- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Назарова И.В. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено» Руководитель МО _______________/ Протокол № ___ от «___» августа 2013г.
| «Согласовано» Заместитель руководителя по УР МОУ СОШ № 9 _______________/ «___» августа 2013г | «Утверждено» Руководитель МОУ СОШ № 9 ___________/ Приказ № ____ от «___» августа 2013. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета, курса, дисциплина (модуля)
МОУ СОШ № 9
наименование ОУ
Назаровой Ирины Валентиновны, 1 категория
Ф.И.О., категория
по русскому языку, 10 класс
предмет, класс
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от
«___» августа 2013.
2013- 2014учебный год
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень); и «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» . Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, Интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков.
Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
-
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Рабочая программа рассматривают следующее распределение учебного материала
Содержание
Кол-во часов
Общие сведения о языке
2
Культура речи. Понятие о системе языка
18
Культура речи. Речевое общение.
8
Функциональные разновидности языка
7
Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 10 класса.
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
-
адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
-
использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
-
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-
свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
-
передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
-
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
-
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
-
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
-
высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
-
владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
-
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
-
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и
-
грамматической синонимии;
-
оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:
-
проводить разные виды языкового разбора;
-
опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
-
грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
-
эффективно использовать языковые единицы в речи;
-
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
-
участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
-
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
-
Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, лабораторная работа, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др.
На изучение русского языка в 10 классе отводится 35 часов, т.е 1 час в неделю.
Раздел IV. Перечень учебно-методического
обеспечения.
Печатные издания.
Для учащихся
Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина Русский язык 10-11 классы. М, «Русское слово» 2011
Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 КЛ. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2004.
Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.
Дейкина А Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н. А Кузьмина. М.: Дрофа, 2005.
Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2006.
Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2006.
Для учителя
Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина Русский язык 10-11 классы. М, «Русское слово» 2011
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
Власенков АИ., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1994.
Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
Смирнова л.г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
Горбачевич АС. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 10-11 класс.
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 10-11 классов, 17 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
предмет
Классы 10
Учитель Назарова Ирина Валентиновна
Количество часов
Всего 35 час; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков 4 час.
Административных 2 час.
Составлено на основе Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень)
программа
Учебник
Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина Русский язык 10-11 классы. Москва «Русское слово» 2011; А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11, изд. «Просвещение»; 2005 год
название, автор, издательство, год издания
Дополнительная литература
И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева Поурочные разработки по русскому языку. Москва «Вако», 2005 год
название, автор, издательство, год издания
Учебно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Виды контроля, измерители
Планируемые результаты освоения материала
Дом. задание
Дата проведения
Общие сведения о языке
2
1
Русский язык в современном мире
1
Урок усвоения новых знаний
Участие в беседе, упр., конструирование предложений, анализ текста
упражнения
Знание о происхождении языка, значимость языка в жизни человека
3-4 высказывания о языке или сочинение-миниатюра «Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия»
2.09
2
Формы существования русского национального языка
1
Повторительно-обобщающий
беседа, графическое выделение орфограмм, упражнения
Упражнения, тест
Русский литературный язык, территориальные диалекты, социальные диалекты
Объяснить смысл пословицы «Горе в чужой земле безъязыкому» (устно)
9.09
Культура речи. Понятие о системе языка
18
3
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка
1
Повторительно-обобщающий
Орфографическая работа, беседа, упражнения
Упражнения, карточки, таблица
Языковая система, основные единицы языка и речи, основные уровни языка
$ 108 упр. 512
16.09
4
Текст и его место в системе языка и речи
1
Повторительно-обобщающий
Лингвистический разбор, самостоятельная работа,
Подготовленный диктант
Текст
Подобрать тексты; доказать, что это текст
23.09
5
Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речи.
1
Повторительно-обобщающий
Лингвистический разбор, самостоятельная работа, тестовые задания
Словарный диктант, упражнения; взаимопроверка
Основные качества хорошей речи
Подготовить выступление о культуре речи
30.09
6
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические, синтаксические)
1
Повторительно-обобщающий
Лингвистический и морфологический разборы, самостоятельная работа
Объяснительный диктант, взаимопроверка, самостоятельная работа
Нормативность литературного языка
$ 110 упр. 516
7.10
7-8
Орфоэпические (произносительные) и акцентологические нормы
2
Повторительно-обобщающий
Тест, анализ текстов
Тест
Правила произношения (орфоэпические)
$ 110, 13-14 упр. 514; вопросы и задания стр. 40
Упр. 50, 53 или Подготовить слова для орфоэпического диктанта
14.10
21.10
9-10
Лексические нормы
2
Повторительно-обобщающий
Упражнения, анализ текстов
Тест, орфоэпический диктант
Лексическая терминология, словари
$ 1-5 упр. 11,17;
$ 6-12 упр. 44, вопр. на стр. 32
28.10
11.11
11-13
Орфографические нормы.
3
Повторительно-обобщающий
Карточки, орфографическая работа, упражнения, тест
Составление таблицы, карточки, тест
Орфографические действия, связанные с правописанием гласных и согласных в корне слова
1.$ 18-27 упр.112, 145 или 133
2. $ 28-31 упр. 154, 157
3.Подготовить алгоритм по одному из орфографических правил (на выбор)
18.11
25.11
2.12
14-15
Грамматические нормы
2
Повторительно-обобщающий
Словарный диктант, орфоэпическая работа, упражнения
Словарный диктант, упражнения, тест
Грамматические нормы написания слов
1.Подготовить задания по типу А3,4,5 (ЕГЭ)
2.сочинение-рассуждение «Размышляя перед экраном телевизора»
9.12
16.12
16
Нормативные словари современного русского языка и справочники
1
Повторительно-обобщающий
Наблюдения в тексте, орфоэпическая работа, упражнения, работа со словарями
Упражнения, объяснительный диктант
Различение словарей русского языка
Сообщение об одном из лингвистических словарей и его автором
23.12
17-18
Пунктуационные нормы
2
Повторительно-обобщающий
Лингвистическая игра, наблюдение над текстом, пунктуационная работа, самостоятельная работа
Упражнения, самостоятельная работа
Навык пунктуационного разбора
1.65 упр.487
2.вопросы и задания на стр. 224
13.01
20.01
19-20
Контрольная работа в формате ЕГЭ (части А и В)
2
Урок контроля
Выполнение теста
Тест
Написать сочинение-рассуждение по одному из текстов (на выбор учащегося)
27.01
3.02
Культура речи. Речевое общение.
8
21
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности
1
Урок усвоения новых знаний
Обсуждение творческих заданий, конструирование словосочетаний, предложений, наблюдение над текстом
Упражнения, тест, комп. тест.
Речевое общение
Подобрать из СМИ интервью, проанализировать
10.02
22
Виды и формы общения.
1
Урок усвоения новых знаний
Обсуждение сочинений-описаний, наблюдения над текстом, словарная работа, конструирование предложений
Словарный диктант, тест, карточки
Виды и формы общения
Проанализировать выступление общественного деятеля по ТВ или в СМИ (приемы этики общения)
17.02
23
Речевая ситуация и ее компоненты
1
Урок усвоения новых знаний
Контрольное списывание, словарная орфоэпическая работа
Контрольное списывание (орфоэпическая работа), сочинение
Компоненты речевой ситуации (участники, обстоятельства и т.п.)
Составить словарь на одну из тем («Приветствие», «Прощание» и т.п.)
24.02
24
Формы речи: устная и письменная.
1
Повторительно-обобщающий
Конструирование словосочетаний, работа над речевыми ошибками, сообщения
Карточки, тест
Особенности устной и письменной речи
Подготовить устное или письменное сообщение «Роль знаний в жизни человека»
3.03
25
Виды речи: монолог и диалог
1
Повторительно-обобщающий
Наблюдения в тексте, орфоэпическая работа, упражнения, работа со словарями
Упражнения, объяснительный диктант
Понятие о видах речи
Найти в худ.лит-ре примеры монологов и диалогов; составить монолог или диалог на одну из свободных тем
10.03
26
Текст (высказывание как единица общения)
1
Повторительно-обобщающий
Упражнения, словарная работа
Тестирование, упражнения
Знание всех признаков текста
Составить текст заявления, просьбы или подготовить рассказ на тему «Случай из жизни»
17.03
27
Структурные элементы текста
1
Повторительно-обобщающий
Лингвистический разбор, тестирование, упражнения
Тестирование, упражнения
Знание всех признаков текста
Составить памятку «Как определить тему, основную мысль и проблематику текста»
24.03
28
Языковые способы и средства организации текста
1
Повторительно-обобщающий
Выступления учеников, лингвистический разбор, самостоятельная работа
Самостоятельная работа, упражнения, тест
Языковые способы и средства организации текста
Проанализировать способы организации текста (на выбор из худ.лит-ры)
7.04
Функциональные разновидности языка
8
29
Разговорная речь, сфера ее использования, назначение
1
Повторительно-обобщающий
Упражнения, лингвистический разбор, самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Разговорный стиль
$ 115 упр. 532
14.04
30
Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения.
1
Повторительно-обобщающий
Работа с таблицей, конструирование текстов, словарная работа, упражнения
Тестирование, упражнения
Знание признаков разговорной речи
Подобрать в СМИ тексты с неоправданно используемой разговорной лексикой, отредактировать
21.04
31
Совершенствование культуры разговорной речи. Овладение речевой культурой и использование технических средств коммуникации
1
Повторительно-обобщающий
Элементы сопоставительного анализа, конструирование предложений, словарная и орфоэпическая работа
Тренировочные упражнения, словарный диктант
Технические средства коммуникации
Написать эссе в разговорном стиле о здоровом образе жизни
28.04
32
Речевая деятельность героев литературных произведений - образец речевого поведения носителей языка разных возрастов и социальных групп
1
Повторительно-обобщающий
Элементы сопоставительного анализа, конструирование предложений, словарная и орфоэпическая работа
Тренировочные упражнения
Анализ речевой деятельности
Проанализировать речь любого литературного героя
5.05
33
Культура письменной и устной речи
1
Повторительно-обобщающий
Анализ текстов, конструирование текстов, словарная работа
Анализ текста
Основные качества хорошей речи
$ 111 упр. 518
12.05
34-35
Итоговый контрольный тест в форме ЕГЭ
2
Контрольный урок
Контрольное тестирование
Контрольное тестирование
Умение выполнять тест по типу ЕГЭ
19.05
26.05