паспортах граждан России или на документах, заменяющих паспорт; на основных пограничных столбах и в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, на знаменах и флагах, на форменной одежде, на денежных знаках, орденах, медалях Российской Федерации.

3-й ученик. Впервые двуглавый орел появился на российском гербе в XV веке, когда Московский князь Иван III Васильевич, женившись на византийской царевне, племяннице последнего византийского императора, Софье Палеолог, принял этот символ как знак преемственности религиозных и государственных ценностей Великого Рима и Византии. Именно в это время произошло объединение русских земель вокруг Москвы, присоединение к великому Московскому княжеству Новгородского, Владимирского, Тверского и других русских княжеств, а также было свергнуто татаро-монгольское иго. Независимость, силу и мощь нового государства и символизировал новый герб - черный двуглавый орел.

4-й ученик. Детали герба со временем изменялись. При Иване IV Грозном на гербе была одна корона с православным крестом, а на груди орла появился древний московский герб - всадник, поражающий копьем змея. При первом царе династии Романовых, Михаиле Федоровиче, в герб внесли три короны. При Алексее Михайловиче орел расправил крылья, а в его лапах появились символы власти - скипетр и держава. При Петре I на красном фоне был помещен золотой орел. При Екатерине I орел снова стал черного цвета, но помещен на золотом фоне. Позднее на крыльях орла появились гербы российских земель. После Февральской революции символом России был размещенный в круге белый орел с опущенными крыльями. После Октябрьской революции двуглавый орел как государственный герб был отменен и появился снова уже в 90-е годы.

5-й ученик. В июле 1918 года была принята Конституция РСФСР, в которой было записано: "Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотого серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом колосьев с надписями: а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика; б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Первый государственный герб СССР был принят в 1923 году, вот его описание: "Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Наверху герба имеется пятиконечная звезда".

Практико – ориентированный метапредметный модуль. Тема: «Знак и символ в русском языке» Учитель Четина Е.В. Урок № 1. Тема: Что такое символ?

6-й ученик. Наша страна имеет богатую историю. В течение многих столетий государственные эмблемы изменяли свое содержание. Тысячелетний путь, который прошли символы Руси и России, привел к возрождению исторически традиционных государственных эмблем.

Сейчас, согласно федеральному конституционному закону о гербе: "Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона"[6].
В настоящее время, скипетр и держава в лапах орла - монархические атрибуты, которым авторы герба придали значение защиты суверенитета и целостности государства, три короны обозначают три ветви власти: исполнительную, представительную и судебную (ранее означали три царства: Казанское, Астраханское, Сибирское).

Практико – ориентированный метапредметный модуль. Тема: «Знак и символ в русском языке» Учитель Четина Е.В. Урок № 1. Тема: Что такое символ?

Герб Пермского края

Практико – ориентированный метапредметный модуль. Тема: «Знак и символ в русском языке» Учитель Четина Е.В. Урок № 1. Тема: Что такое символ?

Практико – ориентированный метапредметный модуль. Тема: «Знак и символ в русском языке» Учитель Четина Е.В. Урок № 1. Тема: Что такое символ?

Герб Пермского края

Герб Пермского края является символом Пермского края.

Описание

Герб Пермского края представляет собой изображение серебряного медведя, идущего справа налево[1], помещенного на червленом (красном) геральдическом щите; на его спине Евангелие в золотом окладе с изображением восьмиконечного креста. Евангелие увенчано серебряным уширенным, вогнутым на концах крестом. Щит увенчан пермской княжеской короной XV века.

История

Изображение медведя впервые появляется на «Печати Пермской» - элемента Большой Государственной Печати Ивана IV (1577). Этот символ подразумевал вхождение в состав Русского государства древнепермского Великопермского княжества, находившегося в XIV-XVI вв. в северной части нынешнего Пермского края со столицей в Чердыни. Позднее символ фигурирует в Титулярнике, или «Большой Государственной книге» (1672) среди других 33 земельных гербов - идущий медведь, на спину которого поставлена книга «Евангелие» с крестом на ней. Медведь помещён между елей, что подчёркивает его происхождение из таёжного края.



Герб Чайковского

Герб Чайковского

Практико – ориентированный метапредметный модуль. Тема: «Знак и символ в русском языке» Учитель Четина Е.В. Урок № 1. Тема: Что такое символ?

Геральдическое описание герба

«В зеленом поле щита, в клюве несущая пучок (три) волнистых золотых стрелы, летящая серебряная чайка вправо. В нижней части щита золотая плотина, расчлененная на 11 уступов, по которым ниспадает лазурь. Щит украшен серебряной трехбашенной короной, из которой восходит золотая лира. За щитом два накрест положенных золотых молотка, соединенных лазоревой лентой, на которой под щитом надпись: «Чайковский». Допускается использование герба Пермской области в верхней 1/3 части гербового щита герба города Чайковского, а именно: на красном поле серебряный медведь с золотым Евангелием и серебряным четырехконечным равносторонним крестом".


Символика

  • серебряная чайка - это символ чистоты и благородства, динамичности и свободы;

  • зеленый цвет символизирует почтительность и разум, движение и независимость, лесные массивы, поля и благоухающие луга, окружающие город;

  • пучок золотых волнистых стрел символизирует «энергию», которая подразумевает и энергию стихии, взятую на службу человеку, и энергию самого человека, и энергию молодого динамично развивающегося города - энергию, дающую жизнь;

  • чайка одновременно исполняет роль и распространительницы энергии в соседние регионы;

  • волнистая лазоревая (синяя) оконечность щита символизирует Камские просторы;

  • лазоревый цвет символизирует пространство, бесконечную ширь и всетекучесть времени;

  • над лазоревой оконечностью символично показан золотой уступ плотины ГЭС, с которого ниспадают лазоревые потоки.

  • гербовый щит украшен лазоревой лентой с положенными крест - накрест золотыми молотками, подчеркивающими развитую индустрию города;

  • корона, венчающая герб подтверждает статус города как административного центра территории;

  • восходящая лира подчеркивает особое значение города в развитии музыкального творчества в Пермской области.

История



Разработка проектов гербов Чайковского началась с начала 1990-х годов, выпускалась различная сувенирная продукция на данную тематику. В 1996 году в местной газете пермский краевед В. П. Ардашов предлагал свой проект герба Чайковского. В середине 1990-х в Пермской областной администрации было разработано несколько проектов гербов Чайковского.

Единственный официальный герб Чайковского был утвержден решением Чайковской городской Думы от 25 октября 2000 года № 137, автором которого был Ю. К. Николаев, художники - А. П. Зырянов, Л. А. Колчанова.

21 сентября 2011 года на заседании Чайковской городской думы рассматривался проект нового герба города, однако он был отклонён.

Приложение 2.

Словарь Ожегова

толковый словарь русского языка

СИМВОЛ, -а, м. 1. То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь - с. мира. Якорь - с. надежды. Этот подарок - с. верности. 2. Принятое в науке условное обозначение какой-н. единицы, величины. * Символ веры - 1) краткое изложение основных догматов христианства в православии, кратко сформулированных в тексте, начинающемся словами ""Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя...""; 2) то же, что кредо. Символы государства - государственный герб, флаг, гимн. || прил. символический, -ая, -ое и символьный, -ая, -ое (ко 2 знач.;спец.). Символическое изображение. Символьная информация.

СИМВОЛИЗИРОВАТЬ, -рую, -руешь;несов., кого-что (книжн.). Служить символом (в 1 знач.). Якорь символизирует надежду. || сущ. символизация, -и, ж.

СИМВОЛИЗМ, -а, ж. Направление в литературе и искусстве конца 19 - начала 20 в., проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах. 1| прил. символистический, -ая, -ое и символистский, -ая, -ое.

СИМВОЛИКА, -и, ж. (книжн.). 1. Символическое значение, приписываемое чему-н. С. цветов. 2. собир. Совокупность каких-н. символов. || прил. символический, -ая, -ое.

Толковый словарь Даля. Словарь русского языка.


Символ муж. , греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне.
| Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическнм, иносказательным значеньем. Держава символ власти. Весы символ правосудия. Кулак символ самовластия. Треугольник символ св. Троицы.



Словарь литературоведческих терминов

>>> Символ - это нечто, являющее собою то, что не есть он сам, большее его, и однако существенно через него объявляющееся.

Источник - Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М.,1990. С. 287.
Точность цитирования - дословно

>>>Содержание подлинного символа через опосредствованные смысловые сцепления соотнесено с идеей мировой целокупности, с полнотой космического и человеческого универсума. У мира есть смысл. "Образ мира, в слове явленный" (Пастернак).

Всякая интерпретация символа сама остается символом, но несколько рационализованным, то есть несколько приближенным к понятию.

Истолкование символических структур принуждено уходить в бесконечность символических смыслов, поэтому оно и не может стать научным в смысле научности точных наук.

Интерпретация смыслов не может быть научной, но она глубоко познавательна. Она может непосредственно послужить практике, имеющей дело с вещами.

"... Надо будет признать символологию не ненаучной, но инонаучной формой знания, имеющей свои внутренние законы и критерии точности" (С.С. Аверинцев).

Источник - М.М. Бахтин К методологии гуманитарных наук // М.М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
Точность цитирования - дословно

>>> Концепция символа (Вяч. Иванова):

1) символ есть внутреннее слово в слове внешнем; слово с затаённым эффектом иносмысла; внутренняя, эзотерическая смысловая система скрыта за внешней; символ - "не равен самому себе", "эхо иных звуков";

2) символ есть эхо, намёк, указание, внушение; он является заместителем сокровенного смысла и проводником к нему;

3) символ - не только мёртвый слепок, но и живое воплощение высших "реальностей"; место встречи внешнего и сокровенного или мост между ними; символ - "полувоплощённое" слово;

4) символ обладает бесконечным множеством значений; это возможность любых соответствий (correspondances) мира внешнего и сокровенного;

5) символ темен в последней глубине, т.е. он иррационален.

Источник - В. Гофман Язык символистов // ЛН, М., 1937, т.27-28
Точность цитирования - дословно

>>> СИМВОЛ (от греч. symbolon - условный знак) - образ, являющийся представителем других (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. С. родствен понятию "знак", однако. Их следует различать. Для знака (особенно в формально-логических системах) многозначность - явление негативное: чем однозначнее расшифровывается знак, тем конструктивнее он может быть использован. С., напротив, чем более многозначен, тем более содержателен. С. - одна из важнейших категорий искусства, философии и психологии (Словарь "Психология").

Источник - Термины киносемиотики
Точность цитирования - дословно

Приложение 1 .

Демон сидящий

Демон незабываемое лицо: косматая львиная грива, узкий овал, излом бровей, трагический рот, горящие глаза. Изображен на фоне гор среди цветущего луга. Горы символизируют физическую мощь героя, его титанические силы, для которых он не может найти достойного применения. Но самым удивительным в окружающем пейзаже являются цветы, потому что они... каменные. Невиданные сказочные цветы сверкают пурпурными, золотыми, изумрудными самоцветами, и все же они искусственные, холодные, мертвые. В этом приеме один из многочисленных контрастов картины - печальный Демон с живой страдающей душой и бездушный каменный мир вокруг него, что еще раз подчеркивает одиночество героя.

Необычна цветовая гамма полотна Врубеля. Еще раз внимательно всмотритесь в полотно. Три основных цвета Что они, по-вашему, символизируют?

Синем, красном и золотом цветах. Холодный синий цвет (одежда Демона и голубые блики на его торсе) контрастирует с теплым розовым и оранжево-золотистым цветом заката, солнечных лучей, которые пронизывают кристаллы каменных цветов. Таким образом, холодные краски картины - это способ характеристики Демона, а теплые цвета ассоциируются с солнцем, жизнью и шире - с Богом.

Итак, подведем итоги анализа картины "Демон сидящий". Художественный способ характеристики главного героя основан на контрастах.

Демон Врубеля - фигура трагическая. Он символизирует вечную борьбу добра и зла, мучительные противоречия человеческого духа, постоянную неудовлетворенность собой и окружающим миром, бесконечное одиночество. Это действительно "печальный Демон, дух изгнанья", невольно вызывающий у зрителей сострадание, а не злой дух Лермонтова, "царь познанья и свободы", рождающий трепет и страх своей злобой и коварством.

Картина "Демон сидящий" никого не может оставить равнодушным, она заставляет зрителей вглядываться, вдумываться, откликаться.

Практико – ориентированный метапредметный модуль. Тема: «Знак и символ в русском языке» Учитель Четина Е.В. Урок № 1. Тема: Что такое символ?



© 2010-2022