- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Курганова С.Н. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа поселка Дурмин района имени Лазо Хабаровского края
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
Руководитель ШМО
_____________ С.Н.Курганова
Протокол № ___
«___» ______________ 2015 года
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________ Т.М.Сергеева
«___»________________ 2015 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_______________ Н.А.Колесник
«___» _____________ 2015 года
Рабочая программа по предмету
«литература»
для 7 класса
2015 - 2016 учебный год
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, М: « ТИД «Русское слово - РС»,2012.
Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях./автор-составитель Г.С. Меркин.-
М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012
Рабочая тетрадь к учебнику «Литература 7 класс». Автор Ф.Е.Соловейчик М.: «Русское слово», 2013
Разработал: Курганова Светлана Николаевна, учитель литературы.
Педстаж: 15 лет
2015 год
Пояснительная записка
Программа по литературе для 7 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования, а также «Программы курса «Литература». 5-9 классы / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин», 2012г.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;
-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, овладение умениями чтения и анализа художественных произведений и грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На данном этапе литературного образования выдвигаются воспитательные и образовательные задачи.
Воспитательные задачи курса предназначены для того, чтобы сформировать устойчивый интерес к чтению и воспитать через постижение прочитанного важнейшие качества личности: доброту, сердечность и сострадание, чтобы отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения.
Образовательные задачи должны способствовать формированию умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений - умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Согласно базисному плану на изучение программы по литературе отводится 68 часов (2 часа в неделю); из них р\р -7 (2- изложения; 4- сочинения; 1 инсценировка отрывка); вн/чт-10; чтение наизусть стихотворных текстов-13.
тематический план
№
Тема
Количество часов
1
Введение
1
2
Из устного народного творчества
4
3
Из древнерусской литературы
2
4
Из литературы 18 века
7
5
Из литературы 19 века
25
6
Из литературы 20 века
22
8
Из зарубежной литературы
7
Итого
70
Содержание программы
7 класс
Введение(1 час)
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (эпос, лирика, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.
Теория литературы: литературный род, текстология
Универсальные учебные действия: лексическая работа; составление цитатного плана статьи учебника; беседа; письменный ответ на вопрос; анкетирование.
Из устного народного творчества
Былины (2 часа)
«Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», А.К.Толстой «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпос; эпические жанры в фольклоре; былина (эпическая песня), тематика былин, своеобразие центральных персонажей и особенности конфликта в былине(по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).
Русские народные песни (2 часа)
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили - сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Краеведение: песенный фольклор региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки » в литературной гостиной, устная газета.
Из древнерусской литературы (2 часа)
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.
Из русской литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ (2 часа)
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: ода; тема и мотив.
Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры - Москва - Германия - Петербург.
Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов - ученый-энциклопедист».
Г.Р. ДЕРЖАВИН (1 час)
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение«Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Развитие речи: чтение наизусть.
Д.И. ФОНВИЗИН (3 часа)
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актер и режиссер; режиссер и художник).
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.
Из русской литературы XIX века
А.С. ПУШКИН (4 часа)
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга.«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы - предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава»(в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование - дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ (3 часа)
Стихотворения: «Три пальмы», «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».
Н.В. ГОГОЛЬ (3 часа)
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема - изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».
И.С. ТУРГЕНЕВ (2 часа)
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника».Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).
Н.А. НЕКРАСОВ(2 часа)
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная - основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН(2 часа)
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»:
А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;
Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;
И.С. Никитин. «Пахарь»;
А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;
А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;
М.Л. Михайлов. «Труня», «Те же всё унылые картины...» и др.
Л.Н. ТОЛСТОЙ (2 часа)
Л.Н. Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества - основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.
Н.С. ЛЕСКОВ (2 часа)
Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков - писатель будущего». Сказ «Левша».Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).
А.А. ФЕТ (1 час)
Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер», «Зреет рожь наджаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
Развитие речи: чтение наизусть.
А.П. ЧЕХОВ(2 часа)
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:
М.М. Зощенко «Нервные люди»;
А.Т. Аверченко «Открытие Америки»;
Н.А. Тэффи «Воротник», «Свои и чужие» и др.
Произведения русских поэтов XIX века о России (1 час)
Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»; А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..»
Теория литературы: инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение (развитие представлений).
Развитие речи: чтение наизусть.
Из русской литературы XX века
М. ГОРЬКИЙ (3 часа)
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»).Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)».
И.А. БУНИН (2 часа)
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение - основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
А.И. КУПРИН (2 часа)
Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ-анекдот; диалог; прототип; мотив (развитие представлений); каламбур.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» - по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.
А.С.ГРИН (2 часа)
Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Своеобразие образного мира повести. Экранизация повести.
Теория литературы: развитие представлений о герое-романтике.
Развитие речи: художественный пересказ, выразительное чтение, характеристика образов; письменный отзыв на эпизод.
Возможные виды внеурочной деятельности: фотографии А. Грина; изобразительное искусство (иллюстрации С.Бродского к повести, репродукция картины В. Фалилеева «Волна»); кино («кинофильм «Алые паруса», режиссер А. Птушко, 1961).
В.В. МАЯКОВСКИЙ(1 час)
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).
Развитие речи: выразительное чтение.
С.А. ЕСЕНИН(2 часа)
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…»,«Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».
Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».
И.С. ШМЕЛЕВ (1 час)
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С.Лескова.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.
Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.
М.М. ПРИШВИН (1 час)
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи,градация.
Развитие речи: составление тезисов.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ(2 часа)
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.
Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (1 час)
Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд - основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).
Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ (2 часа)
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память - основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века »:
А.А.Ахматова. «Клятва», «Песнямира»;
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;
А.А. Сурков. «В землянке»;
М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.
Лирика поэтов - участников Великой отечественной войны(1 час)
Н.П. Майоров «Творчество»; Б.А. Богатков «Повестка»; М.Джалиль «Последняя песня»; В.Н. Лобода «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов - участников войны.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: устный литературный журнал «Имена на поверке».
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ (1 урок)
«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.
В.М. ШУКШИН (2 часа)
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Внутренняя простота и нравственная высота героя.
Теория литературы: способы создания характера.
Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).
Краеведение: Сростки - малая родина писателя.
Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.
Поэты XX века о России (1 час)
Г.Тукай «Родная деревня»
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»
М.И.Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»
И.Северянин «Запевка»
Н.М.Рубцов «В горнице»
Я.В. Смеляков. «История».
А.И.Фатьянов. «Давно мы дома не были...»
А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»
А.А.Вознесенский. «Муромский сруб».
К.Ш.Кулиев «Когда на меня навалилась беда…»
Р.Г.Гамзатов «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан»
А.Д.Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
Из зарубежной литературы
У. ШЕКСПИР (1 час)
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, - так теперь...», «Люблю, - но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
МАЦУО БАСЁ (1 ЧАС)
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов и структуры.
Теория литературы: хокку (хайку)
Р. БЁРНС (1 час)
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно»- по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.
Р.Л. СТИВЕНСОН (1 час)
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность - наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я. Маршак - переводчик».
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ (2 часа)
Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Самолет», «Самолет и планета»,сказка «Маленький принц» - по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.
Связь с другими искусствами. Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Маленького принца».
Р.БРЕДБЕРИ (1 час)
Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли.
Теория литературы: фантастика (развитие представлений)
Я. КУПАЛА (1 час)
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М.Горький и М.Исаковский - переводчики Я. Купалы.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Из Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).
А.С. Пушкин. 1-2 стихотворения - по выбору.
М.Ю. Лермонтов. «Родина».
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).
А.А. Фет. Стихотворение - по выбору.
М.Горький «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды о Данко»)
С.А. Есенин. Стихотворение - по выбору.
Из стихов о России поэтов XIX века. 1-2 стихотворения - по выбору.
Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»
А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»
У. Ш е к с п и р. Один сонет - по выбору.
М.Басё. Несколько стихотворений (по выбору)
Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».
Из древнерусской литературы
«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».
Из литературы XVIII века
Г.Р.Державин. «Признание».
Из литературы XIX века
А.С. Пушкин. «19 октября» ( «Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827г» («Бог помочь вам, друзья мои...»).
М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия».
И.С. Тургенев. «Первая любовь».
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь», «Коняга».
А.П. Чехов. «Смерть чиновника». В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».
Из литературы XX века М. Г о р ь к и й. «В людях». И.А. Бунин. «Цифры».
В.В. Маяковский. «Адище города».
Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Аеры».
В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров».
А.Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины...»,
«Дом у дороги».
В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».
К. Б у л ы ч е в. «Белое платье Золушки».
В.М. Шукшин. «Забуксовал».
Ф.А. Искандер. «Петух».
Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Оценка устных ответов по литературе
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными "критериями в пределах программы данного класса:
1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями' и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному-двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряд недостатков в его композиции и языке.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.
Оценка письменных ответов по литературе
Объем сочинений, независимо от источника и места работы, должен быть примерно таким:
в 5 классе- 1-1,5 тетрадные страницы,
в 6 классе- 1,5-2,
в 7 классе- 2-2,5,
в 8 классе- 2,5-3,
в 9 классе- 3-4,
в 10 классе- 4-5,
в 11 классе- 5-7 страниц (за 2 часа).
Объем классного сочинения зависит также от времени, отведенного на выполнение работы.
Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объема не ведет к повышению отметки. При превышении или уменьшении объема сочинения в полтора или более раз оценка за грамотность повышается или понижается на один балл. Однако при наличии орфографических и пунктуационных ошибок выше нормы ни при каких других условиях не может быть выставлена оценка «5».
Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:
-соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
-полнота раскрытия темы;
-правильность фактического материала;
-последовательность и логичность изложения;
-правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
-богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
-стилевое единство и выразительность речи;
-правильность и уместность употребления языковых средств.
Содержание и речь
Грамотность
Допускаются:
«5»
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.
I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
«4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
«3»
1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.-
5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
«2»
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов
Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и пунк.,
а также 7 грамматических
ошибок
«1»
Отсутствие работы
Более 8 орф. ошибок (при наличии работы)
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
Обучающиеся должны знать:
-содержание изученных художественных произведений, основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов, изучаемых в 7 классе; изученные теоретико-литературные понятия.
Обучающиеся должны уметь:
-воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль выразительных средств;
-выделять и формулировать тему, идею, проблему изученного произведения, давать характеристику героев произведения; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении; пользоваться справочным аппаратом учебника и школьным словарём литературоведческих терминов.
Учебно-методический комплект
Программа по литературе для общеобразовательной школы. 5-11 классы. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. - М.: Русское слово, 2010
Учебник: Литература..П/р Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева. М.: Русское слово, 2009. 7 класс, в 2-х частях
Рабочая тетрадь: Литература. 7 класс. М.: Русское слово 2013г., в 2- х частях
№
п./п
№
п/п
Основное содержание
программного материала
Кол-во
часов
Дата по плану
Дата по факту
Требования к уровню подготовки учащихся
Виды контроля
ИКТ
Домашнее
задание
примечание
1
1
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Литературные роды (лирика, эпос, драма)
1
04.09
кратко повторить изученное в 6 классе; проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить учеников со структурой и кратким содержанием учебника, обратить внимание на вопросы к текстам и справочные материалы
презентация
Подготовить рассказ на тему «Что значит «незаинтересованное», но интересное чтение»
Из устного народного творчества - 4 часа
2
1
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Событие в былине, поэтическая речь былин, своеобразие характера и речи персонажа..
1
08.09
знать о жанры устного народного творчества; иметь представление об отличиях былины от сказки, представление об особенностях жанра былин.
Отзыв на эпизод
Письменные ответы на вопросы
презентация
1.План-конспект статьи «Былинные герои»
2.стр.14. вопросы 1-3
Подготовиться к теоретическому диктанту.
3.
3
2
А.К.Толстой «Илья Муромец» Конфликт. Поучительная речь былины.Отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость)
11.09
Иметь навыки устной речи, навыки анализа текста.
анализ произведения
презентация
стр 25 Задание 1-5 Подготовиться к письменному отзыву
4
3
Р.Р. Отзыв на эпизод былины «Илья Муромец»
1
15.09
Иметь навыки работы над эпизодом.
Читать русские народные песни;
Наизусть колядку
5
4
Русская народная песня. Обрядовая поэзия; лирические песни; лиро- эпические песни.
Наизусть «Девочки - колядки»
1
18.09
Уметь определять лирическое и эпическое начало в песне;
Раскрыть многозначность поэтического образа в народной песне
Заучивание наизусть стихотворных текстов
презентация
Стр.39 задания 1-4, 5 - письменно
Из древнерусской литературы - 2 часа
6
1
Поучительный характер древнерусской литературы.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Любовь к родине, образованность, твёрдость духа, религиозность.
1
22.09
Знать особенности жанра древнерусской литературы;
понимать взгляды, идеалы народа, отражённые в «Повести…», чувствовать нравственную красоту и силу героев
Работа над планом
Выразительное чтение
Беседа по вопросам
Элементы анализа текста
Подробный пересказ
презентация
1. Прочитать Повесть о Петре и Фе «вронии Муромских»
2. Подготовить выразительное чтение фрагмента повести;
Составить план пересказа повести; стр.54, задание №1;
Подготовиться к изложению с элементами сочинения
7
2
Р.Р. Изложение с элементами сочинения по «Повести о Петре и Февронии Муромских»
1
25.09
Проверить творческие способности учащихся, знания «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Изложение с элементами сочинения
План статьи и пересказ по плану стр.56-57
Из литературы VIII века- 7 часов
8
1
М.В. Ломоносов Жизнь и судьба поэта, просветителя и учёного. Теория о трёх штилях.
1
29.09
Познакомить учащихся с особенностями литературы VIII века и с фактами биографии М.В.Ломоносова, рассказать о его роли в развитии русской литературы;
Дать понятие о жанре оды.
презентация
1.Выучить оду стр.60
2.составить план статьи о «Трёх штилях» и пересказать
9
2
М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия…»
Особенность поэтического языка оды.
Наизусть отрывок из «Оды на день восшествия…»
1
02.10
знать о его заслугах перед наукой.
Заучивание наизусть стихотворных текстов
Подготовить план сочинения
10
3
Р.Р. Сочинение с элементами рассуждения по теме «Слава науке»
1
06.10
Уметь доказывать и аргументировать свою точку зрения
сочинение
Презентация о Державине
11
4
Г.Р.Державин. Биография Державина (по страницам книги В.Ходасевича «Державин»
«Властителям и судиям» Тема поэта и власти
Наизусть «Властителям и судиям»
1
09.10
Уметь делать краткий обзор жизненного и творческого пути Г.Р.Державина, значение его стихотворческой деятельности, развивать навыки анализа поэтического текста.
Заучивание наизусть стихотворных текстов
презентация
1. задания №8, 9-11
12
5
Д.И.Фонвизин. «Недоросль»Своеобразие, основной конфликт пьесы и её проблематика, образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли, язык);
Образование и образованность; воспитание и семья
1
13.10
Делать краткий обзор жизненного и творческого пути Д.И.Фонвизина,
видеть основной конфликт, нравственные и социальные проблемы в комедии;
Чтение по ролям
презентация
1. Пересказ статьи «Классицизм» стр.79-80; прочитать комедию «Недоросль»
13
6
Д.И.Фонвизин. «Недоросль» образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли, язык)
1
16.10
видеть основной конфликт, нравственные и социальные проблемы в комедии
Устное сочинение
2.задание №1-8
3. стр.128 «Живое слово»
14
7
Р.Р. Инсценировка пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»
1
20.10
навык сценической речи и сценического искусства
Инсценировка
Индивидуальное сообщение о Пушкине
Из литературы XIX века- 25 часов
15
1
А.С.Пушкин.
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта. Дружба и тема долга.
«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и балладе Пушкина;
1
23.10
Познакомить с лирикой и летописным источником произведения Пушкина
Углубить знания учеников о жизни и творчестве Пушкина.
Выразительное чтение
Чтение наизусть
Сочинение с элементами рассуждения
презентация
Пересказ статьи Юрия Тынянова. Ответить на вопросы стр.135.
2. Наизусть «Во глубине сибирских руд»
3. Вопросы и задания стр.148. Знать, что такое баллада
16
2
«Полтава»: образ Петра и тема России в поэме. Изображение «массы» и персоналий поэмы.
1
27.10
совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста
презентация
Прочитать «Полтаву»; стр.158, вопросы №1-5.
стр.159 задание 1.
Подготовиться к сочинению
17
3
В.Ч. «Час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин»
Наизусть «Во глубине сибирских руд»
1
30.10
Проверить творческие способности учащихся
Подготовить выразительное чтение и чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.
18
4
Р.Р. Сочинение на тему «Пётр I
и КарлXII в поэме А.С.Пушкина «Полтава»
1
10.11
Дать учащимся возможность представить наиболее полюбившиеся им стихи А.С.Пушкина
Сообщение о творчестве М.Ю.Лермонтова.
Конспект статьи Андронникова
19
5
М.Ю.Лермонтов.
Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика.
1
13.11
Расширить знания учеников о биографии М.Ю.Лермонтова
Рассказ о событии
рецензия
презентация
1. Наизусть «Родина»
2.Конспект стр.167-168.
20
6
Основные мотивы «Песни…».Центральные персонажи повести и художественные приёмы их создания.
Наизусть «Родина»
1
17.11
помочь ученикам выявить основную идею, особенности конфликта «Песни…», совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста
Прочитать «Песню…»
Вопросы стр.184
Написать рецензию стр.187.
21
7
В.Ч. «Москва Ивана Грозного» . Заочная экскурсия в историко-литературный музей
1
20.11
Погрузиться в мир правления Ивана Грозного;
Увидеть улицы, быт и нравы Москвы.
Индив. Задание - сообщение о Гоголе.
22
8
Н.В.Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека».
«Шинель».:основной конфликт; трагическое и комическое.
1
24.11
Углубить знания учеников о биографии и творчестве Н.В.Гоголя;
Различные виды пересказа
презентация
1. Прочитать «Шинель»
2.Перезказ эпизодов.
3. Задания №1-5;3, 6 - письменно.
23
9
Образ Акакия Акакиевича
1
27.11
Дать представление об изображении чиновничества, образе «маленького человека»
Подбор цитат для характеристики персонажа
сочинение
презентация
Подготовиться к сочинению по теме «Образ Акакия Акакиевича»
24
10
Р.Р. Сочинение на тему Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель»
1
01.12
Подготовить учащихся к пониманию темы сочинения;
Дальнейшее развитие речи учащихся
Дописать сочинение
25
11
В.Ч. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя в русском искусстве (кино)
1
04.12
Посмотреть кинофрагменты «Петербург. Повест»
1.Индии. Сообщение о Тургеневе.
2. По тургеневским местам - конспект и пересказ
26
12
И.С.Тургенев.
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника»
Рассказ «Хорь и Калиныч»: природный ум, трудолюбие, смекалка, талант.
1
08.12
Познакомить с творческой и жизненной биографией И.С.Тургенева, с такими понятиями как портрет и характер, стихотворения в прозе;
презентация
1.Прочитать и пересказать «Хорь и Калиныч»
2.Задания №1-9 стр.252 + Живое слово
27
13
«Певцы»:основная тема рассказа, талант
Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стиха.
1
11.12
Вызвать интерес к творчеству поэта
Рассмотреть особенности композиции и сюжета;
Письменно ответить на вопрос № 5 стр.255
Пересказ «Певцы», №5 письменно
28
14
Н.А.Некрасов. Доля народная - основная тема произведений поэта.
Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга;
Верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие.
1
15.12
Познакомить с творческой и жизненной биографией Н.А.Некрасова, помочь ученикам выявить идею произведений, определить пафос стихотворений, особенности лирического героя.
Чтение наизусть
Выписки для характеристики героев
презентация
1.Презентация и сообщение о Н.А.Некрасове.
2.Наизусть отрывок «Размышления у парадного подъезда
29
15
Н.А.Некрасов. Доля народная - основная тема произведений поэта.
Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга;
Верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие.
Наизусть отрывок «Размышления у парадного подъезда
1
18.12
определить пафос стихотворений, особенности лирического героя.
Цитатный план
Элементы тезисного плана
3.Цитатный план статьи на стр.300-302,
Вопросы с 1-10.
4.Вопросы на стр.311-312.
Индив. Задание - презентация и сообщение по творчеству и биографии М.Е.Салтыкова-Щедрина
30
16
В.Ч. «По сибирским дорогам декабристок» . Литературно-краеведческая экскурсия.
1
22.12
Более углубленно пройтись по следам истории декабристов.
№1 СТР.316
Прочитать сказку «Дикий помещик»
31
17
М.Е.Салтыков - Щедрин.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика.
1
25.12
Знать биографию и творчество Салтыкова-Щедрина; видеть особенности жанра сказки, сатирический пафос сказок; навыки анализа текста.
Различные виды пересказа
презентация
1. стр.325 №1-5
Пересказ от лица помещика, автора.
2. стр.334 задания.
.
32
18
М.Е.Салтыков - Щедрин.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика.
1
12.01
Видеть особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок; совершенствовать навыки анализа текста.
Письменный отзыв
Написать отзыв по сказке «Дикий помещик»
Индив. Задание- презентация и сообщение по творчеству Л.Н.Толстого
33
19
Л.Н.Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».
1
15.01
Познакомить с биографией и литературным творчеством Л.Н.Толстого.
Составление цитатного плана
Составление рассказа очевидца
презентация
1.Прочитать и составить цитатный план стр.340-358.
2. Вопросы стр.359-360; Живое слово.
34
20
«Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества - основные темы рассказа.
1
19.01
Выделять особенность героев «Севастопольских рассказов»
Наизусть «Зреет рожь над жаркой нивой»
35
21
А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой».
Общечеловеческое в лирике.
Наизусть «Зреет рожь над жаркой нивой»
1
22.01
Видеть поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитеты.
Чтение наизусть
презентация
1.Стр.364 задания 1-6
2.Выучит наизусть стихи поэтов XIX века о природе
36
22
В.Ч. Час поэзии в литературной гостиной « Стихи и песни о родной природе поэтов XIX века»
1
26.01
Знать стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю Лермонтова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Я.П.Полонского, А.Н.Майкова; определять общее отношение к природе и индивидуальность каждого автора в раскрытии характера картины
Прочитать сказ «Левша»
37
23
Н.С.Лесков. «Лесков - писатель будущего». «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести.
1
29.01
Проникнуть в образный мир произведения;
Выявить черты характера главного героя
Своеобразия стиля повести
Расширение представлений о сказе
презентация
Индив. Задание - презентация и сообщение о Чехове.
38
24
Антон Павлович Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения.
1
02.02
Углубить знания учеников о личной и творческой биографии Чехова;
Познакомить с его рассказом и выявить его художественные особенности
Пересказ, близкий к тексту;
Составление словаря языка персонажа
1.Литературная игра стр.378
2. Наизусть стихи о России поэтов XIX - XX веков.
39
25
В.Ч. «О русская земля…»: стихи о России поэтов XIX - XX веков.
Наизусть стихи о России поэтов XIX - XX веков.
1
05.02
Дать учащимся возможность представить наиболее полюбившиеся им стихи поэтов XX века
Чтение стихотворений наизусть
Из литературы XX века - 22 часа
40
1
М.Горький. «Детство». Основные сюжетные линии в автобиографической повести и рассказе; становление характера мальчика.
«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»: контраст как основной приём раскрытия замысла.
1
09.02
Познакомить учеников с автобиографической повестью;
Дать понятия «романтизма», «романтического героя»;
Развивать навыки анализа текста, работы с иллюстрациями.
Различные виды пересказа
Цитатный план
презентация
1. Пересказ «Детство» ответить на вопросы стр.65
2. Составить цитатный план «Легенда о Данко», стр.74 №10
41
2
В.Ч. Конференция « М.Горький и русские писатели ( Л.Толстой, А.Чехов)»
1
12.02
Презентация о Бунине
42
3
И.А.Бунин. «Догорел апрельский теплый вечер». Образ природы.
1
16.02
Дать краткую характеристику творчества И.А.Бунина;
Подготовка вопросов для дискуссии
Выразительное чтение
презентация
1. Прочитать «Кукушка» и подготовит вопросы для дискуссии.
43
4
«Кукушка».Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение - основные проблемы рассказа
1
19.02
Познакомить с рассказом «Кукушка», его своеобразием;
Выявить особенность героев рассказа;
Различные виды пересказа
Пересказ. Вопросы стр.99-100
3. Прочитать «Куст сирени»
Индив. Задание - сообщение о Куприне.
44
5
А.И. Куприн «Куст сирени» Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в пони
мании автора и его героя.
1
26.02
Познакомить с творчеством А.И.Куприна и его рассказом «Куст сирени»
Подготовка вопросов для дискуссии
Отзыв на эпизод
Составление плана ответа
презентация
1.Живое слово стр.112
2. Презентация о творчестве и биографии В.В.Маяковского
45
6
В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия.
1
01.03
начать знакомство учеников с личностью Маяковского; попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта и его произведений; дать предварительное понятие о футуризме; развивать навыки анализа поэтического текста.
Выразительное чтение
презентация
1.стр.121 вопросы
2.Живое слово
3.Презенация о творчестве С.А.Есенина
46
7
С.А.Есенин. «Отговорила роща золотая» , «Я покинул родимый дом». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора.
1
04.03
познакомить с классическими произведениями С.Есенина; повторить сведения о литературных направлениях;
Чтение наизусть
презентация
стр.127 вопросы 1-5
47
8
Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
1
11.03
развивать умения видеть особенности стиля поэта; на примере стихотворений показать острое чувство любви поэта к родной природе, родине.
Отзыв о стихотворении
Наизусть (по выбору)
48
9
В.Ч. Литературный вечер «Мой Сергей Есенин»
Наизусть (по выбору)
1
15.03
Презентация о Шмелёве
49
10
И.С.Шмелёв «Русская песня» Основные сюжетные линии рассказа.
Проблематика и художественная идея.
1
18.03
Познакомить с творчеством И.С.Шмелёва и его рассказом «Русская песня»;
Раскрыть национальный характер в рассказе, определить проблематику и художественную идею произведения
Устный и письменный отзыв о прочитанном
Работа со словарями
презентация
1.Написать отзыв на рассказ «Русская песня»
2.Прочитать рассказ Пришвина «Москва-река».
3.Презентация по творчеству М.М.Пришвина
50
11
М.М.Пришвин. «Москва-река» Тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе.
1
22.03
Познакомить с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Москва-река»;
Стр.147 Живое слово Задания по выбору
Индив. Сообщение о Паустовском
презентация
51
12
К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона» Мир человека и природы; малая родина; образ рассказчика в произведении
1
25.03
познакомить с личностью и творчеством К.Г. Паустовского, раскрыть многогранность его таланта, показать любовь писателя к родному краю, донести до детей его призыв о бережном отношении к природе
Изложение с элементами сочинения
презентация
Подготовиться к изложению, составить план.
52
13
Р.Р. Изложение с элементами сочинения по рассказу М.М.Пришвина «Мещерская сторона»
1
05.04
Уметь подробно и чётко излагать текст произведения;
высказывать письменно свои мысли.
стр.163 №11
Наизусть стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»
53
14
Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться»
Тема стихотворения и его художественная идея.
Наизусть стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»
1
08.04
Раскрыть понятия»духовность и духовный труд» как основное нравственное достоинство человека
Чтение наизусть
Составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике
презентация
Наизусть «Не позволяй душе лениться»
54
15
А.Т.Твардовский. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни», «Василий Тёркин»
Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память - основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.
1
12.04
Познакомить с биографией и литературным творчеством А.Т.Твардовского
презентация
55
16
А.Т.Твардовский. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни», «Василий Тёркин»
Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память - основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.
1
15.04
Уметь выявлять особенность композиции, поэтического синтаксиса
Различные типы чтения
1.Наизусть «На дне моей жизни»
2.Прочитать !Василий Тёркин»
56
17
А.Т.Твардовский. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни», «Василий Тёркин»
Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память - основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.
Наизусть «На дне моей жизни»
1
19.04
Уметь выявлять особенность композиции, поэтического синтаксиса поэмы «Василий Тёркин»
Чтение наизусть
Тезисный план двух статей стр. 185-189
Подготовить наизусть и выразительно стихи поэтов XX века.
57
18
В.Ч. Встреча в литературной гостиной « Стихи и песни о войне поэтов XX века»
Подготовить наизусть и выразительно стихи поэтов XX века.
1
22.04
презентация
58
19
Б.Л.Васильев. «Экспонат №…»
Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия
1
26.04
Знать творчество Б.Л.Васильева и его рассказ «Экспонат №…»
Подготовка плана к диспуту
презентация
1.Прочитать «Экспонат №…» ,
59
20
Б.Л.Васильев. «Экспонат №…»
Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия
1
29.04
Раскрыть особенность названия рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения
Различные виды комментированного эпизода
ответить на вопросы с закладками в учебнике.
60
21
В.Ч. В.М.Шукшин. «Чудаки» и «чудики» в рассказах «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум»
Внутренняя простота и нравственная высота героев.
1
03.05
Дать краткую характеристику творчества И.А.Бунина;
Познакомить с рассказами «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум», их своеобразием;
Выявить особенность «чудиков» и «чудаков»;
Составление словаря языка персонажей
Письменный отзыв
Сочинение-рассуждение
презентация
Написать сочинение-рассуждение на тему
«Герой рассказов Шукшина, затронувший мою душу.
2. Герой рассказов Шукшина, который запомнится навсегда.
61
22
«Мне о России надо говорить…»: стихи о России поэтов ХХ века.
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов ХХ века.
Наизусть
1
25.04
Показать своеобразие темы России в стихах поэтов ХХ века.
Развернутая характеристика одного из поэтических текстов
Чтение стихотворения наизусть
Наизусть
Из зарубежной литературы - 7 часов
62
1
У.Шекпир. Темы и мотивы сонетов.
1
06.05
Сделать акцент на вечных темах У.Шекспира (любви, жизни, красоты, смерти)
Чтение наизусть
презентация
Наизусть сонет по выбору
63
2
У.Шекпир. Темы и мотивы сонетов.
1
10.05
Сделать акцент на вечных темах У.Шекспира (любви, жизни, красоты, смерти)
64
3
Р.Бёрнс «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору)
Осиновые мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Наизусть сонет по выбору
1
13.05
Познакомить с творчеством Р.Р.Бёрнса и его стихотворениями;
Раскрыть в стихотворениях представления о добре и зле.
презентация
Стр.243 вопросы 1-5
65
4
Ш.Петёфи. «В деревне»
Тема стихотворения и позиция поэта.
1
17.05
Раскрыть вопросы смысла жизни, жизни и смерти в стихотворении Ш.Петёфи
презентация
Задание №4 стр.247
Прочитать «Остров сокровищ» стр. 270, составить тезисный план стр. 271-274
66
5
Р.Л.Стивенсон. «Остров сокровищ» Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность - наиболее привлекательные качества героя
1
20.05
Показать мастерство писателя в изображении характера героя;
Раскрыть авторское отношение к героям, роль пейзажа.
Чтение и различные способы комментирования
презентация
№3 стр.274
Чтение и пересказ стр.275 - 300
67
6
А.Конан Дойл
«Записки о Шерлоке Холмсе»
1
24.05
Раскрыть детективный смысл произведения
презентация
Задание №4 стр.301
Прочитать «Планета людей» А.Экзюпери.
68
7
А.Сент-Экзюпери «Планета людей»
Основные события и Подведение итогов года.
Литература на лето.позиция автора
1
27.05
Познакомить кратко биографией А.Сент-Экзюпери, с такими понятиями как добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев
Вызвать интерес к творчеству поэта
презентация
Тезисный план статьи «Искусство поэтического перевода»