Конспект урока по русскому языку на тему Повторение по теме «Местоимение» (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

23.03.2016г.

6 класс - русский язык

Тема: Повторение по теме «Местоимение».
Цели урока:
Образовательные:
• обобщить и систематизировать знания по теме: «Местоимение»;
• уметь определять разряд местоимения;
• совершенствовать умение отличать местоимение от других частей речи, определять синтаксическую функцию местоимения в предложении;
• правильно употреблять местоимения в речи, безошибочно писать.
Развивающие:
• активизация самостоятельной деятельности;
• развитие познавательной активности.
Воспитательные:
• воспитание коммуникативности;
• привитие культуры общения;
• воспитание любви к родному языку.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята. Рада всех вас видеть. Я решила сегодня вас пригласить в путешествие в далёкую и загадочную страну - Местоимение. Путешествуя по этой стране, мы должны будем привести в систему знания о местоимении как части речи, проверить, как вы умеете употреблять местоимения в своей устной и письменной речи, т.е. пользоваться речевыми и орфографическими правилами.
Путешественники обычно ведут дневник. У нас в качестве дневника будет тетрадь. Наше путешествие мы начинаем 23 марта. Запишем в тетради. (Запись числа, классной работы, темы урока)
Итак, мы с вами отправляемся в путешествие, и как бывалые туристы начнем собирать рюкзаки и дорожные сумки. В чемоданы мы положим багаж знаний о местоимениях. Как знающие путешественники, мы должны все знать о стране, в которую предстоит ехать: обычаи, традиции, нравы и законы. Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык.
Начнём путешествие с проверки домашнего задания. Оно будет нашим пропуском в страну Местоимение.


II . Проверка домашнего задания.
1 ряд - написать 5 фразеологизмов, в которых употребляются местоимения, и указать разряды этих местоимений.
2 ряд - написать 5 пословиц, в которых употребляются местоимения, и указать разряды этих местоимений.
3 ряд - написать 5 названий телепередач, в которых употребляются местоимения, и указать разряды этих местоимений.
а) назовите фразеологизмы (не чуять под собой ног, держать себя в руках, на тебе лица нет, сам себе на уме, сам не свой, сам по себе)
б) Назовите 5 пословиц или поговорок, в которых употребляются местоимения. Укажите разряд этих местоимений.
(На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут.
Кто много знает, тот плохо спит.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Не учи плясать, я и сам скоморох!
Что упало, то пропало.)
в) Прочитайте названия телепередач, в которых употребляются местоимения. Укажите разряд этих местоимений.
«Сам себе режиссер», «Пока все дома», «Жди меня», «Вы очевидец», «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером?», «Наш сад», «Своя игра».


III. Повторение и закрепление.


- Ребята, перед нами остров Теории. Вам предстоит ответить на вопросы.
- Что такое местоимение? (Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их).
Посмотрите, какая чудесная полянка. Давайте остановимся здесь и посоревнуемся. На полянке растут необычные цветы. У каждого цветка по 9 лепестков. Чем обусловлено именно такое количество? (9 разрядов местоимений - 9 лепестков). Ваша задача - показать знания всех разрядов местоимения, подписав каждый лепесток. Кто быстрее и правильно выполнит задание?


1. Игра «Кто быстрее?»
( «Разряды местоимений»)
Учитель:
-С каким первым разрядом мы с вами познакомились?
Расскажите, что обозначает личное местоимение, приведите примеры.
(Первый разряд - личные местоимения. Личное местоимение указывает на лицо:
1 - я, мы;
2 - ты, вы;
3 - он, она, оно)
-Как изменяются личные местоимения, какими членами предложения они являются? (Личные местоимения изменяются по числам и падежам, в 3 лице местоимение он изменяется и по родам. В предложении они являются дополнением и подлежащим).


2. РЕКА ПАДЕЖЕЙ.
- Ребята, перед нами река падежей, через которую мы должны переправиться.
Найдите в стихотворении личные местоимения, выпишите их, определите падеж, подчеркните как члены предложения.

Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
Я говорю ей: «Как вы милы!»
И мыслю: «Как тебя люблю!»
А.С.Пушкин Ответ:

Пред ней - Т.п.
С неё - Р.п.
Я, вы - И.п.
Ей - Д.п.
Тебя - В.п.
- В чём особенность написания местоимений перед ней и с ней ? (Это местоимения 3 лица. После предлогов у местоимений 3-его лица появляется Н)
Учитель:
-Какой разряд имеет всего лишь одно местоимение?
(Возвратное местоимение себя)
-Что вы знаете об этом местоимении?
(Себя указывает на того, о ком говорят, не имеет И.п., не имеет рода и числа. В предложении является дополнением)
3 «Подумайте».
Задание:
Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже
1.Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а ___________________ - невесту, Елену Прекрасную.
СЕБЕ - Д.п.
2.Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с ____________________ лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.
СЕБЯ - Р.п.
3. «Сколько ни держать при _______________ , - думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!»
СЕБЕ - П.п.
4.- Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с _______________________ в подземное царство.
СОБОЮ - Т.п.
4. ИЗБУШКА ЗАГАДОК.
Задание: Найти местоимения. Указать разряд.
1.Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень? (Часы) (Кто - вопросительное местоимение)
2.Что возвратить нельзя? (Время) (Что - вопросительное местоимение)
3.Кто без кисти и белил
Крыши города белил? (Дед Мороз) (Кто - вопросительное местоимение)
4.Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картошка ) (Что - вопросительное местоимение, мы -личное)
-Как вы определили, что перед нами вопросительные местоимения? (Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса).
Какие вопросительные местоимения вы ещё знаете? (Кто? Какой? Что? Чей? Сколько? Каков?)
(Вопросительные местоимения - это вопросы существительного, прилагательного и числительного, употребляются только в вопросительных предложениях.)
-С каким разрядом можно перепутать вопросительные местоимения?
(Вопросительные местоимения можно перепутать с относительными.)
-Чем отличаются относительные местоимения от вопросительных?
(Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных. Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса, употребляются только в вопросительных предложениях.)
5. Работа в парах
Работаем в парах 1 вариант должен придумать предложение с вопросительными местоимениями, а 2 вариант должен перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным.
(Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.)
Например:
Кто едет на велосипеде? (Кто - вопросительное местоимение.)
Я знаю, кто едет на велосипеде. (Кто - относительное местоимение.)
Учитель:
-Какие разряды местоимений образованы от вопросительных?
(Неопределённые и отрицательные)
-Назовите неопределённые местоимения. Как они образованы? Как пишутся приставки и суффиксы в неопределённых местоимениях?
(Неопределённые местоимения образуются при помощи приставки не -, суффиксов -то, -либо, -нибудь и приставки кое-, которые пишутся через дефис, если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется раздельно)
-Назовите отрицательные местоимения. ( Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего)
С помощью чего они образованы? Расскажите об особенностях написания отрицательных местоимений.
(Отрицательные местоимения указывают на отсутствие чего-либо, образуются при помощи приставок не- и ни-. Не- ударная, ни- безударная. Если они отделяются предлогом от местоимения, то пишутся раздельно.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

-Назовите притяжательные местоимения. (Мой, твой, свой, наш, ваш) Что вы знаете о притяжательных местоимениях?
(Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?)
Как отличить притяжательные местоимения от омонимичных им форм личных местоимений? (Личные отвечают на вопрос кого? Чего? Являются дополнением, притяжательные - чей? Является определением)
Объясните разницу в значении местоимения: его (подвиг), (наградили) его. (Слайд №10)
6. Редакция

- Ребята, перед нами редакция. Я предлагаю вам заглянуть в неё и помочь корректорам исправить ошибки в употреблении местоимений.
Задание: Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
А.Хайт
(евонный - его, ихние - их, ейные - её)
7. Игра «Третье лишнее».
Ребята, что-то наши чемоданы слишком тяжёлые. Наверное, мы положили что-то лишнее. Давайте проверим.
1.САМ, ДРУГОЙ, МЫ (мы)
2. СЕБЯ, ЛЮБОЙ, ВСЯКИЙ (себя)
3.ВЕСЬ, ИНОЙ, НИКТО (никто)
4.КАЖДЫЙ, ТОБОЮ, САМЫЙ (тобою).
8. ТЕРЕМОК ПОСЛОВИЦ.
Задание: Прочитайте пословицы.
Найдите в предложениях указательные местоимения. Определите падеж.
Местоимения каких разрядов встретились ещё в пословицах?
Хорошо того учить, кто слушает.
Кто много обещает, тот мало делает.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Чего сам не любишь - того людям не желай.
Какова яблонька - таковы и плоды. того - Р.п.
тот - И.п.

тому - Д.п.

того - Р.п.

таковы - не склоняется

кто, какова, чего - относительные местоимения; сам - определительное

9. ГОРА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.

Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями, в состав которых входят местоимения. Определить их разряд.
Потерять самообладание-
нечто неопределённое -
смотреть внимательно -
искусный мастер -
спешить -
чувствовать себя неловко -
оглядываться беспрестанно -
(Для справок: выйти из себя, ни то ни сё, смотреть во все глаза, на все руки мастер, нестись на всех парусах, быть не в своей тарелке, оглядываться на каждом шагу.)
IV. Итог урока.
Учитель:
- Наше путешествие подошло к концу. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны и поставьте оценки в дневник. А я присваиваю вам звания «Абориген» и «Турист». Как вы думаете, почему? (При затруднении учащиеся могут обращаться к «Толковому словарю".)
Рефлексия:
1. Поднимите руку те, кому понравилось в стране Местоимений.
2.Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока?
4.Какая форма работы вам понравилась больше?
5.Что вызвало затруднения?
V. Домашнее задание
Подготовиться к контрольному словарному диктанту по разделу: «Местоимение», повторить морфологический разбор местоимения, разгадать кроссворд по теме «Местоимение»

5

© 2010-2022