- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка курса «Основы стихосложения»
Разработка курса «Основы стихосложения»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ощепкова Т.Г. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Разработка курса
«Основы стихосложения»
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 4 Ощепкова Т.Г.
Из истории стихосложения.
Язык поэтический распадается на прозаический и стихотворный. В основе этого деления лежит ритм. Что же такое ритм?
Ритм - равномерное чередование каких-нибудь элементов. (С.И. Ожегов)
Ритмичным является стихотворный язык.
В науке долго шёл спор о том, что лежит в основе стихотворной речи - слог или звук? Чем определяется развитие систем стихосложения? Пришли к выводу, что развитие систем стихосложения зависит:
-
от исторического развития народа;
-
от литературной традиции;
-
от фонетических особенностей языка.
Самой древней системой была античная, или метрическая система стихосложения. Эта система основана на мерном чередовании долгих и кратких гласных звуков, т.к. древнегреческий язык отличается долготой и краткостью гласных звуков. Античная система была очень разработанной. Она знала более 30-ти видов стоп: ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль, пиррихий, спорей и т.д.
Стопа - повторяющаяся единица стиха, состоящая из двух и более слогов.
В античной системе стихосложения, таким образом, стопой называли сочетание долгого и краткого гласных звуков, где ведущим был долгий. Стопы, соединяясь, образовывали метры, поэтому систему эту называли ещё метрической.
Основные метры античной системы стихосложения:
-
Гекзаметр - метр, состоящий из 5-ти дактилических стоп и одного хорея в конце.
Схема: - ~ ~ / - ~ ~ / - ~ ~ / - ~ ~ / - ~ ~ / - ~
-
Пентаметр - метр, состоящий из четырёх дактилических стоп и одного спондея, причём один долгий спондей идёт после второй дактилической стопы, а второй долгий - в конце метра.
Схема: - ~ ~ / - ~ ~ / - / - ~ ~ / - ~ ~ /-
Поэты, чтобы разнообразить ритмический рисунок стиха пользовались и пентаметром и гекзаметром, т.е. соединяли их в одном произведении.
Большая пауза, делящая стих (одну стихотворную стопу) на два полустишья - цезура (//).
Цезура в метрах имела своё место:
- в пентаметре она была постоянной и находилась после первого дополнительного долгого:
Схема: - ~ ~ / - ~ ~ / - // - ~ ~ / - ~ ~ / -
- в гекзаметре - непостоянная: могла идти после второй дактилической стопы:
Схема: - ~ ~ / - ~ ~ // - ~ ~ / - ~ ~ / - ~ ~ / - ~
Или после седьмого слога:
Схема: - ~ ~ / - ~ ~ / - // ~ ~ / - ~ ~ / - ~ ~ / - ~
Надо помнить, что античные стихи пелись, поэтому Гомер и другие античные поэты исполняли свои произведения под аккомпанемент.
Пример:
Гомер.
Гн`ев, о бо/г`иня, во/сп`ой // Ахи/л`еса Пи/с`еева / с`ына.
В конце 17 века - начале 18 века в Россию из Польши пришла силлабическая (т.е. слоговая) система стихосложения. Данная система основана на принципе соизмеримости стихов, т.е. на одинаковом количестве слогов в стихе (стихотворной строчке). Таких слогов в стихе могло быть 11 или 13. В этой системе писал Антиох Кантемир свои сатиры. Он внёс дополнительные ритмические усилители, чтобы приспособить эту систему к фонетике русского языка.
Слоговая система рассчитана на фонетику языков с постоянным ударением в слоге. А так как русский язык является языком с переменным ударением (бегающим ударением), то силлабическая система стихосложения не могла передавать интонационного богатства, певучести. Поэтому Кантемир и ввёл некоторые дополнительные ритмические усилители:
1) учредил 13-тисложный стих;
2) ввел паузу (цезуру) после 6 или 7 слога в стихе;
3) перед паузой на 6 или 7 слоге ввел дополнительное ударение;
4) ввел рифму (женскую и смежную рифмовку).
Эти ритмические усилители много дали Кантемиру и русскому стихосложению, однако Кантемир не решил проблему, связанную со стихосложением в России. И силлабическая система изжила себя к 30-ым годам 18 века.
Пример:
А. Кантемир «На хулящих ученье».
Наука об`одрана,// в лоскутах обш`ита
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Из всех почти домов// с ругательством выгната.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 11 12 13
На смену силлабической системе стихосложения пришла силлабо-тоническая или слого-ударная система стихосложения. Эту систему разработали Тредиаковский и Ломоносов. Используя русский народный стих, который основан на одинаковом количестве ударных слогов в стихе, и античную метрическую систему, её мерное чередование гласных, заменив долгие ударными, а краткие - безударными слогами. Также из античной метрической системы были взяты основные и вспомогательные виды стоп.
Основные виды стоп.
-
Ямб ( ~ `- ) - двусложная стопа с ударением на втором слоге, а в стихе в целом на 2-ом, 4-ом, 6-ом, 8-ом, 10-ом, и т.д., т.е. на чётных.
Мой д`я/дя с`а/мых ч`е/стных пр`а/вил.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
-
Хорей ( `- ~ ) - двусложная стопа с ударением на первом слоге, а в стихе в целом на 1-ом, 3-ем, 5-ом, 7-ом, 9-ом, и т.д., т.е. на нечётных.
Б`уря/ мгл`ою/ н`ебо /кр`оёт
1 2 3 4 5 6 7 8
-
Дактиль ( `- ~ ) - трёхсложная стопа с ударением на первом слоге, а в стихе в целом на 1-ом, 4-ом, 7-ом, 10-ом, и т.д.
С`ейте ра/з`умное,/ д`оброе,/ в`ечное
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
-
Амфибрахий ( ~ `- ~ ) - трёхсложная стопа с ударением на втором слоге, а в стихе в целом на 2-ом, 5-ом, 8-ом, 11-ом, и т.д.
Сиж`у за/ реш`ёткой / в темн`ице / сыр`ой
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
-
Анапест ( ~ `- ) - трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге, а в стихе в целом на 3-ом, 6-ом, 9-ом, 12-ом, и т.д.
Облет`е/ли цвет`ы,/ догор`е/ли огн`и
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Вспомогательные стопы:
-
Пиррихий ( ~ ~ ) - вспомогательная стопа, состоящая из двух безударных слогов, сохраняет основной ритмический рисунок стиха, меняя его мелодию.
Я п`о/мню ч`у/дное/ мгнов`ень/е
1 2 3 4 5 6 7 8 9
-
Спондей ( - - ) - вспомогательная стопа, состоящая из двух ударных слогов, сохраняет основной ритмический рисунок стиха, меняя его мелодию.
Шв`ед, р`усс/кий к`о/лет, р`у/бит, р`е/жет
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Вольный стих - это стих, написанный одним видом, но разным количеством стоп.
Такие стихи близки к разговорной речи. Например вольным стихом написаны басни Крылова.
Уж ск`оль/ко р`аз /тверд`и/ли м`и/ру, 2, 4, 6, 8
1 2 3 4 5 6 7 8 9 (4-х стопн. ямб)
Что л`есть/ гнусн`а, вредн`а/, но т`о/лько вс`ё/ не впр`ок. 2, 4, 6, 8, 10, 12
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 (6-ти стопн. ямб)
И в `сер/дце льст`ец/ всегд`а от`ы/щет уг/ол`ок. 2 ,4, 6, 8, 12
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 (6-ти стопн. ямб)
5 - ямбич. 1 - пиррихий
Свободный стих - стих, написанный разными видами и количеством стоп.
Рус`алка/ плыл`а по/ рек`е го/луб`ой 2, 5, 8, 11 (4-х стопный
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 амфибрахий)
Озар`я/ема п`ол/ной лун`ой 3, 6, 9 (3-х стопный
1 2 3 4 5 6 7 8 9 анапест)
И хот`е/ла он`а/ дотян`уть/ до лун`ы 3, 6, 9, 12 (4-х стопный
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 анапест)
Серебр`и/стую п`е/ну волн`ы 3, 6, 9 (3-х стопный
1 2 3 4 5 6 7 8 9 анапест)
В русском стихосложении существует ещё тоническая система. Ярким представителем этой системы стихосложения является В. Маяковский.
В основе тонической системы лежит принцип соизмеримости стихов по количеству ударений в нём. В основе этой системы положен принцип народного стиха.
Чтобы усилить ритм стиха, чтобы передать революционное содержание времени, Маяковский разбил стих на доли и расположил их в виде лесенки. После каждой доли-строки он поставил паузу ( / ). Маяковский в отличие от народного стиха ввёл рифму богатую, полную, неожиданную и составную. Маяковский был новатором в стихосложении тоническом, но у него были и последователи. Это Луговской и Вознесенский.
1 Я нед`аром вздр`огнул//
Не загр`обный взд`ор.//
2 В п`орт,/
Гор`ящий,/ как распл`авленное л`ето,//
3 развор`ачивался/
и вход`ил/
тов`арищ/…Теод`ор/
4 «Н`етте».//
(4 стиха, 9 пауз, 8 строк)
Тонический стих на стопы не делится, ритм определяется по количеству пауз (цезур).
В стихосложении существуют вспомогательные ритмические элементы: клаузула и рифма.
Клаузула - это окончание стиха, начиная с последнего ударного слога.
Виды клаузул:
-
Мужская - односложная
Например: А.С. Пушкин «Узник»
Сыр`ой - молод`ой (м)
-
Женская - двусложная
Например: Жуковский «Светлана»
Тум`ана - Светл`анна (ж)
-
Дактилическая - трёхсложная
Например: М.Лермонтов «Тучи».
Стр`анники - изгн`анники (д)
-
Гипердактилическая - более трёх слогов
Например: В. Брюсов.
Брилли`антовая - прик`алывая (г/д)
Гипердактилическая клаузула встречается довольно редко.
Рифма - созвучие клаузул, т.е. созвучие окончаний стиха, начиная с последнего ударного слога.
Существует три типа рифм, которые совпадают с видами клаузул:
-
Перекрёстная - 1-ый рифмуется с 3-им, 2-ой - с 4-ым
А
Б
А
Б
-
Смежная - 1-ый рифмуется со 2-ым, 3-ий - с 4-ым
А
А
Б
Б
Кольцевая - 1-ый рифмуется с 4-ым, 2-ой - 3-им
А
Б
Б
А
Рифма бывает точная и неточная. В неточной совпадают не все заударные звуки (ш`убу - ш`уму). В точной совпадают как заударные, так и предударные звуки. Но такая рифма встречаются редко (пад`ут - отдад`ут).
Белые стихи или верлибры - безрифменные стихи (нерифмованные). В таких стихах большую роль играет пауза.
Примером может служить «Борис Годунов» А. С. Пушкина и «Благоразумие» А. К. Толстого.
Поразмыслив аккуратно, А
Я избрал себе дорожку. Б
И иду по ней без шума. Х
Понемножку, понемножку. Б
Одной из важных единиц стихосложения является строфа - группа стихов, соединённых общим смыслом, синтаксисом, ритмом и рифмой.
Виды строф.
-
Катрен - четырёхстишие.
-
Октава - восьмистишье с определённым способом рифмовки.
1 Х 3 Х 5 1
2 Х 4 Х 6 2
7 Х 8 3
4
5
6
7
8
Пример октавы:
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает А
Последние листы с нагих своих ветвей; Б
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает, А
Журча ещё бежит за мельницу ручей, Б
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает А
В отъезжие поля с охотою своей, Б
И страждут озими от беляной забавы, В
И будит лай собак уснувшие дубравы. В
(А.С. Пушкин «Осень».)
-
Терцина - трёхстишье с определённым способом рифмовки.
АБ А А
БВ Б Б
ВГ В А
ГД Г Б
В
Б
В
Г
В
Г
Д
Г
и т.д.
Примером может служить «Божественная комедия» Данте.
Пример терцины:
Земную жизнь пройдя до половины, А
Я очутился в сумрачном лесу, Б
Утратив правый путь во тьме долины. А
Каков он был, о как произнесу, Б
Тот дикий лес, дремучий и грозящий, В
Чей давний ужас в памяти несу! Б
Так горек он, что смерть едва ль не слаще. В
Но, благо в нём обрести навсегда, Г
Скажу про всё, что видел в этой чаще. В
Не помню сам, как я вошёл туда, Г
Настолько сон меня опутал ложно, (и т.д.)
Когда я сбился с верного следа. Г
Данте Алигьери «Божественная комедия».
Примеры катрена:
Что ты жадно глядишь на дорогу А
В стороне от весёлых подруг? Б
Знать, забило сердечно тревогу - А
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг. Б
(Некрасов «Тройка».)
Сижу за решёткой в темнице сырой, А
Вскормлённый в неволе орёл молодой, А
Мой грустный товарищ, махая крылом, Б
Кровавую пищу клюёт под окном. Б
(А.С. Пушкин «Узник».)
Порядок работы со стихом
-
Расставить ритмические ударения над стихом (`).
-
Обозначить безударные гласные над стихом (~).
-
Посчитать слоги под стихом.
-
Выделить ударные слоги и вынести их порядковые номера в конец стиха. Определить размер стиха, выделив стопы . 1 , 3 , 5
-
Определить вид клаузул каждого стиха, сделав пометку в конце строки. (м), (ж), (д).
-
Определить тип рифмы, обозначая рифмующиеся строки одинаковыми буквами (АБАБ).
-
Определить вид строф (катрен, октава или терцина).
Например, стихотворение А.С. Пушкина:
~ ` | ~ ` | ~ `| ~ ` | ~
Брожу| ли я| вдоль у|лиц шум|ных, 2,4,6,8 (ж) А
1 2 3 4 5 6 7 8 9
~ `| ~ ~| ~ ` | ~ `
Вхожу| ль во мно|голюд|ный храм, 2,6,8 (м) Б
1 2 3 4 5 6 7 8
~ ` | ~ ` | ~ ~ | ~ ` | ~
Сижу| ль меж ю|ношей| безум|ных, 2,4,8 (ж) А
1 2 3 4 5 6 7 8 9
~ ~| ~` | ~` | ~ `
Я при|даюсь| моим| мечтам. 4,6,8 (м) Б
1 2 3 4 5 6 7 8
4-х стопный ямб с пиррихием, рифма перекрёстная. Стихотворение написано катреном.