Рабочая программа по литературе в 5 классе Э. Э. Кац

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЖЕДАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ОЛЕКМИНСКОГО РАЙОНА РС (Я)




УТВЕРЖДАЮ

Директор МБOУ

«Жедайская СОШ»

_____________________

__Кузьмина Н.Д.______

« » ____________ 201___

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

____________________

_____________________


« »_____________201___

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

__________________

__________________

протокол № _____ от

« »_____________201___








Рабочая программа


по литературе


в 5 классе


на 2015 - 2016 учебный год




Учитель_Заводская Екатерина Игоревна


Квалификационная категория _вторая




Количество часов:


всего _105 ч.;


в неделю ___3___ ч.



Учебник Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-частях./Автор-составитель Э. Э. Кац, Н. Л. Карнаух. - М.: «Астрель», 2013








2015 год


Пояснительная записка


На современном этапе развития общества задачей школьного образования является формирование нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой и самостоятельной личности. Непременным условием является сохранение индивидуальности ученика, развитие его интереса к окружающему миру и готовности к взаимодействию и сотрудничеству с людьми.

Художественная литература оказывает комплексное воздействие на все стороны личности: формирует эстетические и нравственные чувства, мировоззрение, обеспечивает социализацию личности, обогащает знания, речь. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать квалифицированного, подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Первый этап работы - курс литературного чтения в начальной школе (1-4 классы).

5 и 6 классы открывают второй этап литературного образования школьников (5-9 классы), который основывается на творческой деятельности учащихся, опирается на те же подходы к личности ученика и роли литературы в его формировании, что и в начальной школе, развивает принципы, воплощенные в завершенной линии учебников Э. Э. Кац «Литературное чтение» для четырехлетней общеобразовательной школы УМК «Планета знаний», рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в государственных общеобразовательных учреждениях.

Курс литературы для начальной школы строился по жанровотематическому принципу. К четвертому классу учащиеся уже получили начальное представление о родах литературы, связи с историческими событиями, влиянии фольклора на творчество писателей. В построении курса литературы для 5 класса жанровородовой принцип расположения произведений в сочетании с историкохронологическим становится определяющим.

Структура курса 6 класса подчинена историкохронологическому принципу. Разделы программы соотносятся с основными этапами развития русской литературы.

В курс 5 класса введены сведения о зарождении искусства, осуществляется знакомство с категорией «эстетическое», расширяется информация о мифологии и устном народном творчестве, о связи художественной литературы с мифологией и фольклором, о ее родовидовом и жанровом многообразии.

В 6 классе учащиеся знакомятся с зарождением древнерусской литературы, ее жанрами, углубляются и расширяются сведения об особенностях лирического и эпического произведений.

В программу 5 и 6 классов включены лучшие произведения русской классической и зарубежной литературы XIX и XX веков, литературы народов России, книги современных авторов.

Основным условием выбора конкретного произведения является его эстетическая полноценность и включенность в сферу читательских и жизненных интересов учащихся среднего возраста и предрасположенностью школьников к психологическому, эмоциональному восприятию литературного материала на конкретном этапе обучения. Учитывается также проблемнотематическая связь литературных произведений в рамках конкретного раздела программы.

Чтению и изучению произведения предшествует знакомство с биографией писателя. Внимание ученика направляется на те этапы жизни и творчества художника слова, которые связаны с созданием конкретного произведения.

Необходимые историколитературные сведения и теоретиколитературные понятия для постижения смысловых и художественных особенностей произведения вводятся постепенно, с опорой на уже известные по курсу начальной школы знания. Специальные статьи теоретического характера способствуют формированию представлений о литературе как искусстве слова. Особое внимание уделяется изобразительновыразительным средствам языка, их эстетической функции.

Содержание курса литературы в каждом классе делится на инвариантную часть, опирающуюся на базисный учебный план (70 ч), и вариативную (35 ч), которая может быть реализована за счет регионального или школьного компонента и поможет учителю организовать дополнительное, самостоятельное чтение пятиклассников. С этой целью введен раздел «Читальный зал». Рекомендации для дополнительного чтения содержатся и в рубрике «Книжная полка». Рубрика «Читательский дневник» способствует самопознанию и самооценке, побуждает учащихся к чтению и выражению своего впечатления о прочитанных книгах.

Интерес к чтению актуализируется на уроках внеклассного чтения, которые являются важным стимулом для литературного развития учащихся.

В соответствии с принципом открытости предлагаются задания, которые можно выполнить в паре. Совместная деятельность предполагает развитие различных видов общения: умение выслушать собеседника, аргументировать собственную позицию, проанализировать доводы партнера и прийти к общему результату - все это развивает коммуникативные способности школьников.

Принцип вариативности проявляется для учеников в возможности выбора творческих и иных заданий в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, возможностями и интересами.

Учитывая различия психологического механизма устной и письменной речи, для преодоления этого «барьера» вводятся различные виды устных и письменных заданий:

- выразительное чтение и чтение по ролям;

- заучивание наизусть;

- устное и письменное описание и рассуждение;

- пересказ от лица героя (подробный, краткий, выборочный) по предложенному или составленному самостоятельно плану;

- создание диалогов и монологов;

- составление планов и отзывов;

- написание сочинений и рассказов;

- словесное рисование и описание картины.

Для реализации межпредметных связей предусмотрена работа, побуждающая школьников к знакомству с другими родами искусства - живописью, музыкой, архитектурой, кино, театром. Раздел «Картинная галерея» позволяет расширить культурный кругозор учащихся, развить художественный вкус, эстетическое чувство.

Работа со средствами наглядности дополняется анализом иллюстраций современных художников к художественным произведениям. Школьникам предлагается соотносить иллюстрации с текстом, оценивать рисунки и обосновывать собственное мнение.

С целью развития ключевых навыков поиска, анализа и обработки информации, творческой инициативы учащихся предусматривается проектная деятельность, которая также основывается на принципе вариативности: выборе типа, вида и формы задания. Школьникам предлагается принять участие в конференциях и конкурсах на различные темы, подготовить викторину, выставку, создать литературномузыкальную композицию, инсценировку, обратиться к литературному краеведению. Проектные задания сгруппированы в крупные блоки по темам и помогают подвести итоги изученного, укрепить взаимодействие со сверстниками и взрослыми - старшеклассниками, педагогами школы и родителями. Результаты проектной деятельности демонстрируются во внеурочное время.

Программа литературного образования опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование словазнака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений.

Основные задачи курса литературы 5-6 классов:

• воспитание нравственной, эмоциональной, активной, самостоятельной личности;

• формирование потребности к чтению произведений художественной литературы разных жанров;

• развитие навыков выразительного чтения;

• формирование читательского кругозора и опыта самостоятельной читательской деятельности;

• формирование эстетического чувства, художественного вкуса и умения сопоставлять литературу с другими видами искусства;

• развитие воображения, творческих способностей;

• развитие устной и письменной речи: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

• освоение теоретиколитературных понятий для постижения смысла и эстетической функции языка художественного текста.

Основные универсальные учебные действия:

• соотнесение «уже известного» с «еще неизвестным»;

• выделение характерных причинноследственных связей;

• выбор оснований и критериев для сравнения;

• сравнение и сопоставление;

• подбор аргументов и формулирование выводов;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• планирование своей деятельности и рефлексия способов действия;

• оценка результатов своей деятельности;

• формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству и планирование этой деятельности;

• владение монологической и диалогической речью;

• способность к саморазвитию и самоусовершенствованию через анализ и постижение открывающегося чужого социального опыта;

• приобретение навыков использования разнообразных современных источников информации и развитие интереса к информационному поиску.


Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результатывыпускников основной школы состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Содержание программы учебного курса

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендации, как работать с учебникомхрестоматией. Художественные произведения для обязательного чтения и изучения и дополнительного чтения («Читальный зал», «Книжная полка»), вопросы, требующие вспомнить прочитанное и изученное, задания, которые можно выполнить в паре, самостоятельно, выбрать одно из предложенных, обратиться к информационному поиску, словарюсправочнику.

Проектная деятельность, ведение читательского дневника, знакомство с произведениями живописи и графики («Картинная галерея»), иллюстрации современных художников к произведениям, помещенным в учебнике.

Человек становится художником

Искусство в древности: наскальные изображения, обряды, сопровождающие деятельность людей. Как ученые объясняют зарождение искусства. Понятие об эстетическом удовольствии. Зарождение устного народного творчества. От фольклора - к литературе.

Виды деятельности: рассказ о прочитанном и анализ собственного отношения к прочитанному.

Теоретические понятия: обряд, эстетическое чувство и магическое воздействие, фольклор.


Мифы


Миф и мифология. Отличие мифа от сказки. Объяснение происхождения мира, добра и зла в мифах. Люди, передающие мифы. Эпические произведения. Шумерский эпос о Гильгамеше. Древнегреческий эпос - «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Теоретические понятия: миф и эпос.

Мифы Древнего Египта

Как был сотворен мир (по И. Раку). Рождение Земли и Солнца (бога Ра), первой божественной пары - Шуя и Тефнут. Появление людей на Земле. Наступление золотого века.

Виды деятельности: анализ собственного отношения к героям произведения. Оценка поступков персонажей.

Мифы Древней Греции

«Прометей», «Всемирный потоп» (по Я. Парандовскому). Прометей создает человека и дарит ему душу. Гнев Зевса. Создание Пандоры и ее «ящик». Страдания Прометея. Всемирный потоп и причины спасения Девкалиона и Пирры.

Виды деятельности: анализ причин поступков персонажей и их оценка. Информационный поиск.

Гомер «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов», «Полифем» (по Н. Куну). Причины трагедии и качества Одиссея, проявившиеся во время встречи с Полифемом.

Виды деятельности: рассказ о пространстве действия. Пересказ фрагмента мифа. Информационный поиск. Работа в паре.

Славянская мифология

Славяне как группа народов. Трудности, с которыми столкнулись ученые при изучении славянской мифологии.

Пантеон славянских богов. Перун, Хоре, Велес, Даждьбог, Стрибог, Семаргл (по С. А. Кононенко и Н. А. Кононенко). «О небе и земле» (по В. Шуклину). «Солнце и Месяц», «Свет и тьма» (по А. Афанасьеву). «Род и Макоша», «Домовой», «Леший», «Мифология растений» (по В. Шуклину). Олицетворение природных явлений в славянской мифологии.

Виды деятельности: актуализация читательского опыта. Пересказ сюжета художественного произведения. Иллюстрирование. Работа в паре.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

М. А. Врубель «Пан». Информация о художнике. Черты персонажа древнегреческого мифа в образе Пана. Поверья русского фольклора, связанные с сумерками. Черты северного русского пейзажа. Чувство художника, переданные в картине. Колорит произведения.

Виды деятельности: анализ колорита произведения. Рассказ по картине. Актуализация опыта наблюдений за природой.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Скандинавский миф

Территория, на которой жили древнескандинавские племена. Скандинавский миф. «Эльфы и гномы» (по В. Афанасьевой и Д. Бужинскому). Эльфы и гномы в литературных произведениях зарубежных авторов. Качества мифологических героев, их отношение к людям.

Мифы Древней Индии

«Потоп» (по Е. и Г. Туркевич). Нравственный эксперимент Вишну.

Итоговые вопросы к разделу «Мифы».

Виды деятельности: обобщение и систематизация знаний. Пересказ мифа и обоснование собственного отношения к прочитанному. Поиск и выделение необходимой информации.

К УРОКУ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Мифы о Геракле и Персее. Сопоставление героев. Создание иллюстрации к одному из мифов. Иллюстрации художников разных эпох, запечатлевших мифологических героев.

Виды деятельности: словесное рисование. Информационный поиск.

Рекомендации для самостоятельного чтения

(«Книжная полка»)

Афанасьева В. Г. Голубая роза (сборник мифов)

Кононенко С. А. Кононенко Н. А. Персонажи славянских мифов

Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции

Кун Н. А. Двенадцать подвигов Геракла

НемировскийА. И. Мифы и легенды Древнего Востока

Одиссея / пер. с греч. В. А. Жуковского

Рак И. В. В царстве пламенного Ра

Смирнова В. В. Герои Эллады

ТуркевичЕ. Б., Туркевич Г. Б. Мифы Древней Индии


Устное народное творчество


О фольклоре. Отличие фольклора от литературы. Роль исполнителей фольклорных произведений. Собиратели фольклора.

Народные песни

Обрядовые песни

Песни - душа народа. Как сложились обрядовые и календарнообрядовые песни. Исполнители песен. Святки и святочные обряды. Коляда. Празднование масленицы. «Дорогая наша гостья масленица…». Встреча весны. Песнивеснянки. Праздник Троицы. Березонька.

Свадебные песни

Традиции народа, связанные с обрядом свадьбы. «На дубовой на лавочке…». «Поля ли мои, поля чистые…». Величание новобрачной.

Виды деятельности: актуализация опыта общения с песней. Работа в паре. Инсценировка. Сочинение колядок.

Теоретические понятия: обряд, обрядовая песня, эпитет, постоянный эпитет, параллелизм.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Песниплачи

Рекрутская служба. Плач об ушедших в солдаты. Чувства и переживания, переданные в песне.

Шуточные и игровые песни

Веселые народные песни. «По улице мостовой…», «Как на речке на Валдайке…».

Виды деятельности: поиск изобразительновыразительных средств языка в тексте произведения и использование их в собственном творчестве. Инсценировка песен. Работа в паре.

Пословицы и поговорки

Особенности жанра пословицы и поговорки. Великий труд В. И. Даля. Происхождение пословиц. Связь пословиц с древними представлениями славян, народными традициями.

Итоговые вопросы к разделу «Пословицы и поговорки».

Виды деятельности: актуализация знаний о пословицах и поговорках. Раскрытие обобщающего смысла пословиц. Создание рассказов на темы пословиц. Использование литературных текстов для создания коммуникативной ситуации.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

В. И. Суриков «Взятие снежного городка»

Рассказ о художнике. История создания картины. Композиция картины. Способы характеристики персонажей. Колорит картины. Эмоциональная характеристика изображенных людей. Центральная фигура полотна.

Виды деятельности: анализ композиции и особенности колорита произведения. Устный рассказ о действиях персонажей. Письменный рассказ по картине.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Пословицы и поговорки народов мира

Русские пословицы. Башкирские пословицы. Грузинские пословицы. Финские пословицы. Китайские пословицы. Общность проблем в пословицах разных народов.

Подбор пословиц на одну тему.

Виды деятельности: выявление общности проблематики в пословицах разных народов.

Сказки

Сказка как произведение устного народного творчества. Отличие сказки и мифа.

«Солнце, Месяц и Ворон Воронович»

Близость русской народной сказки к мифу, отношение создателей к ее персонажам. Фантастическое в народных сказках и их «уроки».

Виды народных сказок. Сказки о животных, волшебные и бытовые.

Виды деятельности: актуализация читательского опыта учащихся. Выделение необходимых фрагментов произведения. Рассказ о действиях героев.

Художественные особенности русских народных сказок

Законы построения сказок: троекратный повтор, присказки, зачин, концовка. Неопределенное время и пространство сказки, завязка и развитие действия, герои, чудесные силы и предметы, концовка, сказочные формулы, постоянные эпитеты.

«По щучьему веленью». Русская народная сказка

Сопоставления поступков Емели, его качества, раскрывшиеся в разных вариантах сказки. Пословицы о дураке и сказка. Ивандурак из сказки «СивкаБурка» и Емеля.

Виды деятельности: сопоставление сказочных героев. Сочинение сказки о чудаке с использованием приемов народной сказки. Создание сказки на тему пословицы. Информационный поиск.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Сказки народов мира

«Скряги», «Умный сын» - китайские сказки (перевод Б. Рифтина). Литовская сказка «Скупой и дурак» (перевод И. Рудаса).

Общность проблем в произведениях разных народов.

Виды деятельности: определение позиции создателей сказки к героям. Выявление общечеловеческого смысла сказок разных народов.

К УРОКУ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Сказки народов мира о сходных событиях и героях. Представление сборников сказок народов мира.

Виды деятельности:рассказ по предложенному плану. Выразительное чтение избранных эпизодов.

Былина

Время возникновения былин. Главные герои и темы былин.

«Вольга и Микула». Мужиктруженик на просторах родной земли. Князь и его дружина. Отношение пахаря к дружинникам. Отношение создателей былины к Микуле и князю.

Виды деятельности: чтение наизусть. Работа в паре. Анализ эпизода. Сопоставление героев. Анализ причин поступков, совершаемых персонажем.

Художественные особенности былин

Роль повтора в создании былинной интонации. Композиция былины: зачин, развитие событий, концовка. Постоянные эпитеты и гипербола в былине. Повторение предлогов, отдельных слов, подробные описания.

Виды деятельности: анализ средств художественной выразительности.

Как былины дошли до нас

Сборник народных былин, собранных Киршей Даниловым. Сказители. И. А. Федосова.

К УРОКУ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

«Садко». Садко - новгородский певецгусляр. Образ героя и его развитие на протяжении былины. Жизнь новгородцев, запечатленная в былине. Отношение героя к родному городу. Отношение создателей былины к Садко. Содержание оперы Н. А. РимскогоКорсакова и сюжет былины.

Виды деятельности: анализ эпизода. Сопоставление произведений разных родов искусства. Информационный поиск.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Н. К. Рерих «Микула Селянинович». Рассказ о художнике. Пейзаж и чувства зрителей. Передний план изображения и фигура пахаря. Как содержание былины связано с картиной Рериха. Облик крестьянинапахаря на полотне Н. К. Рериха и иллюстрациях И. Я. Билибина.

Виды деятельности: анализ композиции и особенности колорита произведения. Выявление авторского отношения к герою. Информационный поиск.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

«Калевала» - народный эпос, собранный в Карелии и воссозданный Э. Лёнротом. Руна сорок первая (в сокращении). Мифологические персонажи песни. Образ песнопевца Вяйнямёйнена, отношение к нему живых существ - персонажей песни. Сравнение впечатления, произведенного на слушателей пением Садко и исполнением старца Вяйнё.

Виды деятельности: сопоставление персонажей эпосов разных народов. Анализ переживаний героев эпоса.

Теоретические понятия: былина, тавтология, запев, концовка, исход, постоянные эпитеты, параллелизм, метафоры и сравнения.

Рекомендации для самостоятельного чтения

(«Книжная полка»)

Пословицы и поговорки русского народа: сборник В. Даля. В 2 т.

Три поездки Ильи Муромца

Илья Муромец и Калинцарь

Садко

Джангар (средневековый калмыцкий эпос)

Калевала (карелофинский эпос, руны I, III, VI,VII, XLI)

Песнь о Роланде (французский эпос, поэтический перевод или прозаическое переложение)

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Как ведут читательский дневник и для чего он предназначен. Рекомендации по ведению: представление прочитанных произведений, нравственноэстетическая оценка прочитанного, фиксация собственных впечатлений и изменений, возникших в результате знакомства с конкретным произведением.


Художественная литература и устное народное творчество


Художественная литература. Органическая связь всех элементов художественного произведения. Автор произведения. Мир художественной литературы. Эстетическое переживание. Значение жизненного опыта читателя для понимания произведения. Общее и индивидуальное в творчестве разных писателей.

Связь художественной литературы и произведений устного народного творчества. Писателиклассики А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. М. Горький, М. М. Пришвин, С. А. Есенин о влиянии фольклора на их творчество.

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» (в сокращении)

Рассказ о писателе. Особенности жанра поэмы. Фольклорное начало пролога.

Пребывание Людмилы во дворце Черномора. Сказочные сюжеты и образ Людмилы. Внешность Черномора и отношение к нему автора.

Сопоставление эпизода боя Иванацаревича с волшебником Вихрем из русской народной сказки «Медное серебряное и золотое царство» и боя Руслана с Черномором. Победа Руслана и Иванацаревича над врагами, качества характера героев. Сопоставление описания боя Ильи Муромца с врагами, подступившими к Киеву, из былины «Илья Муромец и Калинцарь» и боя Руслана с врагами. Действия Ильи и Руслана во время боя. Отношение создателей былины и автора поэмы к героям.

История жизни Черномора. Отношение Черномора к разным людям в различных ситуациях.

Приключения Фарлафа и его поступки во время поиска Людмилы.

Художественный фильм А. Л. Птушко по мотивам поэмы «Руслан и Людмила» (1972).

Виды деятельности: выразительное чтение фрагментов поэмы по тексту и наизусть. Анализ эпизода. Сопоставление героев фольклора и художественной литературы. Сопоставление художественного произведения и его экранизаций. Инсценировка фрагментов поэмы. Информационный поиск.

Теоретические понятия: поэма и пролог.

Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Рассказ о писателе. Представление разных изданий повестей Гоголя учащимися (имя художникаоформителя, издательство, место и год издания). Фольклорная основа повести. Особенности народной речи в сказе Рудого Панько.

Своеобразие сюжета и развитие конфликта: Вакула - Чуб, Вакула - Оксана, Вакула - черт. Образ Вакулы, близкий к фольклорному.

Роль авторской иронии в создании образа Оксаны. Комическое в образах жителей Диканьки.

Изображение Петербурга. Сходство повести Гоголя и народной сказки. Роль фантастического и волшебного в произведении.

Виды деятельности: составление плана произведения. Пересказ фрагмента близко к тексту. Выразительное чтение описания обряда калядования. Характеристика персонажей. Сопоставление героев и событий. Выражение и аргументация своего отношения к герою.

Выделение ключевых слов. Рассказ от лица героев повести или помещение рассказчика в обстановку, созданную автором. Инсценировка эпизодов из повестей Гоголя.

Теоретические понятия: сказ, юмор в литературном произведении.

С. М. Городецкий «Перун»

Рассказ о поэте. Природные явления, отраженные в стихотворении. Мифологические персонажи произведения.

С. А. Есенин «За рекой горят огни…»

Рассказ о поэте. Близость стихотворения к произведениям устного народного творчества. Мифологические и фольклорные начала в стихотворениях С. А. Есенина «Зашумели над затоном тростники…», «Троицыно утро», «Заметает пурга…». Переживания, выраженные в произведениях.

Виды деятельности: чтение стихотворения наизусть. Информационный поиск. Инсценировка произведения.

Шутки в литературе и фольклоре

Игра со словом в скороговорках и потешках.

Виды деятельности: актуализация собственного читательского опыта. Чтение наизусть.

Э. Лир. Лимерики

Слово о поэте. Героичудаки. Построение лимериков.

Д. Хармс «Петров и Комаров», «Голубая тетрадь номер десять»

Слово о поэте. Чтение веселых бессмыслиц.

Виды деятельности: сочинение веселого стихотворения, рассказика или лимерика.

Теоретические понятия: скороговорки, потешки, абсурд, лимерик.

К УРОКУ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»

Представление книги одноклассникам. «Бродячий» сюжет произведения. Переплетение фантастического и реального. Сказочный жанр произведения. Образы детей и советника Дроссельмеера в сказке Гофмана. Авторское отношение к героям. События и герои сказки Гофмана и балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского по мотивам сказки. Увлекательный сюжет «Щелкунчика» в основе анимационных фильмов режиссера Б. Степанова и авторского коллектива Т. Ильиной (мультфильмы 1973 и 2004 года выпуска). Герои произведений Гофмана в анимации.

Виды деятельности: пересказ эпизодов. Определение и аргументация собственного отношения к героям. Сравнения произведений разных родов искусства, созданных на общий сюжет. Информационный поиск.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Ф. Д. Кривин «Из записок Кощея Бессмертного» («Сказка про белого бычка», «Мальчик с пальчик»).

Слово об авторе. Фольклорные герои в современной жизни в изображении Кривина. Смысл пословиц и поговорок, использованных в произведении.

Виды деятельности: сочинение сказки с участием персонажей устного народного творчества в современных условиях.

М. А. Вишневецкая. Велес против Даждьбога (глава из романасказки «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки»)

Слово о писателе. Герои славянской мифологии в произведении М. Вишневецкой. Могущество славянских богов.

Виды деятельности: анализ изобразительных средств языка. Аргументирование своего отношения я к прочитанному. Информационный поиск.

Рекомендации для самостоятельного чтения («Книжная полка»)

Кэрролл Л. Алиса в стране чудес Лонгфелло Г. Песнь о ГайаватеБажов П. П. Уральские сказы Ершов П. П. КонекГорбунек

Бунин И. А. О дураке Емеле, который вышел всех умнее Горький А. М. Про Иванушкудурачка Шергин Б. В. Незабудки. Гости с Двины Шесталов Ю. Н. Священный сказ о сотворении земли (на основе мансийского эпоса)

Александрова Т. И. Сказки, рассказы, фантастическая повесть Вишневецкая М. А. Кащей и Ягда, или Небесные яблоки

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ

Мифы и фольклор

План подготовки проекта. Право учащихся предлагать свое содержание и вид проектной деятельности.

Конференция. Выбор темы проекта: «Античная мифология в крылатых выражениях», «Мифологические персонажи в русской и зарубежной живописи», «Мифологические персонажи в архитектуре и скульптуре», «Жизнь и быт русского народа в живописи», «Богатыри в произведениях русских художников

В. М. Васнецова, М. В. Врубеля, Н. К. Рериха», «Фольклорные герои в кинематографе».

Этапы подготовки проекта и виды деятельности учащихся.

Выставка. Содержание выставки. Этапы деятельности и роли учащихся.

Викторина. Содержание викторины. Этапы деятельности и роли учащихся.

Виды деятельности: выступление в форме сообщения, доклада, презентации. Подбор экспонатов. Создание выставки. Демонстрация собранного материала.


Эпические произведения


Рассказ и повесть

Литературные приемы для создания образа героя. Сюжет произведения. Завязка, экспозиция, кульминация и развязка. Эпические жанры: рассказ и повесть.

Теоретические понятия: герой, сюжет, завязка, экспозиция, кульминация и развязка произведения, жанр рассказа и повести.

И. С. Тургенев «Бежин луг»

Рассказ о писателе. Чувства рассказчика, переданные в описании июльского дня. Мастерство писателя в изображении природы.

Описание внешности мальчиков. Народные слова и выражения в речи героев. Сюжеты и персонажи русского фольклора в рассказах ребят. Личность рассказчика в произведении. Сравнительная характеристика героев (по плану).

Виды деятельности: выразительное чтение. Сравнение персонажей. Характеристика внутреннего состояния героев. Чтение наизусть фрагмента произведения. Анализ изобразительновыразительных средств. Словесное рисование. Сочинениеописание внешности человека. Создание рассказа на предложенную тему.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

А. Ф. Пахомов «Павлуша»

Рассказ о художнике. Впечатления народной жизни, легшие в основу картины. Облик Павлуши на рисунке Пахомова. Выражение авторского отношения в рисунке. Фрагменты произведения Тургенева и работа Пахомова.

Вид деятельности: подбор к картине фрагментов из произведения Тургенева. Описание картины. Словесное рисование.

Л. Н. Толстой «Отрочество» (главы «Гроза» и «Новый взгляд»)

Рассказ о писателе. Мастерство автора в изображении природы. Внешность и внутреннее состояние персонажей. Самопознание и взросление героя. Позиция рассказчика, вспоминающего детство.

Виды деятельности: актуализация и анализ собственного жизненного опыта. Анализ внутреннего состояния персонажа. Составление плана. Создание рассказа на заданную тему. Сопоставление позиций рассказчика в произведениях разных авторов.

А. П. Чехов «Пересолил»

Рассказ о писателе. Роль «говорящих» имен и названий в произведении Чехова. Приемы, использованные Чеховым для передачи состояния землемера. Смысл названия рассказа. Завязка, кульминация и развязка произведения. Комическое в рассказе.

Виды деятельности: определение элементов сюжета, анализ внутреннего состояния героев и способов его передачи. Пересказ произведения от лица возницы. Сочинение смешной истории.

Теоретические понятия: комическая ситуация, способы создания комического, образ рассказчика.

М. Горький «Вор»

Рассказ о писателе.

Наружность мальчика. Социальное положение героя и динамика его переживаний. Характеристика торговца. Отношение к мальчику персонажей рассказа. Завязка, кульминация и развязка произведения.

Вор в рассказе М. Горького и стихотворении Н. Некрасова «Вор». Выявление позиции писателей.

Виды деятельности: рассказ о внутреннем состоянии персонажа. Определение авторской позиции и характеристика приемов, использованных писателем для ее передачи. Обоснование собственных выводов. Сочинение рассказа «с натуры». Работа в паре.

Теоретические понятия: литературный очерк, образ рассказчика.

К УРОКУ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

А. И. Куприн «Белый пудель»

Рассказ о писателе. Детигерои в произведении Куприна, Сергей и Трилли. Взаимоотношения Сергея и дедушки Лодыжкина. Случай с Арто и нравственное становление героя.

Виды деятельности: характеристика собственного отношения к прочитанному. Рассказ о качествах характера разных персонажей. Выразительное чтение эпизодов.

Рекомендации для самостоятельного чтения («Книжная полка»)

Тургенев И. С. Хорь и Калиныч. Муму. Певцы

Толстой Л. Н. Отрочество

Чехов А. П. Хирургия. Лошадиная фамилия. Беглец. Ванька. Гриша

Горький А. М. Случай с Евсейкой. Встряска (Страничка из Мишкиной жизни). Как сложили песню

Куприн А. И. Тапер. В недрах земли. Чудесный доктор

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Произведения русских писателей о детях. Характеристика отдельных героев и выражение своего отношения к ним.

Виды деятельности: актуализация читательского опыта. Определение и обоснование собственного отношения к героям.

М. М. Пришвин «Как заяц сапоги съел»

Рассказ о писателе. Тяготы военного времени. Переплетение сурового и смешного в произведении. Характеры героев рассказа. Торжество общечеловеческих ценностей в произведении.

Виды деятельности: выразительное чтение и пересказ эпизодов. Рассказ о персонажах произведения.

A. П. Платонов «Никита»

Рассказ о писателе. Сюжет рассказа. Особенности повествования от лица героя. Мысли и чувства мальчика. Взаимоотношения с отцом. Становление характера Никиты. Труд в жизни человека. Рассказ А. П. Чехова «Гриша» и произведение А. П. Платонова «Никита».

Виды деятельности: выразительное чтение фрагментов рассказа. Анализ внутренней жизни героев и способов ее передачи. Обоснование своего отношения к герою. Сопоставление героев разных произведений. Создание рассказа по жизненным впечатлениям. Информационный поиск.

B. П. Астафьев «Зачем я убил коростеля?»

Рассказ о писателе. Чувство вины, непреходящие угрызения совести. Личность рассказчика. Смысл названия произведения. Рассказ Ю. Яковлева «Полосатая палка» и произведение В. Астафьева «Зачем я убил коростеля?».

Виды деятельности: составление плана рассказа. Выделение необходимых эпизодов для раскрытия темы. Анализ внутреннего состояния персонажа. Обоснование своего отношения к нему. Информационный поиск. Работа в паре. Сопоставление позиций писателей. Рассказ о героях произведений.

Рекомендации для самостоятельного чтения («Книжная полка»)

Платонов А. П. Корова. Неизвестный цветок. Юшка Астафьев В. П. Зорькина песня. Гуси в полынье. Конь с розовой гривой. Мальчик в белой рубахе. Стряпухина радость (главы из книги «Последний поклон»)

Пришвин М. М. Соловей. Вася Веселкин. Лесной хозяин. Золотой луг

Драгунский В. Ю. На Садовой большое движение

Искандер Ф. А. Дедушка. Подвиг Чика. Защита Чика

Коваль Ю. И. Приключения Васи Куролесова

Рытхэу Ю. С. Как искали Полярный круг. Операция «Чукотка»

Москвина М. Л. Пирамида. Автограф

Приставкин А. И. Белка. Летающая тетушка

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Артур Конан Дойл «Голубой карбункул» (пер. М. и Н. Чуковских)

Рассказ о писателе. Образ Шерлока Холмса. Роль художественной детали.

Виды деятельности: анализ свойств персонажа. Определение и аргументация собственного отношения к герою. Работа в паре. Сочинение рассказа в жанре детектива.

Карел Чапек «Поэт» (пер. Т. Аксель и Ю. Молочковского) Поэтическая натура героя. Отношение автора к Ярославу Нераду. Человек, которого можно назвать поэтом.

Виды деятельности: определение читательской позиции и ее аргументация. Выявление авторской позиции. Привлечение собственного жизненного опыта для решения поставленной проблемы.

Рей Дуглас Брэдбери «Зеленое утро» (пер. Т. Шинкарь) Рассказ о писателе. «Зеленая» война Бенджамина Дрисколла. Поэтические описания природы в произведении.

Виды деятельности: анализ изобразительновыразительных средств языка, позволяющих передать отношение автора к персонажу.

В. А. Каверин «Летающий мальчик» (главы из повести) Рассказ о писателе. Чтение произведения до конца. «Говорящие» прозвища героев. Мужество и сплоченность группы спасателей. Ошибки Главного Ветра. Смысл финала произведения.

Виды деятельности: анализ своего отношения к персонажам. Аргументация сделанных выводов. Сравнение героев произведений разных авторов.

Теоретические понятия: жанры эпического произведения, детектив, художественная деталь, фантастическое в литературе.

Рекомендации для самостоятельного чтения («Книжная полка»)

Булычев К. В. Чудовище у родника

Чапек К. Ясновидец. Разбойничья сказка. Большая докторская сказка. Исчезновение актера Бенды. Гадалка. Пропавшее письмо. Редкий ковер. История дирижера Калины

Брэдбери Р. Д. Всё лето в один день. Человек в воздухе. Электрическое тело пою!

По Э. А. Золотой жук Дойл А. К. Пестрая лента Саймак К. Д. Штуковина Хаецкая Е. В. Здесь был Баранов

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Рассказ о прочитанном произведении.

Виды деятельности: актуализация читательского опыта. Определение и обоснование своего отношения к конкретному произведению. Иллюстрирование прочитанного.

Басня

Понятие об эпическом произведении. Басня как жанр. Герои басни и баснописцы древности. Иносказательный смысл и мораль басни. «Бродячие сюжеты» басен.

Теоретические понятия: эпическое произведение, аллегория и мораль басни.

Эзоп «Волк и ягненок» (пер М. Гаспарова)

Слово об авторе. Иносказательный смысл басни. Авторское отношение к людям, подобным Волку.

И. А. Крылов «Волк и Ягненок»

Рассказ о писателе. Мораль ранее прочитанных басен Крылова. Обличение человеческих пороков в них. Мораль басен Эзопа и Крылова на сходный сюжет.

Виды деятельности: выделение ключевых слов. Чтение басни по ролям. Привлечение собственного жизненного опыта при анализе морали басни.

Г. Э. Лессинг «Свинья и дуб» (пер. А. Исаевой)

Слово об авторе. Качества персонажей. Нравственный смысл басни.

Виды деятельности: сочинение морали к басне.

И. А. Крылов «Свинья под Дубом»

Отношение дуба к свинье в басне Лессинга и Крылова. Характер персонажей. Выражение авторского отношения.

Виды деятельности: сопоставление персонажей. Сочинение морали к басне.

И. А. Крылов «Квартет»

Нравственный смысл басни. Характеристика отдельных персонажей. «Крылатые выражения» басни.

Виды деятельности: чтение по ролям и наизусть. Инсценировка. Сочинение морали к басне и сочинение собственных басен.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

И. И. Хемницер «Стрекоза»

Слово об авторе.

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

А. Бирс «Стрекоза и муравей» (пер. М. Гаспарова)

Слово об авторе. Стрекоза и Муравей в баснях Крылова, Хемницера и Бирса. Сравнительная характеристика героев.

Виды деятельности: сопоставление персонажа и сюжета в произведениях разных авторов. Сочинение морали к басне.

Теоретические понятия: жанр басни, иносказательный и нравоучительный смысл, «бродячий сюжет», сатирическое в басне, сравнение, гипербола, «крылатые выражения».

Рекомендации для самостоятельного чтения («Книжная полка»)

Крылов И. А. Наседка. Мартышка и очки. Зеркало и обезьяна. Кот и повар. Демьянова уха. Тришкин кафтан


Лирика


Происхождение термина «лирика». Отличие лирического произведения от эпического. Содержание лирического произведения.

А. С. Пушкин «Зимний вечер»

Образ няни в стихотворении. Средства художественной выразительности, помогающие передать переживания лирического героя. Выбор ключевых слов.

Виды деятельности: описание аудиовидео ряда к тексту произведения. Анализ динамики внутреннего состояния лирического героя.

А. С. Пушкин «Няне»

Смысл названия стихотворения. Выбор ключевых слов. Чувства и переживания лирического героя стихотворения. Средства художественной выразительности.

Виды деятельности: выразительное чтение стихотворения и чтение стихотворения А. С. Пушкина наизусть. Анализ изобразительновыразительных средств языка. Информационный поиск.

М. Ю. Лермонтов «Сосна» («На севере диком…»)

Рассказ о поэте. Общее настроение стихотворения. «Ключевые» слова произведения. Средства художественной выразительности, передающие переживания лирического героя стихотворения.

Виды деятельности: определение настроения, выраженного в произведении. Выделение ключевых слов. Характеристика изобразительновыразительных средств языка.

М. Ю. Лермонтов «Бородино»

Историческая основа произведения. Рассказ от лица участника событий. Речевая характеристика солдата. Слова, помогающие создать исторически правдивую картину. Образ командира - полковника в стихотворении. Мужество, решимость русских солдат, гордость за военное искусство, боль за погибших товарищей. Выбор ключевых слов и средств художественной выразительности, передающих чувства героярассказчика. Инструментовка стиха. «Крылатые» строки стихотворения.

Виды деятельности: выделение изобразительновыразительных средств. Характеристика персонажей. Выразительное чтение наизусть. Словесное рисование. Работа в паре. Информационный поиск.

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Слово о поэте. Картины природы, нарисованные автором. Средства художественной выразительности для описания «дивной поры». Интонация стихотворения и чувства, переданные автором.

Ф. И. Тютчев «В небе тают облака…»

Картина «чудного дня» в стихотворении. Красота мира природы. Средства художественной выразительности, использованные автором.

Виды деятельности: определение собственных переживаний, вызванных лирическим произведением. Выбор ключевых слов. Выделение средств художественной выразительности. Привлечение собственного опыта общения с природой. Словесное рисование. Выразительное чтение. Информационный поиск. Устное рисование. Чтение наизусть.

А. А. Фет «Скрип шагов вдоль улиц белых…»

Слово о поэте. Картина зимней природы. Средства художественной выразительности, помогающие передать состояние лирического героя.

А. А. Фет «Я долго стоял неподвижно…»

Средства художественной выразительности, помогающие передать чувства лирического героя и характеризовать мир живой природы.

Виды деятельности: анализ средств художественной выразительности. Выразительное чтение и заучивание наизусть. Словесное рисование.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

И. А. Бунин «Осень. Чащи леса…»

Слово о поэте. Картины осени. Красота природы. Средства художественной выразительности.

И. А. Бунин «Вечер»

Состояние счастья лирического героя, переданное в стихотворении. Средства художественной выразительности. Поэтический перенос. Пауза умолчания.

Виды деятельности: выявление роли средств художественной выразительности. Выразительное чтение. Работа в паре.

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Запись понравившихся стихотворений. Обоснование читательского выбора. Характеристика впечатления, вызванного музыкальными произведениями, созданными на стихи поэтов.

Виды деятельности: запись впечатлений о прочитанном. Сопоставление произведений разных родов искусства.

О некоторых особенностях стихотворной речи

Особенности стихотворной речи. Определение ритма, характеризуемого равномерным чередованием ударных и безударных слогов. Стопа, двусложные стопы - хорей и ямб. Стихотворный размер. Облегченная стопа - пиррихий. Рифма. Строфа. Расположение рифм в строфе. Парная, перекрестная и опоясывающая рифмы. Строфа.

Виды деятельности: определение стихотворного размера. Сочинение акростиха. Подбор стихотворений со сходными строфами. Сочинение стихотворения на заданные рифмы (буриме). Задания по выбору.

Теоретические понятия:ритм, стопа, двусложная стопа, пиррихий, размер стиха, рифмы, строфа, поэтический перенос.

Рекомендации для самостоятельного чтения («Книжная полка»)

Пушкин А. С. Осень. Кавказ. Обвал. «Вновь я посетил…». Будрыс и его сыновья. Видение короля (из цикла «Песни западных славян»)

Лермонтов М. Ю. Ангел. Листок. Морская царевна. Русалка

Тютчев Ф. И. Листья. Вечер. «Зима недаром злится…». Весенние воды. «Неохотно и несмело…»

Фет А. А. «Ель рукавом мне тропинку завесила». «Печальная береза у моего окна». «Чудная картина…». «Я пришел к тебе с приветом…». Весенний дождь

Бунин И. А. «На окне серебряном от инея…». Жасмин. Северная береза. Под вечер


Драма


Понятие о драме. Монологи, диалоги и реплики действующих лиц. Вступление к пьесе, ремарки, деление на сцены (картины), антракты. Создатели спектакля.

Виды драматических произведений - трагедия, комедия.

Драмы для чтения. Инсценировка и экранизация эпических произведений, кинодраматургия.

Теоретические понятия: драма, монолог, диалог, реплика, ремарка, действующие лица, инсценировка, акт, сцена, антракт, экранизация, трагедия, комедия.

E. Л. Шварц «Снежная королева» (в сокращении)

Рассказ о драматурге. Образ сказочника в пьесе. Советник и его отношение к людям. Речевая характеристика Советника. Взаимоотношения Короля и Герды. Фольклорный сюжет в рассказе принца. Скороговорки в репликах вороны. Поступки разбойников. Испытания Герды на пути к царству снежной королевы. Благородные поступки тех, кто помогал героине. Образ Снежной королевы. Смысл ключевых слов и выражений. Гимн «горячему сердцу» в пьесе. Образ сказочника. Близость пьесы к сказке. Композиция драматического произведения: завязка, кульминация и развязка.

Виды деятельности:рассказ о герое на основе плана. Чтение по ролям. Сравнительная характеристика героев на основе предложенного или самостоятельно составленного плана. Выявление элементов композиции драматического произведения. Работа в паре. Обоснование своего отношения к действующим лицам пьесы. Определение идеи произведения.

К УРОКУ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

«Снежная королева» в литературе и искусстве

Сказка Х.К. Андерсена «Снежная королева» и пьеса E. Л. Шварца. Герда и Кей в сказке и пьесе. Выявление позиции авторов.

События и герои сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева» и мультипликационного фильма Л. Атаманова 1957 г. (сценарий Н. Эрдмана).

Персонажи и события сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева» и одноименного художественного фильма режиссера Г. Казанского 1966 г. (сценарий E. Л. Шварца). Исполнители главных ролей, музыкальное сопровождение фильма. Иллюстрации художников к сказке «Снежная королева». Работы Б. Диодорова, В. Ерко и других авторов.

Виды деятельности: сопоставление героев и позиций разных авторов. Рассказ об одной из иллюстраций на основе предложенного плана. Инсценировка фрагмента сказки. Представление запомнившегося эпизода экранизации или фрагмента мультфильма. Отзыв о рассказе. Работа в паре, группе. Информационный поиск.

Рекомендации для самостоятельного чтения («Книжная полка»)

Шварц E. Л. Сказка о потерянном времени. Золушка (кинокомедия)

Габбе Т. Г. Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах

Петрушевская Л. С. Два окошка (пьесасказка)

Крапивин В. П. Северная королева (рассказ)

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Описание впечатлений о просмотренном спектакле или кинофильме на сюжеты произведений E. Л. Шварца.

Рассказ о прочитанных драматических произведениях.

Виды деятельности: запись впечатлений о прочитанном.


И снова лирика


М. И. Цветаева «Домики старой Москвы…»

Слово о поэте. Цикл стихотворений «Стихи о Москве». Переживания лирического героя, переданные в стихотворении. Память прошлого. Соединение исторического прошлого и современности.

Стихотворение М. И. Цветаевой и репродукций картин художников (форзац учебника) В. Д. Поленова «Московский дворик» (1878) и Ю. И. Пименова «Новая Москва» (1937).

Виды деятельности: актуализация жизненных впечатлений учащихся. Рассказ о переживаниях лирического героя. Характеристика расположения рифм в строфах. Сочинениерассказ о любимом уголке родного края. Сопоставление произведений разных родов искусства. Информационный поиск.

Д. С. Самойлов «Выезд»

Слово о поэте. Переживания и настроения, выраженные в стихотворениях М. И. Цветаевой «Домики старой Москвы…» и Д. С. Самойлова «Выезд». Приметы исторической Москвы в стихотворении Д. Самойлова. Радость детства, переданная в стихотворении. Средства художественной выразительности.

Виды деятельности: анализ собственных переживаний, вызванных произведением. Сопоставление переживаний, выраженных в стихотворениях разных поэтов. Информационный поиск. Словесное рисование. Актуализация личного опыта, создание рассказа о собственных детских впечатлениях.

H. М. Рубцов «Утро»

Рассказ о поэте. Воспоминания о детстве в стихотворении «Мать умерла…». Выбор ключевых слов для определения чувств лирического героя стихотворения. Роль средств художественной выразительности. Стихотворение Н. Рубцова «Утро» и Д. Кугультинова «Метель беснуется…» (перевод Ю. Нейман). Главная мысль стихотворений и переживания лирических героев.

Виды деятельности: рассказ о переживаниях лирического героя. Характеристика изобразительновыразительных средств. Сопоставление произведений разных поэтов. Выразительное чтение стихотворений. Словесное рисование. Анализ личных впечатлений и создание рассказа о местах, которые хочется сохранить надолго.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

И. И. Левитан «Вечерний звон»

Слово о художнике. Композиция картины «Вечерний звон». Особенности колорита. Умиротворенность и покой природы, переданные в картине. Стихотворение Н. Рубцова по мотивам картины И. Левитана «Вечерний звон». Мысли и чувства, выраженные поэтом под впечатлением картины Левитана.

Виды деятельности: рассказ по картине. Сопоставление литературных и живописных произведений. Актуализация жизненных и художественных впечатлений учащихся. Рассказ о живописных полотнах Левитана, увиденных раньше. Рассказ о впечатлениях от услышанного колокольного звона.

Теоретические понятия: чувства и переживания лирического героя, интонация стихотворения, паузы умолчания, ритм и рифмы произведения, стихотворный перенос, средства художественной выразительности.

Рекомендации для самостоятельного чтения («Книжная полка»)

Цветаева М. И. «Бежит тропинка с бугорка…». «Книги в красном переплете…»

Самойлов Д. С. Вечером. Из детства. Цирк. Старик. Золушка Рубцов H. М. Памяти матери. «В осеннем лесу…». Аленький цветок. О собаках. Добрый Филя

Кугультинов Д. Н. «Кудрявый на ножках точеных…». Тополь

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ

Эпос, лирика, драма

План подготовки проекта. Право учащихся предлагать свое содержание и вид проектной деятельности.

Конференция «По страницам прочитанных книг» (презентация), «Литературномузыкальная композиция «Времена года», «Литературный альманах». Содержание презентации. Композиция альманаха, этапы деятельности. Распределение ролей учениками.

Выставка на тему «Родная природа». Содержание выставки, этапы деятельности, роли участников.

Конкурс. Инсценировка басни, рассказа или фрагмента пьесы по выбору учащихся. Этапы деятельности и роли участников.

Конкурссочинение стихов: по заданным рифмам, на предложенную тему, буриме.

Виды деятельности: информационный поиск. Работа в паре или группе. Выступление в форме сообщения, доклада, презентации. Подбор экспонатов. Создание выставки. Демонстрация собранного материала.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Фрагмент былины «Вольга и Микула»

Стихотворение А. С. Пушкина (по выбору учащихся) Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

Стихотворение М. Ю. Лермонтова (по выбору учащихся) Стихотворение Ф. И. Тютчева (по выбору учащихся) Стихотворение А. А. Фета (по выбору учащихся)

Отрывок из рассказа «Бежин луг» И. С. Тургенева (описание природы)

Стихотворение С. А. Есенина (по выбору учащихся) Стихотворение М. И. Цветаевой «Домики старой Москвы…» Стихотворение Д. С. Самойлова «Выезд»

Стихотворение H. М. Рубцова (по выбору учащихся)

Календарно-тематическое планирование

урока

Дата план

Дата факт

Содержание

(тема раздела, урока)

Дом.

задание

I четверть (27 часов)

Введение (1час)

1

03.09.15

Человек становится художником

Стр. 4-7, вопросы 1-5

Мифы (10 часов)

2

04.09.15

Мифы Древнего Египта. Как был сотворен мир

Стр. 7-14

3

07. 09.15

Мифы Древней Греции. «Прометей», «Всемирный потоп»

Стр. 20, вопросы 1-5

4

5

10.09.15

11.09.15

Гомер «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов», «Полифем»

Стр. 26, вопросы 1-4

6

14.09.15

К уроку внеклассного чтения. Мифы о Геракле и Персее.

Выразительное чтение

7

8

9

17.09.15

18.09.15

21.09.15

Славянская мифология. О небе и земле». «Солнце и Месяц», «Свет и тьма». «Род и Макоша», «Домовой», «Леший», «Мифология растений». Картинная галерея М. А. Врубель «Пан».

Стр. 24, вопросы 1-4

10

24.09.15

Читальный зал. Скандинавский миф.

Стр. 37, вопросы 1,2

11

25.09.15

Мифы Древней Индии«Потоп»

Стр. 40, вопросы 1-4

Устное народное творчество (10 часов)

12

28.09.15

Народные песни. Обрядовые песни

Стр. 60, вопрос 1

13

01.10.15

Свадебные песни

Стр. 60, вопрос 2

14

02.10.15

Читальный зал. Песниплачи. Шуточные и игровые песни

Стр. 60, вопрос 3

15

05.10.15

Картинная галерея. В. И. Суриков «Взятие снежного городка»

Стр. 63, вопрос 7

16

17

08.10.15

09.10.15

Пословицы и поговорки

Подобрать пословицы по тематике

18

12.10.15

Сказки«Солнце, Месяц и Ворон Воронович»

Стр. 70

19

15.10.15

Сказка «По щучьему веленью»

Стр. 84-85, вопросы 1-5

20

21

16.10.15

18.10.15

Читальный зал Сказки народов мира«Скряги», «Умный сын», «Скупой и дурак»


Былина(7 часов)

22

23

22.10.15

23.10.15

Былина. Былина «Вольга и Микула».

Стр.101-105

24

26.10.15

Художественные особенности былин

Стр.92

25

26

29.10.15

30.10.15

Внеклассное чтение былина «Садко».

Самостоятельное чтение былин

27

31.10.15

Картинная галерея Н. К. Рерих «Микула Селянинович».

Стр. 110, вопрос 6

II четверть (21 час)

28

09.11.15

Читальный зал«Калевала»,«Руна сорок первая»

Стр. 119, вопросы 1-4

Художественная литература и устное народное творчество (18 часов)

29

12.11.15

Особенности художественной литературы

Стр. 121-124

30

31

13.11.15

16.11.15

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» (в сокращении)

Выучить наизусть отрывок

32

19.11.15

Самостоятельная работа по изученным произведениям


33

34

35

20.11.15

23.11.15

26.11.15

Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Чтение повести

36

27.11.15

С. М. Городецкий «Перун»

Биография писателя

37

30.11.15

С. А. Есенин «За рекой горят огни…»


38

03.12.15

Любимое стихотворение

Выучить наизусть стихотворение

39

40

04.12.15

07.12.15

Шутки в литературе и фольклореЭ. Лир. Лимерики

Д. Хармс «Петров и Комаров», «Голубая тетрадь номер десять»

Самостоятельное составление лимериков

41

42

43

10.12.15

11.12.15

14.12.15

Внеклассное чтение. Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»

Чтение произведения

44

45

17.12.15

18.12.15

Читальный зал Ф. Д. Кривин «Из записок Кощея Бессмертного» («Сказка про белого бычка», «Мальчик с пальчик»).

Биография писателя

46

21.12.15

М. А. Вишневецкая. Велес против Даждьбога (глава из романасказки «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки»)


Эпические произведения (34 часа)

47

24.12.15

Басня. Эзоп, И.А. Крылов

Биография И,А. Крылова

48

25.12.15

Басня. Г.Э. Лессинг, И.А. Крылов

III четверть (30 часов)

49

11.01.16

И.И. Хемницер «Стрекоза»

Стр.195

50

14.01.16

И.А. Крылов, А.Бирс «Стрекоза и муравей»

Стр.196-197

51

15.01.16

Рассказ и повесть

Стр.199, вопрос 2

52

53

54

18.01.16

21.01.16

22.01.16

И. С. Тургенев «Бежин луг»

Чтение произведения

55

25.01.16

Картинная галерея. Ф. Пахомов «Павлуша»

Стр. 18

56

57

58

28.01.16

29.01.16

01.02.16

Л. Н. Толстой «Отрочество» (главы «Гроза» и «Новый взгляд»)

Чтение произведения

59

60

04.02.16

05.02.16

А. П. Чехов «Пересолил»

Проиллюстрировать рассказ

61

62

08.02.16

11.02.16

М. Горький «Вор»

Стр.36, ответить на вопросы

63

64

65

12.02.16

15.02.16

18.02.16

А. И. Куприн «Белый пудель»

Произведения русских писателей о детях.

Прочитать полностью

66

19.02.16

М. М. Пришвин «Как заяц сапоги съел»

Стр.49, вопрос 1-4

67

68

22.02.16

25.02.16

A. П. Платонов «Никита»

Составить викторину по рассказу

69

70

71

26.02.16

29.02.16

03.03.16

B. П. Астафьев «Зачем я убил коростеля?»

Прочитать рассказы В.П.Астафьева

72

73

04.03.16

07.03.16

Артур Конан Дойл «Голубой карбункул»

Чтение произведения

74

10.03.16

Карел Чапек «Поэт»

Стр. 86, вопросы 1-3

75

76

11.03.16

14.03.16

Рей Дуглас Брэдбери «Зеленое утро»

Стр.94, вопрос 2

77

78

17.03.16

18.03.16

В. А. Каверин «Летающий мальчик» (главы из повести)

Читательский дневник

IV четверть (27 часов)

79

28.03.16

Рассказ о прочитанном произведении.

80

31.03.16

Письменная работа по прочитанным произведениям

Лирика (11 часов)

81

01.04.16

А. С. Пушкин «Зимний вечер»

Выучить стихотворение

82

04.04.16

А. С. Пушкин «Няне»

Анализ стихотворения

83

07.04.16

М. Ю. Лермонтов «Сосна» («На севере диком…»)

84

85

08.04.16

11.04.16

М. Ю. Лермонтов «Бородино»

Выучить отрывок

86

14.04.16

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» «В небе тают облака…»

Проиллюстрировать стихотворение

87

15.04.16

А. А. Фет «Скрип шагов вдоль улиц белых…»,«Я долго стоял неподвижно…»

88

18.04.16

И. А. Бунин «Осень. Чащи леса…», «Вечер»

Биография писателя

89

90

21.04.16

22.04.16

О некоторых особенностях стихотворной речи

91

25.04.16

Анализ стихотворений.

Драма (7 часов)

92

93

28.04.16

29.04.16

Понятие о драме. Монологи, диалоги и реплики действующих лиц.

94

95

02.05.16

05.05.16

E. Л. Шварц «Снежная королева» (в сокращении)

Образ сказочника. Близость пьесы к сказке.

96

97

06.05.16

12.05.16

Сказка Х.К. Андерсена «Снежная королева» и пьеса E. Л. Шварца.

Образ Снежной королевы.

98

13.05.16

Описание впечатлений о просмотренном спектакле или кинофильме на сюжеты произведений E. Л. Шварца.

И снова лирика (7 часов)

99

16.05.16

М. И. Цветаева «Домики старой Москвы…»

100

19.05.16

Д. С. Самойлов «Выезд»

Приметы исторической Москвы в стихотворении Д. Самойлова.

101

20.05.16

H. М. Рубцов «Утро»

Роль средств художественной выразительности.

102

21.05.16

Картинная галерея. И. И. Левитан «Вечерний звон»

Сопоставление литературных и живописных произведений.

103

104

105

23.05.16

26.05.16

27.05.16

Проектные задания. Эпос, лирика, драма

Выступление в форме сообщения, доклада, презентации. Создание выставки. Демонстрация собранного материала.

Итого 105 часов

© 2010-2022