- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 10 класс по учебнику Грекова
Рабочая программа по русскому языку 10 класс по учебнику Грекова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гнилицкая Е.П. |
Дата | 30.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«УСПЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено:
На заседании ШМО ГЦ ___________Шибаева О.А.
Протокол № ___ от
«___»___________2014г.
Согласовано:
Заместитель директора по
_________________УВР
Гайдукова М.А.
Утверждено:
Директор школы
____________ Гузеев С.А.
Приказ № ____ от
« ___»__________2014г.
Рабочая программа учебного предмета
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
10 класс, III уровень, базовый уровень
на 2014-2015 учебный год
Разработана: Гнилицкой Е. П.,
учителем русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
село Успенка, 2014 г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основанииосновной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа» с учётом УМК:
-
Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» для 10-11 классов. Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина. М.:«Просвещение»,2011.
-
Русский язык: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. В переработке учебника принимали участие Н. А. Николина и Г. А. Богданова. М.: Просвещение, 2008.
Место предмета «Русский язык» в Базисном учебном плане МБОУ «Успенская СОШ»
Данная рабочая программа по русскому языку разработана для обучения в 10 классе МБОУ «Успенская СОШ» на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Программа рассчитана на 70 часов. В учебном плане МБОУ «Успенская СОШ» на изучение русского языка в 10 классе отводится 2 часа в неделю. Сроки реализации данной программы 1 год.
Живые межпредметные связи между русским языком и другими учебными предметами носят двусторонний характер. Так, взаимосвязь русского языка и других учебных предметов может быть реализована при изучении функционирования русского языка в сфере научной речи. Обучение русскому языку все чаще осуществляется в контексте овладения учебной деятельностью на материале других предметов. В процесс обучения русскому языку включаются тексты других учебных предметов, на материале этих текстов отрабатываются формы и конструкции учебно-научного стиля, таким образом формируются навыки учебного научного общения - обязательного элемента всех учебных предметов.
Цели изучения предмета:
-
Осмысление русского (родного) языка как национально-культурного достояния русского народа, как средства основного общения; понимание ценности и значимости совершенного владения родным языком для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе.
-
Расширение знаний об устройстве языковой системы; закрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся на базе повторения лексики, словообразования и грамматики, осознания принципов русской орфографии и пунктуации и систематизации их правил; о стилистических возможностях языковых средств разных уровней.
-
Овладение основными орфоэпическими, лексическими, словообразовательными и грамматическими нормами литературного языка и развитие способности применять приобретённые знания, умения и навыки на практике (в учебной деятельности, в общении в разных коммуникативных ситуациях).
-
Овладение универсальными учебными действиями (информационная переработка текста, извлечение необходимой информации из словарей разных типов и справочников, преобразование полученной информации редактирование текста и др.).
Авторская программа рассчитана на 55 часов. В связи с учебным планом МБОУ «Успенская СОШ» добавлено 15 часов с учётом объёмности учебного материала: 1 час на тему «Стили и типы речи», 1 час - «Понятие о норме литературного языка», 1 час - «Лексика и фразеология», 4 часа - «Морфемика. Словообразование. Орфография», 7 часов - «Морфология и орфография», 1 час - «Итоговое повторение».
Предполагаемые результаты реализации программы:
В результате обучения русскому языку обучающиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы обучения:
-
обобщающая беседа по изученному материалу;
-
индивидуальный устный опрос;
-
фронтальный опрос;
-
выборочная проверка упражнения;
-
взаимопроверка;
-
самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
-
различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
-
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
-
составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
-
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-
изложение на основе текстов типа описания, рассуждения;
-
написание контрольных диктантов, сочинений;
-
письмо по памяти;
-
комментирование орфограмм и пунктограмм.
Средства обучения: учебники, учебные пособия, дидактические материалы, словари, тестовый материал, средства наглядности, видеоматериалы, технические средства обучения.
Применяемые технологии:
-
В.В.Фирсов «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов»;
-
С.И.Заир-Бек «Технология развития критического мышления посредством чтения и письма»;
-
И.Б.Первин, В.К.Дьяченко «Технология групповых и коллективных способов обучения»;
Виды деятельности учащихся на уроке:
-
анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
-
лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
-
смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
-
составление плана текста;
-
пересказ текста по плану;
-
продолжение текста;
-
редактирование;
-
конспектирование;
-
участие в диалогах различных видов;
-
аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);
-
создание собственных письменных текстов;
-
составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-
составление опорных схем и таблиц;
-
работа с учебно - научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
-
работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
-
тест;
-
диктант с грамматическим заданием;
-
проверочная работа с выборочным ответом;
-
комплексный анализ текста;
-
подробное и сжатое изложение;
-
рецензия на литературное произведение;
-
сообщение на лингвистическую тему;
-
сочинение на лингвистическую тему;
-
реферат статьи на лингвистическую тему;
-
конспект тезисный план статьи на лингвистическую тему;
-
устное высказывание на лингвистическую тему.
Структура изучаемого предмета
№ п/п
Название разделов учебного предмета
Всего часов
1.
Русский язык в современном мире
1
2.
Стили и типы речи
3
3.
Понятие о норме литературного языка
3
4.
Лексика и фразеология
16
5.
Орфоэпия
2
6.
Морфемика. Словообразование. Орфография
20
7.
Морфология и орфография
24
8.
Итоговое повторение
1
Итого
70
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Наименование разделов программы, тем уроков
Всего
часов
Из них
Дата проведения урока
к/д
р/р
По плану
По факту
1
Русский язык в современном мире. Основные формы существования русского национального языка
1
01.09
Стили и типы речи.
3
2
Функциональные стили литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический), их особенности. Стиль художественной литературы
1
03.09
3-4
Типы речи (описание, повествование, рассуждение), их основные признаки.
2
08.09;
10.09
Понятие о норме литературного языка
3
5-7
Типы норм литературного языка (орфоэпические, лексические, словообразовательные, грамматические, стилистические орфографические и пунктуационные). Необходимость соблюдения норм в речевой практике. Этико-речевые нормы.
3
15.09;
17.09;
22.09
Лексика и фразеология
16
8.
Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления
1
24.09
9.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение. Основные типы переносов: метафора и метонимия
1
29.09
10-11
Тропы как выразительные средства языка. Основные виды тропов (метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола).
2
01.10;
06.10
12
Практикум по теме «Виды тропов»
1
08.10
13
Омонимы и их употребление в речи.
1
13.10
14.
Особенности употребления синонимов и антонимов.
1
15.10
15.
Входная контрольная работа.
1
1
20.10
16.
Разговорная и книжная лексика. Стилистически ограниченная лексика.
1
22.10
17-18
Заимствованные слова и их употребление. Старославянизмы и их и роль в формировании русского литературного языка. Доклады.
1
27.10; 29.10
19.
Устаревшие слова, их типы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы.
1
10.11
20
Практикум на тему: «Типичные лексические ошибки и способы их преодоления»
1
12.11
21.
Фразеологизмы, их признаки и основные типы. Употребление фразеологизмов в речи. Источники русской фразеологии.
1
17.11
22.
Фигуры речи как выразительные средства языка (антитеза, оксюморон, градация, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия, бессоюзие и многосоюзие).
1
19.11
23
. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Рефераты
1
24.11
24-25
Сочинение-рассуждение на тему: «Роль словарей в жизни человека».
2
2
26.11;
01.12
Орфоэпия.
2
26-27
Понятие об орфоэпии. Основные орфоэпические нормы русского литературного .языка
2
03.12;
08.12
Морфемика. Словообразование. Орфография.
20
28
Принципы русской орфографии (традиционный, фонетический, морфологический).
1
10.12
29- 30
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. (Реферат по этой теме)
2
15.12;
17.12
31
Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
1
22.12
32-33
Морфемный состав слова. Основа и окончание. Употребление в речи однокоренных слов
2
24.12;
12.01
34-36
Основные способы образования производных слов. Морфемный и словообразовательный анализ. Международные словообразовательные элементы.
3
14.01;
19.01;
21.01
37
Контрольная тестовая работа по теме: «Способы образования слов».
1
1
26.01
38-39
Правописание гласных в корнях слов.
2
28.01;
02.02
40
Правописание гласных после шипящих и Ц.
1
04.02
41
Виды орфограмм согласных в корне. Двойные согласные.
1
09.02
42
Правописание приставок. Работа с текстами
1
11.02
43.
Правописание приставок.
1
16.02
44
. Сочетания согласных на стыке приставки и корня
1
18.02
45
Употребление разделительных Ъ И Ь знаков. Буквы Ы и И после приставок.
1
25.02
46
Буквы Е и О после шипящих и Ц. Общие правила правописания сложных слов.
1
02.03
47
Контрольный диктант по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография».
1
1
04.03
Морфология и орфография
24
48-49
Предмет морфологии. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.
2
09.03;
11.03
50-51
Имя существительное. Род и число существительных. Правописание падежных окончаний существительных.
2
16.03;
18.03
52-53
Правописание суффиксов существительных. Правописание сложных имён существительных.
2
30.03;
01.04
54-55
Имя прилагательное. Употребление форм прилагательных в речи. Правописание падежных окончаний прилагательных.
2
06.04;
08.04
56-57
Правописание суффиксов прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.
2
13.04;
15.04
58-59
«Имя существительное и имя прилагательное. Обобщающее повторение.
2
20.04;
22.04
60-
Имя числительное. Правописание и употребление числительных.
1
27.04;
61
Практикум по теме «Имя числительное»
1
29.04
62
Местоимение. Особенности употребления местоимений в речи.
1
04.05
63-65
Правописание неопределённых и отрицательных местоимений
3
06.05; 11.05; 13.05
66
Контрольный тест по орфографии
1
1
18.05
67
Подготовка доклада на грамматическую тему.
1
20.05
68
Составление документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).
1
22.05
69
Сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли беречь русский язык?»
1
1
25.05
70
Итоговое повторение.
1
27.05
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся в 10 классе должен:
знать/понимать
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 10 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводить нужные примеры.
уметь
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
-
владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.
аудирование и чтение
-
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников;
говорение и письмо
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни общества.
Список литературы
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся:
-
Русский язык: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. В переработке учебника принимали участие Н. А. Николина и Г. А. Богданова. М.: Просвещение, 2008.
Для учителя:
-
Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 10- 11класс. М. 2001г.
-
Л.И.Пучкова. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку.
-
Поурочные разработки по русскому языку к УМК Власенкова для 10-11 класса. Волгоград: «Учитель»,2004г издание 2-е. Сост. Л.А.Тропкина.
-
Русский язык в 10 классе. Поурочные планы. Составитель Н. В. Сиденко. Волгоград « Корифей».2008г.
-
Словари
-
Изложения по русскому языку.10 кл. Е.А.Владовская , М. «Экзамен»,2008.
Основная и дополнительная литература для учащихся
-
Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.
-
ЕГЭ -2008. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ.Сдаем без проблем!/Т.Н.Сокольницкая.-М.: Эксмо, 2007.
-
Журналы « Русский язык в школе и дома», «Русский язык и литература для школьников».
-
М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку 5-11 классы. М.: «Айрис Пресс», 2008
-
Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
-
Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ.Сдаем без проблем!/Т.Н.Сокольницкая.-М.: Эксмо, 2007.
-
Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
Основная и дополнительная литература для учителя
-
Газета «Первое сентября» (Русский)
-
Журналы « Русский язык в школе и дома», «Русский язык и литература для школьников».
-
Изложения по русскому языку.10 кл. Е.А.Владовская , М. «Экзамен»,2009 г.
-
Казбек - Казиева М.М. Русский язык, Дидактические материалы - М. Айрис Пресс. 2006.
-
Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 10- 11класс. М. 2001г.
-
Пучкова Л. И. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку.
-
Поурочные разработки по русскому языку к УМК Власенкова для 10-11 класса. Волгоград: «Учитель»,2004г издание 2-е. Сост. Л.А.Тропкина.
-
Русский язык в 10 классе. Поурочные планы. Составитель Н. В. Сиденко. Волгоград « Корифей».2008г.
-
Словари
-
Солодовникова Л. А. Контрольные и проверочные работы по русскому
языку - М.: Экзамен, 2010 г.
-
Н.Г. Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка в 2-х частях. М.: «Айрис Пресс», 2003.