Конспект урока по чтению и развитию речи на тему Виталий Валентинович Бианки «Ноябрь»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Румянцева Е.В.

Конспект урока по чтению и развитию речи. 5-6 б класс.

Виталий Валентинович Бианки «Ноябрь»

Цель урока: знакомство с творчеством и жизнью В.В. Бианки, развитие жизненных компетенций.

Задачи урока:

Образовательная - познакомить с жизнью и творчеством В.В. Бианки, комментированное чтение рассказа «Ноябрь».

Коррекционная - развивать у учащихся умение сравнивать, выделять из общего закономерности, развивать слуховую и зрительную память, внимание.

Воспитательная - развивать жизненные компетенции (знакомство с профессиями - учёный-орнитолог, охотник, учитель, работник музея, что означает фраза «родословная семьи», зачем людям нужно знать своих предков?)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над темой урока.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством писателя БИАНКИ ВИТАЛИЯ ВАЛЕНТИНОВИЧА (1 слайд)

(1894-1959) Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же и увлекающаяся, артистическая натура. От отца - ученого-орнитолога - талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет». (2 слайд)

Кто такой орнитолог? (Орнитолог - это ученый, деятельность которого связана с птицами. Он изучает птиц - как их анатомию, так и их жизнь в природе и в неволе)

Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети - трое сыновей - часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк. (3 слад)

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. (4 слад)

Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду. Разными были интересы, таким же - образование. Вначале - гимназия, затем - факультет естественных наук в университете, позднее - занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. (5 слайд)

Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее. (6 слайд)

Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. В те годы в городе при одной из библиотек существовал интереснейший литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Маршак и привел однажды с собой Виталия Бианки. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»). (7 слайд)

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». (8 слайд)

Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Книга «выросла» из небольшого журнального отдела. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. (9 слайд)

С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет. Дом в Бийске, в котором Бианки жил в 1921-1922 годах. В этом доме написал свою "Лесную Газету" Виталий Бианки. (10 слайд)

Бианки не только сам постоянно работал над новыми книгами (он автор более трехсот произведений), ему удалось собрать вокруг себя замечательных людей, любивших и знавших зверей и птиц. Он называл их «переводчиками с бессловесного». (11 слайд)

Это были Н.Сладков, С.Сахарнов, Э.Шим. Бианки помогал им в работе над книгами. Вместе они вели одну из интереснейших радиопередач «Вести из леса». (12 слайд)

Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки. (13 слайд)

III. Анализ рассказа «Ноябрь» (14 слайд)

  1. Почему ноябрь называют полузимником? Подтвердите свой ответ словами и выражениями из текста. (18 - 21 слайд)

  2. Объясните, почему ноябрь - внук сентября, сын октября и родной брат декабря. (15-17 слайд)

Давайте вспомнит «родословную семьи». Как вы понимаете выражение «родословная семьи»? Зачем людям знать свою родословную? (слайд 24)


  1. Вспомните, какие два первых дела совершила осень в сентябре и октябре. (стр. 36, 1 абзац) -

- раздевает деревья,

- студит воду.

4. Загадки

Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!


***
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь) (22 слайд)

5. Пословицы и поговорки про ноябрь
В ноябре зима с осенью борются.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

Ноябрь ставит первые льды на прудах и озерах.

Ноябрь не зима, а предзимье: зима с осенью борется.

Ноябрь - сумерки года.


  1. Читайте книги детских писателей о природе! (23 слайд)

IV. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством и жизнью писателя В.В. Бианки.

Познакомились с различными профессиями, разобрали фразу «родословная семьи».

Домашнее задание - зарисовать понравившийся эпизод, озаглавить свой рисунок.

© 2010-2022