Разработка курса «Основы стихосложения»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Разработка курса

«Основы стихосложения»

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 4 Ощепкова Т.Г.

Из истории стихосложения.

Язык поэтический распадается на прозаический и стихотворный. В основе этого деления лежит ритм. Что же такое ритм?

Ритм - равномерное чередование каких-нибудь элементов. (С.И. Ожегов)

Ритмичным является стихотворный язык.

В науке долго шёл спор о том, что лежит в основе стихотворной речи - слог или звук? Чем определяется развитие систем стихосложения? Пришли к выводу, что развитие систем стихосложения зависит:


  1. от исторического развития народа;

  2. от литературной традиции;

  3. от фонетических особенностей языка.

Самой древней системой была античная, или метрическая система стихосложения. Эта система основана на мерном чередовании долгих и кратких гласных звуков, т.к. древнегреческий язык отличается долготой и краткостью гласных звуков. Античная система была очень разработанной. Она знала более 30-ти видов стоп: ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль, пиррихий, спорей и т.д.

Стопа - повторяющаяся единица стиха, состоящая из двух и более слогов.

В античной системе стихосложения, таким образом, стопой называли сочетание долгого и краткого гласных звуков, где ведущим был долгий. Стопы, соединяясь, образовывали метры, поэтому систему эту называли ещё метрической.

Основные метры античной системы стихосложения:


  1. Гекзаметр - метр, состоящий из 5-ти дактилических стоп и одного хорея в конце.

Схема: - ~ ~ / - ~ ~ / - ~ ~ / - ~ ~ / - ~ ~ / - ~


  1. Пентаметр - метр, состоящий из четырёх дактилических стоп и одного спондея, причём один долгий спондей идёт после второй дактилической стопы, а второй долгий - в конце метра.

Схема: - ~ ~ / - ~ ~ / - / - ~ ~ / - ~ ~ /-

Поэты, чтобы разнообразить ритмический рисунок стиха пользовались и пентаметром и гекзаметром, т.е. соединяли их в одном произведении.

Большая пауза, делящая стих (одну стихотворную стопу) на два полустишья - цезура (//).

Цезура в метрах имела своё место:

- в пентаметре она была постоянной и находилась после первого дополнительного долгого:

Схема: - ~ ~ / - ~ ~ / - // - ~ ~ / - ~ ~ / -

- в гекзаметре - непостоянная: могла идти после второй дактилической стопы:

Схема: - ~ ~ / - ~ ~ // - ~ ~ / - ~ ~ / - ~ ~ / - ~

Или после седьмого слога:

Схема: - ~ ~ / - ~ ~ / - // ~ ~ / - ~ ~ / - ~ ~ / - ~

Надо помнить, что античные стихи пелись, поэтому Гомер и другие античные поэты исполняли свои произведения под аккомпанемент.

Пример:

Гомер.

Гн`ев, о бо/г`иня, во/сп`ой // Ахи/л`еса Пи/с`еева / с`ына.

В конце 17 века - начале 18 века в Россию из Польши пришла силлабическая (т.е. слоговая) система стихосложения. Данная система основана на принципе соизмеримости стихов, т.е. на одинаковом количестве слогов в стихе (стихотворной строчке). Таких слогов в стихе могло быть 11 или 13. В этой системе писал Антиох Кантемир свои сатиры. Он внёс дополнительные ритмические усилители, чтобы приспособить эту систему к фонетике русского языка.

Слоговая система рассчитана на фонетику языков с постоянным ударением в слоге. А так как русский язык является языком с переменным ударением (бегающим ударением), то силлабическая система стихосложения не могла передавать интонационного богатства, певучести. Поэтому Кантемир и ввёл некоторые дополнительные ритмические усилители:

1) учредил 13-тисложный стих;

2) ввел паузу (цезуру) после 6 или 7 слога в стихе;

3) перед паузой на 6 или 7 слоге ввел дополнительное ударение;

4) ввел рифму (женскую и смежную рифмовку).

Эти ритмические усилители много дали Кантемиру и русскому стихосложению, однако Кантемир не решил проблему, связанную со стихосложением в России. И силлабическая система изжила себя к 30-ым годам 18 века.

Пример:

А. Кантемир «На хулящих ученье».

Наука об`одрана,// в лоскутах обш`ита

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Из всех почти домов// с ругательством выгната.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 11 12 13

На смену силлабической системе стихосложения пришла силлабо-тоническая или слого-ударная система стихосложения. Эту систему разработали Тредиаковский и Ломоносов. Используя русский народный стих, который основан на одинаковом количестве ударных слогов в стихе, и античную метрическую систему, её мерное чередование гласных, заменив долгие ударными, а краткие - безударными слогами. Также из античной метрической системы были взяты основные и вспомогательные виды стоп.

Основные виды стоп.

  1. Ямб ( ~ `- ) - двусложная стопа с ударением на втором слоге, а в стихе в целом на 2-ом, 4-ом, 6-ом, 8-ом, 10-ом, и т.д., т.е. на чётных.

Мой д`я/дя с`а/мых ч`е/стных пр`а/вил.

1 2 3 4 5 6 7 8 9


  1. Хорей ( `- ~ ) - двусложная стопа с ударением на первом слоге, а в стихе в целом на 1-ом, 3-ем, 5-ом, 7-ом, 9-ом, и т.д., т.е. на нечётных.

Б`уря/ мгл`ою/ н`ебо /кр`оёт

1 2 3 4 5 6 7 8


  1. Дактиль ( `- ~ ) - трёхсложная стопа с ударением на первом слоге, а в стихе в целом на 1-ом, 4-ом, 7-ом, 10-ом, и т.д.

С`ейте ра/з`умное,/ д`оброе,/ в`ечное

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


  1. Амфибрахий ( ~ `- ~ ) - трёхсложная стопа с ударением на втором слоге, а в стихе в целом на 2-ом, 5-ом, 8-ом, 11-ом, и т.д.

Сиж`у за/ реш`ёткой / в темн`ице / сыр`ой

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


  1. Анапест ( ~ `- ) - трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге, а в стихе в целом на 3-ом, 6-ом, 9-ом, 12-ом, и т.д.

Облет`е/ли цвет`ы,/ догор`е/ли огн`и

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Вспомогательные стопы:

  1. Пиррихий ( ~ ~ ) - вспомогательная стопа, состоящая из двух безударных слогов, сохраняет основной ритмический рисунок стиха, меняя его мелодию.

ЯРазработка курса «Основы стихосложения» п`о/мню ч`у/дное/ мгнов`ень/е

1 2 3 4 5 6 7 8 9


  1. Спондей ( - - ) - вспомогательная стопа, состоящая из двух ударных слогов, сохраняет основной ритмический рисунок стиха, меняя его мелодию.

ШРазработка курса «Основы стихосложения»в`ед, р`усс/кий к`о/лет, р`у/бит, р`е/жет

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Вольный стих - это стих, написанный одним видом, но разным количеством стоп.

Такие стихи близки к разговорной речи. Например вольным стихом написаны басни Крылова.

Уж ск`оль/ко р`аз /тверд`и/ли м`и/ру, 2, 4, 6, 8

1 2 3 4 5 6 7 8 9 (4-х стопн. ямб)

Что л`есть/ гнусн`а, вредн`а/, но т`о/лько вс`ё/ не впр`ок. 2, 4, 6, 8, 10, 12

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 (6-ти стопн. ямб)

И в `сер/дце льст`ец/ всегд`а от`ы/щет уг/ол`ок. 2 ,4, 6, 8, 12

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 (6-ти стопн. ямб)

5 - ямбич. 1 - пиррихий

Свободный стих - стих, написанный разными видами и количеством стоп.

Рус`алка/ плыл`а по/ рек`е го/луб`ой 2, 5, 8, 11 (4-х стопный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 амфибрахий)

Озар`я/ема п`ол/ной лун`ой 3, 6, 9 (3-х стопный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 анапест)

И хот`е/ла он`а/ дотян`уть/ до лун`ы 3, 6, 9, 12 (4-х стопный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 анапест)

Серебр`и/стую п`е/ну волн`ы 3, 6, 9 (3-х стопный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 анапест)

В русском стихосложении существует ещё тоническая система. Ярким представителем этой системы стихосложения является В. Маяковский.

В основе тонической системы лежит принцип соизмеримости стихов по количеству ударений в нём. В основе этой системы положен принцип народного стиха.

Чтобы усилить ритм стиха, чтобы передать революционное содержание времени, Маяковский разбил стих на доли и расположил их в виде лесенки. После каждой доли-строки он поставил паузу ( / ). Маяковский в отличие от народного стиха ввёл рифму богатую, полную, неожиданную и составную. Маяковский был новатором в стихосложении тоническом, но у него были и последователи. Это Луговской и Вознесенский.

1 Я нед`аром вздр`огнул//

Не загр`обный взд`ор.//

2 В п`орт,/

Гор`ящий,/ как распл`авленное л`ето,//

3 развор`ачивался/

и вход`ил/

тов`арищ/…Теод`ор/

4 «Н`етте».//

(4 стиха, 9 пауз, 8 строк)

Тонический стих на стопы не делится, ритм определяется по количеству пауз (цезур).

В стихосложении существуют вспомогательные ритмические элементы: клаузула и рифма.

Клаузула - это окончание стиха, начиная с последнего ударного слога.

Виды клаузул:

  1. Мужская - односложная

Например: А.С. Пушкин «Узник»

Сыр`ой - молод`ой (м)

  1. Женская - двусложная

Например: Жуковский «Светлана»

Тум`ана - Светл`анна (ж)

  1. Дактилическая - трёхсложная

Например: М.Лермонтов «Тучи».

Стр`анники - изгн`анники (д)

  1. Гипердактилическая - более трёх слогов

Например: В. Брюсов.

Брилли`антовая - прик`алывая (г/д)

Гипердактилическая клаузула встречается довольно редко.

Рифма - созвучие клаузул, т.е. созвучие окончаний стиха, начиная с последнего ударного слога.

Существует три типа рифм, которые совпадают с видами клаузул:

  1. Перекрёстная - 1-ый рифмуется с 3-им, 2-ой - с 4-ым

АРазработка курса «Основы стихосложения»

БРазработка курса «Основы стихосложения»

А

Б


  1. Смежная - 1-ый рифмуется со 2-ым, 3-ий - с 4-ым

АРазработка курса «Основы стихосложения»

А

БРазработка курса «Основы стихосложения»

Б

Кольцевая - 1-ый рифмуется с 4-ым, 2-ой - 3-им

АРазработка курса «Основы стихосложения»

БРазработка курса «Основы стихосложения»

Б

А

Рифма бывает точная и неточная. В неточной совпадают не все заударные звуки (ш`убу - ш`уму). В точной совпадают как заударные, так и предударные звуки. Но такая рифма встречаются редко (пад`ут - отдад`ут).

Белые стихи или верлибры - безрифменные стихи (нерифмованные). В таких стихах большую роль играет пауза.

Примером может служить «Борис Годунов» А. С. Пушкина и «Благоразумие» А. К. Толстого.

Поразмыслив аккуратно, А

Я избрал себе дорожку. Б

И иду по ней без шума. Х

Понемножку, понемножку. Б

Одной из важных единиц стихосложения является строфа - группа стихов, соединённых общим смыслом, синтаксисом, ритмом и рифмой.

Виды строф.


  1. Катрен - четырёхстишие.


  1. Октава - восьмистишье с определённым способом рифмовки.

1Разработка курса «Основы стихосложения»Разработка курса «Основы стихосложения» Х 3 Х 5 1

2Разработка курса «Основы стихосложения»Разработка курса «Основы стихосложения» Х 4 Х 6 2

7 Х 8 3

4

5

6

Разработка курса «Основы стихосложения»7

8

Пример октавы:

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает А

Последние листы с нагих своих ветвей; Б

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает, А

Журча ещё бежит за мельницу ручей, Б

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает А

В отъезжие поля с охотою своей, Б

И страждут озими от беляной забавы, В

И будит лай собак уснувшие дубравы. В

(А.С. Пушкин «Осень».)

  1. Терцина - трёхстишье с определённым способом рифмовки.

АРазработка курса «Основы стихосложения»Разработка курса «Основы стихосложения»Б А А

БРазработка курса «Основы стихосложения»Разработка курса «Основы стихосложения»В Б Б

ВРазработка курса «Основы стихосложения»Г В А

ГРазработка курса «Основы стихосложения»Д Г Б

Разработка курса «Основы стихосложения»В

Б

Разработка курса «Основы стихосложения»В

Разработка курса «Основы стихосложения»Г

В

Разработка курса «Основы стихосложения»Г

Разработка курса «Основы стихосложения»Д

Г

и т.д.

Примером может служить «Божественная комедия» Данте.

Пример терцины:

Земную жизнь пройдя до половины, А

Я очутился в сумрачном лесу, Б

Утратив правый путь во тьме долины. А

Каков он был, о как произнесу, Б

Тот дикий лес, дремучий и грозящий, В

Чей давний ужас в памяти несу! Б

Так горек он, что смерть едва ль не слаще. В

Но, благо в нём обрести навсегда, Г

Скажу про всё, что видел в этой чаще. В

Не помню сам, как я вошёл туда, Г

Настолько сон меня опутал ложно, (и т.д.)

Когда я сбился с верного следа. Г

Данте Алигьери «Божественная комедия».

Примеры катрена:

Что ты жадно глядишь на дорогу А

В стороне от весёлых подруг? Б

Знать, забило сердечно тревогу - А

Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг. Б

(Некрасов «Тройка».)

Сижу за решёткой в темнице сырой, А

Вскормлённый в неволе орёл молодой, А

Мой грустный товарищ, махая крылом, Б

Кровавую пищу клюёт под окном. Б

(А.С. Пушкин «Узник».)

Порядок работы со стихом

  1. Расставить ритмические ударения над стихом (`).

  2. Обозначить безударные гласные над стихом (~).

  3. Посчитать слоги под стихом.

  4. ВРазработка курса «Основы стихосложения»Разработка курса «Основы стихосложения»Разработка курса «Основы стихосложения»ыделить ударные слоги и вынести их порядковые номера в конец стиха. Определить размер стиха, выделив стопы . 1 , 3 , 5

  5. Определить вид клаузул каждого стиха, сделав пометку в конце строки. (м), (ж), (д).

  6. Определить тип рифмы, обозначая рифмующиеся строки одинаковыми буквами (АБАБ).

  7. Определить вид строф (катрен, октава или терцина).

Например, стихотворение А.С. Пушкина:

~ ` | ~ ` | ~ `| ~ ` | ~

БРазработка курса «Основы стихосложения»Разработка курса «Основы стихосложения»Разработка курса «Основы стихосложения»Разработка курса «Основы стихосложения»рожу| ли я| вдоль у|лиц шум|ных, 2,4,6,8 (ж) А

1 2 3 4 5 6 7 8 9

~ `| ~ ~| ~ ` | ~ `

ВРазработка курса «Основы стихосложения»Разработка курса «Основы стихосложения»Разработка курса «Основы стихосложения»Разработка курса «Основы стихосложения»хожу| ль во мно|голюд|ный храм, 2,6,8 (м) Б

1 2 3 4 5 6 7 8

~ ` | ~ ` | ~ ~ | ~ ` | ~

СРазработка курса «Основы стихосложения»Разработка курса «Основы стихосложения»Разработка курса «Основы стихосложения»Разработка курса «Основы стихосложения»ижу| ль меж ю|ношей| безум|ных, 2,4,8 (ж) А

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Разработка курса «Основы стихосложения»~ ~| ~` | ~` | ~ `

ЯРазработка курса «Основы стихосложения»Разработка курса «Основы стихосложения»Разработка курса «Основы стихосложения» при|даюсь| моим| мечтам. 4,6,8 (м) Б

1 2 3 4 5 6 7 8

4-х стопный ямб с пиррихием, рифма перекрёстная. Стихотворение написано катреном.


© 2010-2022