Урок внеклассного чтения по рассказу А. М. Горького Ма-аленькая!

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок

внеклассного чтения



Тема: «Доброта, любовь к людям и благодарность человеку за его дела - черты русского национального характера»

(По рассказу М. Горького

«Ма-аленькая!»)

Подготовила: учитель

русского языка и

литературы

Кадетова О.В.

Цель: приобщение к духовно - нравственным ценностям, духовному опыту русского народа.

Задачи: формировать положительные качества личности, осознанное уважительное и доброе отношение к людям; воспитывать активную жизненную позицию, чувство патриотизма , гордости за свои народ, его прошлое; развивать умение анализировать текст, обобщать, делать выводы, выражать собственное отношение к героям произведения, оценивать их поступки.



























Эпиграфы к уроку:

«Безумство храбрых - вот мудрость жизни».

М. Горький



«За всё добро расплатимся добром,

за всю любовь расплатимся любовью».

Н. Рубцов















Ход урока.

  1. Оргмомент.

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. О чём-то знаешь ты, а что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Нам будет интересно.

- Мои уважаемые собеседники, как вы думаете, какой вопрос могут задать друг другу при встрече люди. (Как дела? Как живёшь?)

- Сейчас мы прослушаем разговор двух невидимых, незнакомых нам лиц.

Сценка. (3 ученика)

- Как живёшь? - спросили у него.

- Живу ничего, - ответил он.

- Что ты делаешь? - спросили у него.

- Я, так, ничего.

- Посмотри на себя в зеркало. Что за вид?

- А что за вид, ничего.

- Загляни себе в душу, тебе давно пора знать, что у тебя внутри.

Он заглянул, а там… ничего.

- Какое слово вам показалось неприятным, оскорбительным?

- Есть ли душа у этого слова, о каких людях так обычно говорят?

- Плохо быть человеком, о котором говорят, что он ничего из себя не представляет.


  1. Сообщение темы.

- Сегодня мы с вами поведем разговор о других людях, чья жизнь наполнена смыслом. О настоящих людях, которые предпочитают битву, высокие устремления спокойному и обывательскому житью, именно таких людей прославляет в своих произведениях М. Горький. Именно таких людей олицетворяет его Сокол. Гордый, смелый Сокол - натура цельная, преданная идее. «Песня о Соколе» прославляет «безумство храбрых». «Безумству храбрых поем мы песню. Безумство храбрых-вот мудрость жизни». Рассказ М. Горького «Ма-аленькая!» о « безумстве храбрых» в реальной жизни.

Героев рассказа «Ма-аленькая!»; чья жизнь стала подвигом самопожертвования во имя людей, во имя человеческой любви, можно сравнить с горьковским Соколом.

Стихотворение. (Ю. Николаев о Семене Рудзенко, прошедшем годы войны и умершим от старых ран уже в мирное время. «Правда», 1965 год.)

-Настоящие люди уходят в бессмертие. Бессмертие человека в памяти, которую он о себе оставляет.

Героиня рассказа М. Горького «Ма-аленькая!» оставила о себе добрую память и с подвигла людей за добро расплатиться добром.


  1. Работа над идейным содержанием рассказа.

- О чем рассказ? Какова его идея?

- Интересно ли было читать? Что вас удивило в рассказе - форма или содержание - что вызвало непонимание?

(Тема: произведение о человеческой доброте и благодарности; читать было трудно, так как язык «нелитературный», одни разговоры, герои странные: два на одно лицо, один вообще отсутствует).

- Заметьте, ребята, в тексте нет ничего случайного, все работает на создание художественных образов, раскрытие идеи произведения, выражение авторской позиции. Относительной особенностью этого текста является разговорная речь как особый выразительный прием.

- Подтвердите это примерами.

- Какие особенности разговорной речи как стиля вам известны?

- Проследите, с какой целью и как М. Горький включает в своё произведение разговорную речь, каким «сигналам разговорности», типичным для разговорной речи отдает предпочтение писатель.

Групповая работа по карточкам, включающим разные по содержанию и сложности задания.

Карточка 1.

Ученый-филолог О.Б. Сиротинина выделяет следующие лексические и грамматические сигналы разговорности в художественном тексте: 1) передача неправильного произношения; 2) частицы; 3) соотношение частей речи (на 100 слов в диалоге приходится 20-25 существительных; прилагательных в 5 раз меньше)…

Дополните это перечисление другими известными вам сигналами разговорности. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста Рассказа «Ма-аленькая!»

Карточка 2.

Учёный-филолог О.Б. Сиротинина выделяет в художественном диалоге М. Горького следующие синтаксические сигналы разговорности: 1)порядок слов (прямое дополнение перед сказуемым); 2) неполнота реплик; 3) вопросительно-восклицательные конструкции; 4) знаки препинания для передачи интонации (многоточие в середине фразы); 5) передача интонирования слов их растяжкой; 6) скопление союза «И»; 7) перебои речи.

Приведите из рассказа «Ма-аленькая!» по 2-3 примера каждого из перечисленных сигналов разговорности.

- Обратим внимание на прием интонирования. Посмотрите на название произведения. Для выражения явного чувства стариков к «стоялке» писатель использует эмфатическое ударение (намеренное повторение гласных звуков, что усиливает положительное значение слова).

- Какую окраску при этом приобретает слово «ма-аленькая»? Кого оно характеризует? (И героиню, маленькую ростом, но способную на подвижничество, и стариков, совершающих доброе дело в память о девушке).

- Какой смысл заложен в таком заглавии? Соотнесите его с самым началом рассказа? Как значение, выраженное в названии, уточняется началом повествования? (Маленькая, слабая телом героиня, но сильная своими другими качествами. Раскрытию душевных качеств девушки подчинено всё содержание произведения).

- Кто же такая «отсутствующая» героиня? Что вы узнали о ней из реплик других персонажей? Расскажите о девушке из России. Какие качества являются определяющими в ее характере? За то она была сослана в Тобольскую губернию?

- Как повела себя «девчурочка» по отношению к крестьянам, которые ей, интеллигентке, чужды и по социальному положению, и по образованию, и по восприятию жизни? Почему без злобы и недоверия относились к ней люди?

(Девушка с самого приезда бескорыстно открылась деревенским людям, попыталась помочь им).

-Приведите примеры из текста (с.212).

-Поэтому люди ответили ей взаимностью, которую десятилетия спустя определит как заповедь Н. Рубцов. (Читается эпиграф к уроку).

- Писатель делает акцент на ее уважении и даже любви к крестьянам, на ее попытках сделать так, чтобы они почувствовали себя людьми и зажили по - человечески.

- Г. И. Беленький отмечает : « Рассказ «Ма-аленькая» повествует о безумстве храбрых в реальной жизни». Как понимаете смысл высказывания? Что такое «безумство храбрых», в реальной жизни?

Вывод: Любовь к людям, готовность помочь каждому, стремление хотя бы чуть-чуть изменить жизнь к лучшему руководили героиней в ее отношении к крестьянам. Любовь к ближним, сострадание - вот что делало девушку «раделицей про все»; вот что связывало ее с народом.

- Прочитайте высказывания Горького о смысле жизни:

«Это, брат… хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые находят в жизни покой, - при жизни становятся покойниками, скучнейший народ». (Из письма сыну Максиму, 1911)

« Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые - вторую…» (Из рассказа «Часы», 1896).

- Как вы понимаете смысл этих высказываний? Какую жизненную позицию избрала героиня рассказа?

Чтение стихотворения.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,-

Тогда весь мир ты примешь как владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

(Киплинг «Заповедь»)

- Каково отношение к героине крестьян? (Жители деревни, как это свойственно русским людям, жалели девушку уже за то, что она ссыльная, отверженная, да к тому же еще и «телум-то ма-аленькая», слабая. Разумеется, не могли они не заметить и то, что «грамотейка была, умница»).

- Что особо ценили в «девчурочке золотой» крестьяне? (Её отношение к ним, любовь и сострадание).

- Приведите примеры из текста.

- «Люди по своей натуре таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им» (Н. Макиавелли). Поэтому не только ценили жители деревни девушку, но и отвечали за её доброту тем же.

- Как и в чём эта взаимность проявилась?

Чтение по ролям (сцена похорон).

- За что же нужно было отмаливать «андельскую душу»? (За то, что умерла без покаяния).

«- Умирала-то без памяти…бредила только… Поехали было за попом, может, мол, придёт в себя… А она, милушка, не подождала, скончалась».

- Страшный это грех для христиан - умереть без соборования. Считается, что душа умершего без покаяния обречена на вечное скитание. Поход к святым местам (а крестьяне - странники направляются к Соловецкому монастырю и Киево-Печерской лавре) - это, по христианским понятиям, «доброе дело» в память умершей. Молитвы странников должны снять грех с «андельской души». Героиня заставила полюбить себя своей душевностью, человечностью. Человеческая любовь - единственное, что способно объединить людей. В этом и заключается идея произведения.

- В тексте есть парадоксальная фраза: «По лицу старухи текли слезы, и мне было так хорошо, точно это обо мне плакали». Почему рассказчику хорошо при виде старухиных слёз.

- Хорошо, что есть такие люди. Как вы думаете, многие ли люди способны на такие поступки?


  1. Итог урока.

- Быть по-настоящему добрым трудно. Способны ли мы любить чужих людей, способны ли мы на милосердие, на хорошие поступки?

Путь к доброте долгий. Попытайтесь изобразить свой путь к доброте:

Добрые сердца - это сады.

Добрые слова - корни.

Добрые мысли - цветы.

Добрые дела - плоды.

Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами, добрыми делами.

Помните: как добро возвращается добром, так и зло возвращается злом.

Не зли других и сам не злись,

Мы в этом тленном мире гости.

А если что не так, смирись,

Будь в обращении попроще.

Холодной думай головой.

Ведь в мире всё закономерно,

Зло, отражённое тобой,

К тебе вернётся непременно.

- К сожалению, в последнее время положительные чувства угасают в людях, хотя есть примеры трогательного отношения, но они встречаются чаще всего в книгах.

- Почему доброе отношение к людям перестало быть значимым? Почему люди разучились быть милосердными? Ведь человек рождается со способностью откликаться на чужую боль.

Ответ прост: если чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется. Проявляя милосердие только в отдельных случаях, забывая о необходимости быть отзывчивым, мы убиваем в себе это чувство. Милосердным человек должен быть всегда. Так считает автор статьи «О милосердии» Даниил Гранин.


  1. Домашнее задание.

- Познакомьтесь со статьей Д. Гранина «О милосердии». Дайте письменный ответ на вопрос: «Почему люди разучились быть милосердными, разучились творить добро?».

- Выпишите понравившиеся мысли великих людей. Объясните, как вы их понимаете. (см. Приложение)

Заключительные слова учителя.

В жизни по-разному можно прожить. А можно и так: до рассвета встать

В горе можно и радости. И, помышляя о чуде,

Вовремя есть, вовремя пить, Рукой раскаленной солнце достать

Вовремя делать гадости. И подарить его людям.

Приложение.


Мудрые мысли великих людей.

Плати за зло чистосердечьем, а за добро плати добром.

Конфуций

Отнимите у нашего сердца любовь в добру - вы отнимете всю прелесть жизни.

Ж.-Ж. Руссо

Кто сердцем добр, тот и в бедной одежде благороден.

Фрейтаг

Старайся всякому делать добро, а не себе одному.

Г. Назианин

Когда будешь делать кому-нибудь добро, заметь, во время свершения доброго дела получишь такое же удовольствие, какое получит и тот человек.

Аль-Маали

Тот, кто сеет зло - пожинает раскаяние.

Саади

Не жди добра, кто злое сотворил, обманщик будет в свой черед обманут.

Дж. Чосер

Тот, кто делает другим, сам вкушает от этого радость.

М. Наварская

Очень мало людей, которые были бы в состоянии делать добро; почти все умеют делать зло.

Б. Грасиан

В том, чтобы делать добро, единственно верное средство быть счастливым.

Л.Н. Толстой

© 2010-2022