Конспект урока в 5 классе Глагол

Тема: Глагол как часть речи.Цели:1. ознакомить учащихся с глаголом как часть речи, дать понятие глагол, что он означает, на какие вопросы отвечает и как изменяется.2. сформировать умение находить глаголы, определять его морфологические признаки и синтаксическую роль.3. способствовать формированию внимательного прослушивания, любовь к русскому языку
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Глагол как часть речи.

Цели:

1. ознакомить учащихся с глаголом как часть речи, дать понятие глагол, что он означает, на какие вопросы отвечает и как изменяется.

2. сформировать умение находить глаголы, определять его морфологические признаки и синтаксическую роль.

3. способствовать формированию внимательного прослушивания, любовь к русскому языку



Ход урока.

1. Слово учителя.

Здравствуйте! Ребята, какие части речи вы уже изучили в этом году? (сущ. и прил.)

Сегодня на уроке познакомимся еще с одной частью речи. А что это за часть речи мы узнаем, когда отгадаем загадку...


Я свою задачу вижу в том,

чтоб сказать о действии любом,

и счастливый мой удел таков-

В речи быть одним из главных слов.


Кто догадался, что это за часть речи? (глагол)

А теперь послушайте внимательно расказ и попробуйте догадаться о ком этот рассказ.


Зачитываю рассказ.....

Мы начинаем наш репортаж. Судья вбрасывает тапок на поле. Капитан Фы хватает его и мчится к воротам соперника. Гу перепрыгивает через Жу и отнимает тапок у Фы. Зе несётся наперерез сопернику и перехватывает тапок из его рук. Жу толкает Зе, тот падает, ушибается и плачет. Доктор Ай оказывает ему помощь: перевязывает коленку. Вратарь Ши волнуется. Судья назначает штрафной удар. Защитник Ца охает и пропускает тапок. Болельщики апплодируют и кричат. Счёт - 1 : 0 в пользу жёлтомордиков. Игроки выстраиваются на поле и приветствуют друг друга. Игра заканчивается. На этом мы прощаемся с вами. До новых встреч!


- Дядюшка глагол, а где же ваша газета? - спросил Женька, как только они вышли со стадиона имени известного чемпиона И. Козявкина. - Посмотрите, может быть, там ещё что-то интересное написано.


- Там про зоопарк написано! - сказала Юлька. - Я видела. Вот смотрите. - Она взяла у Глагола газету и прочитала вслух: - «В зоопарк имени Самого Ушастого Слонёнка Вити привезли новое, ещё никому неизвестное животное огромных размеров. Приходите! Поглядите!»


В зоопарке их встретила девица на высоких каблуках и с длинными ресницами.


- Я экскурсовод, - сказала она, - моя фамилия Штучкина. Я вам буду наших животных показывать. Только их сейчас в клетках нету. Их на гостроли увезли, на север, северным людям показывать. Поэтому экскурсия у нас будет такая: я вас буду к клетке подводить и рассказывать, ЧТО это животное ДЕЛАЕТ. А вы будете по глаголам угадывать, кто это , и данного зверя себе представлять.


ЗВЕРЬ №1. Каркает. Летает, ворует всё блестящее?


ЗВЕРЬ №2. Шипит, ползает, извивается?


ЗВЕРЬ №3. Хрюкает, чавкает. Валяется в грязи?


ЗВЕРЬ №4. Мяукает, вылизывается, лакает молоко?


ЗВЕРЬ №5. Гавкает, кусается, играется?


ЗВЕРЬ №6. Кричит, топает, свистит, кувыркается, толкается, плюётся.(только этот зверь ещё не известный)


- Уж не знаю, как выглядит этот ужасный зверь, - сказала Катя, - но то, что он плохо себя ведёт, сразу видно


- Наш Женька иногда бывает похож на этого зверя, - съязвила Юлька. - Да, Евгений?


Но Женька почему то ничего не ответил. И тут все поняли, что он просто спит на ходу. (Ещё бы! Он ведь пол ночи воевал с комаром!) И тогда учительница-фея присела на лавку и взяла его на руки.


- Светлана Даниловна, что-то я спать хочу, - пожаловался Женька. - Расскажите мне что-нибудь перед сном, вы ведь много сказок знаете. Я даже могу глаза закрыть, когда вы будете рассказывать.


- Хорошо. Только давай договоримся так: когда в сказке встретится глагол, ты открывай правый глаз. Ладно?


- А можно левый?


- Можно….



о ком этот рассказ? при помощи какой части речи составлен этот рассказ? (глагол)


Ребята, посмотрите, при помощи глаголов можно составлять шуточные рассказы, можно передавать различные виды информации.

В современном языке с помощью только глагола можно сделать все. Ведь глагол- это движения, действия, а значит и жизнь.


2. -Итак, что же такое глагол, кто сможет дать определение?

-на какие вопросы он отвечает?

-что обозначает глагол?


А сейчас запишем четверостишие и найдем в нем глаголы. ( 1 ученик у доски, остальные в тетрадях)


Скоро белые метели

Снег поднимут от земли,

Улетают, улетели,

Улетели журавли.


Задание: найти глаголы, задать к ним вопросы.


Ребята, обратите внимание на глагол улетели. В каком времени совершается действии?( уже произошло- в прошедшем)


-а как будет в настоящем времени?- улетают

в будущем- улетят


Значит, какой мы можем делать вывод? как изменяются глаголы? ( глаголы изменяются по временам. бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени).


Глагол улетели -какое число? (пр.вр., мн. ч)

А как будет в единственном? Он улетел.Посмотрите, журавль-он-м.р.-улетел, а если сорока? (она улетела) Облоко-улетело-ср.р


какой вывод делаем? как изменяется глагол в прошедшем времени? ( глагол в прошедшем времениизменяется по родам и числам)



3. А теперь запишем предложение.


Журавли улетели на юг.

( предложение повеств., невоскл., прост., двусост., рапр.)


Сделаем синтаксический разбор предлодения.

Чем выражено сказуемое? Какой частью речи? (глагол)


Значит, глагол в предложении обычно бывает сказуемым.


В каком времени глагол?( прошедшем) Число? (мн.ч)


Ребята, а подлежащее в этом предложении в каком числе? ( тоже во мн.ч.)

Значит, сказуемое согласуется с подлежащим.


4. Запишем еще одно предложение.подчеркнем в нем подлежащее и сказуемое.


Мяч упал на пол.


Еще укажите время сказуемого. Подлежащее в каком числе стоит? (ед.ч.)

а сказуемое?( ед.ч)

укажите род подлежащего (м.р.)

а у сказуемого? (м.р.)


В чем согласуются подлежащее и сказуемое? (в этом предлоджении подлеж. и сказ. согласуются в роде и числе)


5. Слуховой диктант.

Я зачитываю пословицы, вы внимательно слушаете, находите глаголы и записывайте их в тетради. Указываем число, время, лицо и род.


Смелость города берет. Задрал нос - и кочергой не достанешь. Труд человека кормит, а лень-портит.


6. Загадываю загадки, а из отгадок составляем предложения.


Сидит-зеленеет,

Летит-пожелтеет,

Падет-почернеет.

(Лист)



Светит, а не греет. (Месяц)


Летит-говорит,

а сядет-молчит.

(Оса)


Летит-воет,

упал-землю роет

(Снаряд)



В предложении: синтаксический разбор, указать чем является глагол.



7. Выводы.

Итак, ребята, какую же синтаксическую роль выполняет глагол в предложении? какаим членом бывает?


8. домашнее задание.


























© 2010-2022