Рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку (10 класс) составлена на основе Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего полного общего образования по рус­скому языку (базовый уровень). Учебник: Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина Русский язык 10-11 классы. Москва «Русское слово»; А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11, изд. «Просвещение».  Целевая аудитория: учителя русского языка и литературы. Рабочая программа по русскому...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______________/

Протокол № ___

от «___» августа 2013г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УР

МОУ СОШ № 9

_______________/

«___» августа 2013г

«Утверждено»

Руководитель МОУ СОШ № 9

___________/

Приказ № ____

от «___» августа 2013.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета, курса, дисциплина (модуля)



МОУ СОШ № 9

наименование ОУ

Назаровой Ирины Валентиновны, 1 категория

Ф.И.О., категория

по русскому языку, 10 класс

предмет, класс

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № 1 от

«___» августа 2013.







2013- 2014учебный год

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего полного общего образования по рус­скому языку (базовый уровень); и «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» . Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и

воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, Интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков.

Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Рабочая программа рассматривают следующее распределение учебного материала


Содержание

Кол-во часов

Общие сведения о языке

2

Культура речи. Понятие о системе языка

18

Культура речи. Речевое общение.

8

Функциональные разновидности языка

7

Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 10 класса.

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социаль­но-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

  • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

  • использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс аудирования;

  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его воспри­ятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуника­тивной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тек­стов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

  • передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

  • использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при состав­лении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, ре­фератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказыва­ния, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушан­ном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тек­сты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;

  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и

  • грамматической синонимии;

  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:

  • проводить разные виды языкового разбора;

  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точно­сти и уместности их употребления;

  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,

  • грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

  • эффективно использовать языковые единицы в речи;

  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаи­вать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответст­вии с этикой речевого взаимодействия;

  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грам­матические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

  • Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, лабораторная работа, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др.

На изучение русского языка в 10 классе отводится 35 часов, т.е 1 час в неделю.





Раздел IV. Перечень учебно-методического

обеспечения.

Печатные издания.

Для учащихся

Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина Русский язык 10-11 классы. М, «Русское слово» 2011

Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 КЛ. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2004.

Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвеще­ние, 2007.

Дейкина А Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.

Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н. А Кузьмина. ­М.: Дрофа, 2005.

Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Еф­ремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.

Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.

Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2006.

Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2006.

Для учителя

Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина Русский язык 10-11 классы. М, «Русское слово» 2011

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

Власенков АИ., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. ­М.: Просвещение, 1994.

Розенталь Д.З., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.

Смирнова л.г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. ­М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусство речи. Современная риторика. ­Ростов н/Д: «Феникс», 1999.

Горбачевич АС. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.

Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистиче­ским заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 10-11 класс.

Полный мультимедийный курс по русскому языку для 10-11 классов, 17 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.







Учебно-тематическое планирование

по русскому языку

предмет



Классы 10

Учитель Назарова Ирина Валентиновна

Количество часов

Всего 35 час; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков 4 час.

Административных 2 час.

Составлено на основе Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего полного общего образования по рус­скому языку (базовый уровень)

программа

Учебник

Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина Русский язык 10-11 классы. Москва «Русское слово» 2011; А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11, изд. «Просвещение»; 2005 год

название, автор, издательство, год издания



Дополнительная литература

И.В. Золотарева, Л.П. Дмитриева Поурочные разработки по русскому языку. Москва «Вако», 2005 год

название, автор, издательство, год издания











Учебно-тематическое планирование



Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дом. задание

Дата проведения


Общие сведения о языке

2







1

Русский язык в современном мире

1

Урок усвоения новых знаний

Участие в беседе, упр., конструирование предложений, анализ текста

упражнения

Знание о происхождении языка, значимость языка в жизни человека

3-4 высказывания о языке или сочинение-миниатюра «Язык - лучший посредник для установления дружбы и согласия»

2.09

2

Формы существования русского национального языка

1

Повторительно-обобщающий

беседа, графическое выделение орфограмм, упражнения

Упражнения, тест

Русский литературный язык, территориальные диалекты, социальные диалекты

Объяснить смысл пословицы «Горе в чужой земле безъязыкому» (устно)

9.09

Культура речи. Понятие о системе языка

18


3

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка

1

Повторительно-обобщающий

Орфографическая работа, беседа, упражнения

Упражнения, карточки, таблица

Языковая система, основные единицы языка и речи, основные уровни языка

$ 108 упр. 512

16.09

4

Текст и его место в системе языка и речи

1

Повторительно-обобщающий

Лингвистический разбор, самостоятельная работа,

Подготовленный диктант

Текст

Подобрать тексты; доказать, что это текст

23.09

5

Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речи.

1

Повторительно-обобщающий

Лингвистический разбор, самостоятельная работа, тестовые задания

Словарный диктант, упражнения; взаимопроверка

Основные качества хорошей речи

Подготовить выступление о культуре речи

30.09

6

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические, синтаксические)

1

Повторительно-обобщающий

Лингвистический и морфологический разборы, самостоятельная работа

Объяснительный диктант, взаимопроверка, самостоятельная работа

Нормативность литературного языка

$ 110 упр. 516

7.10

7-8

Орфоэпические (произносительные) и акцентологические нормы

2

Повторительно-обобщающий

Тест, анализ текстов

Тест

Правила произношения (орфоэпические)

$ 110, 13-14 упр. 514; вопросы и задания стр. 40

Упр. 50, 53 или Подготовить слова для орфоэпического диктанта

14.10

21.10

9-10

Лексические нормы

2

Повторительно-обобщающий

Упражнения, анализ текстов

Тест, орфоэпический диктант

Лексическая терминология, словари

$ 1-5 упр. 11,17;

$ 6-12 упр. 44, вопр. на стр. 32

28.10

11.11

11-13

Орфографические нормы.

3

Повторительно-обобщающий

Карточки, орфографическая работа, упражнения, тест

Составление таблицы, карточки, тест

Орфографические действия, связанные с правописанием гласных и согласных в корне слова

1.$ 18-27 упр.112, 145 или 133

2. $ 28-31 упр. 154, 157

3.Подготовить алгоритм по одному из орфографических правил (на выбор)

18.11

25.11

2.12

14-15

Грамматические нормы

2

Повторительно-обобщающий

Словарный диктант, орфоэпическая работа, упражнения

Словарный диктант, упражнения, тест

Грамматические нормы написания слов

1.Подготовить задания по типу А3,4,5 (ЕГЭ)

2.сочинение-рассуждение «Размышляя перед экраном телевизора»

9.12

16.12

16

Нормативные словари современного русского языка и справочники

1

Повторительно-обобщающий

Наблюдения в тексте, орфоэпическая работа, упражнения, работа со словарями

Упражнения, объяснительный диктант

Различение словарей русского языка

Сообщение об одном из лингвистических словарей и его автором

23.12

17-18

Пунктуационные нормы

2

Повторительно-обобщающий

Лингвистическая игра, наблюдение над текстом, пунктуационная работа, самостоятельная работа

Упражнения, самостоятельная работа

Навык пунктуационного разбора

1.65 упр.487

2.вопросы и задания на стр. 224

13.01

20.01

19-20

Контрольная работа в формате ЕГЭ (части А и В)

2

Урок контроля

Выполнение теста

Тест

Написать сочинение-рассуждение по одному из текстов (на выбор учащегося)

27.01

3.02

Культура речи. Речевое общение.

8


21

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности

1

Урок усвоения новых знаний

Обсуждение творческих заданий, конструирование словосочетаний, предложений, наблюдение над текстом

Упражнения, тест, комп. тест.

Речевое общение

Подобрать из СМИ интервью, проанализировать

10.02

22

Виды и формы общения.

1

Урок усвоения новых знаний

Обсуждение сочинений-описаний, наблюдения над текстом, словарная работа, конструирование предложений

Словарный диктант, тест, карточки

Виды и формы общения

Проанализировать выступление общественного деятеля по ТВ или в СМИ (приемы этики общения)

17.02

23

Речевая ситуация и ее компоненты

1

Урок усвоения новых знаний

Контрольное списывание, словарная орфоэпическая работа

Контрольное списывание (орфоэпическая работа), сочинение

Компоненты речевой ситуации (участники, обстоятельства и т.п.)

Составить словарь на одну из тем («Приветствие», «Прощание» и т.п.)

24.02

24

Формы речи: устная и письменная.

1

Повторительно-обобщающий

Конструирование словосочетаний, работа над речевыми ошибками, сообщения

Карточки, тест

Особенности устной и письменной речи

Подготовить устное или письменное сообщение «Роль знаний в жизни человека»

3.03

25

Виды речи: монолог и диалог

1

Повторительно-обобщающий

Наблюдения в тексте, орфоэпическая работа, упражнения, работа со словарями

Упражнения, объяснительный диктант

Понятие о видах речи

Найти в худ.лит-ре примеры монологов и диалогов; составить монолог или диалог на одну из свободных тем

10.03

26

Текст (высказывание как единица общения)

1

Повторительно-обобщающий

Упражнения, словарная работа

Тестирование, упражнения

Знание всех признаков текста

Составить текст заявления, просьбы или подготовить рассказ на тему «Случай из жизни»

17.03

27

Структурные элементы текста

1

Повторительно-обобщающий

Лингвистический разбор, тестирование, упражнения

Тестирование, упражнения

Знание всех признаков текста

Составить памятку «Как определить тему, основную мысль и проблематику текста»

24.03

28

Языковые способы и средства организации текста

1

Повторительно-обобщающий

Выступления учеников, лингвистический разбор, самостоятельная работа

Самостоятельная работа, упражнения, тест

Языковые способы и средства организации текста

Проанализировать способы организации текста (на выбор из худ.лит-ры)

7.04

Функциональные разновидности языка

8


29

Разговорная речь, сфера ее использования, назначение

1

Повторительно-обобщающий

Упражнения, лингвистический разбор, самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Разговорный стиль

$ 115 упр. 532

14.04

30

Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения.

1

Повторительно-обобщающий

Работа с таблицей, конструирование текстов, словарная работа, упражнения

Тестирование, упражнения

Знание признаков разговорной речи

Подобрать в СМИ тексты с неоправданно используемой разговорной лексикой, отредактировать

21.04

31

Совершенствование культуры разговорной речи. Овладение речевой культурой и использование технических средств коммуникации

1

Повторительно-обобщающий

Элементы сопоставительного анализа, конструирование предложений, словарная и орфоэпическая работа

Тренировочные упражнения, словарный диктант

Технические средства коммуникации

Написать эссе в разговорном стиле о здоровом образе жизни

28.04

32

Речевая деятельность героев литературных произведений - образец речевого поведения носителей языка разных возрастов и социальных групп

1

Повторительно-обобщающий

Элементы сопоставительного анализа, конструирование предложений, словарная и орфоэпическая работа

Тренировочные упражнения

Анализ речевой деятельности

Проанализировать речь любого литературного героя

5.05

33

Культура письменной и устной речи

1

Повторительно-обобщающий

Анализ текстов, конструирование текстов, словарная работа

Анализ текста

Основные качества хорошей речи

$ 111 упр. 518

12.05

34-35

Итоговый контрольный тест в форме ЕГЭ

2

Контрольный урок

Контрольное тестирование

Контрольное тестирование

Умение выполнять тест по типу ЕГЭ

19.05

26.05



© 2010-2022