- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по дисциплине Русский язык и культура речи
Рабочая программа по дисциплине Русский язык и культура речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маркова О.В. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский авиационный техникум имени В.П. Чкалова»
(ГБПОУ ВО «ВАТ имени В.П. Чкалова»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Специальность:
230111 Компьютерные сети
Квалификации:
техник по компьютерным сетям
Форма обучения:
очная
Воронеж
2016
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии Общих гуманитарных и социальных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
________________ Е.А. Уваров
Протокол № « » _____________ 2016 г.
«_____» _______________ 2016 г.
Председатель _____________ Т.И. Попова
МП
СОГЛАСОВАНО
Методист
_________________ М.А. Бронякина
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 230111 Компьютерные сети.
Организация-разработчик:
ГБПОУ ВО «ВАТ имени В.П. Чкалова»
Разработчик:
Маркова О.В., преподаватель ГБПОУ ВО «ВАТ имени В.П. Чкалова»
Рецензент:
Севастьянова Э.С., преподаватель ГБПОУ ВО «ВАТ имени В.П. Чкалова»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ рУССКИЙ ЯЗЫК и культура речи
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
1.1. Область применения программы
Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с учебным планом ГОБУ СПО ВО «ВАТ имени В.П. Чкалова» и введена для повышения общеобразовательного уровня студентов специальности - 230111 Компьютерные сети.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке в образовательных учреждениях СПО и НПО технического профиля.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина вводится образовательным учреждением в общий гуманитарный и социально-экономический цикл - ОГСЭ
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» студент должен:
знать:
-
признаки литературного языка и виды речевых норм;
-
свойства грамотной речи;
-
различные языковые единицы и средства выразительности;
-
функциональные стили литературного языка;
уметь:
-
создавать тексты как в устной, так и в письменной форме;
-
находить и исправлять речевые ошибки (орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические);
-
определять функционально-стилевую принадлежность слов, предложений в тексте;
-
пользоваться различными видами словарей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
развития речевых возможностей, обогащения собственного тезауруса;
-
повышения уровня культуры речи;
-
достижения поставленных коммуникативных целей в различных современных сферах деятельности;
-
формирования компетенции в области родного русского языка;
-
работы в коллективе и в команде, эффективного общения с однокурсниками, руководством.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 64 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 50 часов;
самостоятельной работы студента 14 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
64
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
50
в том числе:
теоретические занятия
30
практические работы
20
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
14
в том числе:
рефераты
сочинение
орфоэпический минимум (словарик)
упражнения
работа с пособием
6
2
1
2
3
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Введение
Тема 1.1
Культура речи как наука
Содержание учебного материала:
1
Специфика культуры речи как дисциплины.
2
1
2
Признаки литературного языка.
1
3
Виды языковых норм.
1
Самостоятельная работа студентов: Сочинение на тему: «Роль культуры речи в моей жизни».
2
Тема 1.2
Свойства грамотной речи
Содержание учебного материала:
1
Понятие о качествах речи.
2
1
2
Характеристика основных требований к грамотной речи (правильность, логичность, уместность, доступность, богатство и др.).
2
Практическое занятие
2
1 Понятие о культуре речи и свойствах грамотной речи
Раздел 2.
Языковые нормы
Тема 2.1
Орфоэпическая норма
Содержание учебного материала:
1
Орфоэпия. Основные орфоэпические правила.
2
1
2
Особенности русского ударения.
2
Практическое занятие
2
2 Своеобразие орфоэпической нормы
Самостоятельная работа студента: выучить орфоэпический минимум слов
1
Тема 2.2
Грамматическая
(морфологи-
ческая) норма
Содержание учебного материала:
1
Термин «грамматическая норма».
2
1
2
Основные случаи применения грамматической нормы.
2
Практическое занятие
2
3 Морфологическая норма русского языка
Самостоятельная работа студента: выполнение упражнения
1
Тема 2.3
Лексическая норма
Содержание учебного материала:
1
Своеобразие лексической нормы.
2
2
2
Речевые ошибки при нарушении лексической нормы.
3
Практическое занятие
2
4 Лексическая норма русского языка
Тема 2.4
Синтаксическая норма
Содержание учебного материала:
1
Понятие о синтаксической норме.
2
1
2
Выразительные возможности русского синтаксиса.
2
Практическое занятие
2
5 Особенности синтаксической нормы
Раздел 3.
Лексика и фразеология
Тема 3.1
Лексическая стилистика
Содержание учебного материала:
1
Лексика - раздел русского языка.
2
1
2
Основные группы лексической стилистики.
2
3
Значение стилистических возможностей.
3
Самостоятельная работа студента: Реферат по теме: «Лексические средства и приёмы».
2
Тема 3.2
Изобразительно-выразительные средства
Содержание учебного материала:
1
Понятие о тропах.
2
2
2
Многообразие выразительных средств русского языка.
3
Практическое занятие
2
6 Выразительные возможности русского языка
Самостоятельная работа студента: Реферат по теме: «Что такое тропы?»
2
Тема 3.3
Русская фразеология
Содержание учебного материала:
1
Что изучает фразеология?
2
2
2
Происхождение устойчивых сочетаний слов.
3
Практическое занятие
2
7 Фразеологические единицы современного русского языка
Самостоятельная работа студентов: подбор пословиц, поговорок, афоризмов и т.п.
1
Тема 3.4
Словообразование
Содержание учебного материала:
1
Состав слов. Процессы словообразования
2
2
2
Стилистические возможности словообразования. Терминология.
2
Практическое занятие
2
8 Словообразование как раздел науки о языке
Самостоятельная работа студентов: выполнение упражнения
1
Раздел 4.
Стилистика текста
Тема 4.1
Смысловые типы текста
Содержание учебного материала:
1
Текст и его структура.
2
1
2
Повествование. Описание. Рассуждение.
2
Тема 4.2
Функциональные стили речи
Содержание учебного материала:
1
Понятие о функциональном стиле речи.
2
2
2
Характеристика функциональных стилей речи.
3
Практическое занятие
2
9 Художественный текст и его структура
Самостоятельная работа студента: Реферат по теме: «Функциональные стили речи».
2
Тема 4.3
Принципы русской орфографии и пунктуации
Содержание учебного материала:
1
Русское письмо.
2
2
2
Принципы русской орфографии и пунктуации.
2
Практическое занятие
2
10 Орфография и пунктуация русского языка
Самостоятельная работа студента: работа с пособием
2
Тема 4.4
Интонация и её значение
Содержание учебного материала:
1
Интонация как средство звучащей речи.
2
2
2
Правила оформления прямой речи, цитат, диалогов.
3
Итоговое занятие Дифференцированный зачёт
2
Всего
64
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
-
учебная мебель;
-
учебная доска;
-
учебники;
-
методические пособия;
-
видеозаписи;
-
технические средства обучения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Тищенкова Л. М. Русский язык и культура речи: учебник / Л.М. Тищенкова. - М.: ЭКОЛИТ, 2012.- 208 с.
-
Введенская Л. А. Культура речи: учебник для студентов средних специальных заведений / Л.А. Введенская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 448 с.
-
Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие для средних специальных заведений / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 384 с.
Дополнительные источники:
-
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева - М.: Академия, 2008. - 320 с.
-
Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник / Н.В. Кузнецова - М.: ФОРУМ, 2010. - 368 с.
-
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебник / И.Б. Голуб - М.: Логос, 2004. - 344 с.
4. Ганапольская Е.В., Хохлов А.В. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Е.В. Ганапольская, А.В. Хохлов - СПб: ПИТЕР, 2010. - 336 с.
5. Стернин И.А. Практическая риторика / И.А. Стернин - М.: Академия, 2007. - 272 с.
Интернет-ресурсы:
1. Национальный корпус русского языка ruscompora.ru
2. Информационно-справочный портал по культуре письменной речи ГРАММА.ру gramma.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умение различать признаки литературного языка
проверка и оценка знаний студентов в ходе фронтального опроса, написания орфоэпического диктанта, при выполнении практических заданий
использование приобретённых знаний и умений для создания текста и в устной, и в письменной речи
проверка и оценка знаний студентов при написании сочинения, при подготовке реферата, при устных ответах на вопросы
использование приобретённых знаний и умений для применения в речи разнообразных видов литературных норм, языковых приёмов и средств
проверка и оценка знаний студентов в ходе решения проблемно-познавательных вопросов, во время выступления с рефератом, в ходе участия студентов в дискуссиях, при выполнении практических заданий
умение находить речевые ошибки и знать способы их исправления
проверка и оценка умений студентов в ходе рецензий на выступления одногруппников, при обсуждении коммуникативных ситуаций, путем проведения практических заданий и тестов
умение различать функциональные разновидности языка
проверка качества приобретенных знаний и умений и их практического применения в ходе написания сочинения, рефератов, при выполнении тренировочных упражнений
умение пользоваться различными видами словарей
проверка и оценка умений студентов во время работы со словарями при выполнении практических заданий, при подготовке устных ответов и рефератов