Урок-анализ с элементами деловой игры. Алексей Максимович Горький «Песня о Соколе»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-анализ с элементами деловой игры.

Алексей Максимович Горький « Песня о Соколе»

Эске Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы

высшей категории


Цель об.Выявить жизненную позицию писателя. Уяснить идейно- тематическое содержание и художественные достоинства «Песни…»

Цель раз. Формирование умений сравнения, сопоставления, обобщения.

Цель вос.Воспитание у школьников уважения к человеческой личности, активной жизненной позиции.

Самый жалкий человек- это человек без стремлений

Абай.

Ход урока.

1.Орг. Кл.

2.Блиц-опрос. (2 команды)

Давайте вспомним, что вы знаете о Горьком?

  1. Когда родился М. Горький? (в1868)

  2. Назовите настоящую фамилию писателя. (Пешков)

  3. Творческий путь писателя начался с публикации рассказа «Макар Чудра» в 1892г.Тогда же появился литературный псевдоним- М.Горький. Почему он выбрал такой псевдоним?

  4. Кто учил Алешу грамоте? (дед его, Василий Каширин)

  5. «Друг, самый близкий сердцу, самый понятный и дорогой человек» в жизни Горького. Назовите, кто это? (бабушка Акулина Ивановна)

  6. Назовите автобиографическую трилогию писателя («Детство», «В людях», « Мои университеты»)

  7. Что сказал М. Горький о значении книг в своей жизни? ( Всем лучшим во мне я обязан книгам)

  8. На творчество какого казахского писателя повлияли рассказы М Горького? ( на творчество С .Сейфуллина)

  9. Когда была написана «Песня о Соколе»? (в1899)

  10. Что такое неоромантизм? (направление в литературе, искусстве)

  11. Что воспевали неоромантики? (Воспевали мужество.,приключения в необычайной обстановке)

  12. Особенности неоромантизма: * драматизм событий.,*Исключительный герой в исключительных обстоятельствах, *Природа-действующее лицо.

  13. Назовите представителей неоромантизма ( Бальмонт,Андреев,Короленко,Казаков,Горький)

Тренинг- готовит учащихся к эмоциональному восприятию «Песни…»

(Возьмитесь за руки и закройте глаза. Слушаем запись: шум моря)

Природа-это вечное движение ,Какую картину вы представили , слушая запись?

«Песня о Соколе» является одним из романтических произведений Горького,идейный смысл которого: суть человеческой жизни-в стремлении к свободе,к счастью. Это своего рода лирическая песня- легенда , связанная с фольклорными образами,написана ритмической прозой.

3 .Анализ «Песни о Соколе»

1Как построена «Песня о Соколе»?

(построена на антитезе бесстрашия и трусости, высоких идеалов и спокойного благополучия, жажды битвы и стремления к покою.)

Да, для выражения идеи Горький использует прием контрастного построения.

2)Где мы с таким приемом уже встречались?

(использовал антитезу Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» для характеристики образа мышления и взглядов на жизнь.)

Горький в «Песне…» использует так же и своеобразный прием -пейзажное обрамление.

3) Что включает в себя пейзажное обрамление? ( вступление и заключение «Песни…»)

4С какой целью писатель использует пейзажное обрамление? (чтобы создать внутреннее состояние героя- рассказчика. Создаёт поэтическое настроение не только у Рагима, но и у читателей, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать.)

А В . Луначарский писал:»Горький поистине великий пейзажист, а главное, страстный любитель пейзажа. Он почти не может подойти к человеку, начать рассказ или главу романа без того, чтобы не глянуть на небо, не посмотреть, что делают солнце, луна и звезды…Сколько у Горького моря, сколько у него гор, лесов. Степей, сколько у него маленьких садиков, закоулков природы! Какие необыкновенные слова придумывает он для нас! Он работает не только как живописец. Он работает над природой как поэт.

Итак, 1й вступительный пейзаж.

5.Найдите в тексте олицетворения (стр.359-1я ком. Стр.360-2я ком.)

Природа одухотворена, очеловечена, а человек жаждет слиться с природой.

6.Так в чем же смысл такого обрамления « Песни»?

(Создать фон для развертывания сказочного сюжета, одухотворенность природы во вступительном пейзаже помогает естественнее воспринять грозную песню волн в главной части произведения.

Но значение обрамления и в том, что оно побуждает читателя задуматься над серьезнейшим вопросом о сущности жизни, о предназначении человека на земле, о смерти и бессмертии, и тем связывает сказку с окружающей действительностью. Внешне тихо, размеренно живет природа. Но если пристально всмотреться в жизнь, то можно увидеть в ней бурные страсти, переливающиеся через край эмоции, борьбу за свое место в жизни, стремление выбраться из узких рамок окружающей действительности.)

За внешним спокойствием кроется вечное движение природы.

7.Где происходит действие в «Песне о Соколе»?

8.Что случилось с Соколом? В чем видит Сокол смысл жизни?

9.Найдите в тексте на стр.361 глаголы движения (1ч.бились волны, поток стремился, резал гору, падал в море и др.)

При помощи этих глаголов создается динамика ( движение) жизни.

10.Истытывает ли Сокол отчаяние? (Нет. Родная среда возвращает Сокола к жизни, не отчаяние испытывает он, а чувство гнева, жажду битвы.)

11.Прчитайте диалог между Соколом и Ужом. (1ч.стр.361, по ролям.)

В речи Сокола слова жизнь, счастье. небо, битва стоят рядом и не оставляют сомнений в благородстве его стремлений.

12. Понимает ли Уж Сокола? (Разный образ жизни, мировоззрения)

2ч. Во 2й части в пртивопоставлении образов Сокола и Ужа выражен идейный смысл «Песни», мировоззрение Горького - романтика. В этом проявляется вызов автора всем, кто бездействует, всем, кто пассивен в жизни.

13.Назовите образы- символы в произведении. (Сокол и Уж)

Кого они символизируют? ( «Песне» Горький показал 2 философии, 2 морали. Неяркой жизни Ужа противопоставлена радость борьбы Сокола за свободную жизнь).

14.На чьей стороне Горький? Докажите.

(Произведение называется «Песня о Соколе»,хотя в нем 2 героя. Автор утверждает:»Безумству храбрых поем мы песню»!

15.Выразительное чтение. Наизусть отрывок.

16.Работа с текстом : Выбрать цитаты из текста (афоризмы), характеризующие позицию Сокола (1ком.), Ужа (2ком.) (см.стр.26,№6,04 р.я .в каз.шк.)

17.Какой вывод можно сделать о жизненных позициях Сокола и Ужа?

( Сокол- это борец за лучшую жизнь, а Уж тот человек, кто привык жить спокойно, без волнений, без тревог, без желания что-нибудь изменить в жизни. Не зря гордая птица назвала Ужа «беднягой»)

18.Составьте таблицу «Сравнительная характеристика Сокола и Ужа»

19.Игра «Полиглот»: Каждой команде предлагаются строки из «Песни»,которые нужно дополнить словом на 2х языках- русском, казахском, записав его и произнеся. (карточки прилагаются) (1-море, очи, вода, 2-камня, о счастье, славу(песню)

20.Можно ли считать «Песню» актуальной и в наши дни?

Обобщение.

Чтобы лучше понять современное звучание «Песни»,я хочу прочитать отрывок из стихотворения Николаева о поэте Гудзенко, ветерана В.О, умершем от ран уже в мирное время.

Человека, прошедшего с честью сквозь войны,

Старой раной добила, убила война.

Но пока его Дело на свете живет,

И пока его слово звенит и поет,

Вы не верьте тому , что он умер, не верьте!

Словно горьковский Сокол в последний полет,

Настоящие люди уходят в бессмертье.

И жизнь и литературная деятельность А. М. Горького- великий подвиг во имя счастья людей. Поэтому слова, сказанные им о Соколе, можно с полным основанием отнести к самому писателю:

Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы песню!

Оценки за урок. Д/з соч-е - миниатюра «Как я понимаю смысл афоризма «Безумство храбрых- вот мудрость жизни.»

© 2010-2022