- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема: «Зимующие птицы: снегирь»
Тема: «Зимующие птицы: снегирь»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бурик Н.В. |
Дата | 12.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение ХМАО - Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа- интернат VIII вида»
КОНКУРС
«УЧИТЕЛЬ! ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ!»
НОМИНАЦИЯ:
«МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА»
УРОК УСТНОЙ РЕЧИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ: СНЕГИРЬ»
Составитель:
Бурик Наталья Владимировна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Адрес:
628212, ХМАО-Югра,
Тюменская область,
Кондинский район,
с.Леуши,
ул.Волгоградская 51.
тел/факс 8 (34677) 37-0-99,
37-6-11
E-mail: korshk @ mail. ru
с. Леуши, 2011г.
Тема: «Зимующие птицы: снегирь».
Цель: Уточнение и систематизация знаний учащихся о зимующих птицах на примере снегиря.
Задачи: 1. Формирование умения составлять рассказ по плану.
2. Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.
Развитие устной речи учащихся посредством обогащения словарного запаса учащихся.
3. Воспитание бережного отношения к живой природе посредством создания условий для активной познавательной деятельности учащихся.
Оборудование: предметные картинки, шаблоны птиц, ТСО, аудиозапись с голосами птиц, зеркала, разрезные картинки.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Учитель: Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Учитель: Назовите дату, день недели.
Ученик называет дату и день недели, остальные учащиеся записывают дату в тетрадь. Проводится словарная работа.
Учитель: Какой у нас урок?
Ученик: У нас урок устной речи.
Учитель: Чему мы учимся на этом уроке?
Ученик: Мы учимся красиво и правильно говорить, чтобы стать грамотными.
Учитель: Прочитайте девиз нашего урока.
Ученики: «Говорю неторопливо, очень чётко и красиво».
-
Речевая разминка.
Учитель: Для того, чтобы говорить неторопливо, очень чётко и красиво, проведём разминку.
Учитель проговаривает тексты упражнений, ученики перед зеркалами выполняют нужное задание.
1.Язык лопаткой положи 2. Квака любит улыбаться.
И спокойно подержи. Рот у Кваки до ушей,
Язык иголочкой потом Хоть завязочки пришей.
И потянем остриём.
3. А теперь слонёнок я 4. А теперь я дудочка,
Хоботок есть у меня. Дудочка - погудочка.
5. Красить комнаты пора. 6. На лесной опушке
Пригласили маляра. Вырос гриб волнушка.
Маляру мы помогаем. Ушки на макушке.
Рот пошире открываем.
7. Учащиеся вместе с учителем выполняют упражнения для пальцев рук с проговариванием.
Пальцы - дружная семья.
Друг без друга им нельзя.
Вот - большой,
А это - средний, безымянный и последний -
Наш мизинчик - малышок.
Указательный забыли!
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем их соединять и движенья выполнять.
Мы рога козы покажем
И рога оленя даже.
Мы про зайку не забудем,
Ушками мы двигать будем.
Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить.
-
Введение в тему.
-
Упражнения в классификации.
У учителя на панно картинки с изображением птиц.
(Предметные картинки: дятел, воробей, ворона, сорока, снегирь, синица)
Учитель: Как можно назвать одним словом все предметы?
Ученик: Это птицы.
Учитель: По каким признакам вы это определили.
Ученик: У птиц тело покрыто перьями, две ноги, есть клюв и перья.
Учитель: Какие это птицы?
Ученик: Это зимующие птицы.
Учитель: Почему их так называют?
Ученик: Они остаются зимовать в наших краях.
Учитель: Птиц на земном шаре очень много. Они встречаются на всех материках и островах. А знаете ли вы, что самую маленькую птицу зовут колибри. Она питается нектаром растений. А это пингвин. Он отличается от других представителей тем, что не умеет летать. (1, 2 слайды)
-
Сообщение темы и целей урока.
Учитель: О какой птице мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Ученик: Снегирь.
Учитель: Выбери из ряда картинок с изображением птиц ту, о которой я говорю.
Ученик выбирает нужную картинку.
Учитель: Посмотрите на экран и прочитайте тему нашего урока. (3 слайд)
Зимующие птицы: снегирь.
Учитель: Молодцы! Тема нашего урока «Зимующие птицы: снегирь». Запишите тему в тетрадь.
Проводится словарная работа.
Учитель: Как вы думаете, от какого слова образовано слово снегирь?
Ученик: Я думаю, что от слова снег.
Учитель: Правильно. Прочитайте поговорку. Объясните её смысл.
Ученик: Снегирь прилетит - о зиме известит. Если прилетели снегири, значит наступила зима.
-
Изучение нового.
-
Словарная работа и рассказ учителя.
Учитель: Рассмотрите картинки, назовите птиц. (4 слайд)
Ученик: Это снегири.
Учитель: Зимой случается увидеть такое чудо: стоит заснеженное дерево, а на нём пламенеют румяные яблоки. Присмотришься - а это вовсе не яблоки. Это опустилась на дерево стайка снегирей. Грудка у снегиря красная, яркая, как бочок спелого яблока. На голове словно чёрная шапочка. Крылья тоже чёрные, спинка голубовато - серая, а надхвостье и подхвостье чисто - белые. Так нарядны только самцы - снегуры. А снегурки, как и все птицы - самочки, окрашены поскромнее. Красный цвет у них заменён серым. А размером снегирь немногим больше воробья.
Снегири - северяне, они - жители таёжных лесов. В среднюю же полосу они прилетают «погреться», когда на их родине начинаются трескучие морозы. В марте - апреле они вновь возвращаются в родные места. Построят на подходящей ели гнездо, снегурка отложит в него 5 - 6 голубоватых яиц и начнёт их насиживать. Снегур в это время заботится о ней - подкармливает, иногда сменяет на гнезде. Недели через две в гнезде уже разевают клювы птенцы - пора выкармливать потомство. И родители без устали разыскивают семена, молодые листики, цветы, изредка насекомых и несут их птенцам.
В родительских хлопотах быстро проходит лето. Вновь наступает зима. И если она выдастся в тех краях особенно суровая, жителям средней полосы опять повезёт увидеть где-нибудь в саду или парке стайку ярко-грудых птиц на заснеженном дереве.
(5 - 12 слайды)
Учитель: А знаете ли вы, что едва первые птенцы станут самостоятельными, то снегурка уже снова насиживает яйца. У снегирей в одно лето дважды бывают птенцы.
-
Составление описательного рассказа по плану.
Учитель: Сегодня мы будем составлять рассказ о снегире по плану.
На доске записан план:
План.
-
Кто это?
-
Какая это птица? Почему?
-
Какие части тела ты можешь назвать?
-
Чем питается?
-
Что нового ты узнал об этой птице? (13 слайд)
Ученики при фронтальном опросе отвечают, опираясь на вопросы учителя, пункты плана и слайд.
-
Физкультурная минутка.
Мы на лыжах в лес идём,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Учащиеся имитируют ходьбу на лыжах.
Вдруг поднялся сильный ветер.
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
Поднимают руки вверх и в стороны, размахивают ими.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Ну а мы идём, идём
И к себе приходим в дом.
Ходьба на месте.
-
Обобщение и закрепление.
-
Упражнения в составлении рассказа.
Учитель: О какой птице мы сегодня говорим?
Ученик: Мы сегодня говорим о снегире.
Учитель: Расскажите, пожалуйста, по плану об этой птице.
Один из учеников составляет рассказ, опираясь на пункты плана и помощь учителя.
При необходимости остальные дети дополняют ответы ученика.
Примерный рассказ ученика.
Это снегирь. Снегирь - это зимующая птица. Он прилетает в наши леса поздней осенью или в начале зимы. Основные части тела: голова, туловище, ноги, хвост, крылья, клюв. Всё тело покрыто перьями. У самца грудка красного цвета, а у самки - серого.
Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут и выкормят птенцов.
-
Работа в тетрадях.
Учитель: Обведите по шаблону птицу и подпишите основные части тела. Раскрасьте птицу в нужные цвета.
Ученики самостоятельно выполняют задание.
Проводится индивидуальная работа со слабыми учащимися.
VII. Итоговое воспроизведение.
Учитель: Какой у нас был урок?
Ученик: У нас был урок устной речи.
Учитель: Чему мы учимся на этом уроке?
Ученик: Мы учимся грамотно, правильно, красиво говорить.
Учитель: Прочитайте девиз нашего урока.
Ученики: «Говорю неторопливо, очень чётко и красиво».
-
Игра «Вопрос - ответ».
Учитель: Сейчас мы поиграем в игру «Вопрос - ответ».
Учитель задаёт вопрос и кидает мяч ученику. Ученик отвечает на вопрос и возвращает мяч обратно.
Учитель: О ком мы сегодня говорили?
Ученик: Мы сегодня говорили о снегире.
Учитель: Как зовут самца?
Ученик: Самца зовут снегур.
Учитель: Как зовут самку?
Ученик: Самку зовут снегурка.
Учитель: Чем отличается внешне самка от самца.
Ученик: У самки грудка серого цвета, а у самца красного.
Учитель: К какой группе предметов мы отнесём снегиря? Почему?
Ученик: Снегирь - это птица, потому что его тело покрыто перьями, у него две ноги, есть крылья, он умеет летать.
Учитель: Почему снегирь - зимующая птица?
Ученик : Он остаётся зимовать в наших лесах.
Учитель: Чем питается снегирь?
Ученик: Снегири питаются семенами растений, рябиной.
Учитель: Что ещё вы узнали про снегиря?
Ученик: Весной снегири улетают далеко на север и там выводят птенцов. Самка за лето два раза выводит птенцов.
-
Упражнения в складывании осколочных картинок.
Учитель: Сейчас соберите картинку из данных частей.
Учащиеся складывают осколочные картинки с изображением птиц в сопровождении аудиозаписи. Проводится индивидуальная и дифференцированная работа.
-
Оценивание работ учащихся.
Учитель: Сегодня на уроке вы все занимались замечательно. Спасибо вам за работу!
-
Заключительное слово учителя.
Учитель: Значение птиц в природе трудно переоценить. Одни птицы распространяют семена растений. Хищные птицы, поедая мелких зверьков, ящериц и лягушек, регулируют их численность в природе. Насекомоядные птицы полезны для растений, так как уничтожают насекомых - вредителей и их личинок. Поэтому, привлечение в сады и парки насекомоядных птиц помогает защитить урожай от насекомых - вредителей. Учитывая огромную пользу, приносимую птицами, человек старается их охранять. И особенная роль здесь отводится заповедникам и зоопаркам. Охрана взрослых птиц осуществляется не только в местах их гнездования, зимовок, но и в местах кормёжки. Чтобы птицы не погибли зимой, их нужно подкармливать. Для этого в парках, садах и на балконах необходимо делать кормушки и следить, чтобы они не пустовали.
Список литературы:
-
Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. Под ред. Заляловой Т.С. - М.: Просвещение, 1990.
-
А.Х.Тамбиев. Я познаю мир. Детская энциклопедия. - М.:ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2001год.
-
А.Теремов, В.Рохлов. Занимательная зоология. - М.:АСТ-ПРЕСС, 1999.
-
Что такое. Кто такой. Т. 3. - М.: Педагогика - Пресс. Издательский Дом «Современная педагогика», 2001/