- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Раздаточный материал по русскому языку Карточки по культуре речи: грамматические ошибки
Раздаточный материал по русскому языку Карточки по культуре речи: грамматические ошибки
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Путкова Т.Н. |
Дата | 06.11.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Предупреждение и исправление грамматических ошибок
Вариант 1
Исправить грамматические ошибки и указать их тип
-
Много молодёжи пришли на вечер танцев.
-
Никто из пришедших не поздоровались с ней.
-
Глядя на эту ветку, мне вспомнилась молодость.
-
Мартышка увидела в зеркале и стукнула лапой.
-
К триста двадцать шести прибавить шестнадцать, из девяносто семь вычесть пятьдесят.
-
В евонном отряде было много башкиров, татаров, уральских рабочих.
-
Используя этот крем, ваша кожа станет более нежнее.
-
Посмотрел я в окно. И там увидел большую птицу.
-
Перед боем солдаты одевают чистые рубахи, готовятся.
-
Таня сообщила о себе, что я поеду в лагерь.
-
Читающая девочка книгу сидела за столом.
-
Росшие незабудки у ручья уже зацвели.
-
Недорослями называются молодых людей, не получившими образования и которые стремились к праздной жизни.
-
Рискуя, милиционер обезвредил преступников.
-
Во время похода кто-то из детей плелся взади всех.
Вариант 2
Исправить грамматические ошибки и указать их тип
-
Опавшая листва с деревьев усыпала тропинку.
-
На ихних огородах много травы наросло.
-
Скипятил я чайник на костре.
-
Мы увидели лебедей, которые прилетели на озеро, которое находилось вблизи села.
-
Арендатор владел восемьсот шестьдесят пяти гектарам земли.
-
Кто сказал. Что надо бросить песню на войне.
-
Учитель спросил, которая из девочек будет читать стихи.
-
Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полоненым.
-
Подумав о будущем, оно казалось мне таким далеким.
-
В детстве мама спрашивала меня: «Кем я хочу быть?»
-
Носки одеты на обоих ногах.
-
Ребята любят и гордятся своей страной.
-
На рисовании ученики делали эскизы для картины.
-
Мальчик не принес учебник на урок.
-
На уроке мы говорили о благородности и упрямости.
Г-1: ошибка в образовании слова
Вариант 1
Выпишите слово с ошибкой (в приставке, в суффиксе, в корне), исправьте ее
-
На столе лежала обвертка от конфеты.
-
Он уже давно изуверился в людях.
-
Девочка играется с куклой.
-
Он познавает свои ошибки.
-
Можно ли вспрыскивать больному сыворотку?
-
Можно ли становить учеников парами?
-
На клумбе много цветущихся астр.
-
Мы осуждаем преклонничество перед ними.
-
Свинью весили на весах.
-
В поле посеяли свеклу на кормеж скоту.
Г-2: ошибка в образовании форм слова
Вариант 1
Выпишите слово с ошибкой, исправьте ее
-
Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.
-
В магазин привезли моющие импортные обои.
-
К празднику купили 5 кило банан.
-
Врачиха выписала лекарство.
-
В Индии живут индейки, а в Корее - корейки.
-
В институт я не пошла, так как была заболевши.
-
Становьте сюда свой чемодан.
-
На концерте мы видели знаменитых артистов, ихние наряды были из шелка.
-
Работу нужно закончить к третьему апрелю.
-
Ребенок держался за коляску обоими руками.
Г-2: ошибка в образовании форм слова
Вариант 2
Образуйте форму И.п. мн.ч.
Директор - директора цех - …
доктор - … фронт - …
инспектор - … лектор - …
профессор - … катер - …
инженер - … торт - …
фельдшер - … слесарь - …
редактор -… суп - …
отпуск - … бухгалтер - …
якорь - … аптекарь - …
трактор - … раз - …
договор - … почерк - …
выбор - … дно (кастрюли) - …
Г-2: ошибка в образовании форм слова
Вариант 3
Поставьте сущ. в Р.п. мн.ч., выпишите только сущ.
-
Мать велела купить несколько (простыни).
-
Я не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила два килограмма (помидоры) и (яблоки).
-
В углу стояло несколько (кочерга).
-
Рим пал от нашествия (варвары).
-
Мне нужно забрать брата из (ясли).
-
Отец купил несколько (дыни).
-
В поход мы взяли две пары (сапоги), несколько пар (чулки) и (носки).
-
Осенью всегда бывает много (свадьба).
-
Крылов написал много (басни).
-
После (заморозки) ягоды стали слаще.
_______________________________________________________________________
Г-2: ошибка в образовании форм слова
Вариант 4
Поставьте сущ. в Р.п. мн.ч., выпишите только сущ.
-
На Чёрном море много (побережья).
-
Отряд (солдаты) и (партизаны) встретились в лесу.
-
Я был в лесу от (сумерки) до (потёмки).
-
Я встала, сняв ребёнка с (колени).
-
В саду много (яблони), (вишни), (смородина).
-
Сколько же (платья) тебе нужно.
-
Я купила все, кроме (грабли).
-
Над болотом кружила пара (цапли).
-
Сколько (доли) от наследства ты получил?
-
В нашем городе много (грузины, туркмены, узбеки, цыгане, осетины, башкиры).
Г-3: ошибка в согласовании слов в р., ч., п.
Согласуйте прилагательное с существительным в роде
-
Чёрн… кофе
-
Душист… шампунь
-
Нов… тюль
-
Компетентн… жюри
-
Яблочн… повидло
-
Вкусн… студень
-
Огромн… мозоль
-
Густ… вуаль
-
Нов… табель
-
Асфальтированн… шоссе
-
Бел… лебедь
-
Интересн… кино
-
Вкусн… пюре
-
Чёрн… рояль
-
Строительн… толь
-
Больш… кенгуру
-
Маленьк… колибри
-
Вкусн… кольраби
-
Высокогорн… плато
-
Спел… картофель
________________________________________________________________
Г- 4: ошибка в связи управления
Из данных слов составьте словосочетания
Образец: приплыть (к чему?) к берегу.
приплыть тосковать
добраться (берег) (близкие)
достичь скучать
препятствовать (движение) страдать (разлука)
тормозить сетовать
касаться (стол) восхищение
прикасаться уважение (подвиг)
гордость
оплатить (квартира) гордиться (успехи)
уплатить радоваться
Г-5: ошибка в употреблении причастного оборота
Вариант 1
-
Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
-
Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас.
-
Туристы делились полученными впечатлениями за время похода.
-
Пострадавшим жителям села от наводнения была оказана помощь.
-
Тёмно - голубые клочки неба, украшенный звёздами, блестели между тучами.
-
Всю ночь ветер свирепствовавший срывал с деревьев листья.
-
Галя срезала свернувшую прядь волос в колечко.
-
Мы увидели хорошие незабудки у ручья.
-
Осыпавшиеся листья с деревьев шумели под ногами.
-
Недорослями называют молодых людей, недостаточно воспитанными родителями.
Г-6: ошибка в употреблении деепричастного оборота
Вариант 1
-
Подъезжая к станции и глядя на природу, у меня слетела шляпа.
-
Проходя по механическому цеху, на меня дохнуло жаром.
-
Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилась весна.
-
Едва овладев грамотой, на третьем году обучения в нашу жизнь вошёл английский язык.
-
Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.
-
Взяв её под руку, они пошли вместе.
-
Поступив работать на завод, у меня оставалось мало времени.
-
Вбежав в дом, мать возилась на кухне и не обратила на меня внимания.
-
Глядя на эту картину, у меня невольно сжимается сердце.
-
Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно.
_____________________________________________________________________________
Г-7: ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого
Вариант 1
Допиши окончания глаголов - сказуемых
-
В очереди стоял (?) 41 человек.
-
Под расписку выдан (?) 1 000 000 рублей.
-
1 357 635 избирателей принял (?) участие в голосовании.
-
1 357 621 из них подал (?) голоса в поддержку кандидата от демократов.
-
Большинство избирателей не голосовал (?) на выборах.
-
Большинство выступавших резко критиковал (?) правительство.
-
38 попугаев стал (?) героями мультфильма.
-
В клетке сидел (?) 4 чижика.
-
До зарплаты оставал (?)сь 1 000 рублей.
-
Шел один ишак, шел (шли) сто один ишак.
Г-8: ошибка в употреблении однородных членов.
Вариант 1
-
В отряде Пугачёва было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.
-
Она молода, умна, красивая.
-
Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор.
-
Он мечтал о поездке в Москву, учиться, работать и быть полезным людям.
-
Недорослями стали называть молодых людей, не получивших образования и которые стремились к праздной жизни.
-
Передовые люди России боролись против гнёта самодержавия, помещиков и капиталистов.
-
Принимаются заказы на пошив мужского, дамского и военного платья.
-
Мы любим и гордимся Родиной.
-
О жестоком угнетении, нищете и долгом терпении крестьян с болью писал Некрасов.
-
Если весной войти в лес, то можно услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.
__________________________________________________________________
Г-9: ошибка в построении сложного предложения
Вариант 1
-
В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник - Дмухановский.
-
Рассказы и романы Шолохова переведены на многие языки мира, которые читаются с большим интересом, понятны и близки всем людям.
-
Смеха боится даже тот, который ничего не боится.
-
Она презирала то общество, из кого она вышла.
-
Библиотекарь спросил у мальчика, что где он оставил книгу.
-
Научиться играть в баскетбол нужна воля и настойчивость.
-
Мы приблизились к озеру, в котором плавали лебеди, которые прилетели недавно с юга.
-
Раздалось громкое рычание, что Петренко остановился.
-
Когда казнили Тараса, то он не думал, что сам сгорит на костре.
-
В то время, что машинист набирал воду, в поезде происходил обыск.
Г-10: ошибка в употреблении прямой и косвенной речи
Вариант 1
-
Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полоненым.
-
Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что не знаю.
-
Проводник говорил, что давайте повернем назад.
-
В детстве мама спрашивала меня: «Кем я хочу быть?»
-
Роман начинается с того, что Онегин думает, что
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог…
-
Шеф сказал обо мне: «Я тоже пойду на концерт».
-
Шеф сказал о себе, что я тоже пойду на концерт.
-
Ученик сослался на недомогание и сказал, что я тоже не готов к уроку.
Г-11: пропуск необходимого слова
Вариант 1
-
Ещё до прихода немцев в Краснодон Олег знал, что не смирится.
-
Олег понимает, какая опасность грозит, если его арестуют.
-
Перед боем солдаты надевают чистые рубахи, тщательно готовятся.
-
Рискуя, товарищи переправили подпольщика за границу.
-
Они знают, за что борются, и это порождает в их сердцах уверенность.
-
Владик кое - как прибил доску и побежал в волейбол.
-
Пушкин раскрывает Онегина всесторонне.
-
На собрании было принято работать с понедельника.
-
На первом уроке раздаю учебники, объясняю, как ими пользоваться, как должны себя вести.
-
На трудах дети делали игрушки из фольги и бумаги.
__________________________________________________________________
Г-12: нарушение границ предложения (парцелляция)
Вариант 1
-
Незнакомец не рассматривал нас так. Как рассматривали его мы.
-
Когда управляющий вызывал меня. То я замирал от страха.
-
Осень пришла врасплох. И завладела землёй, садами и реками.
-
Дремали не только леса. Но и лесные озёра.
-
Кое - где по дороге попадала угрюмая ракита. Или молодая берёзка.
-
Теперь газ горит в кухнях. В заводских печах.
-
Обогнув зелёный остров. Пароход вошёл в залив.
-
Несмотря на плохую погоду. Ребята пошли в поход.
-
Он говорил. Улыбаясь.
-
Дорога в космос трудна. И опасна.