Тема: «Зимующие птицы: снегирь»

Тема: «Зимующие птицы: снегирь». Цель: Уточнение и систематизация знаний учащихся о зимующих птицах на примере снегиря. Задачи: 1. Формирование умения составлять рассказ по плану.                2. Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.                    Развитие устной речи учащихся посредством обогащения словарного запаса  учащихся.                             3. Воспитание бережного отношения к живой природе посредством создания   условий для активной познавательной деяте...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КТема: «Зимующие птицы: снегирь»азенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение ХМАО - Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа- интернат VIII вида»




КОНКУРС

«УЧИТЕЛЬ! ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ!»

НОМИНАЦИЯ:

«МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА»

УРОК УСТНОЙ РЕЧИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА


«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ: СНЕГИРЬ»

Составитель:

Бурик Наталья Владимировна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория


Адрес:

628212, ХМАО-Югра,

Тюменская область,

Кондинский район,

с.Леуши,

ул.Волгоградская 51.

тел/факс 8 (34677) 37-0-99,

37-6-11

E-mail: korshk @ mail. ru


с. Леуши, 2011г.

Тема: «Зимующие птицы: снегирь».

Цель: Уточнение и систематизация знаний учащихся о зимующих птицах на примере снегиря.

Задачи: 1. Формирование умения составлять рассказ по плану.

2. Коррекция мышления на основе упражнений в классификации.

Развитие устной речи учащихся посредством обогащения словарного запаса учащихся.

3. Воспитание бережного отношения к живой природе посредством создания условий для активной познавательной деятельности учащихся.

Оборудование: предметные картинки, шаблоны птиц, ТСО, аудиозапись с голосами птиц, зеркала, разрезные картинки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Учитель: Назовите дату, день недели.

Ученик называет дату и день недели, остальные учащиеся записывают дату в тетрадь. Проводится словарная работа.

Учитель: Какой у нас урок?

Ученик: У нас урок устной речи.

Учитель: Чему мы учимся на этом уроке?

Ученик: Мы учимся красиво и правильно говорить, чтобы стать грамотными.

Учитель: Прочитайте девиз нашего урока.

Ученики: «Говорю неторопливо, очень чётко и красиво».

  1. Речевая разминка.

Учитель: Для того, чтобы говорить неторопливо, очень чётко и красиво, проведём разминку.

Учитель проговаривает тексты упражнений, ученики перед зеркалами выполняют нужное задание.

1.Язык лопаткой положи 2. Квака любит улыбаться.

И спокойно подержи. Рот у Кваки до ушей,

Язык иголочкой потом Хоть завязочки пришей.

И потянем остриём.

3. А теперь слонёнок я 4. А теперь я дудочка,

Хоботок есть у меня. Дудочка - погудочка.

5. Красить комнаты пора. 6. На лесной опушке

Пригласили маляра. Вырос гриб волнушка.

Маляру мы помогаем. Ушки на макушке.

Рот пошире открываем.

7. Учащиеся вместе с учителем выполняют упражнения для пальцев рук с проговариванием.

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

Вот - большой,

А это - средний, безымянный и последний -

Наш мизинчик - малышок.

Указательный забыли!

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять и движенья выполнять.

Мы рога козы покажем

И рога оленя даже.

Мы про зайку не забудем,

Ушками мы двигать будем.

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить.

  1. Введение в тему.

  1. Упражнения в классификации.

У учителя на панно картинки с изображением птиц.

(Предметные картинки: дятел, воробей, ворона, сорока, снегирь, синица)

Учитель: Как можно назвать одним словом все предметы?

Ученик: Это птицы.

Учитель: По каким признакам вы это определили.

Ученик: У птиц тело покрыто перьями, две ноги, есть клюв и перья.

Учитель: Какие это птицы?

Ученик: Это зимующие птицы.

Учитель: Почему их так называют?

Ученик: Они остаются зимовать в наших краях.

Учитель: Птиц на земном шаре очень много. Они встречаются на всех материках и островах. А знаете ли вы, что самую маленькую птицу зовут колибри. Она питается нектаром растений. А это пингвин. Он отличается от других представителей тем, что не умеет летать. (1, 2 слайды)

Тема: «Зимующие птицы: снегирь»Тема: «Зимующие птицы: снегирь»

  1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: О какой птице мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

Ученик: Снегирь.

Учитель: Выбери из ряда картинок с изображением птиц ту, о которой я говорю.

Ученик выбирает нужную картинку.

Учитель: Посмотрите на экран и прочитайте тему нашего урока. (3 слайд)

Зимующие птицы: снегирь.

Тема: «Зимующие птицы: снегирь»

Учитель: Молодцы! Тема нашего урока «Зимующие птицы: снегирь». Запишите тему в тетрадь.

Проводится словарная работа.

Учитель: Как вы думаете, от какого слова образовано слово снегирь?

Ученик: Я думаю, что от слова снег.

Учитель: Правильно. Прочитайте поговорку. Объясните её смысл.

Ученик: Снегирь прилетит - о зиме известит. Если прилетели снегири, значит наступила зима.

  1. Изучение нового.

  1. Словарная работа и рассказ учителя.

Учитель: Рассмотрите картинки, назовите птиц. (4 слайд)

Тема: «Зимующие птицы: снегирь»

Ученик: Это снегири.

Учитель: Зимой случается увидеть такое чудо: стоит заснеженное дерево, а на нём пламенеют румяные яблоки. Присмотришься - а это вовсе не яблоки. Это опустилась на дерево стайка снегирей. Грудка у снегиря красная, яркая, как бочок спелого яблока. На голове словно чёрная шапочка. Крылья тоже чёрные, спинка голубовато - серая, а надхвостье и подхвостье чисто - белые. Так нарядны только самцы - снегуры. А снегурки, как и все птицы - самочки, окрашены поскромнее. Красный цвет у них заменён серым. А размером снегирь немногим больше воробья.

Снегири - северяне, они - жители таёжных лесов. В среднюю же полосу они прилетают «погреться», когда на их родине начинаются трескучие морозы. В марте - апреле они вновь возвращаются в родные места. Построят на подходящей ели гнездо, снегурка отложит в него 5 - 6 голубоватых яиц и начнёт их насиживать. Снегур в это время заботится о ней - подкармливает, иногда сменяет на гнезде. Недели через две в гнезде уже разевают клювы птенцы - пора выкармливать потомство. И родители без устали разыскивают семена, молодые листики, цветы, изредка насекомых и несут их птенцам.

В родительских хлопотах быстро проходит лето. Вновь наступает зима. И если она выдастся в тех краях особенно суровая, жителям средней полосы опять повезёт увидеть где-нибудь в саду или парке стайку ярко-грудых птиц на заснеженном дереве.

(5 - 12 слайды)

Тема: «Зимующие птицы: снегирь»Тема: «Зимующие птицы: снегирь»Тема: «Зимующие птицы: снегирь»

Тема: «Зимующие птицы: снегирь»Тема: «Зимующие птицы: снегирь»Тема: «Зимующие птицы: снегирь»

Тема: «Зимующие птицы: снегирь»Тема: «Зимующие птицы: снегирь»

Учитель: А знаете ли вы, что едва первые птенцы станут самостоятельными, то снегурка уже снова насиживает яйца. У снегирей в одно лето дважды бывают птенцы.

  1. Составление описательного рассказа по плану.

Учитель: Сегодня мы будем составлять рассказ о снегире по плану.

На доске записан план:

План.

  1. Кто это?

  2. Какая это птица? Почему?

  3. Какие части тела ты можешь назвать?

  4. Чем питается?

  5. Что нового ты узнал об этой птице? (13 слайд)

Тема: «Зимующие птицы: снегирь»

Ученики при фронтальном опросе отвечают, опираясь на вопросы учителя, пункты плана и слайд.

  1. Физкультурная минутка.

Мы на лыжах в лес идём,

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Учащиеся имитируют ходьбу на лыжах.

Вдруг поднялся сильный ветер.

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

Поднимают руки вверх и в стороны, размахивают ими.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Ну а мы идём, идём

И к себе приходим в дом.

Ходьба на месте.

  1. Обобщение и закрепление.

  1. Упражнения в составлении рассказа.

Учитель: О какой птице мы сегодня говорим?

Ученик: Мы сегодня говорим о снегире.

Учитель: Расскажите, пожалуйста, по плану об этой птице.

Один из учеников составляет рассказ, опираясь на пункты плана и помощь учителя.

При необходимости остальные дети дополняют ответы ученика.

Примерный рассказ ученика.

Это снегирь. Снегирь - это зимующая птица. Он прилетает в наши леса поздней осенью или в начале зимы. Основные части тела: голова, туловище, ноги, хвост, крылья, клюв. Всё тело покрыто перьями. У самца грудка красного цвета, а у самки - серого.

Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут и выкормят птенцов.

  1. Работа в тетрадях.

Учитель: Обведите по шаблону птицу и подпишите основные части тела. Раскрасьте птицу в нужные цвета.

Ученики самостоятельно выполняют задание.

Проводится индивидуальная работа со слабыми учащимися.

VII. Итоговое воспроизведение.

Учитель: Какой у нас был урок?

Ученик: У нас был урок устной речи.

Учитель: Чему мы учимся на этом уроке?

Ученик: Мы учимся грамотно, правильно, красиво говорить.

Учитель: Прочитайте девиз нашего урока.

Ученики: «Говорю неторопливо, очень чётко и красиво».

  1. Игра «Вопрос - ответ».

Учитель: Сейчас мы поиграем в игру «Вопрос - ответ».

Учитель задаёт вопрос и кидает мяч ученику. Ученик отвечает на вопрос и возвращает мяч обратно.

Учитель: О ком мы сегодня говорили?

Ученик: Мы сегодня говорили о снегире.

Учитель: Как зовут самца?

Ученик: Самца зовут снегур.

Учитель: Как зовут самку?

Ученик: Самку зовут снегурка.

Учитель: Чем отличается внешне самка от самца.

Ученик: У самки грудка серого цвета, а у самца красного.

Учитель: К какой группе предметов мы отнесём снегиря? Почему?

Ученик: Снегирь - это птица, потому что его тело покрыто перьями, у него две ноги, есть крылья, он умеет летать.

Учитель: Почему снегирь - зимующая птица?

Ученик : Он остаётся зимовать в наших лесах.

Учитель: Чем питается снегирь?

Ученик: Снегири питаются семенами растений, рябиной.

Учитель: Что ещё вы узнали про снегиря?

Ученик: Весной снегири улетают далеко на север и там выводят птенцов. Самка за лето два раза выводит птенцов.

  1. Упражнения в складывании осколочных картинок.

Учитель: Сейчас соберите картинку из данных частей.

Тема: «Зимующие птицы: снегирь»Тема: «Зимующие птицы: снегирь»Тема: «Зимующие птицы: снегирь»Тема: «Зимующие птицы: снегирь»

Тема: «Зимующие птицы: снегирь»Тема: «Зимующие птицы: снегирь»Тема: «Зимующие птицы: снегирь»Тема: «Зимующие птицы: снегирь»

Тема: «Зимующие птицы: снегирь»Тема: «Зимующие птицы: снегирь»Тема: «Зимующие птицы: снегирь»Тема: «Зимующие птицы: снегирь»

Учащиеся складывают осколочные картинки с изображением птиц в сопровождении аудиозаписи. Проводится индивидуальная и дифференцированная работа.

  1. Оценивание работ учащихся.

Учитель: Сегодня на уроке вы все занимались замечательно. Спасибо вам за работу!

  1. Заключительное слово учителя.

Учитель: Значение птиц в природе трудно переоценить. Одни птицы распространяют семена растений. Хищные птицы, поедая мелких зверьков, ящериц и лягушек, регулируют их численность в природе. Насекомоядные птицы полезны для растений, так как уничтожают насекомых - вредителей и их личинок. Поэтому, привлечение в сады и парки насекомоядных птиц помогает защитить урожай от насекомых - вредителей. Учитывая огромную пользу, приносимую птицами, человек старается их охранять. И особенная роль здесь отводится заповедникам и зоопаркам. Охрана взрослых птиц осуществляется не только в местах их гнездования, зимовок, но и в местах кормёжки. Чтобы птицы не погибли зимой, их нужно подкармливать. Для этого в парках, садах и на балконах необходимо делать кормушки и следить, чтобы они не пустовали.


Список литературы:

  1. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. Под ред. Заляловой Т.С. - М.: Просвещение, 1990.

  2. А.Х.Тамбиев. Я познаю мир. Детская энциклопедия. - М.:ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2001год.

  3. А.Теремов, В.Рохлов. Занимательная зоология. - М.:АСТ-ПРЕСС, 1999.

  4. Что такое. Кто такой. Т. 3. - М.: Педагогика - Пресс. Издательский Дом «Современная педагогика», 2001/


© 2010-2022