Исследовательская работа Топонимика деревни Казановка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Казановская основная общеобразовательная школа


Исследовательская работа

Тема: « Топонимика деревни Казановка»


Составитель:

Кыржинакова Ирина Григорьевна

учитель русского языка и литературы



Д.Казановка

2015г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………

I. Формирование понятий о топонимике ………………………………

1. Топонимика - как наука …………………………………………….

2. Топонимика деревни Казановка………………………………………

3. Фольклористический подход к изучению происхождения

топонимов………………………………………………………………..

4. Связь топонимики с русским языком и литературой…………….

Заключение…………………………………………………………………

Литература…………………………………………………………………
















Введение

Люблю родной земли преданья,

В названьях рек, степей и гор,

Природы древность и величье,

Красы не тленный в вас убор.

Горжусь тобой, земля родная!

Наследие твое - язык отцов,

Беречь я детям завещаю,

Что будут жить в краю родном!

Ирина Кыржинакова

Казановка - это Хакасия в миниатюре , одна из красивейших мест в республике. Расположена она в Аскизском районе на юго-западе Республики Хакасия. Природа Казановки очень красива и разнообразна : степь, горная степь, горная тайга, тайга. Жители деревни, как и их предки тысячи лет назад, живут скотоводством.

Здесь сохранилось исчезающее наследие: уникальные хакасский язык и культура. Горы своими очертаниями напоминают то спящего человека, то хребты доисторических животных. Казановка уникальна не только своими археологическими и этнографическими памятниками, но и своей природой, сохраненной на протяжении тысячи лет почти неизменной.

Мы ходим по родным местам и даже не задумываемся над тем, а почему так названы наши овраги, горы, скалы, логи. Откуда взялись те или иные названия? Что они могут рассказать нам о прошлом нашей деревни? Их хорошо знают местные старожилы и передают их из поколения в поколение. Все географические названия имеют свой смысл. Названия могут рассказать о легенде, о древних обычаях.

В настоящее время, когда идёт процесс возрождения хакасской культуры, обычаев, традиций, необходимо, чтобы новое поколение знала свою историю, язык, в том числе владела топонимическими знаниями своей малой родины. А без знания своего прошлого нет и будущего.

Утратить ценные географические названия можно безвозвратно, потому что множество таких названий хранится в памяти старожилов. Немало материала можно найти в записках местных краеведов, историков, топографов, в комплектах старых газет в сельской библиотеке. Составление топонимического словаря деревни Казановка - достойная задача для исследования родного края.

Считаю, что тема, которая была выбрана для исследования, является актуальной, ведь в настоящее время все больше людей обращается к своим корням, знакомится с историей и географией своей местности, воспитывает детей на примере уважительного отношения к земле, подаренной нам предками.

Объектом настоящего исследования являются географические названия гор, рек, скал, логов деревни Казановка.

Цель работы - собрать материал по топонимике местности для дальнейшего её использования в учебно-воспитательном процессе.


Глава I. Формирование понятий о топонимике.


  1. Топонимика как наука.

Топонимика - увлекательная наука, она может заинтересовать и энтузиастов краеведов, и всех, кто любит свой край, его историю, его географическое прошлое и настоящее.

И.Г. Долгачёв

Топонимика - это наука, изучающая географические названия какой-нибудь местности.

Образное определение топонимики принадлежит русскому языковеду, критику Николаю Ивановичу Надеждину (1804-1856), который писал: "Первой страницей истории должна быть географическая ландкарта, должна быть не только как вспомогательное средство, чтобы знать, где что случилось, но как богатый архив самих документов, источников".

Географические названия, являясь частью словарного состава языка, развиваются и изменяются, подчиняясь определенным языковым законам. В то же время топонимы могут служить дополнительным источником в решении вопросов, связанных с историей и географией. Поэтому топонимика вызывает интерес у широкого круга людей, интересующихся историей родного края.

Топонимы подразделяют на 3 группы:

Оронимы - названия элементов орографического характера /орос - с греческого языка означает горы/, т.е. рельефа: логов, ущелий, холмов, скал, горных вершин, хребтов и т.д.

Гидронимы - названия элементов гидрографического характера: родники, ручьи, реки, болота, озёра, ледники.

Ойконимы - топонимы населённых пунктов: сёл, деревень, аалов, хуторов, таёжных заимок, летних и зимних родовых стоянок.

В 1721-1722 годах на территории нынешней Республики Хакасия работала научная экспедиция Д.Г. Мессершмидта, отправленная для изучения Сибири по указанию Петра 1. Вдоль маршрута Мессершмидт фиксировал топонимы Хакасии.

Г.Ф. Миллером в « Истории Сибири» приводятся также сведения по истории тех или иных мест, проливающие свет на мотивацию названий.

Большой вклад в изучение хакасской топонимии внес М.И. Боргояков.




2. Топонимика деревни Казановка

Каза́новка (хак. Казанов аалы) - в Аскизском районе Хакасии, находится в 40 км к северо-западу от райцентра - села Аскиз.

Расположено в среднем течении реки Аскиз по обоим берегам, в отрогах Абаканского хребта.

Время образования - приблизительно в первой половине 18 века. До Октябрьской революции 1917 года село называлось Сескин аал (по имени бая Сёски Майнагашева) и административно входило в Казановский род (название - от имени родового старшины Казана Майнагашева). В годы становления советской власти аалы Казановского рода вошли в состав Казановского сельсовета - отсюда название села. Казановка - родина Степана Дмитриевича Майнагашева - ученого и общественного деятеля.

По преданиям, на эти земли 250-300 лет назад пришли три брата ( в другом варианте- девять братьев) с верховьев реки Томь и остались жить здесь. Потомки этих братьев составили сеок ( род) Том.

В своих статьях М.И. Боргояков предложил объяснения названия реки Асхыс. Через Казановку протекает река Аскиз (Асхыс) Есть несколько вариантов объяснения гидронима Аскиз (хак. Асхыс, Аххыс/Ахыс). Так, ученый предполагал, что Асхыс происходит от аз - река и хыс - девушка. В древности под словом хыс подразумевались вообще тюркские народы, племена, отсюда, Асхыс - речные хыс, или речные племена. Известный археолог Леонид Романович Кызласов в названии выделяет угорский элемент ас - река. По замечанию Родиона Дмитриевича Сунчугашева, гидроним Асхыс/Ахыс восходит к тюркскому Ах ас, т. е. Ах - из тюркского (хакасского) белый, чистый прозрачный и ас - из угорского река (тем более в некоторых источниках название села Асхыс дается как Ас пилтiрi, т. е. Усть Ас). Следовательно, гидроним Асхыс можно объяснить как чистая, прозрачная река. В «Топонимическом словаре» Валерия Яковлевича Бутанаева говорится, что имя реки означает «голодная девушка». А, согласно легендам, бытующим в народе, река Аскиз (Асхыс) была названа в честь девы, которая, спасаясь от своих семи сестер, погибла от голода и превратилась в каменное изваяние на берегу Аскиза.

Пай суг (священная река) - река Бай, правый приток реки Аскиз.

Пай (Бай) - так названа, потому что богатое место на ягоды.

Раньше здесь была деревня, жили люди, занимались скотоводством и земледелием. Из Бая вышли фамилии Саражаковы, Пакочаковы. Таг тайыг проводят род Саражаковых.

Ах пуга ( гора белого быка)- гора названа по священному белому быку, принадлежавшему роду ичег. Культовое место Пакачаковых.

Орфографический термин « таг» встречается на всей территории Хакасии и является наиболее употребительным при обозначении орообъектов. С данным термином у нас связано несколько оронимов.
Аар таг (почитаемая гора) - по реке Аскиз ниже аала Казановка, до революции Аар алты - аал Иресов, находился ниже горы Аар таг. Аар усту - аал Сескин ( Казановка) находился выше горы Аар таг. Здесь жили Майнагашевы.

Козеелiг таг ( гора с курганными камнями)- по реке Бай. Культовое место рода Саражаковых, где они приносили жертвоприношения.

Хыйрах (гора сабельного клинка). Горы расположены беспорядочно.

(хыйыр) Существует легенда, что в этом месте было страшное сражение Хакасов с Монгольской армией.

Апеллятив тигей- вершина (горы): сопка, холм; макушка ( головы) активно употребляется в составе хакасских оронимов. Со слов информаторов, орфографическое значение можно определить как « отдельно стоящая незначительная округлая возвышенность, напоминающая перевернутый казан; вершина горы подобной формы».

В оронимии тигей обычно участвует в образовании сложных названий и выступает в качестве определяемого слова. Например, в Казановке:

Хызыл тигей ( красный холм);

Мирген тигей ( сопка меткого стрелка, названа в честь легендарного стрелка, поразившего диких коз с этой горки),

Тулдегей- Тулгу тигей (лисья вершина). В настоящее время на лисьей вершине расположено кладбище Майнагашевых. Согласно легендам название горы связано с случаем, когда одна женщина в свадебной лисьей шапке верхом на коне погналась вокруг этой горы за парнем и женила его на себе. Местная легенда говорит о том, что на вершине этой горы было много лисьих нор.

Слово хыр обозначает « цепь гор, гребень горы, холм, край». Информаторы уточняют, что хыр ( при обозначении горы) - «удлиненная гора с очень крутым склоном». Оротермин хыр является распространенным не только в хакасском, но и вообще в тюрской топонимике. Например:

Муус хыр (рогатый холм) - по реке Аскиз около Казановки.

Слово хайа, « скала, утес», участвует в качестве определяемого термина в сложных топообразованиях при обозначении « гор с большими отвесными скалами».

В Казановке есть Пеес хайа ( скала- печка), а также есть другое название-

Тура хайа (Дом-скала),пользующееся дурной славой место.По представлениям местных жителей, Турачах - жилище горных духов. Отсюда начинается «тропа горных духов». Под такой тропой понимаются места, где наиболее часто встречаются людям горные духи. Рядом с тропой , по представлениям местных жителей, находится довольно опасно, особенно после захода солнца. Поскольку духи, за редким исключением, не видны человеческому глазу, то, проходя по тропе, можно случайно коснуться горного духа. Это приводит к тяжелой болезни или даже смерти человека. Когда вы находитесь рядом со скалой, то надо соблюдать особые правила поведения: не шуметь, не бегать, обязательно «покормить» духов айраном.

Аххыстын хайазы ( Аскизская скала) - по реке Аскиз около Казановки.

Апеллятив тас передает понятие «камень, кремень; каменный». Этим словом обозначают каменистые горы или возвышенности с одним культовым приметным камнем.

Скала Иней тас (Бабушка-камень ) была уничтожена взрывом в начале второй половины ХХ века [Бутанаев, 1995. С. 38; Бутанаев, 2003. С. 194], после чего, невысокая насыпь, оставшаяся после взрыва получила название Иней паары ( Подножье Бабушки). Статус Иней паары был определен, со слов местных жителей, как «родовая гора фамилии Майнагашевых», место, где принято было проводить обряды «тагтаиг» - горные жертвоприношения.

Ах тас (Белый Камень) - обладает сильным исцеляющим энергетическим полем. Стела являлась местом преклонения и жертвоприношений. Обладая целебными свойствами, Ах тас, с одной стороны теплый, с другой - холодный. В радиусе трех метров полностью искажены магнитные поля, компас не работает. Гранитная стела до сих пор почитается местными жителями как целебный камень.

Апсах тас ( Каменный Старик) - контуры этой скалы действительно напоминают сидящего человека.

Сохранилась легенда об этих камнях. В давние времена, со стороны лога Куг, вышли Иней и Апсах со своим народом, дойдя до места, где стоит белый камень, они осмотрелись. Место им понравилось, и они решили остановиться здесь стойбищем. Стали спорить, в какой стороне ставить аал. Старуха указывает направо от горы Аар таг, а старик - налево. Спорили они долго, и дошло дело до драки. В гневе Иней оттолкнула от себя Старика, тот отступился, перелетел через реку Аскиз и упал на вершину горы Аар таг. От обиды за нанесенное оскорбление обратился Старик в камень, которая называется Апсах тас. Старуха, сотворив зло, долго без Старика не прожила. Отошла она чуть в сторонку, присела на склон горы и тоже окаменела. Дети Иней и Апсах, уважая волю родителей, расселились по всей местности. А в память о трагическом событии установили на месте раздора предков Белый Камень.

Азыр тас ( Раздвоенный камень) - по реке Бай, место жертвоприношений рода Ичеге ( Саражаковых).

Аба паары ( Подножие медведя).

В хакасской оронимии « озен» обозначает глубокие , длинные с крутыми склонами углубления между горами.

Аастыг озен ( лог с отверстием) - по р. Аскиз у Казановки.

Тоолыг озен ( лог, где растет боярышник).

Тирен озен - глубокий лог. Находится в верхней части с. Казановка.

Здесь расположено кладбище рода Саражаковых.

Слово «пил» с основным значением « поясница, талия» в оронимии Хакасии служил для обозначения седловины между двух вершин и перевала в горах.

Аарныг пил ( почитаемая седловина по реке Аскиз, культовое место) - Алыг пиль, перевал через гору Аар таг. По рассказам старожилов, когда началась Великая Отечественная война, жены, дети, старики провожали своих близких на войну до этого перевала. По другой версии, в горе Аар таг содержится много руды.

От тартчан, пил ( седловина, по которой привозят сено)- по р.Аскиз у Казановки.

Хол является одним из наиболее активных терминов в образовании хакасских оронимов. Хол - это лог, долина, сухое русло реки.

Киндiрлiг хол ( Конопляный лог) - по р.Бай

Одын, тартчан, холл ( Дровяной лог) - по . Бай

Арыстыг хол ( Яричный лог) - по р. Сир

Хуртуях хол ( Каменное изваяние) - таких изваяний здесь нет, и мы можем лишь предполагать, что, либо оно там было, но не сохранилось, либо так называли «личину», которая нанесена на каменную плоскость около 4 тыс. лет назад.

Айалыг холл ( лог с настороженным самострелом) - по р. Аскиз у Казановки.

Куг ( Веселая) - по р. Аскиз, Хуруг Куг ( Сухой Куг), Куг пилтiрi ( Усть Куг) зимник Костяковых.

3.Фольклористический подход к изучению происхождения топонимов.

Все, попавшее в поле зрения человека, получает имя. Именование окружающего - основная функция в обживании пространства. Одной из форм такого обживания являются устные рассказы об истории возникновения населенных мест, речек. По форме и сути - это жанр фольклорного творчества: легенды, т. е. устное повествование о некогда существовавшем вымысле, которая излагается как реальность. В науке эти легенды имеют свои имена. Легенда о возникновении названия мест называется «топонимической», названия рек - «гидронимическими».

Выдающийся историк Николай Иванович Надеждин писал о топонимике как о «языке Земли», а Землю он назвал "книгой, куда записывается история человечества".

В Казановке тоже есть свои легенды, предания, были. Какая из них истина, какой верить? Для фольклора и фольклориста такого вопроса не существует, им важен сам факт существования текста легенды, предания или были. Ценна каждая такая форма устного творчества, важен текст, в котором есть внутренняя установка сказителя на истинность происходящего. Фольклористу важен сам взгляд тех, кто создает и использует в разговорной речи и названия, и легенды, и предания.

Слово легенда, происшедшее от латинского корня «текст, написанный для прочтения», «то, что должно быть прочитано», в славянских языках сблизилось со словом «предание» - это необыкновенная, даже и недостоверная история, но о реальном лице.

Легенда может восприниматься по-разному. Одни в ней увидят достоверность события: например, о кладах, якобы закопанных где-то рядом с тем местом, где они проживают. Для других будет интересна красота легенды, т. е. художественное ее начало.

Итак, легенда, рассказанная одним из старожилов деревни, повествует о том, что в горах, напротив деревни, за речкой Аскиз, ночью горел яркий свет. Он был похож то на костер, то на звезду, что горела в небе. Но когда люди приходили на это место, он исчезал, будто его и не было. Старые люди говорили, что такой свет исходит от золота. Значит, на этом месте зарыт клад. Со временем это свечение исчезло, но легенда осталась.

Следующая легенда, рассказанной одной из бабушек, не менее интересна. Шли они вечером с подружкой в клуб потанцевать под гармошку после трудового дня, вдруг справа от них что-то зашелестело и прокатилось прямо перед ними, скрывшись под горкой, что находилась рядом( предмет был в форме шара и светился). Девушки испугались и быстро убежали обратно. Когда дома рассказали об увиденном, старшие объяснили , что это было богатство. Зарытый клад может являться в любом образе и не каждому, а избранному. Когда встречается что- то подобное, нужно взять какой-нибудь предмет , коснуться его и сказать слова: « Пусть это богатство достанется мне», тогда оно рассыпется и превратится в золото.

По рассказам другой очевидицы, золото явилось к ней в образе белой овцы. Пасла девушка овец и уснула. Когда проснулась, отары уже не было. Стояла одна очень белая овечка( ей даже казалось, что она вся светится) и смотрела на нее. Убежала она мимо нее за своей отарой, а когда вернулась, волшебства уже не было. Долго потом сожалела она о том, что была такой глупой. Ведь это золото к ней пришло в образе той овечки, а она не сообразила.

Бытуют также легенды о встрече людей с горными духами. ( Таг ээзi ). Один из старожилов нашей деревни рассказывал, как его дедушка встретил одного из них в таежной тропе. Жили они летом на заимке со всей своей живностью. Рано утром, еще затемно, выехал дедушка на лошади посмотреть , где пасется табун. Не спеша, ехал он по тропе, как вдруг за ним оказался всадник. Конь по ним был очень красивый, сильный, а упряжь на нем вся сверкала золотом и серебром. Дедушка сразу понял, кто перед ним. Нащупал свой крестик под рубахой и перекрестился. Тут всадник заговорил, предложил он ему посоревноваться на лошадях, кто кого перегонит. Отказал ему дед, сказал, что лошадь у него старая и хромая. « Ладно, поскачу я тогда дальше!»- крикнул Таг ээзi и умчался, сверкая в темноте.

Такие легенды, были, былички бытуют в каждой семье и передаются из уст в уста. Задача молодого поколения сохранить их как устное народное творчество, передавая своим внукам.

4. Связь топонимики с русским языком и литературой.

Использование на уроках русского языка и литературы топонимического материала может способствовать повышению уровня общей грамотности и культуры речи школьников. На уроках русского языка учитель может использовать дидактические материалы, составленные на основе топонимического материала (диктанты, упражнения, тексты для списывания и т.д.). Во время анализа художественных произведений на уроках литературы учитель может обращать внимание учащихся на географические названия, на их значение и происхождение. С другой стороны, для объяснения топонимического материала учитель может использовать тексты устного народного творчества ( легенды, были, предания). Таким образом, использование топонимического материала возможно на уроках русского языка, литературы, географии, окружающего мира, а кроме этого во внеклассной работе. Можно сделать вывод о том, что топонимия интегрирует в себе материал и географии, и словесности, что создает его особую методическую ценность.

Заключение

Итак, я изучила толкование - "имен мест" (так переводится слово "топонимика") своей родной местности. И выяснила, что это интересная наука, которой занимались и лингвисты, и краеведы, и географы, и литераторы, и путешественники. Местные названия рек, гор, степей нам раскрывают исторические события, которые происходили в далёком прошлом, рассказывают нам о жизни народа, а народ слагает мифы и легенды . В этом виртуальном мире слов и значений отражается все, чем наполнена наша реальная жизнь. Все, что осталось в сложных лабиринтах прошлого. А мифы и легенды изучаем и читаем мы с вами. Мы надеемся, что наша работа не закончится на этом, и наши данные будут пополняться новыми сведениями.





Список литературы

  1. Бутанаев В.Я. Топонимический словарь. Хакасско - Минусинского края. Абакан 1995г

  2. Материалы Интернета.

  3. Материалы школьного музея « Казан аал»

  4. Материалы районной учительской конференции «Инновационные подходы в образовании: опыт и перспективы». Казановка, 2005г.

  5. Сунчугашев Р.Д. Топонимия Хакасии.Абакан.2009г.

  6. Устные рассказы старожилов деревни Казановка.

  7. Этнопедагогика в современной школе. Абакан 2010г.


© 2010-2022