- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока: Согласование подлежащего со сказуемым
Конспект урока: Согласование подлежащего со сказуемым
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вдовина Т.А. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Утверждено:_________________________________
Учитель:
Учитель русского языка и литературы II категории III(базового) уровня:
Вдовина Татьяна Александровна
Класс:
8 русский
Предмет:
Русский язык
Дата:
27.10.14
Тема урока:
Согласование подлежащего со сказуемым
Цели урока:
закрепление знаний учащихся о главных членах предложения и определение подлежащего и сказуемого - грамматической основы предложения;
Задачи урока:
уметь находить главные члены предложения, ставить смысловые вопросы к главным членам предложения;
развивать интеллектуальную, коммуникативную, речевую культуру учащихся и память;
Результаты обучения:
ученики научатся находить главные члены предложения, определять грамматическую основу предложения
Тип урока
нестандартный урок: урок-сказка.
Оборудование
карточки с заданиями, мультимедийная презентация, картинки из сказок, кроссворд, листики с заданиями, листики для оценивания, смайлики для рефлексии
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I.Организационный момент
1.Разминка «Заводные человечки»
Организовать направленное внимание на начало урока. Создание положительного настроя учащихся на урок и проверка готовности рабочих мест. Учитель приветствует детей
Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Учитель: Так как наш урок первый ,да еще и утром, я решила немного взбодрить учеников подвижной разминкой на дальнейшую работу.
Учитель на глазах детей рисует мелом на доске схемку и объясняет, что это заводные человечки, которые делают зарядку. Каждая поза имеет свой номер.
Для игровой тренировки учитель может называть числа то в обратном порядке, то вразбивку. Дети, которые оказались «невнимательными» и поймали себя на ошибке, как правило, смеются громче всех.
Когда ученики запомнили последовательность поз, можно внести следующее усложнение - словесный счет заменить хлопками ведущего. Хлопок - это сигнал для смены позы, а на какую именно - вспоминает каждый из участвующих сам.
Темп хлопков учитель может то убыстрять, то замедлять. Очень быстрый темп упражнения является явно трудным для большинства детей, а очень медленный - скучным.
Ученики проверяют наличие своих учебных принадлежностей.
Ученики, глядя на схему, несколько раз повторяют позы под диктовку учителем (ведущим) номеров, их обозначающих.
II. Стадия вызова.
1.Слово учителя
2.«Игра «Мозговой штурм»
Учитель: У нас не совсем обычный урок, а урок-сказка. Я приглашаю вас в сказочную страну, царство. Тридесятое государство языка. (Идут слайды 1,2 с изображениями сказочного царства и города).
Учитель: Вот мы у ворот сказочного города. (Слайд №3)
Злая фея Ошибка заколдовала их. Чтобы открыть ворота и зайти в город нужно разгадать зашифрованное название города.
«Игра «Мозговой штурм»
К
1
С
Л
О
В
О
2
И
З
М
Е
Н
И1
ТС
Ь
3
Н
А
Ч
А
Л
О1
4
Т
О
Ч
К
А
5
А
Л
Ф
А
В
И1
ТС
6
К
А
В
Ы
Ч
7
С
Л
О
Г
А
М1
8
И
М
Я
9
С
Л
О
В
О
С1
О
Ч
Е
Т
А
Н
И
Е
И
-
Оно состоит из букв и звуков.
-
Чтобы правильно определить окончание слова, его нужно …
-
Место приставки в слове.
-
Всегда ставится в конце повествовательного предложения.
-
Что необходимо хорошо знать для того, чтобы быстро найти слово в словаре.
-
Знак, который выделяет названия газет, журналов….
-
Слова переносятся по …
-
Его имеет каждый человек.
-
Оно состоит из главного и зависимого слова.
Учитель: Читаем сверху вниз и смотрим, какое слово у нас получилось. СИНТАКСИС. Значит наш сказочный город - это город СИНТАКСИС.
Но почему же ворота не открываются ?! Что же изучает синтаксис?
Ученики: Синтаксис изучает словосочетание и предложение. (Слайд №4)
Учитель: Открываются ворота города. Мы в сказочном городе Синтаксис. Приглашаем и наших гостей вместе с нами осмотреть этот город. Первая улица на нашем пути - это улица Словосочетание. (Слайд 5)
Учитель: Открываются ворота города. Мы в сказочном городе Синтаксис. Приглашаем и наших гостей вместе с нами осмотреть этот город. Первая улица на нашем пути - это улица Словосочетание. (Слайд 5)
рассматривают картинки
ученики разгадывают кроссворд
III.Стадия осмысления
1.Работа в парах с карточками-листиками
Учитель: Злая фея заколдовала эту улицу. Для того чтобы пройти по этой улице необходимо выполнить задания.
Карточки. (В виде кленового листа).
Работа в парах с карточками-листиками.
Проверка и анализ выполненных заданий.
ученики получают карточки и работают задания парами
2.Оценивание
взаимооценивание
«Листики»
Проверяем правильность выполнения заданий на карточках. При правильном ответе раздаю ученикам листики.
обмениваются тетрадками и оценивают друг друга
Учитель: мы безопасно преодолели эту улицу. Никто не нарушал правила дорожного движения?
Учитель: мы добрались до новой улицы, прочитайте ее название и скажите коротко, что это за улица
Наименьшая единица общения, которая выражает законченную мысль и имеет интонацию завершенности.
Мы любим осень.
Ученики: ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Учитель: Да, это улица Предложение. (Слайд 11).
ученики слушают учителя, читают предложение, записанное на доске и отгадывают, как же называется эта улица.
2.Работа с учебником
а)Чтение правила учебника стр. _______
Здесь мы узнаем о способах выражения подлежащего и сказуемого
Подлежащее может быть выражено
Сказуемое может быть выражено
знакомство с правилом по новой теме
записывают в тетради
Учитель: Мы узнали, что такое главные члены предложения. Но хотелось бы всегда лучше узнать своих новых знакомых.
Злая фея опять строит свои козни, но мы не сдадимся, ведь, правда ?!
3.Игра-путаница
(По цепочке у доски)
а) Игра-путаница (По цепочке у доски)
Определите границы предложений и подчеркните главные члены предложения.
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке
Учащиеся: По очереди называют предложения, записывают их и подчеркивают главные члены, называют, какой частью речи выражены подлежащие и сказуемые.
1. В реке там рыба.
2. На бугре мычит корова.
3. В конуре собака лает.
4. На заборе поет синичка.
5. В коридоре играют дети.
6. На стене висит картина.
7. На окне узоры инея.
8. В печурке горят дрова.
9. В руках девчурки нарядная там кукла.
10. Коньки к зиме готовят там.
11. Очки лежат для бабушки.
12. Тетрадки всегда содержатся в порядке.
Учитель: Скажите, ребята, во всех ли предложениях есть оба главные члены предложения?
Ученики: Нет. в 1,7,9 предложениях есть только подлежащее, а сказуемых нет. В 10 предложении - только сказуемое.
Учитель: Какой можно сделать вывод?
Ученики: В предложении не всегда два главных члена предложения, предложение может быть и с одним главным членом.
получают задание и приступают к его выполнению
4.Оцениване
взаимопроверка
проверяют у доски
5.Физминутка
Физкультминутка позволяющая повторить правила .
У: Встаньте, вытяните правую ножку и в воздухе напишите слово "УДАЧА", потом левой "ЩАВЕЛЬ". Правым локтем напишите слово "ВОРЧУН", левым "ЩУКА", правым "ЛЫЖИ", левым "ШИШКА". Какое правило орфографии вы вспомнили?
выполняют движения,
IV.Стадия Рефлексии
1.Форм-ное оцен -ние. «Похвала »
и суммативное
2. Дом. задание:
3.Прием «Настроение»
Учитель хвалит учеников активно участвующих на уроке.
Выставляет оценки за урок и комментирует.
Правило на стр______________ упр ______
На экране показываю смайлики разного выражения лица и прошу ребят выбрать то выражение лица, которое соответствует их настроению к концу урока.
Учитель: Быть счастливым - значит быть умным и образованным, поэтому учитесь и будьте счастливы.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь,
Говорю я: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»
выслушивают свои оценки
Записывают д/з.
Ученики пишут свое мнение об уроке
К
1
С
Л
О
В
О
2
И
З
М
Е
Н
И1
ТС
Ь
3
Н
А
Ч
А
Л
О1
4
Т
О
Ч
К
А
5
А
Л
Ф
А
В
И1
ТС
6
К
А
В
Ы
Ч
7
С
Л
О
Г
А
М1
8
И
М
Я
9
С
Л
О
В
О
С1
О
Ч
Е
Т
А
Н
И
Е
И
-
Оно состоит из букв и звуков.
-
Чтобы правильно определить окончание слова, его нужно …
-
Место приставки в слове.
-
Всегда ставится в конце повествовательного предложения.
-
Что необходимо хорошо знать для того, чтобы быстро найти слово в словаре.
-
Знак, который выделяет названия газет, журналов….
-
Слова переносятся по …
-
Его имеет каждый человек.
-
Оно состоит из главного и зависимого слова.
Учитель: Открываются ворота города. Мы в сказочном городе Синтаксис. Приглашаем и наших гостей вместе с нами осмотреть этот город. Первая улица на нашем пути - это улица Словосочетание. (Слайд 5)
Учитель: Злая фея заколдовала эту улицу. Для того чтобы пройти по этой улице необходимо выполнить задания. Карточки. (В виде кленового листа).
в) Работа в парах с карточками.