Сценарий урока-инсценировки по литературе в 5 классе Сказки А. С. Пушкина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

17.11.2014г урок литературы в 5 классе

Учитель русского языка и литературы I кв.категории Акбалинова Д.Д.

Цели:

  1. Отработать навык анализа произведения, навык работы в группе.

  2. Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина, выявить, насколько усвоена сказка.

  3. Сформировать у детей умения выразительно читать отрывки из сказки.

  4. Инсценировать эпизоды, развивать артистические способности.

  5. Воспитать чувство дружбы, коллективизма и любви к русской поэзии.

Ход урока

1. Организационный момент.

АЛЕНА

Облетела вокруг света

Слава русского поэта.

Пусть уходят вглубь года,

Пушкин с нами навсегда!

Сергей

Да здравствует Пушкин -

Наш русский поэт!

Стихи его знают

С младенческих лет.

Марина

Гордится им наша

Родная держава

Великому Пушкину

Крикнем мы: «Слава!»

2. Вступительное слово учителя.

А.С. Пушкин…

Мы знакомы с его сказками с раннего детства. Трудно найти человека, который не знал бы замечательные произведения русского поэта. Прошло много лет, как погиб А.С., а наша любовь к нему все не ослабевает. А стихи и сказки становятся все ближе, дороже и нужнее.

Звучит музыка «Если вы не очень боитесь Кощея…»

Альбина

Здравствуй, добрая сказка,

Полная разных чудес!

Манишь загадками нас ты

В свой удивительный лес.

Мы приготовили ушки,

Чтобы послушать опять.

Сказки, что выдумал Пушкин

Можно и взрослым читать.

Ангелина

Мы их читаем с улыбкой,

Нравится всей детворе

Сказка о маленькой рыбке

И о Салтане-царе.

Ждет впереди Лукоморье,

Леший, Русалка и Кот.

Синее плещется море,

Сказка к нам в гости идет.

3.Слово учителя: Скажите, ребята, о чем пойдет речь на уроке?.......... Для нас А.С. Пушкин, прежде всего, поэт-сказочник. Сегодня нам предстоит выяснить, насколько понята "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Все прочитали сказку? А сейчас мы это проверим.

Я разделю вас на 2 команды, и первое ваше задание будет разгадать кроссворд.

  1. «Кто быстрее?»

Сценарий урока- инсценировки по литературе в 5 классе Сказки А.С.Пушкина

2.Чей это портрет?

1 команда

Белолица, черноброва
Нраву кроткого такого.

Сценарий урока- инсценировки по литературе в 5 классе Сказки А.С.Пушкина


2 команда

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

Сценарий урока- инсценировки по литературе в 5 классе Сказки А.С.Пушкина


3 задание Кто и к кому обращается со словами?

1 команда

Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я ?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя. (Царевна к Чернавке.)

2 команда

Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал.
Да хозяев поджидал. (Старший богатырь к царевне.)

4задание

Найдите в тексте сказки эпизоды, изображенные на рисунках (см. Слайд 9-12)?

5 задание

Какие пословицы, по-вашему мнению, могут быть отнесены к царице-мачехе, а какие - к царевне?

Выпишите по 2 пословицы, обоснуйте ответ.

  1. При солнышке тепло, а при матери добро. (Царевна.)

  2. Злой человек - как уголь: если не жжет, то чернеет. (Царица.)

  3. На языке мед, а на сердце - лед. (Царица.)

  4. Терпенье и труд все перетрут. (Царевна.)

  5. Белые руки чужие труды любят.

  6. Берут завидки на чужие пожитки.

  7. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.

  8. Не всё то золото, что блестит.

4.Слово учителя: Вы так замечательно знаете сказку, а можете рассказать, как была написана сказка?

АЛЬБИНА (историческая справка)

За вольнолюбивые стихи, призывающие к свободе, молодого Пушкина отправили в ссылку. Два с лишним года прожил Пушкин в Михайловском. Выезжать оттуда ему было запрещено. Всё это время вместе с ним в была только старушка - няня. Долгими зимними вечерами под завывание бурь и шум снежных вихрей Арина Родионовна, пытаясь отвлечь любимого Сашеньку от тоски да грустных мыслей, как в детстве, пела ему русские песни да рассказывала сказки. А Пушкин принялся записывать их со слов няни. Так появились эти прекрасные сказки.

Слово учителя: Молодцы! А хотели бы вы сами оказаться в сказке?

Инсценировка отрывка из сказки Пушкина «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Звучит музыка, выходят герои.

Надя

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно:

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С. ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

Ксения

Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?"

Надя

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет!
Он горько плачет...
К Красну солнцу наконец
Обратился молодец.

Максим

Свет наш, Солнышко!
Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты Царевны молодой?
Я жених ей.

Амина

Свет ты мой.
Я царевны не видало.
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее приметил.

Надя

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.

Максим

Месяц, Месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокой,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты Царевны молодой?
Я жених ей.

Сокол

Братец мой,
Не видал я девы красной,
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня
Царевна, видно, пробежала.

Максим

Как обидно!

Сокол

Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай.

Надя

Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:

Максим

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты Царевны молодой?
Я жених ее.

Кривоног

Постой,
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста.

Надя

Ветер дале побежал,
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз...

Елисей подходит к ложу Царевны.

И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился, дева вдруг
Ожила.

Шаталина(поднимается).

Как же долго я спала.

Надя

И трубит уже молва:
Дочка царская жива.
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;

Сокол

Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

  1. Итог урока.

  2. Заключительное слово учителя.

В сказках все бывает,
В сказках чудеса:
Спящая царевна,
Девица - краса,
Золушки и принцы,
Ведьмы, короли.
Чудо совершится, если
Веришь ты.
Мертвая царевна
Проснулась не спроста,
Ей людская верность
Счастье принесла,
Потому что миром
Правит доброта,
Людям помогает
Светлая мечта.
Сказка нас научит,
Зло как победить,
Как с врагами сладить,
Счастье как добыть,
Нам всегда помогут
Добрые друзья.
Будут рядом биться
Верные сердца.

7. Понравился урок? Какую оценку вы бы себе сегодня поставили ?

8.Домашнее задание. Написать мини-сочинение "О чём заставила задуматься меня сказка?"

«Реставраторы».

Команды получают разрезанную на части иллюстрацию к сказке А.С.Пушкина и складывают её.

6 задание. Найдите эпитеты в отрывке: (ЗАПАСНОЙ)

1 команда

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.

2 команда

Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.

«Узнай сказку».

Команды выбирают отрывки, которые относятся к «Сказке о мертвой царевне»

№1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

№2. Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил - был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить…

№3. Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей.

Королевич Елисей.

№4. Между тем как он далеко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин,

И царица над ребенком

Как орлица над орленком;

Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца.

№5. Царь Дадон к шатру спешит…

Что за страшная картина!

Перед ним его два сына,

Без шеломов и без лат

Оба мертвые лежат,

Меч вонзивши друг во друга.

№6. Делать нечего. Она,

Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

№7. Воротился старик ко старухе:

У старухи новое корыто.

Еще пуще старуха бранится:

«Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ль корысти?»

№8. Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Мимо острова крутого,

Мимо города большого,

Пушки с пристани палят

Кораблю пристать велят.

№9. Вот пришел он к синему морю;

Видит - море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка и спросила:

«Что тебе надобно, старче?»

№10. Пристают к заставе гости;

Царь Гвидон зовет их в гости,

Их он кормит и поит

И ответ держать велит:

«Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?»

№11. Ой, вы молодцы честные,

Братцы вы мои родные,-

Им царевна говорит,-

Коли лгу, пусть бог велит

Не сойти живой мне с места.

Как мне быть? Ведь я невеста.

№12. Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит «Кири -ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!»

№13. Пошел он ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми воротами.

Старуха сидит под окошком,

На чем свет стоит мужа ругает.

№14. «Царь! - ответствует мудрец,-

Разочтемся наконец.

Помнишь? за мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнишь, как свою.

Подари ж ты мне девицу,

Шамаханскую царицу»…

№15. Дверь тихонько отворилась,

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

Видит девица, что тут

Люди добрые живут;

Знать, не будет ей обидно!-

Никого меж тем не видно.

№16. Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперек слова молвить.

Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

«Сказка о царе Салтане…»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о золотом петушке»

№ 1

№ 7

№ 3

№ 2

№ 4

№ 9

№ 6

№ 5

№ 8

№ 13

№ 11

№ 12

№ 10

№ 16

№ 15

№ 14

12


© 2010-2022