Конспект урока Тема маленького человека в повести Н. В. Гоголя «Шинель»

 Цель: - познакомить учащихся с идейным содержанием рассказа;           - помочь осознать тему маленького человека в обществе;           - способствовать развитию навыка отстаивать свою точку зрения, навыка давать развернутый    аргументированный ответ на поставленный вопрос;  развивать логическое мышление;   воспитывать вдумчивого читателя, уважительное отношение друг к другу,  выработать активную жизненную позицию,  способствовать формированию собственного взгляда на окружающее.      Задачи: с...    шинель                                                                                               Вы догадались, о чем пойдет речь в произведении, с которым вам предстоит познакомиться? Правильно, о шинели. Поговорите в группах и попытайтесь предположить, о чем может быть это произведение, и какие люди могут быть героями этого произведения. 3.Реализация. (Метод направленного чтения) А) Чтение первого отрывка. - Обратите внимания на героя произведения, его внешность. («В одном  департ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Тема маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»Конспект урока Тема маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»Конспект урока Тема маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»Конспект урока Тема маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»Конспект урока Тема маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»Конспект урока Тема маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»Конспект урока Тема маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»Конспект урока Тема маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»Конспект урока Тема маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»Конспект урока Тема маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»Тема маленького человека

в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Цель: - познакомить учащихся с идейным содержанием рассказа;

- помочь осознать тему маленького человека в обществе;

- способствовать развитию навыка отстаивать свою точку зрения, навыка давать развернутый аргументированный ответ на поставленный вопрос;

- развивать логическое мышление;

- воспитывать вдумчивого читателя, уважительное отношение друг к другу,

выработать активную жизненную позицию,

- способствовать формированию собственного взгляда на окружающее.

Задачи: способствовать развитию критического мышления учащихся;

содействовать развитию коммуникативных способностей учащихся;

создать условия для идейно- содержательного анализа художественного произведения;

активизировать мыслительную деятельность учащихся.

I. Организационный момент.

-Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Посмотрим, как мы умеем работать, говорить и слушать друг друга. Работа предстоит очень интересная. А читать мы будем произведение Николая Васильевича Гоголя «Шинель»- «одно из глубочайших созданий Гоголя». Так ли это, убедимся сами на сегодняшнем уроке.

Повесть «Шинель » была написана писателем в 1841 году, поводом для будущей «Шинели» послужил услышанный Гоголем история о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму для покупки хорошего ружья. В первый раз на своей маленькой лодке пустился за добычей и, потеряв ружье и не найдя его, вернулся домой, заболел. Но товарищи, узнав о происшествии, купили ему новое ружье, вернули его к жизни.

2.Побуждение.

Составление ассоциативной карты.

- Что у вас ассоциируется со словом «шинель»?

шинель

Вы догадались, о чем пойдет речь в произведении, с которым вам предстоит познакомиться?

Правильно, о шинели. Поговорите в группах и попытайтесь предположить, о чем может быть это произведение, и какие люди могут быть героями этого произведения.

3.Реализация. (Метод направленного чтения)

А) Чтение первого отрывка. - Обратите внимания на героя произведения, его внешность

(«В одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморриадальным…Что ж делать! Виноват петербургский климат. Что касается до чина, то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин. Имя его было Акакий Акакиевич.»)

- Мы познакомились с героем рассказа. Что вы скажете о нем? Какое представление сложилось у вас о нем? Поработайте в группах.

- В данном отрывке говорится о шинели?

В) Чтение второго отрывка. - Где он служил? Как проходила его служба (работа)?

(«Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько ни переменилось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым в вицмундире и с лысиной на голове.

Г) Чтение третьего отрывка. - Как коллеги к нему относились?

«В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически…Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, 70-летнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним»)

-Что вы узнали о герое, об отношении к нему начальства, чиновников? Почему, как вы думаете, к нему так относятся? Подумайте, почему он не защищал себя? Какие детали вас поразили в данном отрывке.

- А в этом отрывке говорится что-нибудь о шинели?

-Посовещайтесь и ответьте на вопросы.

Д) Чтение четвертого отрывка. А как наш герой относился к работе? Почему Акакий Акакиевич не смог справиться с новой должностью?

(«Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его. Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники; но выслужил он, как выражались остряки, пряжку в петлицу, да нажил гемморой в поясницу. Нельзя сказать, чтобы не было к нему никакого внимания. Один директор, будучи добрый человек и желая вознаградить его за долгую службу, приказал дать ему что-нибудь поважнее, чем обыкновенное переписыванье; именно из готового уже велено было ему сделать какое-то отношение в другое присутственное место; дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье. Он вспотел совершенно, тер лоб и наконец, сказал: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь.» С тех пор оставили его навсегда переписывать. Вне этого

переписывания, казалось, для него ничего не существовало»)

Почему его относят к понятию «маленький человек»?

Сделаем вывод о жизни маленького человека.

Какова жизнь маленького человека? (выскажитесь по прочитанным отрывкам)

Жизнь маленького человека - простейшая

- примитивная

- нетворческая

- примирившийся со своей участью

- не хочет, не может изменить свою жизнь

(Переписывание канцелярских бумаг - это простейшее дело, примитивное, нетворческое, достойное скорее автомата, чем человека. И этим делом занимался всю жизнь Акакий Акакиевич! Собственно, к другому делу он и не способен, другого он и не хочет, не может, вполне примирившись со своею участью)

Е) Чтение пятого отрывка. Обратите внимания на одежду Акакия Акакиевича? Что она из себе представляла?

(«Акакий Акакиевич с некоторого времени начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало пропекать в спину и плечо, несмотря на то, что он старался перебежать как можно скорее законное пространство. Он подумал, наконец, не заключается ли каких грехов в его шинели. Рассмотрев ее хорошенько у себя дома, он открыл, что в двух-трех местах, именно на спине и на плечах, она сделалась точная серпянка; сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась. Надобно знать, что шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом. В самом деле, она имела какое-то странное устройство: воротник ее уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей ее. »)

-Что вы узнали о шинели героя? Как называли его сослуживцы?

И) Чтение шестого отрывка. - Обратите внимание, на какие жертвы идет герой ради приобретения новой шинели? Сможет ли герой достать новую шинель?

(« По истечении всякого полугода он ревизовал накопившуюся медную сумму и заменял ее мелким серебром. Так продолжал он с давних пор, и , таким образом в продолжение нескольких лет оказалось накопившейся суммы более чем на сорок рублей? Итак, половина была в руках; но где взять другую половину? Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобиться делать , идти в комнату к хозяйке и работать при ее свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок, как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз , приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате.…Сначала ему было несколько трудно привыкать, но потом как-то привыклось и пошло на лад; зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С тех пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, - и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность - словом, все колеблющиеся и неопреденные черты. Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли.»)

-Что изменилось в поведении, поступках героя? В чем он видит смысл жизни?

М) Чтение седьмого отрывка.

(«Это было…трудно сказать, в который именно день, но, вероятно, в день самый торжественный в жизни Акакия Акакиевича, когда Петрович принес, наконец, шинель. Акакий Акакиевич шел в самом праздничном расположении всех чувств. Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия. В швейцарской он скинул шинель, осмотрел ее кругом и поручил в особенный надзор швейцару. Неизвестно, каким образом в департаменте все вдруг узнали, что у Акакия Акакиевича новая шинель и что капота больше не существует. Начали поздравлять его, приветствовать. Этот весь день был для Акакия Акакиевича точно самый большой торжественный праздник. Он пришел домой в самом счастливом расположении духа, скинул шинель и повесил ее бережно на стене, налюбовавшись еще раз сукном и подкладкой, и потом нарочно вытащил, для сравненья, прежний капот свой, совершенно расползшийся. Он взглянул на него, и сам даже засмеялся: такая была далекая разница!»)

-Какие чувства вызывала новая шинель у героя?

Н) Чтение восьмого отрывка. Посмотрите, что же случится дальше?

(« Веселость Акакия Акакиевича как-то здесь значительно уменьшилось. Он вступил на площадь не без какой-то невольной боязни, точно как будто сердце его предчувствовало что-то недоброе. Он оглянулся

назад и по сторонам: точное море вокруг него. «Нет, лучше и не глядеть»,- подумал и шел, закрыв глаза, и когда открыл их, чтобы узнать, близко ли конец площади, увидел вдруг, что перед ним стоят почти перед носом какие-то люди с усами..У него затуманило в глазах и забилось в груди. «А ведь шинель-то моя!»- сказал один из них громовым голосом, схватившись за воротник. Акакий Акакиевич хотел было уже закричать «караул», как другой приставил ему к самому рту кулак величиною в чиновничью голову, примолвив: «А вот только крикни!» Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал. Через несколько минут он опомнился и поднялся на ноги, но уж никого не было. Он почувствовал, что в поле холодно и шинели нет, стал кричать, но голос, казалось, и не думал долетать до концов площади»)

- Что вы можете сказать о случившемся? (выступление учащихся)

4.Рефлексия.

Дополнение к ассоциативной карте.

-Теперь, после прочтения фрагментов из повести, можете ли добавить что-нибудь к ассоциативному ряду?

капот

вся жизнь

смысл жизни

шинель счастье

подруга

вещь насущно необходимая

-Почему «Шинель» после выхода в печать произвела сильнейшее впечатление на современников?

Постарайтесь найти ответ на этот вопрос в следующем отрывке.

Найдите девятый отрывок: (чтение отрывка учителем)

«Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории ; про его хозяйку, 70-летнюю старуху, говорили, что она бьет его , спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил, было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным... »)

Общие выводы учащихся: встреча молодого человека с Акакием Акакиевичем не только потрясла его, она оказала решающее воздействие на всю его жизнь, перевернула все его понятия и представления. Для него это открытие, и это открытие касалось самой сути людских отношений. Ведь для окружающих Акакия Акакиевича людей - светских и не светских - он был не человеком, а каким-то низшим существом, чуть ли не насекомым. « Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха». Молодой же чиновник впервые увидел в гонимом и всеми презираемом существе - ЧЕЛОВЕКА.

Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Это могли сказать и Белинский, и Герцен, и Достоевский, и Тургенев, а потом скажет и Горький

А теперь, ребята, что можно сказать о «Шинели»? Используя слова, выскажитесь по поводу прочитанного.

Словарная работа

Милосердие - рақымшылық, рақымдылық

Сочувствие - жанашырлық, көңіл білдіру

Сострадание -рақымдылық, қайғыға ортақтасу, аяушылық білдіру

Гуманность - адамгершілік, кішіпейілдік

Гоголь

«Шинель»

гуманизм милосердие сострадание

5. Рефлексия. Позвольте подвести итог урока.

- Сумел ли Гоголь в повести «Шинель» вызвать у читателя чувства милосердия, гуманизма, человечности?

- Затронула ли повесть струнки в ваших душах?

- Вызвал ли у вас чтение повести чувства сострадания, милосердия, сочувствия к маленькому человеку?

-Мы с вами прочитали о жизни маленького человека. Напишите свои размышления в форме эссе.

6Домашнее задание. Эссе (темы уч-ся определяют сами)



© 2010-2022