Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной …»

"Выдержка из материала: "Класс: 5 "Тема: Лингвопоэтический анализ текста "Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной …» "Цель: " "познакомиться с правилами лингвопоэтического анализа текста; научиться правильно читать и воспринимать поэтический текст, чувствовать живую связь стихотворной формы и лирического содержания. "Ход урока "I. Слово учителя "- Сегодня на уроке мы будем анализировать стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной …»Вы его читали дома, некоторые уч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Класс: 5

Тема: Лингвопоэтический анализ текста

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной …»

Цель:

- познакомиться с правилами лингвопоэтического анализа текста;

- научиться правильно читать и воспринимать поэтический текст, чувствовать живую связь стихотворной формы и лирического содержания.

Ход урока

I. Слово учителя

- Сегодня на уроке мы будем анализировать стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной …»

Вы его читали дома, некоторые учили наизусть.

Вам предстояло ответить на вопросы:

  1. О чем это стихотворение (тема)

  2. Какова его главная мысль (идея).

Прежде чем ответить на вопросы, давайте еще раз прочтем его.

II. Чтение стихотворения учителям.

- Какие слова и выражения в тексте нуждаются в дополнительном объяснении, истолковании.

Лучезарны - сверкающие, сияющие (ясная погода, вечерняя заря долго не гаснет, небо светлое).

Лазурь - синева, светло - синий цвет (небо светлого цвета)

Бодрый серп - серп - орудие труда для срезывания хлебных злаков.

Бодрый - полный сил, деятельности, энергии

- Как вы понимаете выражение «бодрый серп гулял»?

Это метафора. Автор изображает труд, энергичный, радостный, приносящий удовлетворение.

«Гулял»:

1.совершал прогулку (здесь: переносное значение)

2.перемещался в разных направлениях.

Оба значения уместны в данном случае.

Праздная (борозда) - ничем не занятая, без дела (здесь: сжатая, убранная).

Пустеет воздух - становится пустым.

- А как вы это понимаете? (осенью пропадает мошкара, насекомые, не слышно их гудения, жужжания).

III. Лингвопоэтический анализ стихотворения.

Попробуем теперь найти слова (назовем их ключами, в которых содержится понимание смысла текста).

Дивная пора простор осень

Отдыхающее поле

(слов может быть больше, в результате общей работы лишние «отсеиваются»)

- Выясним лексическое значение данных слов и, объясним, какое значение они приобретают в тексте.

Дивная - удивительная, прекрасная, восхитительная.

- Чем же эта пора (время) прекрасна? С какими словами это слово связано? («день… хрустальный», т.е. очень прозрачный). Сравним слова «хрустальный» и «прозрачный». Одинаково ли их значение в тексте стихотворения?

(Нет, «прозрачный»- пропускающий сквозь себя свет. А «хрустальный - это еще и сверкающий, обладающий своеобразным мелодичным звоном. Выражение «хрустальный» более точное, передающее ясность. Прозрачность дня, когда умолкает пенье птиц («птиц не слышно боле»), и в наступившей тишине наиболее различимы, становятся отдельные звуки.)

Простор - свободное пространство.

После того как на полях все убрали, становится действительно просторно:

где раньше стояли стеной, может быть, выше человеческого роста колосья, теперь пусто, все хорошо видно. Простор - то, что не стесняет взора, не имеет преград.

Осень - время года, когда заканчиваются полевые работы. Именно осенью наблюдаются перечисленные выше явления.

Отдыхающее (поле) - отдыхом восстанавливающее силы, чтобы на следующий год вновь повторился цикл полевых работ. (Прием олицетворения).

- Так о чем же это стихотворение?

(Это стихотворение о прекрасной осенней поре, с ее своеобразными красками, простором, чистотой, незыблемостью)

В стихотворении утверждается мысль о вечной красоте природы, красоте жизни.

Тютчев удивительно верно изобразил фрагмент картины под названием Жизнь: все проходит, и все повторяется.

И каждое мгновение жизни прекрасно.

- Какое самое - самое главное слово из числа ключевых вы назовете? (Дивная).

Именно слово дивная является стержневым, т.к. весь последующий текст - это расшифровка, пояснение главного. Идея стихотворения - красота и умиротворенность природы.

IV. Домашнее задание: выписать из стихотворения И. С. Никитина «Зимняя ночь» ключевые слова, объяснить, почему они ключевые.


3

© 2010-2022