Тема. Имя прилагательное как часть речи

Конспект урока предназначен для учеников 6 класса. Тема.  Имя прилагательное как часть речи. Цель:  повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки. Обучающая: пополнить практический опыт учащихся из уроков украинского языка в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи. Форма урока: урок – открытие; проектно - исследовательская деятельность на уроке русского языка.               ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Имя прилагательное как часть речи.

Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.

Обучающая: пополнить практический опыт учащихся из уроков украинского языка в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Форма урока: урок - открытие; проектно - исследовательская деятельность на уроке русского языка.

Русский язык в умелых руках красив,

певуч, выразителен, гибок, послушен,

ловок и вместителен.

А.И. Куприн


Ход урока.

1. Орг. момент

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась.

Поприветствуйте тоже друг друга улыбкой, ведь она нас всегда располагает к приятному общению. Ребята, какие вы сегодня нарядные, глаза у всех искрятся, и вижу, полны желанием узнать что - то новое.

2. Каллиграфическая минутка.

Настроим себя на красивое, грамотное, аккуратное письмо.

Представьте свою ручку легким перышком птицы, бабочкой в своей руке, капелькой росы в ладошке.

Спишите с доски текст.

Дорога на озёра шла лесом. Потом пошли болота, которые заросли берёзкой и брусникой. Сосны росли на холмах. На одном из островов виднелись следы. Земля была покрыта папоротником и ландышами . Солнце спускалось за океаны ягод.

Понравился вам текст? Чего в нем не хватает?

А как вам такой?

Длинная дорога на озёра шла хвойным лесом. Потом пошли сухие болота, которые заросли белоствольной берёзкой и красной брусникой. Величавые сосны росли на песчаных холмах. На одном из лесистых островов виднелись свежие лосиные следы. Земля была покрыта папоротником и ландышами с оранжевыми ягодами. Огромное ласковое солнце спускалось за океаны осенних ягод.

3. Слово учителя.

Дорогие ребята, вот поэтому наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно «Сказка про краски».

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым - презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.

- Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны слова - имена прилагательные. Ребята, а вы знаете, кто делает открытия?

Ученики: Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.

- Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие?

- Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. А откроем мы часть речи, которая вам уже немного известна из уроков украинского языка в начальной школе - это имя прилагательное - прикметник.

4. Запись темы.

Беседа:

- Как вы понимаете смысл названия части речи?

- Приложенное, добавленное к чему-то.

Учитель. Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка - эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его - «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».

5. Изучение новой темы.

Итак, мы открыватели. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытие. Вы знаете, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления - 5 место.

- Когда же чаще всего мы используем прилагательные?

Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту - стихотворению С. Есенина:

А кругом роса жемчужная

Отл…вала бл…стки алые,

И над озером с…ребряным

Камыши, скл…нясь, ш…пталися.

- Назовите орфограммы, пропущенные в словах (безударные гласные в корнях слов). Подберите проверочные слова.

- Какую картину природы вы себе представили? Использование каких художественных средств помогает поэту создавать яркую, образную картину?

Итак, эпитеты - это образные прилагательные. На уроках литературы мы об этом уже говорили. Выпишите их вместе с существительными, от которых они зависят (роса жемчужная, над озером серебряным, блестки алые).

- Как вы понимаете выражения?

- Докажите, что данные эпитеты - имена прилагательные (обозначают признак действия, отвечают на соответствующие вопросы).

Но прилагательные могут отвечать и на другие опросы. А на какие, мы с вами сейчас определим.

6. Работа в группах.

Задание: Найдите прилагательные, выпишите. На какой вопрос они отвечают?

1 группа.

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий - к конуре.

2 группа.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин - к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь,

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания:

1 вариант - роса жемчужная

2 вариант - озеро серебряное.

- Изменилось ли прилагательное? (Да, точно так же, как существительное.)

Значит, прилагательные изменяются по падежам. А какая часть речи помогает нам определить падеж? (Существительное.)

Давайте внимательно посмотрим на существительные. Что их отличает друг от друга? Какие морфологические признаки? (род, число)

- Определите род и число существительных.

- Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода и числа? (Нет, они согласуются.)

- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род? (Нет.)

Сделаем вывод: Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе - по родам.

7. Физкультминутка.

Массаж рук.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так -

Не обидятся никак.

Встаем. Игра «Найди лишнего».

Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.

- Внимательно посмотрите на предложения. Найдите прилагательные.

Утром солнце осветило родную деревню.

Определите. Каким членом предложения они могут являться?

Вывод: Чаще всего прилагательные являются определениями, но могут выступать в роли сказуемого.

8. Слово учителя.

А теперь откроем учебник и прочитаем правило. Все ли признаки прилагательного мы назвали? (В учебнике не говорится о кратких прилагательных.). Именно в эпиграфе мы и встретили краткие имена прилагательные.

А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.

1) По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):

* Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)

* Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко)

2) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным.

1 группа - трава 2 группа - горы 3 группа - снег 4 группа - море

Вывод: Так для чего нужны имена прилагательные? Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.

Поэтому прилагательные о себе говорят так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

9. Минутка - смешутка.

- Запишите 4 любые прилагательных. ( Зеленый, веселый, дремучий, осенний). Добавим их в текст.

Сегодня день рождения … Тани!

Мама с дочкой испекли … пирог.

На стол они поставили … цветы.

Скоро придут … гости.

- Почему получилось смешно? (Прилагательные и существительные не подходят друг другу по смыслу).

Вот на этой веселой ноте мы и закончим наш урок.

10. Оценки.

11. Домашнее задание: 1) высокий уровень - написать мини - сочинение на тему: « Мой лучший друг», используя имена прилагательные; 2) достаточный уровень - из текста выписать словосочетания имя существительное + имя прилагательное, определив род, число, падеж; 3) средний уровень - придумать черты характера - имена прилагательные на все буквы имен своих родных.

© 2010-2022