Конспект урока по литературе на тему Тема природы в поэзии Ф. И. Тютчева (5 класс)

Цель урока "Тема природы в поэзии Ф.И. Тютчева" – исследовать тайну поэтического слова. В течение урока учащиеся ищут ответ на вопрос: «В чём же загадка души поэта?» Они читают и анализируют стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою…», «Зима недаром злится». Вместе с учителем ребята делают вывод о том, что поэт не просто рассказывает нам о красоте природы, он показывает её. В этом ему помогают слова в переносном значении (метафоры, олицетворение, эпитеты), а такж...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ Ф.И. ТЮТЧЕВА

Цель - исследовать тайну поэтического слова.

  1. Кто такой поэт?

Вы сразу ответили. Что поэт - тот, кто слагать стихи, кто может писать в рифму. Но человек не потому становится поэтом, что пишет в рифму, он творит стихи из-за каких-то особых качеств своей личности и души.


  1. В чём же загадка души поэта?

Давайте попробуем разгадать эту тайну.

Представьте себя в городе с высокими и прочными домами, широкими и светлыми улицами. Люди в городе жили разные, но каждый, кто приезжал и видел их, утверждал, что все они похожи. «Чем?» - спросите вы. Люди города говорили обычные слова и выражения, которые как правило, имели одно, совершенно определённое значение. Если они видели вазу, то произносили фразу: «На столе стоит хрустальная ваза». Прилагательное «хрустальная ваза» обозначало только одно: сделанная из хрусталя. Но в этом городе жил поэт - Ф.И. Тютчев. Он пытался раскрыть тайну слова. Послушайте, что он писал об осени.


  1. Чтение стихотворения «Есть в осени первоначальной».

Обратите внимание на 1-ое четверостишие. Найдите слово, где встречается слово «хрустальный». Как вы думаете. Что означает слово, что открывает оно читателю? (Поэт сравнил осенний день с хрусталём.)


  1. Посмотрите на эту вазу.

  • Какой хрусталь по цвету? (Прозрачный, чистый)

  • А день? (Такой же чистый и прозрачный осенний воздух, когда после первых дождей н пылинки, когда в прозрачном неподвижном воздухе отчётливо видна каждая веточка дерева.)

  • Стекло! Потрогайте его! Что вы чувствуете? (Оно холодное.)

  • А день? (Осенний день прохладен из-за светлого осеннего ветерка.)

  • Хрустальная ваза красивая?

  • А день? (Красив и каждый осенний день этой «кроткой и дивной поры».)

  • Вспомните, как проверяют качество хрусталя? (По звуку: если слегка тронуть его, то он зазвенит, запоёт. Чем чище звук, тем больше ценится хрусталь.)

Значит, поэт имел в виду ещё и звучность осеннего дня, чистоту звуков, которые далеко раздаются в тишине будто замёрзшего воздуха.)

  • Обратите внимание на доску. Перед уроком… Лера написала для нас «Словарик изобразительно-выразительных средств». Вспомним.

  • Какое изобразительно-выразительное средство художественной речи помогло нам увидеть звонкий, прохладный, чудесный осенний день?

  • Ребята, а легко ли разбить хрупкий хрусталь? (Одно неосторожное движение и вместо прекрасной вещи груда осколков.)

  • Не так ли хрупка и непрочна красота осеннего дня? (Да, сейчас светит солнце, радует природу и человека, но совсем скоро налетит холодный ветер, принесёт серые тучи и разобьётся радость в потоках унылых дождей.)

  • Настроение, созданное поэтом, можно выразить цветом. Давайте попытаемся найти цветовое решение, изобразим стихотворение Ф.И. Тютчева. С каким цветом ассоциируется настроение, навеянное этим стихотворением? (Подняли цвета! Красный, оранжевый, синий.)

  • Обратите внимание на рисунок Даши.(Защита рисунка.)

Вывод. Видите, ребята, сколько мыслей и чувств вызывает одно слово в художественном произведении. Один эпитет…и перед нами живая картина: краски. Звуки и настроение осеннего дня.

(Звучит музыка)

  1. Какое время года сменяет осень?

Проходят дни, меся. Мороз сковывает землю, укрывает её белым покрывалом. Зимнее солнце слепит глаза, но не греет землю. И нам поэт читает стихотворение «Чародейкою зимою…»

  • Какую картину помог нам увидеть Ф.И. Тютчев? (Зима, лес.)

  • Как поэт называет Зиму. Обратите внимание, что слов «Зима» написано с большой буквы. Почему? (Зима оживает, она очеловечена.)

  • Одно слов о Зиме - «чародейка», и мы очутились в сказке. Взмахнула чародейка своей ледяной палочкой, и вот лес стал…Каким? Найдите слова, которые передаю его состояние. (Околдован, очарован, опутан, окован.)

  • Я произнесу эти слова ещё раз. Что вы услышали? Какой приём использует поэт? (Звукозапись).

  • Какую картину помогает воссоздать [О]? (Усиливает состояние колдовского покоя.)

  • Вернёмся к 1-ой строфе. Итак, Чародейкою Зимою Околдован…

В сказках это слово обычно используют по отношению к одушевлённому сказочному существу. Какой вывод можно сделать? (Лес, природа для поэта - живое, а не бездушное существо.)

  • Если бы нам предложили написать картину к 1-ой строфе, что бы вы нарисовали?

  • Что необычного и удивительного видит поэт в этом зимнем пейзаже? (Снежная, немая, неподвижная бахрома и под ней чудная жизнь.)

  • «Неподвижная», «немая» - это эпитеты. Как вы понимаете эти слова? (Без движения не способна говорить.)

Вывод. Значит, зима красива своим белым безмолвием. А за этим безмолвием мы вдруг видим «чудную», скрытую тайную жизнь леса, которую способен увидеть только очень внимательный человек - поэт.

  • Поэт как-то по - особенному видит картину жизни зимнего леса и, размышляя о её красоте и загадочности зимней сказки, он говорит о лесе «не мертвец и не живой».

Почему он так сказал? Какое слово, стоящее рядом, помогает ответить на этот вопрос? («Сном волшебным очарован». Лес безмолвен, неподвижен, он спит до весны, до того времени, когда его разбудит солнце.)

  • Обратите внимание на ещё одно необычное выражение «окован лёгкой цепью пуховой». Давайте разгадаем тайну «цепи пуховой». Почему цепь - это пух? Уберите, замените другим словом. Красиво? Не очень. Пропадает красота. (Пуховая - дунешь - улетит.)

  • Что же это за изобразительно-выразительное средство? (Метафора.)

  • Найдите «непонятные» слова в 3-ей строфе. В чём загадка этих слов? (Может образ солнца становится как бы живым существом. Которое мечет стрелы-лучи, а лес должен трепетать, бояться, но всё совсем наоборот? Как?)

  • Ребята, волшебную сказку стихотворения нам помогают представить не только слова, а даже то, как оно построено. Мы чаще всего встречаем стихотворения, написанные четверостишиями. В стихах «Чародейкою зимою..» 3 строфы по 5 строчек. (Строфа состоит из скольких строчек? Как называется?)

Давайте проведём эксперимент.

Попробуем прочитать строфу без 1 строчки, но так, чтобы сохранилась рифма.

- Изменился ли смысл? (Нет.)

- А наше впечатление, настроение?

- Какой вариант вам понравился больше? Почему? (5 строчка как в сказке о заколдованной красавице. Усиливает ощущение сказочности, таинственности, колдовства.) Исчезнет какая-то тайна, которая достигается с помощью необычных слов.

Вывод. Поэт не просто рассказывает нам о красоте природы, он показывает её. Какие приёмы он использует для описания? Слова в переносном значении (метафоры, олицетворение, эпитеты), а также построение стихотворения.

6. Вы только что увидели лес, околдованный зимой, услышали его внутреннюю жизнь. Похожие картины можно написать не только словом, но и кисточкой. Представьте, что вы в музее. Перед вами репродукция картин И.И. Шишкина «Зима», «Иней в лесу». Посмотрите, полюбуйтесь!

  • Ответьте на вопрос: «Можно ли сказать, что картины проникнуты тем же настроением, что и стихотворение поэта?» («Зима» - помогает понять спокойствие, тишину спящего зимнего леса; «Иней в лесу» - наполнена солнцем, говорит об ослепительной красоте леса.)

Вывод. Картины И.И. Шишкина помогли нам увидеть образы стихотворения, почувствовать настроение поэта. Но у нас есть и свои художники, посмотрите на их иллюстрации. Давайте послушаем 1-у из них. (Защита иллюстрации.)

7. Наш поэт любовался красотой зимней природы, но ждал самого лучшего времени, когда она проснётся под лучами солнца. Чуткой душой он ощущал малейшие изменения в природе и читал стихотворение «Зима недаром злится».

  • Кто является героем стихотворения?

  • Почему эти слова написаны с большой буквы?

  • Какую картину вы видите? Нарисуйте её словами. (Ссора Зимы и Весны. Столкновение времён года представлено в виде сказочного сражения, деревенской ссоры старой ведьмы Зимы и молодой, весёлой, задорной девушки Весны.)

  • Тютчев очеловечивает Зиму? Какой приём он использует?

  • Слова какой части речи помогают поэту передать действия героя? (Глаголы.)

  • Почему? Как вы думаете? (Изображено наступление весны, природа просыпается, оживает, происходят изменения в природе - значит всё движется!)

  • Значение какого глагола вам не совсем понятно? (Нудит.)

  • Подберите синонимы (Заставляет, принуждает.)

  • Почему автор выбрал именно этот глагол? (Природа ждёт обновления, звучит коротко. Устаревшее слово, XIX век, спор деревенских жителей.)

  • Давайте прочитаем стихотворение ещё раз.

  • Стихотворение о скором приходе весны передаёт нам особое весеннее настроение. А у нас какое настроение осталось? Определите его с помощью цвета.

  • Это стихотворение вызвало у нас радостное приподнятое настроение. Такое настроение можно назвать весенним. А как ещё можно сказать?

Подберите синонимы (выпишите в тетрадь из следующего списка:

хорошее безобразное приподнятое

бодрое радостное ленивое

красивое восторженное

Вот это бодрое, восторженное настроение захватило не только поэта, но и скучных людей города и нас с вами.

  • Каковы же стихи Ф. Тютчева?

  • Домашнее задание. Ответ на вопрос: «Вы прочитали стихи Ф. Тютчева. К какому из этих произведений вам хотелось бы ещё раз вернуться, почему?» Ответьте на этот вопрос и выучите стихотворение наизусть.


  1. Работа гостей. Уважаемые гости! Сегодня Вы вместе с нами окунулись в волшебный мир тютчевской поэзии. Скажите, пожалуйста, какое стихотворение о природе вам больше всего хотелось вспомнить и почему?


  1. Итог урока. У нас тоже есть свой поэт. Готовясь к уроку, Катя написала свои стихи. Послушайте!



© 2010-2022