Рабочая программа по русскому языку 10 класс по учебнику Грекова

Рабочая программа составлена на основанииосновной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа» с учётом УМК: ·Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» для 10-11 классов. Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина.  М.:«Просвещение»,2011. ·Русский язык: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Рекомендован Министерством образования и науки Рос...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«УСПЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Рассмотрено:

На заседании ШМО ГЦ ___________Шибаева О.А.

Протокол № ___ от

«___»___________2014г.


Согласовано:

Заместитель директора по

_________________УВР

Гайдукова М.А.

Утверждено:

Директор школы

____________ Гузеев С.А.

Приказ № ____ от

« ___»__________2014г.






Рабочая программа учебного предмета

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

10 класс, III уровень, базовый уровень

на 2014-2015 учебный год



Разработана: Гнилицкой Е. П.,

учителем русского языка и литературы

высшей квалификационной категории











село Успенка, 2014 г

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основанииосновной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа» с учётом УМК:

  • Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» для 10-11 классов. Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина. М.:«Просвещение»,2011.

  • Русский язык: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. В переработке учебника принимали участие Н. А. Николина и Г. А. Богданова. М.: Просвещение, 2008.

Место предмета «Русский язык» в Базисном учебном плане МБОУ «Успенская СОШ»

Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 10 классе МБОУ «Успенская СОШ» на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089).

Программа рассчитана на 70 часов. В учебном плане МБОУ «Успенская СОШ» на изучение русского языка в 10 классе отводится 2 часа в неделю. Сроки реализации данной программы 1 год.

Живые межпредметные связи между русским языком и другими учебными предметами носят двусторонний характер. Так, взаимосвязь русского языка и других учебных предметов может быть реализована при изучении функционирования русского языка в сфере научной речи. Обучение русскому языку все чаще осуществляется в контексте овладения учебной деятельностью на материале других предметов. В процесс обучения русскому языку включаются тексты других учебных предметов, на материале этих текстов отрабатываются формы и конструкции учебно-научного стиля, таким образом формируются навыки учебного научного общения - обязательного элемента всех учебных предметов.

Цели изучения предмета:

  • Осмысление русского (родного) языка как национально-культурного достояния русского народа, как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе.

  • Расширение знаний об устройстве языковой системы; закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения лексики, словообразования и грамматики, осознания принципов русской орфографии и пунктуации и систематизации их правил; о стилистических возможностях языковых средств разных уровней.

  • Овладение основными орфоэпическими, лексическими, словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка и развитие способности применять приобретённые знания, умения и навыки на практике (в учебной деятельности, в общении в разных коммуникативных ситуациях).

  • Овладение универсальными учебными действиями (информационная переработка текста, извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников, преобразование полученной информации редактирование текста и др.).

Авторская программа рассчитана на 55 часов. В связи с учебным планом МБОУ «Успенская СОШ» добавлено 15 часов с учётом объёмности учебного материала: 1 час на тему «Стили и типы речи», 1 час - «Понятие о норме литературного языка», 1 час - «Лексика и фразеология», 4 часа - «Морфемика. Словообразование. Орфография», 7 часов - «Морфология и орфография», 1 час - «Итоговое повторение».

Предполагаемые результаты реализации программы:

В результате обучения русскому языку обучающиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.

Методы обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;

  • индивидуальный устный опрос;

  • фронтальный опрос;

  • выборочная проверка упражнения;

  • взаимопроверка;

  • самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

  • изложение на основе текстов типа описания, рассуждения;

  • написание контрольных диктантов, сочинений;

  • письмо по памяти;

  • комментирование орфограмм и пунктограмм.

Средства обучения: учебники, учебные пособия, дидактические материалы, словари, тестовый материал, средства наглядности, видеоматериалы, технические средства обучения.

Применяемые технологии:

  • В.В.Фирсов «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов»;

  • С.И.Заир-Бек «Технология развития критического мышления посредством чтения и письма»;

  • И.Б.Первин, В.К.Дьяченко «Технология групповых и коллективных способов обучения»;

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

  • лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;

  • смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

  • составление плана текста;

  • пересказ текста по плану;

  • продолжение текста;

  • редактирование;

  • конспектирование;

  • участие в диалогах различных видов;

  • аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);

  • создание собственных письменных текстов;

  • составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

  • составление опорных схем и таблиц;

  • работа с учебно - научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

  • работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:

  • тест;

  • диктант с грамматическим заданием;

  • проверочная работа с выборочным ответом;

  • комплексный анализ текста;

  • подробное и сжатое изложение;

  • рецензия на литературное произведение;

  • сообщение на лингвистическую тему;

  • сочинение на лингвистическую тему;

  • реферат статьи на лингвистическую тему;

  • конспект тезисный план статьи на лингвистическую тему;

  • устное высказывание на лингвистическую тему.

















Структура изучаемого предмета



№ п/п

Название разделов учебного предмета

Всего часов

1.

Русский язык в современном мире

1

2.

Стили и типы речи

3

3.

Понятие о норме литературного языка

3

4.

Лексика и фразеология

16

5.

Орфоэпия

2

6.

Морфемика. Словообразование. Орфография

20

7.

Морфология и орфография

24

8.

Итоговое повторение

1

Итого

70

























































Календарно-тематическое планирование

№п/п

Наименование разделов программы, тем уроков


Всего

часов

Из них

Дата проведения урока

к/д

р/р

По плану

По факту

1

Русский язык в современном мире. Основные формы существования русского национального языка

1

01.09

Стили и типы речи.

3


2

Функциональные стили литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический), их особенности. Стиль художественной литературы

1

03.09

3-4

Типы речи (описание, повествование, рассуждение), их основные признаки.

2

08.09;

10.09

Понятие о норме литературного языка

3


5-7

Типы норм литературного языка (орфоэпические, лексические, словообразовательные, грамматические, стилистические орфографические и пунктуационные). Необходимость соблюдения норм в речевой практике. Этико-речевые нормы.

3

15.09;

17.09;

22.09

Лексика и фразеология

16


8.

Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления

1

24.09

9.

Многозначность слова. Прямое и переносное значение. Основные типы переносов: метафора и метонимия

1

29.09

10-11

Тропы как выразительные средства языка. Основные виды тропов (метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола).

2

01.10;

06.10

12

Практикум по теме «Виды тропов»

1

08.10

13

Омонимы и их употребление в речи.

1

13.10

14.

Особенности употребления синонимов и антонимов.

1

15.10

15.

Входная контрольная работа.

1

1

20.10

16.

Разговорная и книжная лексика. Стилистически ограниченная лексика.

1

22.10

17-18

Заимствованные слова и их употребление. Старославянизмы и их и роль в формировании русского литературного языка. Доклады.

1

27.10; 29.10

19.

Устаревшие слова, их типы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы.

1

10.11

20

Практикум на тему: «Типичные лексические ошибки и способы их преодоления»

1

12.11

21.

Фразеологизмы, их признаки и основные типы. Употребление фразеологизмов в речи. Источники русской фразеологии.

1

17.11

22.

Фигуры речи как выразительные средства языка (антитеза, оксюморон, градация, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия, бессоюзие и многосоюзие).

1

19.11

23

. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Рефераты

1

24.11

24-25

Сочинение-рассуждение на тему: «Роль словарей в жизни человека».

2

2

26.11;

01.12

Орфоэпия.

2


26-27

Понятие об орфоэпии. Основные орфоэпические нормы русского литературного .языка

2

03.12;

08.12

Морфемика. Словообразование. Орфография.

20


28

Принципы русской орфографии (традиционный, фонетический, морфологический).

1

10.12

29- 30

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. (Реферат по этой теме)

2

15.12;

17.12

31

Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

1

22.12

32-33

Морфемный состав слова. Основа и окончание. Употребление в речи однокоренных слов

2

24.12;

12.01

34-36

Основные способы образования производных слов. Морфемный и словообразовательный анализ. Международные словообразовательные элементы.

3

14.01;

19.01;

21.01

37

Контрольная тестовая работа по теме: «Способы образования слов».

1

1

26.01

38-39

Правописание гласных в корнях слов.

2

28.01;

02.02

40

Правописание гласных после шипящих и Ц.

1

04.02

41

Виды орфограмм согласных в корне. Двойные согласные.

1

09.02

42

Правописание приставок. Работа с текстами

1

11.02

43.

Правописание приставок.

1

16.02

44

. Сочетания согласных на стыке приставки и корня

1

18.02

45

Употребление разделительных Ъ И Ь знаков. Буквы Ы и И после приставок.

1

25.02

46

Буквы Е и О после шипящих и Ц. Общие правила правописания сложных слов.

1

02.03

47

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография».

1

1

04.03

Морфология и орфография

24


48-49

Предмет морфологии. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.

2

09.03;

11.03

50-51

Имя существительное. Род и число существительных. Правописание падежных окончаний существительных.

2

16.03;

18.03

52-53

Правописание суффиксов существительных. Правописание сложных имён существительных.

2

30.03;

01.04

54-55

Имя прилагательное. Употребление форм прилагательных в речи. Правописание падежных окончаний прилагательных.

2

06.04;

08.04

56-57

Правописание суффиксов прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.

2

13.04;

15.04

58-59

«Имя существительное и имя прилагательное. Обобщающее повторение.

2

20.04;

22.04

60-

Имя числительное. Правописание и употребление числительных.

1

27.04;

61

Практикум по теме «Имя числительное»

1

29.04

62

Местоимение. Особенности употребления местоимений в речи.

1

04.05

63-65

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений

3

06.05; 11.05; 13.05

66

Контрольный тест по орфографии

1

1

18.05

67

Подготовка доклада на грамматическую тему.

1

20.05

68

Составление документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).

1

22.05

69

Сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли беречь русский язык?»

1

1

25.05

70

Итоговое повторение.

1

27.05

































Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса



В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся в 10 классе должен:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 10 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводить нужные примеры.

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни общества.

















































Список литературы


Перечень учебно-методического обеспечения

Для учащихся:

  • Русский язык: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. В переработке учебника принимали участие Н. А. Николина и Г. А. Богданова. М.: Просвещение, 2008.

Для учителя:

  • Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 10- 11класс. М. 2001г.

  • Л.И.Пучкова. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку.

  • Поурочные разработки по русскому языку к УМК Власенкова для 10-11 класса. Волгоград: «Учитель»,2004г издание 2-е. Сост. Л.А.Тропкина.

  • Русский язык в 10 классе. Поурочные планы. Составитель Н. В. Сиденко. Волгоград « Корифей».2008г.

  • Словари

  • Изложения по русскому языку.10 кл. Е.А.Владовская , М. «Экзамен»,2008.

Основная и дополнительная литература для учащихся

  • Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.

  • ЕГЭ -2008. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ.Сдаем без проблем!/Т.Н.Сокольницкая.-М.: Эксмо, 2007.

  • Журналы « Русский язык в школе и дома», «Русский язык и литература для школьников».

  • М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку 5-11 классы. М.: «Айрис Пресс», 2008

  • Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

  • Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ.Сдаем без проблем!/Т.Н.Сокольницкая.-М.: Эксмо, 2007.

  • Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

Основная и дополнительная литература для учителя

  • Газета «Первое сентября» (Русский)

  • Журналы « Русский язык в школе и дома», «Русский язык и литература для школьников».

  • Изложения по русскому языку.10 кл. Е.А.Владовская , М. «Экзамен»,2009 г.

  • Казбек - Казиева М.М. Русский язык, Дидактические материалы - М. Айрис Пресс. 2006.

  • Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 10- 11класс. М. 2001г.

  • Пучкова Л. И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку.

  • Поурочные разработки по русскому языку к УМК Власенкова для 10-11 класса. Волгоград: «Учитель»,2004г издание 2-е. Сост. Л.А.Тропкина.

  • Русский язык в 10 классе. Поурочные планы. Составитель Н. В. Сиденко. Волгоград « Корифей».2008г.

  • Словари

  • Солодовникова Л. А. Контрольные и проверочные работы по русскому

языку - М.: Экзамен, 2010 г.

  • Н.Г. Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка в 2-х частях. М.: «Айрис Пресс», 2003.



© 2010-2022