Урок в 9 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 9 классеУрок в 9 классеОбщая средняя школа № 72







Развитие коммуникативных компетенций учащихся

( Из опыта работы)

Урок в 9 классе



Учительница русского языка и литературы ОспановаН.Б.





Введение


Основная цель современного образования - целостное и многоаспектное развитие личности обучаемого, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельности.

Разработанные единые государственные образовательные стандарты обращают особое внимание на развитие коммуникативной компетенции учащихся - способности человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания многих правил и норм, которые должен учитывать носитель языка.

Необходимо научить учащихся не только основам русского языка, но и научить их с интересом и правильно общаться. Изучение русского языка с целью практического общения предполагает не только обучение говорению на этом языке. Изучаются все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо.

В этом сборнике я делюсь со своим опытом работы уроках, использую элементы «Критического мышления через чтение и письмо», разные виды работ по развитию речи, разноуровневые задания, тестовые задания.

Урок в 9 классе по теме «Две стороны культуры речи».

Цели:

  • Создать условия для развития умений и навыков построения самостоятельного высказывания и умения оперерирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях коммуникации.

Общеобразовательные задачи:

  • Развивать образное и аналитическое мышление, литературно - творческие способности, читательский интерес, художественный вкус:

  • Совершенствовать умения красиво и грамотно излагать свои мысли.

Предметные задачи:

  • Способствовать дальнейшему овладению основными нормами современного русского литературного языка:

  • Обеспечивать практическое использование знаний и умений по культуре речи различных ситуациях;

  • Развивать на базе работы с текстом такие последовательность, точность. качества речи, как логичность,

Ожидаемые результаты:

  • Развёртывать аргументацию и раскрывать тему выступления;

  • Отыскивать, извлекать, понимать и перерабатывать информацию в текстах.

Оборудование: интерактивная доска, слайды, цветные карточки, словари

Ход урока

  1. Организационный момент.

Психологический настрой. Звучит песня «Пожелания друзьям» автор Булат Окуджава

Вступительное слово учителя:

Сегодня ясный хороший день. Люди торопятся, бегут на работу, здороваются, улыбаются друг другу. Давайте и мы тоже скажем хорошие пожелания.

Деление на группы. На цветных карточках написаны слова,.. надо правильно прочитать и определить способ связи в словосочетаниях. (Согласование, управление, примыкание)

Учитель: Моё пожелание вам:

Хочу сегодня пожелать

Здоровья крепкого и сил!

Вершин заветных достигать,

Чтоб каждый день успех дарил!

Решённых дел, успехов ярких

Пусть будет много на пути!

Больших идей, судьбы подарков!

Пусть ждёт победа впереди!

В течение урока будете заполнять лист оценки, поставите баллы. Сегодня продолжаем говорить о культуре речи. Заполните карту.

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать


  1. Проверка домашнего задания.

1 группа читает дополнительный материал, взятый из Интернета по теме «Культура речи»

2 группа составляет проект этой теме в виде схемы.

3 группа инсценирует диалог с использованием слов молодёжного сленга.

Обсуждение в группе. Информация. Обработка. Собственное мнение. Общение. Принятые решения.

Учитель: Современная жизнь требует, чтобы человек говорил правильно, доступно, точно формулировал свои мысли. Наше время - время науки и техники. Речевая культура - показатель общей грамотности специалиста.

Слайд. Что такое речевая культура?

* Соблюдение норм устного и письменного литературного языка

* Умение использовать выразительные средства языка

Слайд.

*Какой язык мы называем литературным?

*Какова же отличительная черта литературного языка?

*Где закреплены эти правила или нормы?

Работа со словарями. Энциклопедический словарь юного филолога, этимологический словарь, толковый словарь.

Вопрос: Что обозначает слово культура, культура речи?

3.Объяснение нового материала. Постановка темы и цели.

Слайд. В культуре речи выделяются две стороны: Правильность речи Речевое мастерство

Правильность речи - это соблюдение языковых норм современного литературного языка.

Языковые нормы:

Орфографические Орфоэпические Морфологические

Правила написания произносительные определяют

слов правильность

образования

4.Закрепление нового материала.

Слайд. Правильность речи. Орфографические нормы литературного языка. Запомните слова, в которых часто неправильно ставят ударение.

Задание. Прочитайте диалог, правильно произнося выделенные слова.

Инсценировка. Запись слов: каталог, кулинария, творог, кофе, в пиццерии, свела, тефтели, тортов.

Учитель: Речевое мастерство - это умение, соблюдая языковые нормы, выбрать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения своей мысли. Стили речи.

Работа по карточкам. Установите стиль текста. Работа в группе. Чтение текста. Обсуждение.

Выполнение тестовых заданий по учебнику (с.193-194) Работа в группе.

Ответы: 1д, 2б, 3в, 4в, 5б.

Слайд. Заполните кластер «Формулы речевого этикета».

Формулы речевого этикета



Вопрос: Какие формулы речевого этикета вы знаете?

(Приветствие, благодарность, просьба, извинение, общение).

Задание. Работа по учебнику упр. 289 (с.189) Прочитайте высказывания известных людей. Как вы их понимаете? Работа в группе. Обсуждение. Принятое решение.

Задание. Американский психолог Дейл Карнеги составил правила общения с людьми. Попробуйте дополнить этот текст.

Вокруг нас практически всегда кто-то есть - родители, друзья, коллеги, незнакомые люди. Нам приходиться общаться с разными людьми, следовательно, в каждой среде мы стараемся использовать подходящие правила.

  1. Всегда … Она вызывает позитивные эмоции и положительный настрой, располагая к себе собеседника.

  2. Чётко … Особенно если дело касается деловой встречи или просто серьёзного разговора.

  3. Будьте … И не имеет значения разговариваете ли вы с начальником или подчинённым.

Работа в группе. Обсуждение. Принятое решение.

Задание. Дополните предложение.

В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, … ( и одежда, и душа, и мысли) А.П.Чехов.

Звучит музыка. На доске «Дерево исполнения желаний». Напишите своё желание на листочке и оставьте на этом дереве.

Подведение итогов урока. Оценки.

5.Задание на дом: упр. 299 Придумайте предложения со следующими выражениями.

Составьте интервью с известным человеком.

Пусть исполнятся мечты,

Станет мир чудесным, ярким,

Дарят каждый день цветы

И красивые подарки,

Улыбается с небес

Солнце, весело сияя!



© 2010-2022