Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме Главные члены предложения. Подлежащее (ФГОС)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС

по теме «Главные члены предложения. Подлежащее.» (По учебнику Т.А. Ладыженской)

Цель урока: развить понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего, навыки синтаксического разбора.

Личностные: потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные: умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи; строить логическую цепочку.

Познавательная: формирование умения синтаксического анализа предложений.

Коммуникативная: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Этапы урока

Вид деятельности

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный

Проверка готовности учащихся, их настроя на работу

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
-Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

Проверка домашнего задания

Проверка выполнения домашнего задания.

Упражнение 135.

Выборочно спрашивает учащихся.

Устно зачитывают получившиеся словосочетания.

Выборочная работа (П)

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Актуализация знаний

Подведение детей к формулированию

темы и постановке

задач урока.

Составление плана

работы.

Комментированное письмо. (Слайд)

Я н…чую (в)старой бесе…ке. Она (за)росла диким в…ноградом. (По)утрам со…нце б…ет скво…ь л…ству. Вор…бьи с уд…влением заглядыва…т (в) бесе…ку.


Взаимопроверка выполненных работ.

Найдите словосочетанияв 3м предложении (слайд)

С удивлением заглядывают;

Заглядывают в беседку;

Воробьи заглядывают.

- Как по-другому называют грамматическую основу?

А теперь угадайте, о каком главном члене предложения идет речь: обозначает предмет, отвечает на вопросы: Кто? Что?

- Правильно, это подлежащее.

- Назовите грамматическую основу записанных вами предложений.

Сформулируйте тему урока.

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

Запишите число, классная работа и тему урока:

« Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее» (слайд)

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить?

Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания.

--Спишите, графически объясняя выбор орфограмм.

- Ребята, докажите, что данная запись - это текст. Назовите признаки текста.

- Чем предложение отличается от словосочетания?

- Ребята, все ли здесь является словосочетанием?

- Верно, третий вариант не является словосочетанием. Это грамматическая основа. А она, как известно, словосочетанием не является.

Правильно. Это главные члены предложения.



- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?


Будем формировать умение находить грамматическую основу предложения, выясним способы выражения подлежащего.

Выполняют упражнение на индивидуальных листках, по окончании проводят взаимопроверку. Выставляют отметки.


Отвечают на вопросы.






Отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока.

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

Усвоение новых знаний. Первичное закрепление знаний. Физ. Минутка.

Беседа.

  1. Беседа по вопросам. Обобщение ранее изученного.

- Какие члены предложения составляют его основу?

- Как называются остальные члены предложения?

- Что обозначает подлежащее?

- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

- В каком падеже стоит подлежащее?

- На какие вопросы отвечает сказуемое?

- Какими частями речи может быть выражено сказуемое?

- Сколько главных членов может быть в предложении?

Давайте откроем учебник на стр. 75, 76 и прочитаем правило, чтобы убедиться в том, что мы правы в своих суждениях.

Физкультминутка.

Встанем, дети, (Встали.)

Скажем тихо:

Раз, два, три, четыре, пять. -(Шагаем.)

Приподнялись, (Поднялись на носочках.)

Чуть присели (Приседаем.)

И соседа не задели, ( Садимся.)

А теперь придется встать, (Встали, потянулись.)

Тихо сесть, (Ровненько сели.)

Отвечают на вопросы. Коллективная работа.









Вслед за учителем повторяют упражнения.

Работа с текстом, умение выражать свою точку зрения (Р). Развитие внимания, монологической речи. Работа над формированием логических умений: анализ, обобщение, построение цепочки рассуждения (Р)

Закрепление полученных знаний

Работа в группах.

Красные карточки:

  1. Кто в колодце так громко смеется?

  2. Сто ужей на двух ребят шипят.

  3. У проруби три вороны воду пили.

  4. Я увидел три капли дождя.

  5. Десять делится на два.

  6. Учиться всегда пригодится.

Желтые карточки:

  1. Грибница в почве разрастается по кругу.

  2. Черные тощие ели торчат из топи.

  3. С утра я получал всякие подарки.

  4. Солнце спряталось за снеговой хребет.

  5. Человек смотрел на него угрюмо.

  6. Он не умел хорошо рисовать.

Зеленые карточки:

  1. Мороз разрисовал окна необычными узорами.

  2. Парусник плавно качался на волнах.

  3. Картина превосходно смотрелась в комнате.

  4. Капли поблескивали на траве.

  5. Дождь непрерывно лил до утра.

  6. Кот поймал огромную мышь.

- Чем еще может быть выражено подлежащее?

На слайде данные «Способы выражения подлежащего».

Каждой группе из четырех человек дается три вида карточек со словами, из которых необходимо составить предложения. Карточки ранжируются по цветам и сложности. Красный - самый сложный. Желтый - средней сложности. Зеленый - простой.













После выполненной работы отвечают на вопросы.

Составляют предложения. Выстраиваются у доски в нужном порядке. Шаг вперед делают те ученики ,в руках которых слова, являющиеся грамматической основой предложения.





Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

Подведение итогов

Обобщение полученных знаний.

Продолжите фразу (на слайде):

Грамматическая основа - это…..

Подлежащее - это…

Подлежащее может быть выражено …

Что же мы вспомнили и что нового узнали на уроке?

Учащиеся формулируют определения, отвечают на вопросы.

Классификация, обобщение (П)

Рефлексия

Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Оценить то, как вы усвоили материал

У каждого на парте ладошка из цветной бумаги. На каждом пальце начало предложения, которое учащиеся должны продолжить:

-Я знал…

- Я узнал…

- Было сложно…

- Было интересно…

- Мое настроение….

Выставление оценок за урок.

Вспомните, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Организовать рефлексию.

Обобщить сказанное.

Поблагодарить за работу. Оценить ответы.

Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Д.з.

Упр. 159 (для слабых учеников), 162 (два упражнения для сильных учащихся).

Объяснить домашнее задание разного уровня сложности.

Поработайте с орфографическим словарём.

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Дифференцированные задания (П., Л)



© 2010-2022