Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Создание киносценария по рассказу И. А. Бунина «Холодная осень» Урок - погружение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Мухтоловская средняя школа № 2»







Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Создание киносценария по рассказу И.А.Бунина «Холодная осень»

Урок - погружение













Учитель русского языка и литературы

МБОУ МСШ № 2

Ардатовского муниципального района

Фатеева Светлана Алексеевна.

Мухтолово

2015

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Создание киносценария по рассказу И.А.Бунина «Холодная осень»

Тип урока: углубленное изучение художественного текста,

урок - погружение

Цель: совершенствование умений и навыков идейно-художественного анализа произведения с учётом особенностей стиля И.А.Бунина.

Задачи: 1) совершенствовать работу по составлению киносценария; 2) развивать творческие способности обучающихся; 3) совершенствовать устную и письменную речь обучающихся; 4) закреплять навыки внутригрупповой коммуникации.

Оборудование: 1. Подборка картин с осенним пейзажем.

  1. Текст рассказа «Холодная осень» И.А.Бунина (у каждого ученика)

  2. Листы для составления сценария (у каждого ученика)

  3. Аудиозапись музыкального фрагмента ( И.С.Бах «Sicilliano - арфа и флейта)

  4. Памятка «Как составлять киносценарий»

Методы: метод творческого чтения, метод эвристической беседы, частично-поисковый.

Формы организации деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Подготовительная работа:

  1. Знакомство с текстом рассказа «Холодная осень».

  2. Деление текста на эпизоды.

  3. Предварительный отбор важных художественных средств, деталей (письменно).

Эпиграф: У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них - свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание. К.Г.Паустовский

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

  1. Ознакомление с целью и задачами урока.

  2. Деление учеников на группы («Сценаристы», «Операторы-постановщики», «Художники», «Звукооператоры», «Актёры»)

  1. Актуализация знаний. В ходе фронтальной беседы обучающиеся повторяют понятие «киносценарий», знания об участниках создания кинофильма, рассказывают о крупном, среднем и общем плане съёмки, о наполнении кадров и эпизодов деталями, диалогом и монологом, о роли монтажа.

  2. Составление киносценария.

  1. Коллективное определение границ эпизодов. Работа по выбору названия для сценария и эпизодов. (Ученики приходят к выводу, что необходимо оставить название «Холодная осень», поскольку оно символично и многозначно. Варианты: «Прощание», «Две жизни», «Недолгое счастье»).

Вопросы: На сколько частей можно разделить рассказ?

Почему первая композиционная часть, описывающая один вечер, значительно больше, чем вторая, рассказывающая о 30 годах жизни героини? Как мы отразим значимость памятного вечера при делении на кадры?

Эпизоды (деление на кадры):

  1. Счастливая жизнь в имении.(2кадра)

  2. Именины отца.(1 кадр)

  3. Прощание.(7 кадров)

  4. Известие о гибели главного героя.(1 кадр)

  5. Жизнь-сон. (Приём быстро меняющихся кадров, сливающихся в один)

  1. Определение общего мотива сценария, объединяющего эпизоды в одно целое. ( Любовь, преодолевающая время и побеждающая смерть).

  2. Составление списка действующих лиц. (Он, она, отец и мать главной героини, муж, племянник, его жена, дочка племянника).

Вопрос: Почему герои лишены имён? Почему Бунин употребляет только местоимения?(Обучающиеся в процессе беседы приходят к выводу, что отсутствие имён создаёт ощущение обобщённости судеб людей, трагедии всех.)

  1. Индивидуально-групповая работа по выявлению в каждом эпизоде психологических деталей, звуков, смены плана и ракурса съёмки в зависимости от идейного замысла.

План работы групп по каждому кадру:

  1. Содержание кадра («сценаристы»)

  2. Психологические детали, выбор плана съёмки («операторы», «художники»)

  3. «Озвучивание» кадра («звукооператоры»)

  4. Отбор важных цитат, диалога и монолога, настроение («актёры»)

(В процессе кропотливой работы по тексту обучающиеся отвечают на вопросы и постепенно заполняют сценарные листы в виде таблицы).

Вопросы, помогающие в работе над эпизодами и их содержанием:

- Где происходит действие?

- Когда происходит действие, и с какими историческими фактами связаны события?

- В чём значение описания семейного ужина?

- Как героиня говорит об этом единственном вечере в её жизни?

- Почему жизнь названа сном?

№ кадра

Сценаристы

Операторы

Художники

Звукооператоры

Актёры

1.

Июнь 1914 г. Имение главной героини: красивый дом, балкон, сад.

Общий план

Краски лета (зелень, цветы)

Радостный смех, непринуждённые разговоры

Настроение радости, спокойствия, безмятежности

2.

Столовая в доме. Герои за чайным столом.

Крупный план, затем - общий

Свет лампы

Прерванный смех, молчание

Отец: «Ну, друзья мои, война

Оцепенение

3.

Именины отца. Гости, обед, помолвка, танец главных героев.

Общий, крупный (влюблённые)

Белый цвет одежды,

Музыка, смех

Ожидание счастья

4.

Сентябрь 1914 Прощальный ужин в столовой. (Тепло, уютно; все по-настоящему близки). Напряжённое ожидание прощания.

Средний план - комната и окна, затем крупный план (жаркая лампа, самовар, шёлковый мешочек)

Свет лампы, тёмные запотевшие окна, чёрное небо и яркие ледяные звёзды через стекло

Изредка тихий разговор, многозначительное молчание

Отец:«Удивительно ранняя и холодная осень!» («Незначительные слова», «преувеличенно спокойные», «с притворной простотой», «скрывая свои тайные мысли чувства», «рассеянно глядя», «старательно зашивала». «Трогательно и жутко»

5.

Столовая. Разговор об отъезде. Мама перекрестила своего будущего сына. Он склонился к её руке, потом к руке отца.

Средний план - он и родители главной героини

Жаркий свет лампы

Лёгкий вздох, тихий разговор, стук часов

Отец: «Так ты всё-таки хочешь ехать утром, а не после завтрака?»

Он:«Да…Очень грустно, но я ещё не совсем распорядился по дому»

Отец: «Ну, как хочешь, душа моя. Только… мы непременно хотим проводить тебя завтра…»

6.

Он и она наедине в столовой. Она раскладывает пасьянс, он молча ходит из угла в угол.

Средний план - он и она

Жаркий свет лампы

Напряжённое молчание, стук часов, взволнованное, тревожное дыхание

Он: «Хочешь, пройдёмся немного?»

Она:«Хорошо…» («На душе делалось всё тяжелее», «безразлично отозвалась»)

Глубина и обострённость чувств, возрастающее волнение.

7.

Прихожая. Главные герои одеваются, чтобы выйти в сад

Крупный план - лицо главного героя (за внешним спокойствием - тревога, затем лицо героини - растерянность и тяжесть предстоящего прощания)

Полумрак прихожей, отсветы лампы

Тишина, нарочито весёлый голос главного героя

Он продолжал что-то думать, «с милой усмешкой» читает стихи Фета: «Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот…»

Она: «Капота нет… А как дальше?»

Он: «…Смотри - меж чернеющих сосен как будто пожар восстаёт…»

«Пожар - восход луны». Он: «Ничего, милый друг. Всё-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя…»

8.

Он и она «сошли в сад». Она держится за его рукав. Приостановились, обернулись к дому

Средний план - сад и небо, крупный план - окна дома

Темно, «чёрные сучья на светлеющем небе», блестящие звёзды, свет в окнах

Звуки осеннего сада вечером (ветер, шелест листьев, шорохи)

Он: «Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер…»

9.

Прощальный поцелуй. Разговор о возможной смерти главного героя.

Средний план - он и она; крупный план - блестящие глаза героини

Белый пуховый платок, тёмный сад, блестящие глаза героини

Звуки осеннего сада вечером. Тихий разговор влюблённых

Он: «…Если меня убьют, ты всё-таки не сразу забудешь меня?»

Она: «А вдруг правда убьют?...Неужели я всё-таки забуду его в какой-то короткий срок?..» («испугавшись своей мысли»)

Она: «Не говори так! Я не переживу твоей смерти!»

Он: «Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне».

Она «горько заплакала»

10.

Утро.Прощание. Отъезд главного героя. Семья провожает его; все стоят на крыльце, долго смотрят ему вслед. Опустевший дом, героиня одна в пустых комнатах.

Общий план - прощание, крупный план - все смотрят вслед уходящему главному герою. Приём постепенного удаления камеры от объекта.

Солнечное утро, изморозь на траве

Золотой образок

Звуки просыпающейся природы - тяжёлое молчание людей

Перекрестили с порывистым отчаянием; постояли «в том отупении…», «несовместность» радостной природы и чувств людей; «не зная, что делать…зарыдать ли мне или запеть во весь голос…»

Смятение, ощущение беды, непоправимой трагедии

11.

Октябрь 1914 г. Известие о смерти главного героя

Средний план - она смотрит в опустевший сад

Серое небо, дождь

Давящая грудь тишина

«Убили его - какое странное слово!»

12.

Жизнь-сон. Тридцать лет: Москва 1918 года (потеря дома и семьи, чужой подвал, нужда, унижение; встреча с пожилым военным, замужество). Бегство из России; смерть мужа; скитание по Европе, воспитание дочки племянника мужа; одиночество, равнодушие и бедность)

Приём ретроспективного показа: быстро меняющиеся кадры, сливающиеся в сплошную вереницу второстепенных, малозначительных фактов

Чёрно-белое изображение 30 лет жизни

Закадровый голос героини

Она: «Но, вспоминая всё то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер…И это всё, что было в моей жизни - остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждёт меня - с той же любовью и молодостью, как в тот вечер».

Вывод: Любовь вне законов времени. Любовь - прикосновение к вечности.

  1. Задание «Монтаж эпизодов». (Обучающиеся предлагают для связи отдельных кадров и эпизодов использовать закадровый голос главной героини и музыкальное сопровождение, которое поможет избежать разрывов и сохранить замысел автора).

  2. Прослушивание в качестве музыкального сопровождения произведение И.С.Баха «Sicilliano» (арфа и флейта).

- Что общего в этих произведениях искусства? Какие чувства героев помогает раскрыть музыка?

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока. (1. Обучающиеся делают вывод, что индивидуально- групповая работа помогла решить задачу юных сценаристов: донести до зрителя настроение героев, чтобы каждый понял, что ими движет. 2. Положительным было отмечено участие всех в интересной творческой работе, поскольку ребята почувствовали себя соавторами, попытались проникнуть в тайны слова, образа, детали).

  2. Домашнее задание. 1. Написать рассуждение: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» 2. Посмотреть художественный фильм по рассказу «Холодная осень» (Режиссёр И.Максимчук, 1990 г.) 3. Сопоставить свой вариант киносценария и фильм.

Фатеева Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ МСШ № 2

© 2010-2022